Скачать 272.98 Kb.
|
Н.А.Лаушкина Управление швейным предприятием в современных условиях Конспект лекций Тема 1. Введение. Характеристика предприятий выпускающих бытовую одежду 1.цели и задачи курса. 2. Роль предприятий малого бизнеса в рыночной экономике. 3. Особенности развития предприятий малого бизнеса. 1.1.цели и задачи курса Управление предприятием – это сложный процесс, который имеет как определенную форму, так и определенное содержание. Управление с одной стороны, играет вполне определенную роль на предприятии, а с другой стороны, как бы пронизывает всю его организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы его деятельности. Эти аспекты управления и рассматриваются в дисциплине «Управление шейным производством в современных условиях». 1.2. Роль предприятий малого бизнеса в рыночной экономике Швейные предприятия, выпускающие бытовую одежду можно отнести к малому бизнесу. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес ограничено включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Роль предприятий малого бизнеса проявляется том, что его развитие способствует:
1.3. Особенности развития предприятий малого бизнеса Важной областью малого бизнеса является обширная сфера услуг, где для предпринимательства имеются огромные возможности. Организуя сервисный бизнес, необходимо учитывать особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг, которые предопределяют структуру предприятий, их размещение. Особенности спроса и потребления услуг. В отличии от товаров услуги:
Особенности производства и предоставления услуг:
Указанные особенности непосредственно предопределяют организацию работы предприятия, процесс обслуживания потребителей. Важным вопросом организации сервисного бизнеса является выбор местоположения предприятия, при этом необходимо учитывать:
Учет этих факторов при размещении предприятия сервисного бизнеса будет способствовать созданию благоприятных условий для пользования его услугами, а, следовательно, успеху дела. Тема 2. характеристика структурных и произодственных подразделений швейных предприятий 1. Производственная структура швейного предприятия. 2. Принципы построения производственной структуры предприятий. 2.1. Производственная структура швейного предприятия. Производственной структурой швейного предприятия называется состав входящих в нее цехов, участков и отделов, порядок их размещения и формы связи для осуществления технологического процесса изготовления шейного изделия. Разработка производственной структуры является одним из важнейших моментов технико-экономического обоснования создания предприятия. Структурный состав швейного предприятия зависит от назначения, функций, выполняемых предприятием, его мощности, видов услуг, оказываемых населению, территориальной сферой обслуживания. Основным структурным подразделением большинства промышленных швейных предприятий является шейная фабрика. Швейная фабрика состоит из отдельных частей или производств, каждое из которых выполняет определенные задачи или функции. Такими частями являются: основное производство, вспомогательное производство, обслуживающее хозяйство, побочное производство, подсобное производство, непромышленное хозяйство. Ателье является основным структурным подразделением большинства швейных предприятий, работающих по индивидуальным заказам. В состав ателье входят приемный салон, склад материалов, участок запуска, склад готовых и подготовленных к примерке изделий, участок раскроя, швейный цех. Такой производственный состав обеспечивает полный цикл работы от приема заказов до выдачи готового изделия заказчику и является основным для структурных подразделений любого типа. Основным структурным подразделением швейного предприятия является цех, а при безцеховой работе – участок. Цехом называется производственно обособленное подразделение предприятия, на котором выполняют отдельные иды или несколько видов швейных изделий (например, цех изготовления легкого платья). В цехах с большим объемом производства могут быть свои структурные подразделения - участки. На шейных предприятиях может также применяться безцеховая структура производства, при которой основной структурной частью становится производственные участки. Участок - структурное подразделение цеха, чаще всего специализированное по предметному принципу, территориально обособленное и имеющее руководителя. Участки включают в себя рабочие места. Правильной следует считать производственную структуру, если она экономична, т.е. если установлены рациональные производственные связи и пропорции между отдельными подразделениями: цехами, участками и рабочими местами основного производства, между основными цехами, с одной стороны и вспомогательными цехами и обслуживающим хозяйствами, с другой. Но наряду с этим необходимо стремиться к максимальному упрощению производственной структуры как предприятия в целом, так и его подразделений. 2.2. Принципы построения производственной структуры предприятий Применяются три принципа построения производственной структуры предприятий: а) предметный, б) технологический и в) смешанный. Предметный принцип построения производственной структуры характеризуется тем, что за каждым цехом закрепляется изготовление одного вида изделия или его части. При предметном построении цехов создаются благоприятные условия для внедрения поточных методов работы, роста производительности труда, снижения себестоимости, облегчается планирование и учет производства. Но вместе с тем оно требует наличия в каждом цехе полного комплекта технологического оборудования и не всегда обеспечивается его полная загрузка. При технологическом способе построения производственной структуры за отдельными цехами закрепляется выполнение комплекса однородных операций по изготовлению продукции. В таких цехах объединяется однородное по технологическому назначению оборудование (Например, подготовительный и раскройный цехи). При смешанном принципе организации цеха имеются признаки и предметного, и технологического принципов. Например, организация экспериментального цеха. Тема 3. Управление швейным предприятием 1. Характеристика общих положений. 2. Методы управления. 3. Виды структур управления. 3.1. Характеристика общих положений Управление производством руководитель осуществляет с помощью методов и рычагов управления. Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достигнуть поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов. Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). Например, чтобы повысить производительность труда на производственном участке, нужно внедрить современное оборудование, создать благоприятные условия труда, - это метод, т.е. прием, способствующий достижению высокой производительности труда. Но добиться этого можно с помощью морального и материального стимулирования труда рабочих, работающих на данном участке, - данном случае это рычаги, позволяющие осуществить поставленную цель. Успешное решение любой производственно-хозяйстенной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду. К таким методам относятся экономические, административные и социально-психологические методы управления. 3.2. Методы управления Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования. Административные методы управления основываются на правовом обеспечении управления, основными целями которого являются: правовое регулирование отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников. Социально-психологические методы основаны на социологии и психологии. Социология – это учение об обществе. Психология изучает психические свойства личности. В группу социально-психологических методов управления включаются: планирование социального развития коллектива. 3.3. Виды структур управления Линейная структура характеризуется непосредственным воздействием руководителя на управляющее звено по всем функциям управления. Линейный руководитель единоличного отвечает за работу подчиненных звеньев. Ему подчинены руководители и исполнители нижестоящих подразделений, а он подчинен вышестоящему начальнику. Например, на уровне цеха линейная структура управления выглядит так, как показано на рис.3.1. Такая структура применяется при небольших объемах работ и численности работников. Линейная структура обеспечивает полное выполнение принципа единоначалия, повышает ответственность каждого руководителя за конечные результаты труда в его подразделении. Но вместе с тем требует от руководителей глубоких и разносторонних знаний, что при большом объеме производства и его сложности ограничивает использование такого принципа построения организационной структуры управления. При функциональной структуре общее руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных органов. При этом руководители специализируются по отдельным управленческим функциям. Функциональный руководитель наделен правами распорядительства (рис.3.2.). Мастер Рис. 3.1. Линейная структура предприятия Рис. 3.2. Функциональная структура управления Тема 4. Организационная структура управления предприятием 1. Определение структуры предприятия. 2. Организация управления новым и сложившимся предприятием. 3. Управление на стадиях жизненного цикла предприятия. 4.1. Определение структуры предприятия Управлять – означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов:
Таблица 4.1. Факторы, влияющие на структуру предприятия
4.2. Организация управления новым и сложившимся предприятием Для сложившегося действующего предприятия ключевым в словосочетании «предпринимательское управление» является слово «предпринимательское». Если же говорить о новом предприятии, то ключевым будет слово «управление». Предпринимательское управление на новом предприятии требует:
Управленческая структура продумывается с упреждением, а не подстраивается под сложившуюся ситуацию;
Руководители нового предприятия должны исходить из основополагающего принципа – ассортимент продукции или услуг определяется не производителем, а потребителем. Иными словами вся деятельность нового предприятия должна ориентироваться на запросы потребителя, его ожидания и ценностные установки. 4.3. Управление на стадиях жизненного цикла предприятия Важным компонентом менеджмента является концепция жизненного цикла (ЖЦО), предприятия, фирмы. Таблица 4.2 Управление на различных стадиях жизненного цикла предприятия
Способность предприятия к самосохранению, к гибкости характеристик позволяет осуществлять его деятельность долгие годы, не боясь «морального износа», потери работоспособности и банкротства. Тема 5. Управление производством 1. Сущность и функции управления производством. 2. Стратегические решения в области производства. 3. Особенности организации производства в малом бизнесе. 4. Управление конкурентоспособностью. 5.1. Сущность и функции управления производством Управление производством – это обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия по созданию качественных товаров и услуг. Управление производством включает:
Управление производством осуществляют руководители предприятия и его производственных подразделений (цехов, участков, бригад и т.д.). 5.2. Стратегические решения в области производства Для того чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции и услуг и тем самым добиться успеха в бизнесе, необходимо организовать высокоэффективное производство. Ведь именно в производственной системе предприятия закладываются возможности получения продукции и услуг того или иного качества, возможности совершенствования продукции, освоения ее новых видов. Задача менеджера заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать, оценить, и применять ряд важнейших стратегических решений, от которых зависит уровень организации производства. Таблица 5.1 Стратегические решения в области производства
5.3. Особенности организации производства в малом бизнесе Предприятия сферы услуг, а это в основном малые предприятия имеют ряд важнейших особенностей с точки зрения организации производства и предоставления услуг:
Таким образом, управление производством в сервисном бизнесе труднее, чем в промышленности, с точки зрения обеспечения эффективности. 5.4. Управление конкурентоспособностью Выживаемость и успех малого бизнеса в решающей степени зависит от конкурентоспособности его товаров и услуг. Конкурентоспособность – это характеристика товара или услуги, отражающее его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на его удовлетворение. Два элемента – потребительские свойства и цена – являются главными составляющими конкурентоспособности товара или услуги. Формула конкурентоспособности имеет вид: Управлять конкурентоспособностью – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания. Тема 6. Управление трудовыми ресурсами 1. Критерии подбора персонала. 2. Формирование работоспособных групп. 6.1. Критерии подбора персонала Формирование коллектива предприятия малого бизнеса имеет ключевое значение для успеха дела. Работа с кадрами состоит из следующих составляющих:
Таблица 6.1 Критерии подбора персонала в малом бизнесе
На основе рассмотренных критериев составляется весь набор требований конкретной должности. 6.2. Формирование работоспособных групп Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи взгляды способствуют достижению целей организации, где здоровый уровень конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют. Таблица 6.2 Факторы, влияющие на эффективность работы группы
Тема 7. Управление конфликтамиКонфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния, поддержание взаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьезного расхождения их интересов, оценок, целей. Основные черты конфликта: 1. Конфликт – явление осознанное, действие обдуманное. 2. Конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. 3. Конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон. 4. Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Задача менеджера заключается не в том, чтобы непременно воспрепятствовать возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт, а в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное русло. Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта, изменить доступными и приемлемыми средствами ситуацию, добиться, в конечном счете, положительного исхода и предотвращения возможных негативных последствий. Итак, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели, двух и более сторон. Положительными, функционально полезными результатами конфликта считаются решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству. К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта относятся неудовлетворенность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников и т.п. Функции конфликта:
Конфликты, как уже отмечалось при характеристике их основных черт, — явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности, методический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений. Таблица 7.1 Классификация конфликтов в организации
Любая организация не может существовать и исполнять свои социальные функции без той или иной степени внутренней напряженности, межличностных и межгрупповых столкновений, т.е. без конфликтов и, следовательно, деятельности по их разрешению. Питательной средой конфликтного противостояния могут быть:
Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях. Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Индивидуальные действия Совместные действия Активные действия КОНФРОНТАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВО УКЛОНЕНИЕ КОМПРОМИСС КОМПРОМИСС Пассивные действия Стремление удовлетворить интересы других сторон ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Рис.7.1. Стили поведения в конфликтах Тема 8. основы лидерства 1. Требования к личности менеджера малого бизнеса. 2. Стиль управления в малом бизнесе. 3. Авторитет и лидерство в менеджменте. 8.1. Требования к личности менеджера малого бизнеса Особенностью менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Сам менеджер постоянно на виду, как и ровно принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Все это определяет требования к личности менеджера малого бизнеса: 1 – менеджер все время на виду, его авторитет зависит от его профессиональных и личностных качеств; 2 – менеджер должен обладать большой гибкостью в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к меняющимся условиям; 3 – менеджер должен воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей; 4 – задача менеджера - не формализировать отношения с коллективом, а учитывать их соей работе, поддерживать атмосферу творческого взаимодействия; 5 – менеджер должен обладать высокой способностью влиять на окружающих; 6 – менеджер должен уметь обучать и развивать подчиненных; 7 – менеджер несет ответственность за результаты работы и атмосферу в коллективе. Перечисленные требования характеризуют хорошего профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе. 8.2. Стиль управления в малом бизнесе Стиль управления – это то, как руководитель выполняет свои функции, т.е. не то что он делает, а как он это делает. Различают три стиля управления: авторитарный, демократичный, либеральный. Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы ему докладывали о всех делах, большинство вопросов решает сам. Демократический стиль характеризуется распределением полномочий между руководителем и коллективом. Руководитель решает дела, советуясь с подчиненными, стремится, чтобы подчиненные работали самостоятельно. Либеральный стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. К делу иногда подходят формально. Таким образом, стиль руководителя возникает из личного контакта с подчиненными. Он должен быть гибким, инициативным и одобряться подчиненными. В малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе. 8.3. Авторитет и лидерство в менеджменте Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Авторитет и лидерство в работе руководителя малой фирмы имеют особое значение. Руководитель не может здесь строить сой авторитет на формальных оценках, а только на собственных профессиональных и личных качествах. Авторитет определяет, Насколько эффективно руководитель может выполнять функции лидера, к которому прислушиваются и присматриваются подчиненные. Таблица 8.1 Качества лидера
Тема 9. Оценка эффективности организационной структуры предприятия Первейшая задача каждого предпринимателя – добиться наиболее прибыльного ведения дела за счет эффективного использования ресурсов предприятия. Эта цель наилучшим образом может быть достигнута путем составления финансового плана, который включает: 1 – план доходов и расходов; 2 – расчет точки безубыточности; 3 – прогноз движения безналичности. В процессе анализ деятельности предприятия при рассмотрении его финансового состояния выделяют переменные и постоянные затраты. Переменные затраты – это затраты, зависящие от объема реализации продукции, постоянные – не зависящие от объема. Применительно к предприятию постоянными затратами будут: стоимость помещения и оборудования, налоги, арендная плата, затраты на рекламу, затраты на оплату труда работников. В состав переменных затрат включаются: затраты на материалы, сырье, электро- и теплоэнергию. Одним из эффективных методов анализа расходов является определение уровня безубыточности. Безубыточность бизнеса – это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товаров или услуги равняются издержкам, т.е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка. Анализ безубыточности бизнеса имеет очень важное значение, поскольку позволяет убедиться, будет ли дело прибыльным, или принесет убытки. Жизнеспособность предприятия, целесообразность деловой активности во многом зависят от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от вложенных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы дальнейшего роста производства. Точка безубыточности предприятия определяется: Задача предпринимателя заключается в организации не просто безубыточного производства, а производства с целью получения прибыли. Литература 1. Анискин Ю.Б. Организация и управление малым бизнесом – М.: финансы и статистика, 2002,152 2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для студентов вузов – М.: Гардарики, 2002. – 527с. 3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управляющего персонала – М.: МНИИПУ, 1998. - 784с. 4. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе – М.: финансы и статистика, 2002 5. Князев С. Н. Управление: искусство, наука, практика: Учебное пособие для студентов вузов – Минск: Армита-Маркетинг менеджмент, 2002. – 511с. |
Конспект лекций тема характеристика построения технологических швейных цехов Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор) | Конспект лекций по курсу хозяйственного права тема Понятие хозяйственного права Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права | ||
Конспект лекций по гражданскому праву. Общая часть обязательственного... Если вещное право устанавливает господство лица над вещью, то обязательственное право регламентирует гражданский оборот. Обязательственное... | Конспект лекций по гражданскому праву. Общая часть обязательственного... Если вещное право устанавливает господство лица над вещью, то обязательственное право регламентирует гражданский оборот. Обязательственное... | ||
Конспект лекций Тема Ценообразование и характеристики рынка Тема Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса | Конспект лекций Введение Цель курса В. М. Амиров, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики УрГУ | ||
Конспект лекций по курсу «Внутризаводское электроснабжение и режимы» для специальности Курс «Внутризаводское электроснабжение и режимы» является одним из основных курсов в системе подготовке инженера по специальности... | Конспект лекций тема 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Урок математики. 1 класс. Тема: «Число и цифра 0» Цель: введение числа 0 как характеристика пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке | С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | ||
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получили широкое развитие новые формы хозяйствования,... | Конспект лекций раскрывает содержание и структуру учебной дисциплины... Налоговое право : конспект лекций / сост доцент Р. В. Бобринев; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2011 – 144 с | ||
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | А. И. Осипенко введение в специальность Конспект лекций предназначен для студентов специальностей: «Судовые энергетические установки», «Техническая эксплуатация судов и... | ||
Конспект лекций тема государство в политической системе США Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение | Тема : жизнь и творчество Марины Цветаевой Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с |