Скачать 69.59 Kb.
|
План-конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О.В., Облесова И.В. Цель занятия: -Образовательные -в случае необходимости ознакомить или напомнить ученикам трудовые права несовершеннолетних и дать возможность применить их на практике (моделирование ситуации), сформировать у учащихся представление об основных правах несовершеннолетнего работника, льготах и гарантиях, предоставляемых ему в трудовых отношениях ; -Развивающие – развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций, умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог. Развитие умения анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы -Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, плакаты «В мире мудрых мыслей», раздаточный материал для работы в группах (отрывки из литературных произведений) План занятия: 1. Вступительное слово учителя 2. Трудовые права несовершеннолетних (презентация) 3. Роль профсоюзов в трудовой деятельности 4. Практическая работа. Анализ литературного текста 5. Рефлексия Ход занятия 1.Учитель обществознания: Наш сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям, в которые может быть вовлечен ровесник старшеклассников, учащихся 9-11 классов. В связи с кардинальными социально-экономическими изменениями в современной России продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Согласно всероссийскому опросу Фонда «Общественное мнение» (май 2005 г.), 34% опрошенных заработали свои первые деньги в возрасте до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать в 18 лет и лишь 10% - в 19 и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Наибольший процент молодежи работает в сфере услуг и предпринимательства. К сожалению, именно в этих сферах чаще всего происходит несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних. Вопрос учащимся: Кто из вас уже работал или работает сейчас? Заключали ли с вами работодатели трудовой договор? Как вы получали зарплату? Нарушения охватывают как легальность заключения трудового договора, так и форму выплаты вознаграждения («черный, серый нал»), учет трудового стажа (открытие трудовой книжки), предоставление и оплату очередного отпуска, оплату листка нетрудоспособности. Очень важно, чтобы вы, придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права. 2. Учитель обществознания (объяснение материала сопровождается компьютерной презентацией). Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет гарантированы в полном объеме все те трудовые права, что и взрослым работникам, но они относятся к категориям граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Поэтому российское законодательство предусматривает целый ряд льгот для несовершеннолетних работников. 1) квотирование рабочих мест. Закон г. Москвы от 22.12.2004 г. №90 «О квотировании рабочих мест в г. Москве» предоставляет альтернативную возможность организациям в пределах 1% (из 4% установленных для инвалидов) трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет. Квота – это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. 2) порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними ТК РФ ст. 63. возраст Условия С 16 лет Без ограничений С 15 лет В случае получения основного общего образования или оставления образовательного учреждения С 14 лет С разрешения родителей (опекунов) на легкий труд в свободное от учебы время До 14 лет Кинематограф Цирк Театр Концертные организации 3) обязательное оформление трудовой книжки и свидетельства государственного пенсионного страхования ТК РФ ст. 65. 4) испытательный срок для несовершеннолетних запрещен! ТК РФ ст. 70. 5) обязательный медицинский осмотр перед началом работы и ежегодный мед. Осмотр за счет работодателя ТК РФ ст. 266. 6)сокращенная рабочая неделя ТК РФ ст. 92 возраст Продолжительность до 16 лет 24 часа в неделю до 16 лет, учащиеся 12 часов 16-18 лет 36 часов 16-18 лет, учащиеся 18 часов 7) сокращенный рабочий день ТК РФ ст.94 возраст Продолжительность 15 - 16 лет 5 часов до 16 лет, учащиеся 2,5 часа 16-18 лет 7 часов 16-18 лет, учащиеся 3,5 часа 8) ограничение применения труда несовершеннолетних ТК РФ ст. 96, 265, 268 Запрещен труд: • на вредном и опасном производстве; • подземные работы; • связанный с перенесением и передвижением тяжестей; • в ночное время; • командировки; • в выходные и праздничные дни; • на работах, способных причинить нравственный вред. 9) исчисление отпуска ТК РФ ст. 267, 126. Ежегодный оплачиваемый отпуск – 31 день в любое время года, дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для подготовки и сдачи экзаменов. 3. Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России. При этом следует подчеркнуть, что по сравнению с Западом российские профсоюзы с самого начала имели свои особенности. Если в странах Западной Европы и США профессиональные союзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий, то массовые профсоюзы России появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические. Заботы профессиональных союзов неразрывно связаны с особенностями той работы, которой занимаются их члены, и потому круг проблем, скажем, союза художников-графиков отличается от того, чем озабочены руководители профсоюза шахтеров. И все же у всех профессиональных объединений есть общие задачи. Важнейшими из них являются: • улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. Речь идет о том, что обычно все профсоюзы стараются добиться улучшения санитарно-гигиенических условий труда (например, снижения шумности и запыленности в цехах). Заботит профсоюзы и предоставление льготных условий труда (в частности, сокращенного рабочего дня) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим маленьких детей). Наконец, постоянная забота профсоюзов — снижение риска гибели работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты специальные законы и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма. • повышение заработной платы, как минимум, двумя способами: 1) за счет создания условий для роста спроса на труд; 2) за счет создания условий для ограничения предложения труда. Конечно, повысить спрос на труд профсоюзам достаточно сложно: они не обладают большими возможностями влияния на рынки товаров, откуда приходит спрос на рынок труда. Тем не менее, один из способов решения такой задачи достаточно реален, хотя и не однозначен. Речь идет о том, что профсоюзы обычно выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров. Это аргументируется тем, что продажа таких товаров уменьшает спрос на продукцию отечественных фирм, а значит, и спрос на труд граждан страны. Следовательно, при сокращении импорта спрос на отечественные товары возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности работников и заработной платы на внутреннем рынке труда. Поэтому профсоюзам надо вести переговоры о повышении заработной платы очень взвешенно, обращаясь за консультациями к экономистам, чтобы победа на этих переговорах не обернулась падением занятости. Современные профсоюзы, в том числе и в России, уже прибегают к услугам высококвалифицированных экономистов, чтобы точно оценить максимальную величину повышения заработной платы, которой можно добиться от владельцев фирм без угрозы их разорения и массовых увольнений. Наиболее широко системы жесткой регламентации и унификации оплаты труда применяются обычно в бюджетной сфере, то есть для тех работников, которые заняты в государственных органах. Так обстоит дело и в России. Здесь в конце 1992 г. была введена единая схема оплаты труда (единая тарифная сетка) для всех «бюджетников»: служащих государственной администрации, преподавателей, медиков, военных и т. д. Основой единой тарифной ставки является тарифная ставка первого разряда, которая обычно принимается на уровне минимальной заработной платы. Именно ее затем умножают на установленные в тарифной сетке коэффициенты, чтобы определить зарплату работника с квалификацией, для которой установлен соответствующий коэффициент. Единая тарифная сетка — общеобязательные правила определения оплаты труда работников, которые заняты в различных государственных организациях, но имеют одинаковую квалификацию, образовательный уровень, трудовой стаж и выполняют сходную работу, в силу чего оплата их труда устанавливается на одном и том же уровне. 4. А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Я попрошу вас разделиться на группы. Первая групп - адвокатская контора «Астахов и партнеры», их задача проанализировать и тексты и оценить выступление каждой из групп. Вторая группа – магазин «Модная обувь», их задача проанализировать рассказы А.П. Чехова «Ванька», Третья группа – бюро «Моя прекрасная няня»- анализ текста А.П. Чехова «Спать хочется», Четвертая группа – фабрика «MICHELIN», анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Плач детей» и Пятая группа анализ глав автобиографической повести М. Горького «В людях». Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста. А.П. Чехов «Спать хочется» - Девочка 13 лет - ночной труд (качает колыбель) - работает целый день без отдыха - выполняет тяжелые работы ( наколоть и принести дрова) - взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку) - трудовой договор не заключен. Н.А. Некрасов «Плач детей» - продолжительность рабочего дня (целый день) - применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике) А.П. Чехов «Ванька» - мальчик 9 лет - «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы...» (нанесение нравственного вреда ребенку) - работа в ночное время (качает ребенка) М. Горький «В людях» - работа в выходные дни (по субботам) - работа, связанная с переносом тяжестей (колол и носил дрова, таскал корзину с покупками) - четко не определены трудовые обязанности (нет трудового договора) 5. Заключение: учитель обществознания – ребята, скажите, если бы подобные ситуации произошли в наше время, как несовершеннолетние могли бы защитить свои права? Ответ: - обратиться в суд; - если несовершеннолетний работник является членом профсоюза, то без согласования с профсоюзным комитетом предприятия, работодатель не имеет права уволить несовершеннолетнего. Профсоюз будет защищать права несовершеннолетнего работника. Учитель: Теперь вы хорошо знаете свои трудовые права и способы их защиты. Но, как известно, истинность любого знания должна быть подтверждена практикой, поэтому, когда вновь захотите поработать, используйте все те знания, которые вы сегодня получили и не допускайте нарушения ваших прав. |
Конспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к... Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения | Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | ||
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр дополнительного... Цель занятия: Обучающиеся должны выполнить эскиз перекидного календаря по месяцам | ||
Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия Права и обязанности Задачи занятия: познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейшие... | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | ||
Конспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная... Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | Конспект занятия тема занятия: фио (полностью) Молодых Елены Петровны Место работы Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге | ||
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию... ... | Конспект занятия в кружковом объединении «волшебный сундучок» на... Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация | ||
Конспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме... Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию» | Исаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала... Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить... |