Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия





Скачать 69.59 Kb.
НазваниеКонспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия
Дата публикации30.09.2013
Размер69.59 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Экономика > План-конспект
План-конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних».

Авторы: Непийвода О.В., Облесова И.В.

Цель занятия:

-Образовательные -в случае необходимости ознакомить или напомнить ученикам трудовые права несовершеннолетних и дать возможность применить их на практике (моделирование ситуации), сформировать у учащихся представление об основных правах несовершеннолетнего работника, льготах и гарантиях, предоставляемых ему в трудовых отношениях ;

-Развивающие – развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций, умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог. Развитие умения анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы
-Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, плакаты «В мире мудрых мыслей», раздаточный материал для работы в группах (отрывки из литературных произведений)


План занятия:
1.
Вступительное слово учителя
2. Трудовые права несовершеннолетних (презентация)

3. Роль профсоюзов в трудовой деятельности
4. Практическая работа. Анализ литературного текста
5. Рефлексия

Ход занятия

1.Учитель обществознания: Наш сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям, в которые может быть вовлечен ровесник старшеклассников, учащихся 9-11 классов.
В связи с кардинальными социально-экономическими изменениями в современной России продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Согласно всероссийскому опросу Фонда «Общественное мнение» (май 2005 г.), 34% опрошенных заработали свои первые деньги в возрасте до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать в 18 лет и лишь 10% - в 19 и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Наибольший процент молодежи работает в сфере услуг и предпринимательства. К сожалению, именно в этих сферах чаще всего происходит несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних.
Вопрос учащимся: Кто из вас уже работал или работает сейчас? Заключали ли с вами работодатели трудовой договор? Как вы получали зарплату?
Нарушения охватывают как легальность заключения трудового договора, так и форму выплаты вознаграждения («черный, серый нал»), учет трудового стажа (открытие трудовой книжки), предоставление и оплату очередного отпуска, оплату листка нетрудоспособности.
Очень важно, чтобы вы, придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.


2. Учитель обществознания (объяснение материала сопровождается компьютерной презентацией). Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет гарантированы в полном объеме все те трудовые права, что и взрослым работникам, но они относятся к категориям граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Поэтому российское законодательство предусматривает целый ряд льгот для несовершеннолетних работников.
1) квотирование рабочих мест. Закон г. Москвы от 22.12.2004 г. №90 «О квотировании рабочих мест в г. Москве» предоставляет альтернативную возможность организациям в пределах 1% (из 4% установленных для инвалидов) трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет. Квота – это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации.
2) порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними ТК РФ ст. 63.
возраст Условия
С 16 лет Без ограничений
С 15 лет В случае получения основного общего образования или оставления образовательного учреждения
С 14 лет С разрешения родителей (опекунов) на легкий труд в свободное от учебы время
До 14 лет Кинематограф
Цирк
Театр
Концертные организации
3) обязательное оформление трудовой книжки и свидетельства государственного пенсионного страхования ТК РФ ст. 65.
4) испытательный срок для несовершеннолетних запрещен! ТК РФ ст. 70.
5) обязательный медицинский осмотр перед началом работы и ежегодный мед. Осмотр за счет работодателя ТК РФ ст. 266.
6)сокращенная рабочая неделя ТК РФ ст. 92
возраст Продолжительность
до 16 лет 24 часа в неделю
до 16 лет, учащиеся 12 часов
16-18 лет 36 часов
16-18 лет, учащиеся 18 часов
7) сокращенный рабочий день ТК РФ ст.94
возраст Продолжительность
15 - 16 лет 5 часов
до 16 лет, учащиеся 2,5 часа
16-18 лет 7 часов
16-18 лет, учащиеся 3,5 часа
8) ограничение применения труда несовершеннолетних ТК РФ ст. 96, 265, 268
Запрещен труд:
• на вредном и опасном производстве;
• подземные работы;
• связанный с перенесением и передвижением тяжестей;
• в ночное время;
• командировки;
• в выходные и праздничные дни;
• на работах, способных причинить нравственный вред.
9) исчисление отпуска ТК РФ ст. 267, 126.
Ежегодный оплачиваемый отпуск – 31 день в любое время года, дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для подготовки и сдачи экзаменов.


3. Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки.

Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России. При этом следует подчеркнуть, что по сравнению с Западом российские профсоюзы с самого начала имели свои особенности. Если в странах Западной Европы и США профессиональные союзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий, то массовые профсоюзы России появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические.

Заботы профессиональных союзов неразрывно связаны с особенностями той работы, которой занимаются их члены, и потому круг проблем, скажем, союза художни­ков-графиков отличается от того, чем озабочены руково­дители профсоюза шахтеров. И все же у всех профессио­нальных объединений есть общие задачи.

Важнейшими из них являются:

улучшение условий труда и обеспечение его безопасно­сти.

Речь идет о том, что обычно все профсоюзы старают­ся добиться улучшения санитарно-гигиенических условий труда (например, снижения шумности и запыленности в цехах). Заботит профсоюзы и предоставление льготных условий труда (в частности, сокращенного рабочего дня) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим маленьких детей).

Наконец, постоянная забота профсоюзов — снижение риска гибели работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в боль­шинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты спе­циальные законы и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травма­тизма.

повышение заработной платы, как минимум, двумя способами:

1) за счет создания условий для роста спроса на труд;

2) за счет создания условий для ограничения предложе­ния труда.

Конечно, повысить спрос на труд профсоюзам доста­точно сложно: они не обладают большими возможностя­ми влияния на рынки товаров, откуда приходит спрос на рынок труда. Тем не менее, один из способов решения та­кой задачи достаточно реален, хотя и не однозначен.

Речь идет о том, что профсоюзы обычно выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров. Это аргу­ментируется тем, что продажа таких товаров уменьшает спрос на продукцию отечественных фирм, а значит, и спрос на труд граждан страны. Следовательно, при сокра­щении импорта спрос на отечественные товары возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности работ­ников и заработной платы на внутреннем рынке труда.

Поэтому профсоюзам надо вести переговоры о повыше­нии заработной платы очень взвешенно, обращаясь за консультациями к экономистам, чтобы победа на этих пе­реговорах не обернулась падением занятости. Современ­ные профсоюзы, в том числе и в России, уже прибегают к услугам высококвалифицированных экономистов, чтобы точно оценить максимальную величину повышения зара­ботной платы, которой можно добиться от владельцев фирм без угрозы их разорения и массовых увольнений.

Наиболее широко системы жесткой регламентации и унификации оплаты труда применяются обычно в бюд­жетной сфере, то есть для тех работников, которые заняты в государственных органах. Так обстоит дело и в России. Здесь в конце 1992 г. была введена единая схема оплаты труда (единая тарифная сетка) для всех «бюджетников»: служащих государственной администрации, преподавате­лей, медиков, военных и т. д.

Основой единой тарифной ставки является тарифная ставка первого разряда, которая обычно принимается на уровне минимальной заработной платы. Именно ее затем умножают на установленные в тарифной сетке коэффици­енты, чтобы определить зарплату работника с квалифи­кацией, для которой установлен соответствующий коэф­фициент.

Единая тарифная сетка — общеобязательные правила определения оплаты труда работников, которые заня­ты в различных государст­венных организациях, но имеют одинаковую квали­фикацию, образовательный уровень, трудовой стаж и выполняют сходную рабо­ту, в силу чего оплата их труда устанавливается на одном и том же уровне.

4. А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Я попрошу вас разделиться на группы. Первая групп - адвокатская контора «Астахов и партнеры», их задача проанализировать и тексты и оценить выступление каждой из групп. Вторая группа – магазин «Модная обувь», их задача проанализировать рассказы А.П. Чехова «Ванька», Третья группа – бюро «Моя прекрасная няня»- анализ текста А.П. Чехова «Спать хочется», Четвертая группа – фабрика «MICHELIN», анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Плач детей» и Пятая группа анализ глав автобиографической повести М. Горького «В людях». Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.
А.П. Чехов «Спать хочется»
- Девочка 13 лет
- ночной труд (качает колыбель)
- работает целый день без отдыха
- выполняет тяжелые работы ( наколоть и принести дрова)
- взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку)
- трудовой договор не заключен.
Н.А. Некрасов «Плач детей»
- продолжительность рабочего дня (целый день)
- применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике)
А.П. Чехов «Ванька»
- мальчик 9 лет
- «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы...» (нанесение нравственного вреда ребенку)
- работа в ночное время (качает ребенка)
М. Горький «В людях»
- работа в выходные дни (по субботам)
- работа, связанная с переносом тяжестей (колол и носил дрова, таскал корзину с покупками)
- четко не определены трудовые обязанности (нет трудового договора)
5. Заключение: учитель обществознания – ребята, скажите, если бы подобные ситуации произошли в наше время, как несовершеннолетние могли бы защитить свои права?
Ответ: - обратиться в суд;
- если несовершеннолетний работник является членом профсоюза, то без согласования с профсоюзным комитетом предприятия, работодатель не имеет права уволить несовершеннолетнего. Профсоюз будет защищать права несовершеннолетнего работника.
Учитель: Теперь вы хорошо знаете свои трудовые права и способы их защиты.
Но, как известно, истинность любого знания должна быть подтверждена практикой, поэтому, когда вновь захотите поработать, используйте все те знания, которые вы сегодня получили и не допускайте нарушения ваших прав.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение центр дополнительного...
Цель занятия: Обучающиеся должны выполнить эскиз перекидного календаря по месяцам
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект познавательного занятия
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия Права и обязанности
Задачи занятия: познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейшие...
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная...
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия тема занятия: фио (полностью) Молодых Елены Петровны Место работы
Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию...
...
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия в кружковом объединении «волшебный сундучок» на...
Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconКонспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме...
Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию»
Конспект занятия «Трудовые права несовершеннолетних». Авторы: Непийвода О. В., Облесова И. В. Цель занятия iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск