Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
(РГТЭУ)
Кафедра Мировой Экономики Одобрено УМС факультета
Мировой экономики и торговли Протокол № от 2011 г. Председатель Вавилова Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины «Экономическая география и регионалистика»
Направление подготовки: 040100.62 «Социология» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения - очная
Согласовано: Учебно-методическое управление
РГТЭУ «____» ________________2011 г. ____________________________
г. Москва – 2011 г.
|
Рекомендовано кафедрой:
Мировой экономики
Протокол № от 2011 г. Зав. кафедрой Халевинская Е.Д.
|
Содержание
стр.
Цели и задачи дисциплины __ 3
Место дисциплины в структуре ООП __ 4
Требования к результатам освоения дисциплины __ 5
Объем дисциплины и виды учебной работы __ 6
Содержание дисциплины __ 7
Содержание разделов и тем дисциплины __ 7
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами __ 11
Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий __ 11
Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ __ 12
Примерная тематика курсовых проектов (работ) __ 13
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: __ 13
а) федеральные законы и нормативные документы;
б) основная литература;
в) дополнительная литература;
г) программное обеспечение;
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы;
е) периодические издания
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины __ 15
10. Образовательные технологии __ 16
11. Оценочные средства (ОС) __ 17
12. Приложения __ 41
1. Цели и задачи дисциплины: Цели освоения учебной дисциплины:
а) в области обучения - формирование у студентов основ экономических знаний о природно-ресурсном потенциале и населении Российской Федерации, отраслевой и территориальной структуре хозяйства, условиях и особенностях развития отраслевых комплексов в различных регионах и экономических районах, тенденциях развития основных межотраслевых и отраслевых комплексов в период перехода России к постиндустриальному этапу развития, необходимых для развития профессиональных компетенций студентов;
б) в области воспитания - изучение основных новых географических, экономических, демографических и других понятий и терминов, необходимых для развития общекультурных компетенций студентов;
в) в области развития – овладение навыками анализа состояния и тенденций развития и размещения отраслей экономики и населения России в условиях современного этапа научно-технической революции.
Освоение дисциплины направлено на формирование конкретного представления о современном социально-экономическом положении России, которая, имея определенную специфику, обладает единством и целостностью составляющих ее элементов, на приобретение навыков социально-экономического анализа и приемов владения географическими картами. Задачи освоения учебной дисциплины:
Задачи дисциплины «Экономическая география и регионалистика» определяются спецификой предмета дисциплины, изучающей территориальные взаимодействия в системе «природа – население – хозяйство», которая призвана развить профессиональное экономическое мышление, основными из них являются:
- ознакомление с теоретическими основами экономической географии и регионалистики;
- овладение методологией экономико-географических и региональных исследований;
- оценка общих условий и особенностей размещения производительных сил в России;
- анализ природно-ресурсного потенциала территории;
- изучение населения и демографических факторов развития экономики;
- изучение развития и размещения межотраслевых комплексов РФ;
- анализ сложившейся географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта страны;
- изучение географии внешнеэкономических связей России;
- изучение регионального развития и районирования страны;
- изучение федеральных округов и экономических районов России.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СРУКТУРЕ ООП
Экономическая география и регионалистика входит в вариативную часть Б1. гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин учебного плана по направлению «Социология» и изучается на первом курсе во втором семестре, конкретизирует экономико-социальные знания студентов по экономической географии и регионалистике России.
Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» по отношению к другим предметам гуманитарного, социального и экономического цикла является для них начальной и тесно взаимосвязана с ними, ее изучение позволит студентам успешно осваивать другие дисциплины профиля «Социологи», такие как «Экономическая теория», «Демография», «История».
Знание отраслевого и регионального строения экономики позволит студентам целостно представить особенности экономического и социального развития Российской Федерации в целом и ее регионов в частности, так как все основные социально - экономические процессы и отношения подчинены действиям не только географических, но и экономических и социальных закономерностей.
Изучение дисциплины способствует также формированию у студентов навыков поиска новой информации, так как размещение отраслей экономики и населения имеет динамичный характер, и, таким образом, информация о нем постоянно корректируется. Требованием к «входным» знаниям, умениям и готовности студента, необходимым при освоении данной дисциплины является знание курса «География России» и «Экономическая и социальная география мира» для среднего (полного) общего образования. Для освоения учебной дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения России, отдельных ее регионов, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе территориального разделения труда; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. УМЕТЬ: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений территории России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать ресурсообеспеченность регионов России, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; объяснять демографическую ситуацию регионов страны, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные компетенции (ОК):
способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9).
б) профессиональные компетенции (ПК):
в производственно-прикладной деятельности:
способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);
в проектной деятельности:
умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12). В результате освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» студент должен: 1.Знать: теоретические основы экономической географии и регионалистики, основные факторы и принципы размещения производительных сил; особенности размещения отраслевых и межотраслевых комплексов экономики России; население и трудовые ресурсы; транспорт; специфики экономического и социального развития России и ее регионов; внешнеэкономические связи. 2. Уметь: осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; использовать в своей работе источники информации по экономической географии и регионалистике России. 3. Владеть: практическими навыками использования существующих подходов и методов экономико-географического и регионального анализа; выявления характерных особенностей географии отраслей и регионов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| -
| 54
| -
| -
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 20
| -
| 20
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| -
| -
| -
| Семинары (С)
| 34
| -
| 34
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| -
| 54
| -
| -
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| 16
| -
| 16
| -
| -
| Рефераты, доклады
| 18
| -
| 18
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
| 20
|
| 20
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
| 36
| -
| Экз.
| -
| -
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 144
| -
| 144
| -
| -
| 4
| -
| 4
| -
| -
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
Введение – цели, задачи и предмет дисциплины, место дисциплины в структуре ООП, межпредметные связи дисциплины, структура учебной дисциплины. Значение изучаемой дисциплины в профессиональной деятельности. Проведение тестирования (контрольного опроса) с целью выявления начальных знаний из курса Географии России среднего (полного) общего образования. Тема 1. Введение в экономическую географию и регионалистику.
Предмет, методы исследования и задачи курса
Предмет дисциплины «Экономическая география и регионалистика». Понятие «производительные силы». Экономическая география и регионалистика как наука о территориальной организации общественного производства страны в целом и ее отдельных экономических районов. Понятие «регион» и «территория». Общественное и территориальное разделение труда как основа образования регионов. Методы, применяемые в исследованиях Экономической географии и регионалистики.
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4)
Тема 2. Административно-территориальное (государственное) устройство Российской Федерации.
Политико-географическое и экономико-географическое положение современной Российской Федерации. Территория, сухопутные и морские границы России. Основные природные комплексы (равнины, горы, реки, озера и др.) и природные зоны.
Административно-территориальное устройство (субъекты федерации, их виды и характеристика).
Социально-экономическая характеристика субъектов Российской Федерации как основных элементов региональной политики (регионы лидеры – доноры, самодостаточные, депрессивные, отсталые).
Федеральные округа, их назначение и состав.
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12) Тема 3. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы России, особенности их размещения
Понятие ресурсов. Роль природных ресурсов в жизни общества. Ресурсообеспеченность как основа хозяйственного развития территории. Экономическая, экологическая и природная классификации природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы: запасы, особенности размещения и потребления, место России в природных ресурсах мира. Изменяющаяся роль отдельных видов ресурсов в эпоху НТР.
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12)
Тема 4. Население и трудовые ресурсы Российской Федерации
Население России, ее численность и плотность. Место России в народонаселении мира. Особенности размещения населения России. Естественное движение населения и половозрастная структура, их различия по экономическим районам страны и влияние на состав трудовых ресурсов. Национальный состав населения России, его территориальные особенности. Урбанизация, различия в соотношении городского и сельского населения по экономическим районам. «Города-миллионеры» и городские агломерации.
Население как естественная основа формирования трудовых ресурсов страны. Динамика трудовых ресурсов, их состав, распределение по отраслям, сферам народного хозяйства и экономическим районам. Проблемы занятости населения в условиях перехода к рыночным отношениям. Внутренняя и внешняя миграции. Особенности новой миграционной ситуации в России в начале XXI.
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12) Тема 5. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Территориальная организация хозяйства. Основные теории размещения.
Закономерности и принципы размещения производительных сил.
Факторы размещения производительных сил. Влияние НТР на размещение производительных сил.
Территориальная организация хозяйства Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Основные элементы территориальной организации производительных сил.
Основные теории территориальной организации производительных сил:
а) классическая школа (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш);
б) теории российских ученых (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, Н.Д. Кондратьев).
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12)
Тема 6. Экономика России как единый народнохозяйственный комплекс. География промышленности России. Размещение межотраслевых комплексов народного хозяйства РФ Понятие народнохозяйственного комплекса как единства предприятий, отраслей и межотраслевых комплексов, возникшего на базе социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов интеграции.
Отраслевая и территориальная структура народного хозяйства России. Структурные сдвиги в развитии народнохозяйственного комплекса России в условиях научно-технической революции.
Роль промышленности в едином народнохозяйственном комплексе, ее значение в рациональной территориальной организации производительных сил России. Темпы и уровень развития промышленности России, прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре промышленности России.
Место, занимаемое Россией в мире по объему производства промышленной продукции. Задачи совершенствования размещения производительных сил страны.
Топливно-энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная промышленности и электроэнергетика).
Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов (черная и цветная металлургия, химическая и лесная промышленности, промышленность строительных материалов). Машиностроительный комплекс.
Комплекс по производству товаров народного потребления.
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12)
Тема 7. Развитие и размещение отраслей сельского хозяйства России
Структура сельскохозяйственного производства. Роль природных, социально-экономических, исторических факторов в размещении важнейших отраслей сельского хозяйства. Размещение важнейших отраслей земледелия (производство зерна, технических культур и др.) и животноводства (скотоводство, свиноводство, овцеводство и др.). Региональные программы развития сельского хозяйства.
Задачи повышения эффективности сельского хозяйства в целях удовлетворения потребностей страны и ее регионов в его продукции.
Пищевая промышленность и продовольственная безопасность.
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12)
Тема 8. Транспорт России
Роль транспорта в межрайонных связях России. Структура транспортного комплекса. Преимущества и недостатки каждого вида транспорта.
Железнодорожный транспорт, его ведущая роль в единой транспортной системе страны. Различия в характере железнодорожной сети в европейской части и в восточных районах России. Основные железнодорожные магистрали.
Трубопроводный транспорт, его возрастающая роль и межрегиональное значение. Основные направления потоков нефти и газа.
Морской транспорт, его роль и значение во внешнеторговых перевозках, в северных и восточных районах страны.
Автомобильный транспорт, особенности размещения, его особая роль.
Речной транспорт. Роль речного транспорта в восточных районах страны.
Воздушный транспорт как преимущественно пассажирский. Особая структура грузоперевозок воздушного транспорта.
(ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-11, ПК-12)
|