Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009





НазваниеКонспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009
страница1/30
Дата публикации22.10.2013
Размер1.71 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Котельникова Е.А.
Экономика фирмы: конспект лекций

Электронное издание, Эксмо, 2009.


Объектом изучения данного курса лекций является фирма как единая система, которая функционирует в условиях рыночной экономики. Рассматриваются организационно-правовые формы фирм, основные условия обеспечения экономической стабильности фирмы, принципы ее управления и организационная структура, порядок обеспечения кадрами, модель функционирования фирмы в рыночной среде. Описана комплексная система обеспечения ресурсами (трудовые ресурсы, основные и оборотные средства), система показателей для оценки эффективности их применения.

Этот курс лекций предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов.
Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития

2. Функции и структура рынка

ЛЕКЦИЯ № 2. Государственное регулирование рыночной экономики

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики

2. Объекты государственного регулирования экономики

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

ЛЕКЦИЯ № 3. Цели, задачи, организационная структура фирмы

1. Понятие и общая характеристика фирмы

2. Цели и задачи фирмы, ее организационная структура

3. Классификация фирм

ЛЕКЦИЯ № 4. Производственная структура предприятия

1. Предприятие и собственность

2. Организационные типы построения производственной структуры предприятия

3. Пути повышения эффективности производственной структуры предприятия

ЛЕКЦИЯ № 5. Организационно-правовые формы предприятий (фирм)

1. Коммерческая организация и некоммерческая организация

2. Полное товарищество

3. Коммандитное товарищество

4. Общество с ограниченной ответственностью

5. Акционерное общество

ЛЕКЦИЯ № 6. Кадры и производительность труда

1. Производственные кадры и их классификация

2. Профессионально-квалификационная характеристика труда

3. Формирование кадрового потенциала

ЛЕКЦИЯ № 7. Безработица и ее влияние на экономику

1. Понятие безработицы

2. Безработица в России

3. Борьба с безработицей

ЛЕКЦИЯ № 8. Основные средства и нематериальные активы

1. Экономическая сущность основных средств (фондов) и нематериальных активов

2. Классификация и оценка основных средств и нематериальных активов

Лекция № 9. Оборотные средства предприятия

1. Сущность оборотных средств

2. Нормирование оборотных средств

ЛЕКЦИЯ № 10. Научно-технический прогресс и интенсификация производства

1. Сущность научно-технического прогресса и его роль в развитии общественного производства

ЛЕКЦИЯ № 11. Аренда, франчайзинг

1. Арендные механизмы в предпринимательстве

2. Франчайзинговая форма организации бизнеса

ЛЕКЦИЯ № 12. Лизинг

1. Лизинг как особая форма арендных отношений

2. Лизинг – эффективная форма сбыта готовой продукции

ЛЕКЦИЯ № 13. Кредит и его роль в рыночной экономике

ЛЕКЦИЯ № 14. Маркетинговая деятельность на предприятии

1. Сущность и содержание маркетинга

2. Задачи маркетинга и некоторые пути их решения

3. Функции маркетинга

4. Виды маркетинга

5. Стратегия и тактика маркетинговой деятельности

6. Организация маркетинговой деятельности на предприятии


ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития


Экономика – это всевозможные виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют им (и обществу) снабжать себя материальными ресурсами для существования.

Все живые существа получают пропитание от природы, из окружающей среды, однако лишь человек, осуществляя различную хозяйственную, экономическую деятельность, наряду с природой сам создает себе условия для существования и развития. Именно труд человека по обеспечению своей жизнедеятельности (при возрастающих потребностях) и составляет предмет изучения экономических наук вообще. При этом совокупность человеческих потребностей чрезвычайно широка, многочисленна, постоянно растет, усложняется. Таким образом, налицо непреложный факт – безграничность и постоянство роста человеческих потребностей.

С другой стороны, ресурсы для удовлетворения этих потребностей в конце концов исчерпаемы, т. е. их наличие в природе ограничено. В этих условиях и возникает проблема наилучшего, оптимального, более эффективного использования ограниченных (зачастую редких) ресурсов хозяйственной деятельности и управления этим процессом для достижения цели максимального удовлетворения возрастающих и неограниченных потребностей человека и общества.

Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения сопровождает человечество на протяжении всей (или почти всей) его истории.

В живой природе это противоречие разрешается довольно жестоким образом: та часть животного мира (а это, как правило, менее защищенная его часть), которой не хватает природных ресурсов (пищи) для существования, погибает. Падение численности продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто естественное равновесие между имеющимися природными источниками пищи и численностью соответствующих объектов животного мира, которые ими пользуются. Такой способ разрешения вечного противоречия неприемлем для человека как существа разумного, поэтому он все время ищет и находит способы снижения остроты этого противоречия.

Следует заметить, что проблема ограниченности ресурсов характерна для всей экономической системы в целом и на любом ее уровне в отдельности: дефицит производственных ресурсов характерен как для экономики страны (и планеты) в целом, так и для отдельных экономических субъектов, поскольку ресурсы производства в виде земли, ее природных богатств, зданий и оборудования, запасов живого труда всегда ограничены, имеют свой предел. При этом во все времена, как уже отмечалось, желания людей, рост их потребностей не имели видимого предела. Элементарное увеличение количества потребляемого блага какой-либо одной целевой направленности (например, в одежде) вызывает к жизни потребность в увеличении ассортимента этих благ; более полное удовлетворение и этих потребностей рождает желание больше удовлетворить и другие (например, в жилье) и т. д.

Таким образом, если бы все члены общества имели возможность приобрести все товары и услуги, которые они желают, в обществе просто не осталось бы, да и не хватило бы на всех этих товаров и услуг.

Следовательно, проблему ограниченности ресурсов можно охарактеризовать как дисбаланс между надобностями в услугах и товарах и средствами для удовлетворения этих потребностей.

Существование проблемы разрыва между человеческими потребностями и возможностями их удовлетворения требует от общества поиска путей увеличения этих возможностей, что является первейшим и самым значительным стимулом развития человека и его интеллектуальных возможностей. На этой базе возникает и ускоряется процесс роста человеческих знаний, опыта, навыков, прогресс науки, техники. Такой процесс позволяет увеличить возможности человека по удовлетворению своих потребностей, позволяет с помощью того же количества имеющихся ресурсов добиться большего удовлетворения потребностей человека и общества. Однако и этот процесс не дает возможности (по крайней мере пока не дает) ликвидировать указанный разрыв между потребностями и степенью их удовлетворения, хотя и значительно уменьшает его, «смягчает напряженность». Дело в том, что человеческие знания, умения, опыт, несмотря на их постоянный рост, на каждый момент времени ограничены тем уровнем развития науки и техники, интеллекта человечества, который в данный момент сложился.

Несмотря на определенные смягчающие факторы, проблема ограниченности первичных природных и других ресурсов остается.

Итак, ограниченность ресурсов требует отказа от удовлетворения каких-то потребностей. Такое постоянство проблемы делает такой же извечной и проблему выбора. Эта проблема состоит в том, что из-за ограниченности производственных ресурсов постоянно приходится выбирать, на что направить, как использовать наличные ресурсы, т. е. что именно и в каком количестве из них произвести.

Таким образом, выбирать – это значит решать, от чего отказаться, а чему отдать предпочтение в удовлетворении потребностей.

Однако проблема выбора имеет и другой аспект, отличный от дилеммы предпочтения одному товару (благу) других. Дело в том, что одну и ту же потребность человека можно удовлетворить достаточно большим количеством самых разнообразных способов, методов. Поэтому выбор заключается и в том, какому из известных способов удовлетворения данной потребности человека (способов производства данного блага) отдать предпочтение.

Общество в целом, его экономическая система постоянно решают проблему выбора, так как ресурсы производства в рамках страны, региона тоже ограничены. В этом случае перед обществом встает задача распределения ограниченного объема ресурсов между отдельными сферами производства, сферой услуг, рыночной инфраструктурой. В такой ситуации увеличение производства товаров одного направления ограничивает, соответственно, производство товаров и услуг другого назначения.

Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов требует ответа на основные вопросы, возникающие в процессе экономической, в том числе производственной, деятельности:

1) что (какие виды товаров, благ) производить;

2) каким образом производить выбранные виды товаров;

3) каким образом распределять то, что произведено;

4) какую часть ресурсов использовать для текущего потребления и какую – для накопления.

Ответы на все перечисленные вопросы предполагают поиск выгоды, наибольшей пользы для субъекта, принимающего хозяйственные решения. Это стремление – движущий мотив любой хозяйственной деятельности.

Один из основоположников экономической науки – знаменитый шотландец А. Смит – следующим образом охарактеризовал истоки возникновения рыночного механизма: «Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство».

Итак, стремление к выгоде толкает производителя на изготовление большего количества продукции, чтобы получить больший доход или производить именно ту продукцию, которая приносит наибольший доход. Однако сам процесс увеличения производства однородной продукции, с одной стороны, и накопления знаний, умений, навыков – с другой, делает производство все более узким, специализирующимся на определенном круге однородных или одинаковых товаров. Такой процесс называется процессом разделения (в рамках всего общества – процессом общественного разделения) труда.

Увеличение производства специфических у каждого производителя продуктов и естественное наличие у них потребности в других продуктах, которые, в свою очередь, производятся другими специализированными производителями, делают неизбежным и процесс обмена произведенными товарами. А. Смит, великий мыслитель своего времени, впервые показал, что обмен товарами или благами происходит только тогда, когда такой обмен выгоден обеим сторонам. Данное заключение явилось революционным для того времени, так как ранее считалось, что в каждой сделке есть выигрывающая и проигрывающая стороны.

На самом деле, как следует и из сущности процесса общественного разделения труда, в каждой сделке должна присутствовать, как правило, обоюдная выгода, выражающаяся в экономии участниками сделки своего собственного труда. Другими словами, человек производит в гораздо большем, чем нужно ему для собственного потребления, количестве ту продукцию, на которой он специализируется, в производстве которой гораздо больше преуспел, а затем готов обменяться ею с продавцами другой продукции, которую он сам не производит, но которая ему также необходима. Рациональность обмена в данном случае заключается в том, что производитель (продавец) соглашается на обмен лишь тогда, когда полагает, что использует на изготовление отдаваемого товара меньше времени, чем ему пришлось бы затратить на производство того товара, который он хочет выменять. Основной выбор, который при этом делается человеком, заключается в том, чтобы обеспечить себя, однако максимально сохранив при этом имеющиеся ресурсы (собственность, капитал, трудовые способности).

Использование природных производственных ресурсов продается их собственником за деньги для получения дохода; продажа трудовых способностей и навыков приносит работнику заработную плату; накопление капитала и инвестирование его в производство приносят доход в виде участия в прибыли производителя, ренты и т. д.

Однако объем и качество товаров и услуг, которые может купить человек, зависят в значительной мере от дохода, полученного им в качестве собственника, работника, инвестора, т. е. зависят от имеющихся в собственности производственных ресурсов, желания продать право на пользование ими полностью или в определенной их части. Следовательно, именно стремление людей к выгоде и объективная закономерность обмена результатами деятельности лежат в основе формирования рыночного механизма.

Имеется огромное количество определений рынка, его сущности, многие из которых можно свести к следующему.

Рынок – это совокупность форм связей, взаимоотношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве продавцов и покупателей позволяет произвести обмен, т. е. продавцам продать, а покупателям – купить необходимые товары.

Рыночное хозяйство, сама современная экономическая система невозможны без установления определенной ценности, стоимости каждого товара. В этой ситуации важнейшая функция цены – решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, потребителя, который отвечает на вопрос, что лучше приобрести, и, с другой – производителя, отвечающего на вопрос, что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство. Именно поэтому функция цены, заключающаяся в распределении товаров, услуг, других благ, а также природных и производственных ресурсов между альтернативными вариантами их использования, является центральной проблемой функционирования рынка.

В условиях рынка потребитель, ориентируясь на минимально возможные цены, мотивирует производителя выпускать товары и предлагать услуги с меньшей возможной стоимостью. В этом заключается сила рыночной экономики, в которой производитель и потребитель стремятся достигнуть эффективности всей экономики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКонспект лекций
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов...
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconЭлектронное издание
Электронное издание — издание, представляющее собой электронную запись информации (произведения) на магнитном диске, компакт-диске...
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconБатычко В. Т. Административное право конспект лекций
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов...
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconЭлектронное издание монографии «История репрессий в Нижнетагильском...
Электронное издание состоит из 2-х блоков: 2-х страниц формата pdf с оглавлением, оформленном в виде гиперссылок
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКонспект лекций по физике Основы физики: Учебник / Дмитриева Р. Ф....
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов...
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconЭлектронное учебное издание “Белоруссия в Великой Отечественной войне” Казелько Н. С
Данное электронное учебное издание (эуи) предназначено для учащихся девятых классов общеобразовательной школы. Целью разработки программы...
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКонспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр
Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки (Приложение 1)
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКурс лекций по предмету «Физическая культура» Учебное электронное...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconМетодические рекомендации преподавателям по курсу «Технология» 5-9...
Учебное электронное издание «Технология» (5-9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения...
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКонспект лекций по высшей математике. В 2 частях. Часть М.: Айрис-пресс,...
Баранова Е. С., Васильева Н. В., Федотов В. Л. Практическое пособие по высшей математике. Типовые расчеты. Учебное пособие. — Спб:...
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКонспект лекций по системному анализу
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКонспект лекций разработал: Гродно 2009 Пояснительная записка
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconКонспект лекций кемерово 2009
Урок – викторина в профильном 10-м классе по умк под редакцией В. П. Кузовлёва по теме «Политическая система Великобритании»
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconЭлектронные образовательные ресурсы
Всеобщая история: учебное электронное издание. История нового времени 7, 8 класс. Cd-1, cd-2
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconПеречень электронных образовательных ресурсов
Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень [Электронное учебное издание]
Конспект лекций Электронное издание, Эксмо, 2009 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С: Образовательная коллекция. История средних веков. 6 класс. Электронное учебное издание


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск