Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона





Скачать 267.22 Kb.
НазваниеМногомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона
Дата публикации03.08.2013
Размер267.22 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
На правах рукописи


СКРИПКИНА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

МНОГОМЕРНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА


Специальность: 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Новосибирск – 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Новосибирский государственный университет экономики и управления" "НИНХ"

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Глинский Владимир Васильевич
Официальные оппоненты:

Защита диссертации состоится «__» ____ 2013г. в … часов на заседании диссертационного совета …….. при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, аудитория 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ".


Автореферат разослан «____» ____ 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ……

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования.

Современная экономика представляет собой систему хозяйствования, эффективное функционирование которой обеспечивается состоянием ее инфраструктуры. Происходит постоянное расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в производственном процессе, организации различных видов рынка, в жизнедеятельности человека.

Инфраструктура является неотъемлемой частью социально-экономической жизни страны и регионов. Развитие и совершенствование инфраструктуры – важный фактор формирования отраслевой, функциональной и территориальной структур административного района. Под воздействием инфраструктуры формируется экономический, социальный, демографический и расселенческий облик территории.

Экспоненциальный рост числа научных публикаций по проблемам инфраструктуры обусловлен тем, что в последнее время государство стало уделять ей особое внимание. Но в российском законодательстве до сих пор отсутствует общее определение термина «инфраструктура» и четкое описание ее состава. В нормативно-правовых актах встречаются определения отдельных инфраструктурных элементов, которые сходятся в следующих аспектах. Инфраструктура – это совокупность (система, комплекс) объектов (отраслей, предприятий, организаций, учреждений, субъектов, ресурсов, средств), обеспечивающих (поддерживающих, обслуживающих) некую сущность, являющуюся базовой, основной.

Но задача экономической науки сводится не столько к созданию некоего общего определения инфраструктуры экономики (хотя это тоже существенный этап), сколько к определению ее состава, функций, влияния на экономическое и социальное развитие с целью управления этими процессами, а также изучение ее современного состояния и территориальной дифференциации уровня развития инфраструктуры. Последняя задача является особенно важной в условиях российской действительности и обусловлена особенностями государственного устройства страны. С формированием инфраструктуры возникают проблемы, для практического решения которых требуется ее комплексное исследование, в т.ч. с учетом региональной специфики.

В экономической науке в настоящее время отсутствует единая методика районирования территории по уровню развития инфраструктуры, основанная на современных многомерных статистических методах. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень изученности проблемы. Решение проблем развития и функционирования отдельных видов инфраструктуры нашло воплощение в трудах ведущих отечественных экономистов. Социальную инфраструктуру исследовали С. Важенин, Ж. Тощенко, Б. Хомелянский, А. Шарипов, производственную инфраструктуру – В. Власов, В. Дронов, С. Носова, Г. Тимофеева. Рыночная инфраструктура комплексно представлена в работах А. Говорина, Е. Горбатовского, А. Гриценко, В. Соболева, А. Крутика, М. Комарова, Е. Мухановой, А. Селезнева. Особенности формирования региональной производственной инфраструктуры освещены в работах Бобылева С.Н., Васильева Н.М., Васина В.А., Джаббарова Р.Т., Котилко В.В., Серова Е.В., Соловьева Н.С., Сюняева М.А. и др.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные рассматриваемой проблематике: Аверин А. Н., Аникин Е.Н., Антропов Е. П., Ахтариева Л.Г., Иншаков О.В., Минаев Н.Н., Окунь Я., Клигер С.А., Король Т.А., Косолапов М.С., Русскова Е.Г., Терехина А.Ю., Толстова Ю.Н., Третьяк С.Н., Харман Г., Хомелянский Б. Н., Чобану К.Г.

Заметный вклад в развитие теории группировок внесли современники И.И.Елисеева, О.В.Рукавишников, Г.С.Кильдишев, Ю.М.Аболенцев, Б.Г.Миркин, О.В.Иванов, В.В. Глинский. Развитие вариационной концепции (индуктивного подхода) – в основном результат исследований представителей западных статистических научных школ. В рамках данного научного направления заметные исследования выполнили также и российские ученые С.А. Айвазян, П.Ф. Андрукович, A.M. Дубров, А.И. Орлов, B.C. Мхитарян, В.Г. Ионин.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует пункту 4.11 «Методы обработки статистической информации: классификация и группировки, методы анализа социально-экономических явлений и процессов, статистического моделирования, исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов, циклов, прогнозирования развития социально-экономических явлений и процессов» и пункту 4.12 «Методология социального и экономического мониторинга, статистического обеспечения управления административно-территориальным образованием; измерение неравномерности развития территориальных образований» специальности 08.00.12 (Бухгалтерский учет, статистика) паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методики статистического исследования инфраструктуры территориальных образований на основе многомерных статистических методов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Определены теоретические основы изучения инфраструктуры: сформировано единое понимание сущности инфраструктуры региона в рамках исследования, ее элементного состава, обозначены проблемы и направления ее изучения;

  2. Разработана методика исследования инфраструктуры региона с применением многомерных статистических методов:

  1. сформулированы критерии к системе показателей региональной инфраструктуры, по которым предложена система показателей;

  2. обосновано применение методов многомерного шкалирования, кластерного и факторного анализа при исследовании слабо структурированной совокупности территориальных образований;

  3. предложен механизм применения дискриминантного анализа как итогового метода типологии слабо структурированных совокупностей;

  4. разработан алгоритм изучения взаимосвязи уровня развития инфраструктуры и уровня социально-экономического развития ТО.

  1. Исследована неравномерность развития инфраструктуры регионов РФ на основе предложенной методики.

Объектом исследования выступают территориальные образования.

Предметом исследования являются методы измерения уровня развития инфраструктуры территориальных образований.

Теоретической и методологической основой исследования послужили вариационная и совокупностная концепции статистической науки, фундаментальные и прикладные работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области многомерного статистического анализа, научные публикации, посвященные исследованию инфраструктуры регионов, использованы теоретические и методические разработки в области типологии и районирования.

В качестве методической основы исследования использован комплекс общенаучных и статистических методов: метод научных обобщений, сводка и группировка, методы автоматической классификации (компонентный, факторный, кластерный, дискриминантный), метод метрического многомерного шкалирования, табличный, графический методы.

Для практической реализации указанных методов в работе использованы пакеты прикладных программ «STATISTICA 8.0», «MS Office Exсel».

Информационную базу исследования составили данные государственной и ведомственной статистики, опубликованные в статистических сборниках и на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики (Росстата), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстата), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (Тывастата), научных периодических журналах.

Научная новизна диссертации заключается в разработке методики типологии территориальных образований по уровню развития инфраструктуры на основе многомерных статистических методов.

Наиболее существенные результаты, характеризующие научную новизну работы и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

  • Выполнен сравнительный анализ подходов к исследованию инфраструктуры, позволивший сформировать единое понимание инфраструктуры региона, ее элементного состава и критерии к системе показателей.

  • Разработана методика типологии ТО по уровню развития инфраструктуры, основанная на использовании многомерных статистических методов и сочетании совокупностной и вариационной концепций типологии;

  • Предложен алгоритм применения дискриминантного анализа как метода типологии слабо структурированных совокупностей.

  • Выявлена взаимосвязь между уровнем развития инфраструктуры и уровнем социально-экономического развития территориального образования.

Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в 6 публикациях общим объемом 4 п.л., в том числе в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, опубликованы 4 научные статьи объемом 3,2 п.л..

Объем и структура работы.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель и определены задачи исследования, определены объект и предмет исследования, проанализирована степень изученности проблем, обозначены основные положения и результаты, имеющие научную новизну и выносимые на защиту, обусловлены теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы исследования региональной инфраструктуры» очерчены границы понятия «региональная инфраструктура», описаны существующие подходы к определению и изучению инфраструктуры и их эволюция в отечественной экономической науке, приведены распространенные подходы к классификации элементов инфраструктуры и выявлен наиболее приемлемый для статистического изучения инфраструктуры региона.

Во второй главе «Методика исследования инфраструктуры территориальных образований» рассмотрены вопросы применения метода многомерного шкалирования в целях разведочного анализа структуры совокупности и наметки типов, приемы выявления общего фактора уровня развития инфраструктуры, использования кластерного анализа, многомерного шкалирования и факторного анализа для формирования «ядер» типов, применения дискриминантного анализа в качестве метода типологии территориальных образований по уровню развития инфраструктуры. Предложена методика оценки влияния инфраструктуры на уровень социально-экономического развития регионов.

В третьей главе «Многомерный статистический анализ уровня развития инфраструктуры» на основе предложенной во второй главе методики проведена типология субъектов РФ по уровню развития инфраструктуры, выявлена его взаимосвязь с уровнем социально-экономического развития регионов. Каждый выделенный тип охарактеризован с помощью системы показателей инфраструктуры.

В заключении диссертационной работы сделаны выводы и предложены рекомендации.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Наиболее общее определение инфраструктуры представлено учеными Э. Бевентером и фон Й. Хампе, которые утверждают, что инфраструктура представляет совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов в любой социально-экономической системе.

Региональная инфраструктура – это совокупность элементов, обеспечивающая нормальное функционирование региона. Регион условно можно рассматривать как совокупность таких элементов, как население, производство, государственное управление, рынки и окружающую природную среду. «Жизнедеятельность» каждого элемента обеспечивает отдельный элемент региональной инфраструктуры (рис.1).











Рис. 1. Региональная структура и инфраструктура

Регион как субъект федерации включает все пять элементов, и, соответственно, содержит все элементы инфраструктуры, развитые в большей или меньшей степени.

Муниципальное образование может не иметь некоторых элементов инфраструктуры, например, рыночной или экологической, поэтому при изучении дифференциации муниципальных районов по уровню развития инфраструктуры можно ограничиться тремя элементами.

На уровне сельских поселений обязательным элементом является только население, а, следовательно, и социальная инфраструктура.

Исследования инфраструктуры в нашей стране получили широкое развитие в 70-е годы ХХ века. Е.Б. Хоменко предлагает хронологически сгруппировать исследования советских и российских ученых, выделив 5 этапов. Каждый этап характеризовался особыми направлениями исследований. На последнем этапе, начавшемся в 2000 году, особо актуальными, по мнению Е.Б. Хоменко, являются три направления:

1) определение инфраструктуры рыночного хозяйства и рыночной инфраструктуры на основе сочетания системного, отраслевого, функционального и факторного методологических подходов;

2) формирование комплекса теоретико-методологического обеспечения исследований инфраструктуры как экономической категории и системы;

3) выявление уровней формирования инфраструктуры рыночного хозяйства и инфраструктурных процессов в экономике.

С нашей точки зрения можно выделить шестой этап. Критической точкой перехода на новый этап стало вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. №670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования». Это постановление определяет порядок предоставления статистических данных, необходимость которого обусловлена федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Вступление в силу указанного подзаконного акта стало толчком к развитию муниципальной статистики. Предоставление статистической отчетности об объектах инфраструктуры муниципальных образований создало информационную базу для исследования дифференциации инфраструктуры на микроуровне (уровне муниципальных образований). В этот же период, когда государство обратило особое внимание на инновации, актуальность приобрели исследования инновационной инфраструктуры. Исследователи занимаются поисками ответа на вопрос: достаточно ли развита инфраструктура для осуществления инновационной деятельности в России, ее регионах. При этом стоит отметить, что направления исследований предыдущего этапа остаются актуальными наряду с новыми направлениями.

Формирование системы показателей на основе данных государственной и ведомственной статистики

Статистические данные, характеризующие инфраструктуру российских регионов, находятся в открытом доступе, что позволяет применять их на практике любому заинтересованному пользователю. С одной стороны, это служит достаточным информационным ресурсом для исследования, но, с другой стороны, имеет несколько значимых проблемных вопросов:

1) Ни в одном источнике статистические данные по инфраструктуре регионов не выделены в отдельный раздел, поскольку отсутствует единая официальная система показателей инфраструктуры региона.

Каждый исследователь по-своему подходит к решению данной проблемы. Чаще всего системы показателей формируют исходя из собственного понимания состава инфраструктуры и имеющихся в открытом доступе статистических данных. Такой индивидуальный подход при формировании системы показателей не позволяет проводить сравнительный анализ, затрудняет оценивать структурные изменения в динамике.

2) При проведении межрегиональных сравнений по уровню развития инфраструктуры важно, чтобы система показателей была представлена относительными величинами, что предполагает дополнительные расчеты при формировании исходного массива данных. Дело в том, что в источниках в основном приведены абсолютные величины, которые характеризуют объем и размер региона, а не уровень или степень развития инфраструктуры в регионе.

Таблица 1 – Элементы и блоки показателей инфраструктуры региона

Социальная инфраструктура

Производственная инфраструктура

Институциональная инфраструктура

Рыночная инфраструктура

Экологическая инфраструктура

– образование;

– здравоохранение;

– культура и искусство;

– розничная торговля;

– жилищно-коммунальное хозяйство;

– общественное питание;

– бытовое обслуживание населения;

– пассажирский транспорт;

– физическая культура и спорт.

– транспорт (кроме пассажирского);

– строительный комплекс;

– энергетический комплекс;

– оптовая торговля;

– информационные и коммуникационные технологии.

– государственные органы власти на разных уровнях;

– органы охраны, правопорядка, безопасности;

– социальная поддержка отдельных групп населения;

– государственные услуги.


– финансовая и страховая деятельность;

– организации, предоставляющие рыночные услуги предприятиям и организациям.

– охрана воздуха от загрязнений;

– утилизация бытовых отходов.

Корректно рассчитанные относительные величины позволят охарактеризовать уровень развития инфраструктуры региона относительно размеров его территории, численности населения и степени развития его экономики. В российских условиях это особенно важно, т.к. уже в административно- территориальном делении заложена неравномерность состояния и развития регионов.

На рисунке 1 представлены элементы инфраструктуры региона. Каждый элемент состоит из блоков, которые в свою очередь включают 61 статистический показатель (таблица 1).

Методика типологии регионов по уровню развития инфраструктуры

Для статистической совокупности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований характерна неоднородность.

Корректные результаты статистического анализа могут быть получены при условии однородности изучаемой совокупности объектов. Поэтому первоочередной задачей в изучении уровня развития инфраструктуры территориального образования является получение однородных типов, отражающих развитие инфраструктуры по единому закону.

Для реализации поставленной задачи выделения однородных групп существует множество статистических методов. В настоящее время опубликовано достаточно работ по типологии российских регионов, в которых предлагаются разные методики. Достоинство их заключается в том, что для оценки развития инфраструктуры предлагается большое число статистических показателей и при анализе используются многомерные методы статистики. При этом состав полученных типологических групп в разных исследованиях существенно различаются. Объясняется это не столько применением различных методик, сколько тем, что изучаемая совокупность слабо структурирована. Между типами нет четких границ, есть большое число переходных объектов, и при использовании разных методов эти объекты «кочуют» из одного типа в другой.

Рассмотрев все проблемные моменты при изучении инфраструктуры региона, была разработана методика, в которой учтены достоинства современных исследований и на основании которой предложен способ преодоления проблемы нечетких границ и плохой структурированности. Методика, основанная на использовании многомерных статистических методов, схематично представлена на рисунке 2.

Первым этапом исследования инфраструктуры территориального образования является сбор статистических данных. Система показателей во многом зависит от уровня территориального образования (рисунок 1). Главная задача на первом этапе – определить, какие элементы инфраструктуры в основном присутствуют на исследуемом уровне территориальных образований. После этого можно производить подборку и формирование массива исходных статистических данных и расчет относительных величин.



Рис. 2. Методика исследования уровня развития инфраструктуры территориального образования

Взаимная независимость признаков является необходимым условием проведения кластерного анализа. В результате проверки признаков на взаимную корреляцию формируется корреляционная матрица. На реальных совокупностях добиться требования абсолютной независимости признаков практически невозможно, поэтому следует исключить лишь сильно взаимосвязанные признаки.

В предложенной методике кластерный анализ, факторный анализ и многомерное шкалирование используются в качестве «разведочного» анализа структуры совокупности. Все используемые методы имеют в своей основе разные принципы, непохожие механизмы. Использование различных инструментов для проведения типологии дает основания предполагать, что ее результаты не могут и не должны быть полностью идентичны, но совместное их использование имеет определенные преимущества:

– объекты, устойчиво принадлежащие определенному типу – характерные объекты, яркие представители – составляют «ядро типа»;

– остальные объекты, не вошедшие в «ядро», являются переходными. Они могут обладать характерными чертами сразу нескольких типов;

– визуализация большого массива данных: в результате многомерного шкалирования получаем пространственную карту взаимного расположения территориальных образований, на которой все многообразие признаков сужается до двух-трех шкал, что позволяет исследователю визуально составить представление об изучаемой совокупности объектов;

– получение интегрального показателя «уровень развития инфраструктуры» – главный фактор, вычисляемый в результате факторного анализа. Оценивается степень его влияния на систему первичных признаков и уровни выделенного фактора по каждому территориальному образованию.

С целью распределения переходных объектов и верификации полученных результатов проводится дискриминантный анализ. При подготовке к его проведению необходимо решить ряд проблемных вопросов.

Во-первых, сформировать обучающие выборки. В данном случае в качестве обучающих выборок выступают «устойчивые» объекты, т.е. те, которые при применении разных методов попадают в один и тот же тип.

Во-вторых, необходимо решить проблему отбора признаков для дискриминантной функции. Эта проблема связана с тем, что численность объектов обучающих выборок должна существенно превышать количество признаков, включенных в дискриминантную функцию. В качестве признаков используются интегральные значения по каждому элементу инфраструктуры.

Преимущества применения дискриминантного анализа в данном случае следующие:

– однозначная идентифицикация принадлежности каждого объекта к определенному типу;

– возможность изучения переходных объектов: определить, между какими типами колеблется объект, характерные черты каких типов он содержит в большей или меньшей степени.

Завершающим этапом типологии выступает анализ результатов, характеристика полученных типов с помощью системы показателей развития инфраструктуры, формирование выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

После того как получены и охарактеризованы типологические группы территориальных образований следует оценить влияние инфраструктуры на уровень развития региона. Уровень развития региона оценивается через показатели валового регионального продукта на душу населения и темпов прироста физического объема валового регионального продукта на душу населения. Показатели по регионам сравниваются со среднероссийскими. Выделяются 4 уровня развития регионов:

1. Развитые: ВРП на душу населения выше среднего по России и темпы прироста физического объема ВРП на душу населения выше общероссийских.

2. Развивающиеся: ВРП на душу населения ниже среднего по России и темпы прироста физического объема ВРП на душу населения выше общероссийских.

3. Инерционные: ВРП на душу населения выше среднего по России и темпы прироста физического объема ВРП на душу населения ниже общероссийских.

4. Отстающие: ВРП на душу населения ниже среднего по России и темпы прироста физического объема ВРП на душу населения ниже общероссийских.

Таблица 2 – Результат типологии субъектов Российской Федерации по уровню развития инфраструктуры в 2011 году

Уровень развития инфраструктуры

Состав

Численность

Высокий

Владимирская область

Ивановская область

Костромская область

Орловская область

Тамбовская область

Тверская область

Ярославская область

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Мурманская область

Псковская область

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Республика Марий Эл

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Кировская область Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Свердловская область

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Красноярский край

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Камчатский край

Хабаровский край

Сахалинская область

36

Выше среднего

Белгородская область

Брянская область

Воронежская область

Калужская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Рязанская область

Смоленская область

Тульская область

Ленинградская область

Новгородская область

Республика Адыгея

Краснодарский край

Республика Северная Осетия – Алания

Ставропольский край

Республика Башкортостан

Чувашская республика

Пермский край

Саратовская область

Ульяновская область

Челябинская область

Республика Хакасия

Кемеровская область

24

Ниже среднего

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Мордовия

Курганская область

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Алтайский край

Забайкальский край

Иркутская область

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Амурская область

Магаданская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

15

Низкий

Республика Калмыкия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Чеченская Республика

5

Таблица 3 – Взаимосвязь уровня развития инфраструктуры и уровня развития региона

Регионы

Инфраструктура

Развитые

Развивающиеся

Инерционные

Отстающие

Высокий


Архангельская область

Республика Татарстан

Сахалинская область


Калининградская область

Ростовская область

Оренбургская область

Свердловская область

Новосибирская область

Омская область


Республика Коми

Мурманская область

Тюменская область

Красноярский край

Томская область

Камчатский край


Владимирская область

Ивановская область

Костромская область

Орловская область

Тамбовская область

Тверская область

Ярославская область

Республика Карелия

Вологодская область

Псковская область

Астраханская область

Волгоградская область

Республика Марий Эл

Удмуртская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Пензенская область

Самарская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Хабаровский край

Выше среднего

Ленинградская область

Белгородская область

Калужская область

Московская область

Республика Адыгея

Краснодарский край

Республика Северная Осетия – Алания

Ставропольский край

Республика Башкортостан

Саратовская область





Брянская область

Воронежская область

Курская область

Липецкая область

Рязанская область

Смоленская область

Тульская область

Новгородская область

Чувашская республика

Пермский край

Ульяновская область

Челябинская область

Республика Хакасия

Кемеровская область

Ниже среднего

Чукотский автономный округ

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Мордовия

Забайкальский край

Еврейская автономная область

Республика Саха (Якутия)

Магаданская область


Курганская область

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Алтайский край

Иркутская область

Приморский край

Амурская область

Низкий




Республика Дагестан

Кабардино-Балкарская Республика





Республика Калмыкия

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

Таблица 4 – Характеристика полученных типов

Регионы
Инфраструктура

Развитые

Развивающиеся

Инерционные

Отстающие

Высокий


Уровень развития инфраструктуры соответствует потребностям региона, инфраструктура функционирует эффективно

Инфраструктура является основой развития региона

Инфраструктура, оставшаяся с предыдущих лет

Неэффективное функционирование инфраструктуры либо регионального управления

Выше среднего

Развитие инфраструктуры не успевает за растущими потребностями региона

Инфраструктура является основой развития региона, соответствует уровню его развития

Х

Неэффективное функционирование инфраструктуры либо регионального управления

Ниже среднего

Острая потребность в модернизации и развитии инфраструктуры

Развитие инфраструктуры не успевает за растущими потребностями региона

Возможная причина снижения темпов развития региона – недостаточное развитие инфраструктуры

Возможная причина отставания региона – недостаточное развитие инфраструктуры

Низкий

Х

Низкий уровень развития инфраструктуры тормозит развитие региона

Х

Имеющейся инфраструктуры недостаточно для улучшения состояния региона Инфраструктура функционирует неэффективно


iii. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ по теме диссертации
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России:

  1. Волкова Т.Б. Многомерное шкалирование в изучении инфраструктуры региона // Вестник НГУЭУ. – Новосибирск. – 2011. – №1. – с.138 – 147

  2. Волкова Т.Б. Типология районов Республики Тыва по уровню развития социально-экономической инфраструктуры// Сибирская финансовая школа. – Новосибирск. – 2011. - №2 (март-апрель). – С. 52-58

  3. Глинский В.В., Третьякова О.В., Скрипкина Т.Б. Информационно-аналитическая поддержка формирования политики управления эффективностью здравоохранения // Вестник НГУЭУ. – Новосибирск. – 2012. – №4. – с.112 – 132

  4. Глинский В.В., Третьякова О.В., Скрипкина Т.Б. О типологии регионов России по уровню эффективности здравоохранения // Вопросы статистики №1, 2013. – с. 57 – 68


Публикации в изданиях:

  1. Волкова Т.Б. Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона на примере Республики Тыва // Статистические методы анализа экономики и общества: Тезисы докл. 2-й Межвуз. студ. науч.-практ. конф. (Москва, 12-13 мая 2011 г.). – М.: НИУ «ВШЭ», 2011. – С. 33-35.

  2. Волкова Т.Б. Многомерные статистические методы изучения инфраструктуры региона // Сб.науч.трудов по результатам проведения Всеросс. Студ. конк. Выпускных квалификационных работ и Всеросс. Студ. Олимпиады по направлению «Статистика» и «Математические методы в экономике» (Москва, МЭСИ, октябрь 2010 г.). – М.: МЭСИ, 2010. – С. 15-20.

  3. Глинский В.В., Третьякова О.В., Скрипкина Т.Б. Типология регионов по уровню эффективности здравоохранения// Значение, проблемы и перспективы развития государственной статистики в современном российском обществе: Материалы V Всероссийской научно-практической интернет-конференции./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. – Саратов, 2012. – С. 10-11.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconПрограмма дисциплины "Многомерные статистические методы" Для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки 080100. 62 «Экономика» подготовки...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconРабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол №10 от...
«Статистические методы исследования юридически значимой информации» является освоение закономерностей сбора, обработки, оценки и...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconРабочая программа по дисциплине в статистика в фармации
Задачи дисциплины: научить разрабатывать, собирать, систематизировать, использовать статистические методы в научных исследованиях...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconПрограмма дисциплины " Многомерные статистические методы" для направления...
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconЭкзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 218. Основы...
Численные методы. Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез,...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconРабочая программа дисциплины (модуля)
«Статистические методы исследования юридически значимой информации» является освоение закономерностей сбора, обработки, оценки и...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине Вероятность, свойства вероятности. Содержание ответа
Численные методы. Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез,...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconГинекологии для студентов 5 курса
Исследование функции яичников. Дополнительные методы исследования: биопсия, диагностическое выскабливание, аспирационная биопсия,...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconСпектральные методы исследования в биохимии
М 545 Спектральные методы исследования в биохимии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов....
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconПонятие статистики. 3 История математической статистики. 4 Простейшие...
Рудольфовны, что означают незнакомые мне слова – размах, мода, медиана, среднее. Получив ответ, я ничего не поняла. Под конец 2 четверти...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconПрограмма вступительных экзаменационных испытаний в ординатуру по...
Методы исследования пищевода. Рентгенологические методы. Эзофагоманометрия. Фармакодиагностика. Методы выявления гастроэзофагеального...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерные технологии...

Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconПояснительная записка Курс «Физико-химические методы исследования»
Курс «Физико-химические методы исследования» преподается в течение 6 семестра (одо), предназначен для магистрантов, обучающихся по...
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconПрограмма дисциплины
Математические и статистические высшей математики методы в экономике на факультете экономики
Многомерные статистические методы исследования инфраструктуры региона iconТ. К. Гоманова к э. н., доцент кафедры «Банковское дело»
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты развития банковской инфраструктуры России в современных условиях. Проанализированы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск