Проект
Приложение 13
к стратегическому плану устойчивого развития
города Новосибирска КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска»
Паспорт
комплексной целевой программы
«Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов
и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска»
Наименование
Программы
| Комплексная целевая программа «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска»
| Основание для разработки Программы
| Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 № 575.
Рекомендации экспертной сессии по подготовке кадров для инновационной экономики города, проведенной 05.07.2011 мэром города Новосибирска.
Распоряжение мэрии города Новосибирска от 07.11.2011 № 1452-р «О создании рабочей группы по разработке комплексной целевой программы «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска».
Рекомендации совместного заседания президиума мэрии и Общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска от 14.12.2011.
| Заказчик Программы
| Мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска.
| Разработчики проекта Программы
Разработчики проекта Программы
| Группа экспертов в составе: Научный руководитель группы – Диканский Н.С., академик, д.ф.-м.н., профессор, зам. председателя СО РАН по инновационной деятельности и развитию научно-образовательного комплекса. Ответственные руководители от мэрии: Буреев Б.В., заместитель мэра города Новосибирска; Нелюбов С.А., докт. пед. наук, заместитель мэра города Новосибирска.
Члены группы и участвующие в разработке эксперты:
Аниканова Н.В., директор ООО «Центр образовательных проектов Сигма»;
Головнин А.Н., зам. министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, начальник управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования;
Гольцер С.В., канд. филол. наук, доцент, научн. руководитель ЦРО «Умка»;
Гугучкин В.И., заслуженный машиностроитель РФ, к.т.н., доцент, генеральный директор ЗАО «Экран – оптические системы»;
Дубынин А.В., директор МБОО «Сибирский экологический центр»;
Казак А.П., заслуженный машиностроитель РФ, генеральный директор ОАО «НПП Восток»;
Кричевский А.И. – действ. член МАИБ, к.т.н., профессор НГУЭУ;
Кузьмин М.Г., заслуженный машиностроитель РФ, к.т.н., генеральный директор ОАО «Сибэлектротерм»;
Кулаев А.П. – к.э.н., заведующий Новосибирской экономической лаборатории ИЭиОПП СО РАН;
Курчеев В.С. – действ. член МАИБ, д.ю.н., профессор, декан юридического факультета НГУ;
Ляхов Н.З., академик РАН, д.х.н, профессор, главный ученый секретарь СО РАН, депутат Совета депутатов города Новосибирска;
Нестеров А.В., к.э.н., директор по развитию инновационных проектов ЗАО «Завод сибирского технологического машиностроения»;
Осьмук Л.А., действ. член МАИБ, докт. соц. наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ;
Рогожникова И.И., доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики факультета ГМУ НГАУ;
Пустовой Н.В., заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ, д.т.н., профессор, председатель Совета ректоров НСО, ректор НГТУ;
Руди В.А., действ. член МАИБ, к.э.н., председатель Совета директоров ОАО «Новосибирский Оловокомбинат»;
Саратовкин В.Д., действ. член МАИБ, к.т.н., президент кадрового центра «Суперкадры»;
Сартакова Е.В., директор ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им.Д.И. Менделеева»;
Селезнев В.А., д.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики НГТУ;
Серьезнов А.Н., д.т.н., профессор, научн. руководитель ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина»;
Скосырский В.А., генеральный директор АНО «Новосибирский Планетарий»;
Старцев Г.А., заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, руководитель «Информационного центра по атомной энергии в г. Новосибирске»;
Степанов С.А., руководитель Тьюторского центра «Свой путь»;
Теребило Г.И., к.т.н., профессор Института рекламы и связи с общественностью НГПУ;
Толоконская Н.П., заслуженный врач РФ, академик РАЕН, д.м.н., профессор НГМУ, президент РОО «Институт человека»;
Чепель Т.Л, действ. член МАИБ, канд, психолог. наук, профессор, директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»;
Чистяков В.М., действ. член МАИБ, к.т.н., советник мэра города Новосибирска, председатель Новосибирского отделения МАИБ;
Шихваргер Г.А., зам. директора МКОУДОД «Городской центр физической культуры и спорта «Виктория»;
Штатнов Ю.Ю., начальник управления перспективного развития Новосибирской городской торгово-промышленной палаты;
Яненко А.П., заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАН ВШ, д.т.н., профессор, президент НГАСУ, в 1988–2007 гг. ректор этого университета, 1989–1991 гг. – народный депутат Верховного Совета СССР.
| Цель Программы
| Подготовка кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города Новосибирска
| Задачи Программы
| 1. Выращивание креативных поколений молодежи, мотивированных на творчество в научно-технической сфере.
2. Развитие в городе воспитательной, научно-образовательной и производственной среды, стимулирующей проявление и развитие способностей и талантов детей и молодежи на каждом этапе жизненного цикла роста человеческого потенциала новых поколений, начиная с самого раннего.
3. Совершенствование профессиональной подготовки кадров для прорывных направлений науки и технологий.
4. Создание условий для капитализации человеческого потенциала Новосибирска в сфере наукоемкого производства в городе.
| Сроки реализации Программы
| 2013 – 2020 годы
| Блоки основных мероприятий подпрограмм
Блоки основных мероприятий подпрограмм
Блоки основных мероприятий подпрограмм
| 1. Воспитание креативности дошкольников
1.1. Расширение консультационной помощи семьям в воспитании креативности детей. Организация в городе консультационных пунктов (школ родительства) по воспитанию в семьях креативности у детей раннего возраста, привлечение в эти центры квалифицированных специалистов. Формирование пакета диагностических методик научно-методической и психологической литературы для родителей и педагогов по развитию креативности детей от года до 7 лет. Издание методических пособий Организация тренингов для молодых семей по воспитанию креативности.
1.2. Улучшение условий для развития творческих способостей детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) города. Создание в ДОУ образовательной среды, развивающей у детей деятельную и творческую активность, инициативу, самостоятельность и ответственность. Развитие кадрового потенциала ДОУ. Поддержка ДОУ, внедряющих проектно-исследовательские методы воспитания дошкольников. Обеспечение ДОУ современными методиками развития креативности дошкольников. Систематический анализ и оценка педагогической практики раннего развития детей.
1.3. Повышение квалификации педагогов по воспитанию креативности у дошкольников. Создание городской сети развивающих практик в муниципальных и частных ДОУ. Организация мастер-классов педагогов-новаторов с освещением в СМИ. Повышение квалификации воспитателей, желающих работать с использованием инновационных технологий.
2. Развитие креативности и интереса к исследовательской деятельности и техническому творчеству у школьников
2.1. Развитие креативности школьников. Создание на начальной и ос-новной ступенях образования в образовательных учреждениях (далее ОУ), где на третьей ступени образования реализуются профильное обучение естественнонаучной и технической направленности, креативной среды, ориентирующей учащихся на формирование мотивации к саморазвитию, творчеству и сотрудничеству. Обучение в контексте ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО умению строить теоретические модели и ставить простые эксперименты для воспитания у детей вопросительности и стремлений размышлять над вопросами научной картины мира. Разработка и внедрение в образовательные программы ОУ курсов по проектной деятельности. Проведение городской игры «Интеллектуальный марафон». Организация городских научно-технических конкурсов, конференций, детских творческих проектов, в том числе по направлению «Юный техник-изобретатель». Введение в ОУ портфолио школьников, включая и выпускные проектные работы.
2.2. Создание образовательного комплекса «Школа Сколково в Новосибирске». Разработка рабочего проекта и программы развития комплекса «Школа Сколково в Новосибирске». Подготовка технического задания на строительство комплекса «Школа Сколково в Новосибирске». Разработка проекта и строительство на территории Ключ-Камышенского плато комплекса Школы Сколково в Новосибирске. Материально-техническое оснащение образовательной среды Школы Сколково. Создание программ подготовки инновационных педагогических кадров для работы и тиражирования модели инновационной школы. Создание практико-ориентированной программы для обучения родителей (Академия родителей). Разработка и реализация детско-взрослых инновационных проектов по тематике города Новосибирска. Создание программ и продуктов лаборатории цифровой среды для сопровождения образовательной IT среды Школы Сколково. Создание в Новосибирске сети инновационных школ сколковского типа.
2.3. Развитие у школьников интереса к научно-техническому творчеству и формирование инновационной ментальности. Создание в городе политехнического музея. Создание производства и систематическая демонстрация на базе ДЮЦ «Планетарий» для школьников и молодежи полнокупольных научно-познавательных фильмов, вызывающих исключительно высокий интерес детского и юношеского населения города. Обучение школьников 7–11 классов техническим профессиям (направлениям) в рамках ведомственных целевых программ Минтруда НСО по политехнизации общего образования. Расширение сети естественнонаучных кружков, домов детско-молодежного творчества и клубов юных техников. Создание и развитие системы привлечения школьников к изготовлению технических поделок на основе комбинированных рабочих мест для технического творчества. Проведение городских спортивных соревнований среди муниципальных учреждений отрасли, в том числе по авиамоделизму и судомоделизму. Реализация профориентационного проекта «Школьная IT-мастерская». Проведение индивидуальных, групповых и семейных консультаций по профориентации. Создание Интернет-портала научного и технического творчества в городе. Формирование системы сюжетов «Умелые руки» на сайтах школьной интернет-сети. Создание системы интернет-вещания: приобретение оборудования и программного обеспечения, производство контента по техническому творчеству школьников. Расширение детского познавательного вещания на региональных телевизионных каналах с созданием редакций детских естественнонаучных и научно-технических передач.
2.4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс гимназий, лицеев и школ города информационно-коммуникативных и космических образовательных технологий. Внедрение в учебный процесс образовательных учреждениий города Новосибирска программно-технического комплекса «Космос-М2». Активизация учебной деятельности школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение в учебный процесс на уроках географии, физики, информатики, математики и экологии мультимедийных учебно-методических комплексов на основе космических технологий. Включение в образовательные программы учреждений общего образования города Новосибирска модулей (курсов, предметов) в области астрономии и астрофизики. Организация астрономических, астрофизических, метеорологических и др. исследований на базе ДЮЦ «Планетарий». Организация перманентной включенности основного и дополнительного образования в систему турниров юных физиков, математиков, биологов, химиков и др. от городских до международных. Развитие электронной газеты «Интерактивное образование». Развитие молодежного информационно-развлекательного журнала «TIMIX». Развитие сети детских творческих организаций в рамках медиаобразовательного проекта «Взгляд» и создание системы организации фестивалей детского экранного творчества «Кинорадуга.
2.5. Введение в практику гимназий, лицеев и школ города индивидуальных образовательных маршрутов и планов с разработкой исследовательских и технических проектов. Расширение практики организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана при реализации перехода на ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО. Формирование городского темника реальных научных проектно-конструкторских и технологических задач для школьников на третьей ступени образования(10-11 классы). Разработка старшими школьниками практико-ориентированных проектов по актуальным проблемам городского хозяйства и отраслей экономики города. Организация городских олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов научно-инновационных проектов для старшеклассников. Организация участия молодежи города Новосибирска во всероссийских и региональных конкурсах, фестивалях, образовательных форумах. Участие старших школьников в Международном инновационном форуме «Интерра» с соответствующими исследованиями, разработками и проектами.
2.6. Развитие у школьников интереса к изучению истории научных открытий и технических изобретений родного края, формирование творческо-патриотической парадигмы в воспитании молодёжи. Создание на интернет-портале «Библиотека сибирского краеведения» раздела «Сибирская наука и технологии». Создание системы грантов по изучению истории науки и технологий родного края. Подготовка и издание учебных пособий для школьников о крупных новосибирских ученых и инженерах, истории промышленных предприятий города, вузов и НИИ.
3. Подготовка молодых высокопрофессиональных кадров для прорывных направлений инновационной экономики
3.1. Совершенствование систем набора в естественнонаучные и технические ВУЗЫ Новосибирскакачественного контингента абитуриентов. Увеличение численности учащихся Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) физико-математического и химико-биологического профиля НГУ. Интенсификация процессов обучения в Высшем колледже информатики НГУ. Создание в естественнонаучных и технических вузах города СУНЦ с интернатом для отбора и творческого развития старших школьников, проявляющих способности к техническим наукам и инженерному делу. Формирование при кафедрах естественнонаучных и технических вузах города площадок по работе со школьниками по системе «Наставник», предусматривающую профессиональную ориентацию школьников, их подготовку к обучению в этих ВУЗах и сопровождение в период профессионального образования до магистратуры, аспирантуры или конкретного производства. Организация на базе естественнонаучных и технических ВУЗов города вузовско-школьных центров решения исследовательских задач.
3.2. Развитие материальной базы основных ВУЗов Новосибирска, обеспечение роста потенциала и эффективности научно-образовательной деятельности в прорывных направлениях инновационной экономики. Строительство в полном объеме и оснащение оборудованием главного корпуса НГУ. Создание со строительством здания в НГУ преинкубатора для младших курсов. Создание в НГУ технологического института и института информатики. Развитие в ВУЗах города инновационной инфраструктуры молодежного научно-технического предпринимательства (бизнес-инкубаторов, фаблабов, центров коллективного пользования, инжиниринговых структур, технопарков и др.). Привлечение для чтения инженерных курсов в ведущих ВУЗах города преподавателей из российских и зарубежных университетов и компаний. Создание межвузовского кампуса – центра коллективного пользования для студенческих исследований и разработок. Создание в Новосибирске межвузовского портала инженерного образования.
3.3. Создание механизмов интеграции системы высшего профессионального образования и инновационной экономики. Проведение ежегодного городского студенческого семинара по проблемам и стратегическим перспективам развития города Новосибирска. Поддержка молодежных проектов, направленных на развитие территорий города Новосибирска. ние навыков проектной деятельности у студентов, методическая, организационная и информационная помощь инициативным студенческим группам, органам студенческого самоуправления в реализации проектов. Организация для студентов, обучающихся по приоритетным направлениям модернизации экономики и инновационного технологического развития в научно-технических и естественнонаучных ВУЗах города, начиная с 3-го курса, практической работы в исследовательских, разрабатывающих подразделениях и на производстве соответствующих инновационных предприятий города и его агломерации. Приглашение для руководства кафедрами ВУЗов действующих руководителей и ведущих специалистов инновационных предприятий. Создание на площадках предприятий рабочих групп от кафедр ВУЗов для совместной разработки и реализации профильных инновационных проектов для нужд производства. Дни технологий на студенческих конференциях участников молодежного научно-инновационного конкурса (У.М.Н.И.К.) и Дни карьеры в форме ярмарки вакансий в Академпарке.
3.4. Подготовка профессиональных кадров среднего звена для высокотехнологичных отраслей инновационной экономики города. Разработка совместно с работодателями при реализации государственных программ проектов профессиональных стандартов по наиболее востребованным специальностям и профессиям высокотехнологичных отраслей инновационной экономики города. Разработка и систематическое обновление в организациях СПО города образовательных программ обучения по приоритетным направлениям на основе разработанных профессиональных стандартов. Разработка при участии инновационных организаций и ВУЗов учебно-методических комплексов, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов для подготовки специалистов высокотехнологичных отраслей инновационной экономики, включая новые специальности и профессии. Формирование системы государственно-общественной оценки и сертификации качества подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. Модернизация материально-технической базы организаций СПО, готовящих специалистов для высокотехнологичных производств, и организация в них профессиональной подготовки и переподготовки специалистов среднего звена. Обучение, переподготовка, повышение квалификации в ресурсных центрах профессионального образования по высокотехнологичным направлениям и специальностям, в том числе работе на современном оборудовании. Организация стажировок преподавателей и мастеров организаций СПО на площадках Новосибирских научных центров СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН, ВУЗах и инновационных предприятиях города.
4. Оптимизация использования человеческого потенциала города для прорывных научно-технических достижений и его капитализация в наукоемком производстве Новосибирска
4.1. Создание и развитие Сибирского центра образования, науки и высоких технологий. Формирование на территории Новосибирска механизмов интеграции университетов, академической институтов, промышленно-предпринимательских структур для продуктивного сотрудничества по ускорению реализации в экономике прорывных инноваций. Развитие инфраструктуры Технопарка Новосибирского Академгородка. Создание и развитие рядом с Академгородком научно-производственного кластера по микроэлектронике. Развитие информационных и биофармацевтических технологий в процессе создания кластерного городка. Создание агентства по маркетингу инновационных продуктов и услуг (прежде всего в прорывных направлениях). Организация защиты интеллектуальной собственности Сибирского центра образования, науки и высоких технологий.
4.2. Подготовка кадров в процессе организации производства прорывных инновационных продуктов на крупных предприятиях Новосибирска. Развитие кооперации ведущих ВУЗов Новосибирска и предприятий города в реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства и формирование механизмов подготовки производства новой продукции совместно с разработчиками и инженерно-технологической командой предприятия. Коучинг формирования эффективной команды для запуска и организации инновационного производства на предприятии.
4.3. Дальнейшее развитие малого научно-технологического предпринимательства молодежи в Новосибирске. Поддержка создания высокотехнологичных компаний на базе разработок в прорывных направлениях основных научно-технических ВУЗов. Зимняя школа Академпарка для молодых людей, готовых экспериментировать, изучать и творчески переосмысливать свои идеи, желающих достигать новых результатов. Летняя школа Академпарка по интенсивному развитию инновационных компетенций и лидерских качеств молодых талантливых новаторов, по доработке и упаковке проектов, идей, а также, а также формированию кейсов из бизнес-плана, плана действий команды на ближайшие полгода и презентаций для инвесторов. Ежегодный молодежный фестиваль инноваций «Факел» на площадке Академпарка с участием представителей инновационного бизнеса, культурной среды и власти. Инвестиционный форум «Startup Bazaar» в рамках работы технопарка Новосибирского Академгородка по генерации новых и развития существующих инновационных бизнесовИспользование коучинга для развития персонала молодежных малых предприятий научно-технического бизнеса.
4.4. Организация деятельности профессиональных сообществ по научно-техническим направлениям. Формирование отраслевых и межотраслевых профессиональных сообществ с участием молодежи. Организация деятельности Совета научной молодежи Новосибирского научного центра СО РАН. Организация взаимодействия в профессиональных сообществах по решению проблем производства инноваций.
| Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
| Главное управление образования мэрии города Новосибирска
Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска
Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска
Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска
Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска
Департамент связи и информатизации мэрии города Новосибирска
Департамент информационной политики мэрии города Новосибирска
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска
Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска
Департамент финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска
Департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска
Администрации районов города Новосибирска
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (по согласованию)
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (по согласованию)
Министерство экономического развития Новосибирской области (по со-гласованию)
Сибирское отделение Российской академии наук (по согласованию)
Некоммерческое партнерство «Центр интеграции образования, науки и производства» (по согласованию)
ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» (по согласованию)
Некоммерческое партнерство «СибАкадемСофт» (по согласованию)
Ассоциация участников научной и инновационной деятельности «СибАкадемИнновация» (по согласованию)
Сибирское отделение Российской академии медицинских наук (по согласованию)
Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук (по согласованию)
Организации и предприятия города Новосибирска (по согласованию)
Совет ректоров Новосибирской области (по согласованию)
Новосибирская городская торгово-промышленная палата (по согласованию).
Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (по согласованию)
Ассоциация школ Сколково (по согласованию)
Государственные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию)
Муниципальные образовательные организации: гимназии, лицеи, средние школы, детские сады
Образовательные оранизации дополнительного образования
| Потребность в финансовых ресурсах
| Потребный объём финансирования программы из бюджета города (в ценах 2013 года) составляет 6572,59 млн. руб., в том числе по периодам: в 2013 году – 445,59 млн. руб.; в период 2014-2015 – 2303,125 млн. руб.; в период 2016-2020 – 3823,875 млн. руб. Объем привлеченных средств –48467,01 млн. руб., по периодам: в 2013 году – 4480,27 млн. руб.; в период 2014-2015 – 11496,34 млн. руб.; в период 2016-2020 – 32490,4 млн. руб.
| Ожидаемые результаты реализации Программы
| Создание в городе школ родительства по воспитанию в семьях креативности у детей с раннего возраста
Создание в городе центров работы с креативной молодежью, в т.ч.:
- Сибирского центра науки, образования и высоких технологий;
- Детского парка знаний на Ключ-Камышенском плато в составе: Детско-юношеского центра «Планетарий», Политехнического музея, Школы Сколково в Новосибирске;
- Центров молодежного технического творчества, сети клубов юных техников, естественно-научных кружков школьников.
Создание в Новосибирске сети инновационны школ.
Формирование контингента потенциальных кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города.
Мобилизация человеческого капитала для наукоемкого экономического развития города и региона.
Создание социальных лифтов для новых поколений новосибирцев, в т.ч.:
- развивающее обучение и воспитание дошкольников и младших школьников, обеспечивающее им в будущем жизненные успехи;
- освоение школьниками глубоких обширных знаний, умений и навыков, позволяющее им формировать свои компетентности и осваивать приемы работы в любой выбранной сфере деятельности;
- обретение школьниками повышающей их человеческий потенциал технологической компетентности, а именно: умений и навыков мастерить, моделировать и творчески решать разнообразные технические задачи,
- воспитание у школьников готовности к жизненному личностному и профессиональному самоопределению и творческому росту, уменьшающей вероятность ошибки выбора места в жизни;
- получение в новосибирских ВУЗах востребованных работодателями фундаментальных общенаучных и профессиональных системных знаний, исследовательских, проектных и управленческих навыков;
- получение магистрантами и аспирантами квалификации, обеспечивающей карьерный рост в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований, проектной инженерии и инновационном наукоемком производстве.
Создание и преумножение в городе рабочих мест для высококвалифицированных инновационных кадров.
Улучшение имиджа города Новосибирска как научно-образовательного центра и повышение его привлекательности для инвесторов.
| Контроль исполнения Программы
| Контроль исполнения Программы осуществляют:
мэрия города Новосибирска;
Совет депутатов города Новосибирска;
Президиум СО РАН;
Совет ректоров ВУЗов Новосибирской области;
Создаваемый для управления программой Совет по подготовке кадров для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики города Новосибирска
| |