МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОГЛАСОВАНО Зав.каф.УС
проф.__________С.А. Баркалов
«____» ___________ 2011 г.
| УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ФДО
проф._________ В.Н. Колпачев
«____» ___________ 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавания дисциплины
«Менеджмент»
наименование дисциплины студентам специальности _060800 «Экономика и управление на предприятии (с) »
номер и наименование специальности
Факультет _ Дистанционного обучения______
Наименование факультета или факультетов
Формы обучения
| Дневная
| Заочная
| Курс
|
|
| Семестры
|
|
| Трудоемкость по видам учебной работы, ч.
|
| 209
| Лекции
|
| 6
| Лабораторные работы
|
|
| Практические занятия
|
| 6
| Индивидуальные занятия
|
|
| Самостоятельная работа
|
| 197
| Курсовой проект
|
|
| Курсовая работа
|
| 4 сем
| Расчетно-графическая работа
| -
|
| Контрольные работы
| -
|
| Рубежи контроля знаний (семестр)
|
| .
| Зачет
|
|
| Экзамен
|
| 4 сем
|
Воронеж 2011 г. Рабочая программа составлена на основании требований:
-государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №_238_(направление подготовки дипломированного специалиста__080500 менеджмент), квалификация _экономист-менеджер,
номер и наименование направления
утвержденного Министерством образования РФ «_17_»___03___2000 г.;
учебного плана ВГАСУ по специальности «Экономика и управление на предприятии (с) », введенного в действие в 20 /20 учебном году.
Составитель (составители):_к.т.н. проф. ( А. И. Половинкина)
ученая степень и звание, подпись инициалы, фамилия
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Управления строительством_
наименование кафедры
«_31_»___08___2011 г., протокол №__1__. Заведующий кафедрой __докт. техн. наук, профессор (С. А. Баркалов )
ученая степень и звание, подпись инициалы, фамилия
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Курс “Менеджмент ” входит в учебный план по специальности «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является основным профилирующим курсом.
Главной задачей курса является формирование научного представления о управлении строительством, имеющего конкретно- практическое содержание и, определяющих профессионализм деятельности современного руководителя. Другими задачами являются:
освоение студентами общетеоретических положений управления социально-экономическими системами;
формирование творческого инновационного подхода к управлению;
формирование понимания управления как области профессиональной деятельности, требующей глубоких теоретических знаний.
В результате изучения дисциплины «Менеджмент» специалист должен знать и уметь (основные требования):
Знать:
основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
принципы развития и закономерности функционирования организации;
роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
основные бизнес-процессы в организации;
принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
виды управленческих решений и методы их принятия;
Уметь:
уметь выбирать и комбинировать тип управления в зависимости от конкретной ситуации, анализировать управленческие процессы, применять на практике рекомендации теории управления.
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.
1.2 Цель дисциплины – заложить основы профессионального сознания, обеспечить эффективность изучения всех последующих специальных дисциплин, показать необходимость изучения и освоения мирового опыта управления, а также особенностей управления в России.
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:
итоговый – экзамен;
текущий – отчет о выполнении практических занятий, КР.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Се-местр изучения
.
|
Аудиторные занятия, ч
|
Самостоятельная работа, ч
| Форма семестровой отчетности
| Лекции, ч
| Практические,
| Лабораторные занятия
| КП
| КР
| Контр. работы, ч
| РГР, ч
| ВСР, ч
|
| 3
| 4
| 2
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| 4
| 2
| 4
|
|
| ?
|
|
|
| Экз
|
Всего
| 6
|
6
|
| -
|
| -
| -
|
|
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Наименование тем, их содержание и объем
№ п.п
|
Лекции (краткое содержание)
| К-во лекцион
ных часов
| Объем на тематический блок, ч
|
| Практ. и др. занятия
| Лабор. занятия
| Самост.
работа
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| ТЕМА 1 Управление в деятельности человека. Возникновение и развитие
Менеджмента
|
|
| Понятие управления. Эволюция науки об управлении. Научное классическое управление. Административная школа. Принципы научного классического управления. Школа человеческих отношений, поведенческие науки. Практические предпосылки возникновения школ управления. Подходы в управлении: количественный, процессный, системный, ситуационный. Американская и японская системы управления. Развитие науки управления в России. Применимость зарубежного опыта к национальным особенностям России.
|
1
|
1
|
|
35
|
| ТЕМА 2 Управление как предмет социально- экономического анализа
наименование тематического блока
|
|
| Объект и субъект управления. Алгоритм управления. Классификация менеджмента, менеджмент как система. Функции управления. Управление, менеджмент и руководство. Виды и функции контроля. Понятие стратегии и тактики управления. Принципы системного анализа.
|
1
|
1
|
|
25
|
| ТЕМА 3 Организация как объект управления.
наименование тематического блока
|
|
| Подходы к рассмотрению организации. Основные элементы организационной среды: цели, задачи, технология, люди, структура. Понятие миссии и цели управления. Требования к целям, функции целей. Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия. Внутренняя среда организации. Стратегическое и оперативное управление в строительной отрасли. Виды организационных структур управления, их достоинства и недостатки, область их эффективного использования. Особенности органического и механического управления. Особенности проектных структур. Факторы, влияющие на ОСУ. Понятие нормы управляемости. Централизация – децентрализация. Уровни управления. Типы управленческих решений. Методы и технология принятия решений. Коллективные методы принятия решения. Использование экспертных оценок. Организационные коммуникации: модели, типы, информационные сети. Нисходящие и восходящие коммуникации. Управление в условиях неопределенности. Виды и содержание инноваций.
| 1
| 1
|
| 45
| ТЕМА 4 Ресурсы менеджмента____________________________
наименование тематического блока
|
|
| Состав ресурсов менеджмента в строительстве. Ресурсы времени в управлении строительством. Роль человеческого фактора в современном менеджменте. Методы управления. Гуманистическая теория потребностей. Использование содержательных и процессуальных теорий мотивации. Двухфакторная теория Герцберга. Демотивация. Экономическая и социальная эффективность проявления человеческого капитала. Понятие и содержание организационной культуры, ее признаки и функции. Формирование и развитие организационной культуры строительной организации и изменения в ней. Использование SWOT - анализа.
|
1
|
1
|
|
35
| ТЕМА 5 Роль руководителя__________________________________________________________
наименование тематического блока
|
|
| Поведение и деятельность человека в современных технологиях менеджмента. Персонализация и персонификация управления в строительстве. Функции руководителя. Деловые и личностные качества современного управляющего. Разновидности одномерных и многомерных стилей управления и их применимость. Лидерство и власть. Формальный и неформальный авторитет. Делегирование и ответственность. Соотношение полномочий и власти. Персонализация и персонификация. Роль группы в поведении и деятельности человека. Трансактный анализ. Возникновение, проявление и разновидности конфликтов. Влияние конфликтов на управление, методы их предупреждения и разрешения. Манипуляции в управлении. Деловые переговоры.
|
1
|
1
|
|
30
| ТЕМА 6 Развитие менеджмента в строительстве. Культурные и этические аспекты в управлении
|
| Современные тенденции развития науки управления в строительной отрасли. Потенциал развития: реальность, ресурсы, противоречия.
Управленческая этика и социальная ответственность. Организационная культура, ее признаки и функции. Этика управляющих.
|
1
|
1
|
|
27
|
3.2. Перечень практических, лабораторных, семинарских и других видов учебных занятий
3.2.1 Перечень практических (семинарских) занятий
№ п.п.
| Тема занятия
| К-во часов
| 2.
| Лабораторный практикум:
1.Тестирование руководителя и персонала для выявления деловых качеств.
2. Деловая игра: использование коллективных методов принятия решений
3.Использование SWOT- анализа в менеджменте
4. Проектирование и реформирование ОСУ,
управляемости при формировании ОСУ
5. Использование метода «Затраты-эффект» при выборе вариантов
|
1 1
1
1 2
| Вопросы к экзамену
История развития науки управления
Характеристика основных этапов развития менеджмента.
Классификация менеджмента
Алгоритм управления, управление как система
Научная классическая школа управления
Принципы научного классического управления.
Преимущества и недостатки рациональной бюрократии М. Вебера.
Школа "человеческих отношений" и поведенческих наук.
Количественный подход в менеджменте
Системный подход в менеджменте
Ситуационный подход в менеджменте
Предпосылки возникновения школ и подходов в управлении.
Функции управления.
Миссия и цели организации
Виды и функции контроля.
Признаки и законы организации
Элементы внутренней и внешней среды организации
Стили руководства.
Использование SWОТ – анализа в управлении.
Методы управления.
Развитие управления в России.
Использование зарубежного опыта в Российском менеджменте.
Особенности Японского и Американского менеджмента
Виды организационных структур управления.
Достоинства и недостатки механических и органических ОСУ.
Проектные организационные структуры.
Методы проектирования организационных структур, причины реформирования.
Факторы, влияющие на норму управляемости
Достоинства и недостатки централизации и децентрализации
Процесс принятия управленческих решений.
Коллективные методы принятия решений, экспертные оценки
Власть, лидерство, авторитет
Функции и качества руководителя.
Разновидности многомерных стилей управления. Три дихотомии.
Делегирование полномочий при различных стилях управления.
Значение конфликтов, виды и методы их разрешения.
Организационные коммуникации: модели, типы, эффективность.
Факторы, определяющие эффективность управления.
Нисходящие и восходящие коммуникации, информационные сети.
Социально-психологическое обеспечение управления инновациями.
Использование принципов системного анализа в управлении.
Содержательные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации
Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
Персонолизация и персонификация в менеджменте
Виды конфликтов, методы их разрешения и предотвращения
Признаки и функции организационной культуры.
|