Скачать 487.06 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемия) Кафедра философии Кафедра экономической теории ОБСУЖДЕНОПротокол заседания кафедры № 7 от «19 »февраля 2010г. Зав. кафедрой философии Чумаков А.Н. УТВЕРЖДЕНО Проректор по научной работе Федотова М.А. « » 2010г. вальяно м.в., Зорина е.в., карамова о.в., кишлакова н.м.,пивоварова м.а., Скибицкий М.М.История и философия наукипрограммадля сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей ОДОБРЕНО Совет по гуманитаризации образования ФА протокол №4 «20» апреля 2010г. Москва 2010 УДК ББК С История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно, Е.В. Зорина, Карамова О.В., Н.М. Кишлакова., Пивоварова М.А., Скибицкий М.М. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, кафедра «Философия», 2010. — 49с. Программа ориентированна на анализ феномена науки в широком социокультурном контексте и ее историческом развитии. Значительное внимание уделяется анализу мировоззренческих, методологических и аксиологических проблем современной науки, вопросам кризиса техногенно ориентированной цивилизации. В программе учтена специфика образования по специальностям экономического профиля. © Финансовая академия при Правительстве РФ, 2010 © Вальяно М.В., Зорина Е.В., Карамова О.В., Кишлакова Н.М., Пивоварова М.А., Скибицкий М.М. 2010 Учебно-тематический план курса «История и философия науки»
Содержание курса Раздел I.Общие проблемы философии науки 1. Предмет и основные концепции современной философии науки Науковедение как особая отрасль знания. Проблема определения науки. Эволюция понятия «наука». Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Особенности экономического познания. Логика развития науки, эволюция подходов к ее анализу. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позивитистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М.Полани, специфика их применения в сфере экономического знания. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки в целом и экономической науки в частности. 2. Наука современной цивилизации Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Место науки в развитии современной цивилизации. Сциентизм и антисцитизм как ценностные мировоззренческие ориентации. Наука как особая сфера культуры. Соотношение науки, философии и религии. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Наука и творчество. Этика науки и нравственная ответственность ученого. 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Преднаука и ее особенности: эмпирический, сакрально-кастовый, рецептурный, догматический характер знания, его непосредственная связь с практическими задачами. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, как выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Проблема начала науки. Возникновение науки, научные знания в Древнем востоке. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Научные программы античности и их специфика: математические программы Пифагора и Платона, атомизм Демокрита, логика Аристотеля, геометрия Евклида. Экономическая мысль Древнего мира. Средневековое мировоззрение и особенности научного познания этой эпохи. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Достижения средневековой науки в области логики, риторики, математики, истории, экономическом познании. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек- творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Революция в мировоззрении в эпоху Возрождения. Развитие гелеоцентрической картины мира и идеи бесконечности Вселенной в трудах Дж. Бруно, Н. Коперника, Кеплера. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам и возникновение идеалов математизированного и опытного знания. Создание новой идеологии науки: критический дух, объективность, практическая направленность, принцип историзма в гуманитарном знании. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы. Галилей и его роль в возникновении современной науки. Эмпиризм Ф. Бэкона, физика и рационализм Р. Декарта. Наука Х1Х века. Проблема синтеза знания. Процесс дифференциации и первые признаки интеграции наук. Утверждение идеи всеобщей связи и эволюционного развития в естествознании. Стихийное проникновение диалектики в науку. Становление социальных и гуманитарных наук. Возникновение классической и марксистской политической экономии. Резкое возрастание социальной базы науки, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, информационный научный взрыв и его проявление в экономической науке. 4. Наука как познавательная деятельность, структура научного знания. Наука как процесс познания. Цель и задачи науки. Законы науки. Структура науки, ее компоненты и функции. Специфика естественных и гуманитарных и экономических наук. Становление, развитие и особенности научного знания. Проблема истины. Критерии научности знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Экономическое знание и его особенности. Эмпирический и теоретический уровни знания, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая научная теория, ее структура и функции. Гносеологические предпосылки формирования научной теории. Научные понятия и способы их образования. Введение и исключение научных абстракций. Классификация научных теорий. Основания науки, их структура. Научная картина мира, ее исторические формы и функции (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Идеалы и нормы научного познания. Философские, социальные, логические, семиотические и методологические основания науки. Специфика методологии научного познания. Понятие научного метода. Предметно- содержательный, операциональный и аксиологический аспекты метода. Специальные, общенаучные и универсальные методы. Методы эмпирического уровня научного познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент. Методы, используемые на теоретическом уровне научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое, метод восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование. Взаимосвязь эмпирических и теоретических методов научного познания. Научное объяснение и научное предвидение, их особенности в сфере экономики. Интуиция и воображение в научном и экономическом мышлении. 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания Основные модели развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Закономерности и формы развития теоретических знаний. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий, абстрагирования и идеализаций в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Догадка и гипотеза как формы развития научного знания. Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Вероятность и достоверность гипотетических знаний. Проблема практической реализации научных гипотез, в том числе в сфере экономики. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Философия как детерминанта динамики научного и экономического знания. 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Научные революции в экономическом познании. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркация в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Понятие «классическая наука». Характерные черты и особенности классической науки: механицизм, метафизичность, догматизм, детерминизм, рационализм, субстанциональность. Понятие «неклассическая наука». Основные черты современной науки: вариативность картины мира и вероятностный детерминизм; отказ от поиска субстанциональной основы мира и признание тезиса о неисчерпаемости материи; новый подход к пониманию природы познавательной деятельности и признание активности исследователя; диалектическая трактовка истины; системно-целостная оценка предмета познания; изучение открытых систем с обратной связью; развитие биосферного класса наук; соединение науки с производством. Неклассический стиля мышления, его характерные черты: новое понимание предмета знания; способов и условий исследования объекта; значения и роли прибора в научном познании; принцип историзма; усиление математизации знания; диалектическая и синергетическая методология; повышенный уровень абстрактности; новые логические основания. Постнеклассическая наука. Глобальная мировоззренческая революция. Важнейшие принципы будущего науки: системность; комплексность; глобальный эволюционизм; самоорганизация; историзм. 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Наука – основа инновационной деятельности в информационном обществе. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Ценностное и правовое регулирование научной деятельности. Осмысление связей социальных и внутри научных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процессе выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 8. Наука как социальный институт Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Основные задачи и проблемы государственной научно-технической политики в современной России. Раздел II. Философские проблемы экономики. 9. Философия и экономическая наука в III-ем тысячелетии Экономика как основополагающий вид человеческой деятельности. Усложнение экономической жизни, его объективного и субъективного аспектов в современных условиях. Рост влияния научной рациональности на экономические процессы. Новые критерии оценки экономической деятельности. Проблема истины в экономическом познании. Увеличение цивилизационного значения экономической науки, ее роли в решении общепланетарных проблем. Глобализация экономической деятельности. Формирование глобальной экономики. Роль ценностей как фундаментальных регуляторов деятельности человека в экономической сфере. Проблема ценностного измерения экономической деятельности. Перспективы социально-экономических преобразований в России в свете теории ценностей. Финансовая глобализация. Философия хозяйства и модели современного капитализма. Вопросы свободы, справедливости, эффективности в современной западной философии хозяйства. «Теория справедливости» Дж. Роулса. А. Этциони: новая наука – социоэкономика, моральное измерение экономики. Хозяйственно-этический императив. М. Альбер: концептуальное конструирование моделей современного капитализма. Социальное рыночное хозяйство на Западе. Японский вариант социального рыночного хозяйства. Формирование философии хозяйства в современном Китае. Выбор пути социально-экономических преобразований в современной России. Формирование российского варианта философии хозяйства. Исторический опыт мирового социально-экономического развития и проблемы современной России. 10. Философские аспекты финансовой деятельности Финансовая деятельность как особая сфера культуры, ее значение в созидательном творчестве человечества. Финансы: вне или внутри культуры? Единство или противостояние культурной и финансовой деятельности людей. Финансы в материальной культуре, их роль в созидании материальных ценностей человечества. Материальная культура – субсидирование и воспроизводство ценностей, выраженное в стоимостных потоках. Становление духовной жизни человека и семантика отношений обмена: обновление или разрушение. Деньги: зло или добро, их субстанциональность. Роль денег в культуре общества и цивилизациях. Человек: «Я» и «Мы». Индивидуализация человека как следствие развития товарно-денежных отношений. Финансы, культура, власть. Роль возникновения и развития финансовой деятельности в становлении цивилизаций, государств и власти. Аксиологическая (ценностная) сущность финансовой деятельности в человеческой культуре. 11. Формирование новой социоэкономической реальности Новые соотношения между производством и потреблением. Включение в потребление подавляющего большинства населения. Социальный характер и направленность экономики. Формирование массового общества с массовым производством, массовым потреблением, массовой демократией и массовой культурой. Становление постиндустриального общества. Глубокие изменения в экономике и производстве. Новое отношение между наукой и производством. Падение роли физического труда – как «живого», так и «мертвого». Усиление роли интеллектуального труда. Изменение характера и содержания труда: усиление смыслового и коммуникативного аспектов наряду с сохранением производственного. Вытеснение индустриальных, машинных технологий информационными, интеллектуальными. Ключевая роль образования, знания и информации в экономике и производстве. Усиление зависимости социального статуса человека, группы или слоя от образования и ценностных ориентаций. 12. Информационное общество. «Человек информационный» и информационная экономика. Объективные факторы возрастания динамизма исторического процесса, реального становления всемирной истории (интернационализация хозяйственной и духовной жизни, ИКР, глобальные проблемы и т.п.). Проблемы типологии истории. Формационная концепция К. Маркса, ее системообразующие принципы. Цивилизационное измерение истории (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Формационный и цивилизационный подходы: взаимоисключение или взаимодополнение? Постиндустриальное общество (Д. Белл), технотронное общество (З. Бжезинский), Информационное общество (Й. Масуда), «социоантропотехнологические волны» (А. Тоффлер), информационное измерение истории (Д. Робертсон). Перспективы общественного прогресса: критерии и направленность. Цена прогресса. Неокапитализм второй половины XX века: конец истории (Ф. Фукуяма). Концепция С. Хантингтона о противостоянии цивилизаций и цивилизационных разломах. Диалог Запада и Востока. Россия в диалоге Запада и Востока. Какая идея нужна России: демократическая, социалистическая, либеральная, национальная, этатистская?!Основные теоретико-методологические подходы к анализу генезиса и сущности всемирно-исторического процесса информатизации общества – технократический и гуманитарный. Предпосылки информатизации общества. Менталитеты традиционных обществ и техногенной цивилизации. Типы обменных процессов в обществе: вещественный, энергетический, информационный. Исторические эпохи информационно-обменных процессов. Устная эпоха (развитие культуры речи, естественного языка). Письменная эпоха (семиотическая революция в знаковых механизмах организации общества, развитие накопления и хранения информации, социальной памяти, преемственности в общественной эволюции). Книжная эпоха (высокая эффективность в накоплении и хранении информации, оперативный, массовый обмен информацией, формирование индустриальной коммуникационной системы). Ограниченность книжной информатики, возникновение информационного кризиса. Компьютерная эпоха (революция в средствах поиска, обработки информации, ее систематизации, хранения и распространения, безбумажная информационная среда, электронная коммуникация, диалог человека и ЭВМ, гипертекст, возможность реализации индивидуальных информационных потребностей).Сущность всемирно-исторического процесса информатизации общества. Основные параметры новой, информационной Вселенной человека (новый тип ресурсов – информационные ресурсы, банки информационных данных; коммуникационная революция; новая, машинно-информационная среда). Информация как второе «Я» человека. Значение научной рациональности в эволюции техногенной цивилизации. Современная научно-технологическая рациональность. Информация и знание. Знание как национальное богатство. Значение обеспеченности необходимой информацией для эффективного функционирования всех систем жизнедеятельности общества. Формирование виртуального бытия человека. Новые виды виртуального социального пространства и времени (киберпространство и информационное время). Специфические функции нового социального пространственно-временного контекста как культурного кода и ресурса регуляции социально-экономической деятельности в информационном обществе.Информационный потенциал и информационные ресурсы общества. Информационная культура: возможность деятельности человека во всех сферах виртуального бытия; новый тип мышления и общения; потребность и готовность к освоению и использованию новейших информационных технологий; информационное образование, компьютерная грамотность информационный образ жизни; информационная безопасность личности. Информационная безопасность государства. Возрастание в информационном обществе роли человеческого фактора, «человеческого капитала». Расширение сферы «производства человека»: переход от экономики «дешевого человека» к экономике «дорогого человека». Специфика социализации и формирования личности в информационном обществе: решающее значение образования, социального обеспечения, науки, здравоохранения. Роль интеллектуального, культурного и творческого начала личности. Социокультурные измерение человека как субъекта производительной деятельности в информационном обществе: профессионализм, общая и информационная культура, ответственность, способность эффективно трудиться, восприятие инноваций. Новый тип работника – постоянно обучающийся и самообучающийся, саморазвивающийся субъект информационно-компьютерной революции. Информационная экономика – ведущий сектор экономики информационного общества, база всей экономической деятельности. Информационная экономика – конвергенция сфер коммуникации, вычислительной техники и информационного наполнения. Информационная экономика как «быстрая» и сверхсложная система: ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, виртуальная и инновационная природа, динамизм, сегментация рынка, сетевая (мозаичная) структура организации, дифференциация социокультурных потребностей, рост содержания знаний в товарах и услугах. Изменение социальной культуры в информационном обществе. Сферы информации и обслуживания (профессионального, технического, гуманитарного, индивидуального) – сферы приложения деятельности основной массы трудозанятых. Противоречивый характер процесса информатизации общества. Новые социальные противоречия в информационном обществе. «Цифровое расслоение», «цифровая пропасть». Информационная экология. Человек и компьютер. Компьютерная преступность. Концепция компьютерного одиночества. Проблема лидерства в информационном обществе: мужчина или женщина? Россия в контексте всемирно-исторического процесса информатизации. Информационное общество и перспективы выживания человечества. Раздел III. История отраслей науки. История экономической науки |
Содержание Введение Закономерности и особенности развития отечественного... История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно,... | Реферата для сдачи экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» Общие требования к написанию и оценке реферата для сдачи экзамена кандидатского минимума по дисциплине | ||
Реферат (см приложение 3) Подаваемых в отдел аспирантуры для сдачи экзамена кандидатского минимума (на каждый предмет) | Программа экзамена кандидатского минимума по иностранному языку составлена... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв | Карамова О. В., Н. М. Кишлакова., Пивоварова М. А., Скибицкий М. М Учебно-методический комплекс предназначен для аспирантов экономических специальностей, изучающих курс «Истории и философии науки».... | ||
Учебно-методическое пособие для сдачи экзамена кандидатского минимума по иностранному языку Знание иностранного языка сегодня, как никогда ранее в России, приобрело огромную общественную и личную значимость | Темы рефератов по истории экономических учений для сдачи кандидатского... Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы политической экономии | ||
Реферату для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» Требования к реферату для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы... | ||
Примерные темы рефератов для сдачи кандидатского минимума по специальности... | Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011 ... | ||
Программа кандидатского экзамена Научная специальность Программа кандидатского экзамена по научной специальности 05. 13. 10 -управление в социальных и экономических системах. М.: Му имени... | Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для... Значение дисциплины «История и философия науки» заключается в том, чтобы сформировать у аспирантов и соискателей необходимые представления... | ||
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 Теория языка Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями... | Методические рекомендации для аспирантов и соискателей к курсу кандидатского... Эти позиции учитываются при работе на курсе кандидатского минимума по «Истории философии и науки», поэтому подготовка по программе... |