Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена.





Скачать 236.23 Kb.
НазваниеРабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена.
Дата публикации03.12.2014
Размер236.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Значение дисциплины «История и философия науки» заключается в том, чтобы сформировать у аспирантов и соискателей необходимые представления о сущности науки, основных этапах её развития и особенностях как когнитивного процесса и системы знаний.
Цель изучения дисциплины: ознакомление аспирантов с содержавшего основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры создание философского образа современной науки, подготовка к восприятиию: материала различных наук для использования в конкретной области исследования.
Задачи изучения дисциплины:

изучение основных разделов философии науки;

освещение истории науки, общих закономерностей возникновения
и развития науки;

приобретение навыков самостоятельного философского анализа
содержания научных проблем, познавательной и социокультурной
сущности достижений и затруднений в развитии науки;

обеспечение базы для усвоения современных научных знаний;

знакомство с основными современными концепциями науки.
Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке

Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. Программа курса «История и философия науки» составлена в соответствии с требованиями Госстандарта, содержит примерные темы рефератов и вопросы к экзамену. К экзамену по общенаучной дисциплине «История и философии науки» допускаются аспиранты, успешно выполнившие реферат по Истории определенной отрасли науки в объеме, предусмотренном программой минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» отрасли научного знания.
Перечень нормативно-методической документации

Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям науки.

Программы - минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» утверждённым приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 года № 697 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов».
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «История и философия науки» аспирант должен:

знать содержание дисциплины «История и философия науки»;

иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки;

владеть принципами анализа различных философских концепций науки;

понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов;

уметь использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы.

Формы промежуточного и итогового контроля

Для контроля усвоения материала дисциплины «История и философия науки» учебным планом по специальности: 080005 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: региональная экономика, управление инновациями, менеджмент, экономика предпринимательства, маркетинг, логистика) предусмотрены вопросы, включенные в экзамен кандидатского минимума по специальности.
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема ннтернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
Тема 4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения, Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска.

Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Тема 6. Научные традиции и научные революции

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.

Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Тема 8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров, Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Тема 9. Современные философские проблемы областей науки

Многообразие и единство методологических основ научного познания. Дисциплинарная организация науки. Философские проблемы естествознания. Философские проблемы технических наук. Философские проблемы социоуманитарных наук. Перспективы развития науки в XXI столетии.
Вопросы к кандидатскому экзамену

по дисциплине «История и философия науки»
Раздел 1. «Философия науки»


  1. Общие проблемы философии науки.

  2. Предмет, основные этапы и концепции современной философии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

  3. Наука в системе мировоззренческого знания, научные и выенаучные формы познания.

  4. Классификация научного знания, ее изменение в ходе развития научного познания.

  5. Становление первых форм теоретической науки в античности.

  6. Западная и восточная средневековая наука.

  7. Классический этап становления и развития европейской науки XV-XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон).

  8. Неклассический этап развития европейской науки (теория относительности, квантовая механика).

  9. Постнеклассический этап развития науки (синергетика, универсальный эволюционизм, антропный космологизм).

  10. Современная физическая картина мира, материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.

  11. Пространство и время в контексте развития естественнонаучного и гуманитарного познания.

  12. Современные научные представления об эволюции форм отражения в живой природе, эволюционная эпистемология.

  13. Язык как средство построения и развития науки в контексте аналитической философии XX в. Концепция «языковой игры» Л. Витгенштейна.

  14. Научные традиции и научные революции, концепция исторической динамики научного познания Т. Куна.

  15. Познание как операциональный процесс и основание научного познания (отражение, репрезентация, интерпретация, конвенция).

  16. Понимание соотношения субъекта и объекта научно-познавательной деятельности в классической и современной теории познания.

  17. Проблема истины и её критериев. Концепция несоизмеримости теорий П. Фейерабенда.

  18. Конкретно-чувственное познание, его формы. Концепция личностного, неявного знания М. Полани.

  19. Абстрактно-логическая ступень познания, её основные формы. Концепция критического рационализма К. Поппера и И. Лакатоса.

  20. Типология рациональности, соотношение научной и вне научной форм рациональности.

  21. Структура и методы эмпирического познания.

  22. Структура и методы теоретического познания.

  23. Формы научного познания (гипотеза, проблема, идея, теория, парадигма и картина мира).

  24. Методология современного научного познания (диалектический, системно-структурный, герменевтический и синергетический методы).

  25. Антропологические предпосылки и основания научного познания.

  26. Ценностные предпосылки и основания научного познания.

  27. Место науки в структуре общественного бытия как социального института.

  28. Роль науки в развитии материального производства как производительной и социальной силы общества. Основные этапы научно-технического прогресса.

  29. Роль науки в решении глобальных проблем техногенной цивилизации. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

  30. Роль науки и знания, новых информационных технологий в постиндустриальном обществе.

  31. Гуманитарные науки как учение о духовных формах общественного бытия.

  32. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

  33. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  34. Актуальные проблемы глобалистики, этические проблемы науки конца XX - начала XXI в.


Раздел 2. История и философско-методологические проблемы экономической науки


  1. Философия экономики как область знаний.

  2. Философско-экономическая мысль Древнего Востока, Античности и Средневековья.

  3. Формирование основ научной экономической теории в школах меркантилизма и физиократии.

  4. Становление классической политэкономии и ее развитие в рамках либеральных и социалистических учений XVIII – первой половины XIX в.

  5. Историческая школа в экономической теории.

  6. Марксистская политическая экономия и ее эволюция.

  7. Маржинализм.

  8. Экономический институционализм.

  9. Кейнсианство и его эволюция.

  10. Основные течения экономического неолиберализма середины – второй половины XX в.

  11. Модернизация классического и институционалистского подходов в экономической мысли последней трети ХХ в.

  12. Становление российской экономической мысли (Средневековье – середина XIX в.).

  13. Российская экономическая мысль второй половины XIX – начала ХХ в.

  14. Политэкономия в СССР. Основные проблемы и направления развития экономической мысли в современной России.

  15. Сущность и характеристики основных экономических категорий.

  16. Экономические типы общества и формы организации хозяйственной жизни: классификация и характеристика.

  17. Экономика в системе сфер общественной жизни.

  18. Экономическое сознание: характеристики, структура, функции.

  19. Экономика и личность. Проблема экономической социализации. Экономическая этика.

  20. Теоретическое экономическое знание, его особенности и место в системе социально-гуманитарных наук. Методологические проблемы экономического познания.


Примерная тематика рефератов по истории экономической науки.
а) История эволюции общей экономической теории


  1. Особенности экономической мысли Древнего Востока.

  2. Экономические знания Античности.

  3. Экономические учения эпохи Средневековья.

  4. Меркантилизм о роли государства в экономике.

  5. Проблема экономических связей в учении физиократов.

  6. Особенности методологии классической политической экономии.

  7. Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.

  8. Д. Риккардо как лидер английской классической школы.

  9. Идеи «экономического романтизма» Ж. Сисмонди.

  10. Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.

  11. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI – XVIII).

  12. Сущность и основные этапы «маржинальной революции».

  13. Австрийская и неоавстрийская школы (конец XIX – XX в.): развитие, традиции.

  14. Теории А. Маршалла и Д.Б. Кларка – основа неоклассической теории микроэкономики.

  15. Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето) в экономической теории.

  16. Особенности развития марксизма, маржинализма и институционализма в России (конец XIX – начало XX вв.).

  17. Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.

  18. Основные направления развития американского институционализма.

  19. Сущность и основные черты неолиберального направления экономической науки.

  20. «Ордолиберализм» и его теоретическое значение.

  21. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.

  22. Экономическое учение И. Шумпетера.

  23. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

  24. Сущность и методология неоинституционализма.

  25. Теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок).

  26. Посткейнсианство.

  27. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР (1950 – 80-е гг.).

  28. Экономические концепции Восточной Европы и Китая.

  29. Экономические концепции стран «третьего мира».

  30. Борьба школ и направлений в современной экономической мысли России.


б) История концепций макроэкономического управления


  1. Либеральные теории экономического управления.

  2. Кейнсианство как теория государственного регулирования экономики.

  3. Эволюция представлений о функциях государства по управлению хозяйством.

  4. Становление и развитие концепций экономического прогнозирования.

  5. Развитие представлений о программировании как методе управления народным хозяйством.

  6. Концепции индикативного планирования в трудах Ф. Перру, П. Массэ.

  7. Экономические дискуссии 1920-х гг. о приводе планового хозяйства (концепции С.Г. Струмилина, Н.Д. Кондратьева, В.А. Базарова и др.).

  8. Эволюция концепций народнохозяйственного планирования в послевоенный период в СССР.

  9. Биологический детерминизм Т. Мальтуса и демографические концепции «органического направления» (М. Садлер, Т. Даблдей, Г. Спенсер).

  10. Экономическая демография (Ж. Бертильон, В.Я. Буняковский и др.).

  11. Концепция международной стратегии регулирования роста населения мира.

  12. Развитие теорий об экстерналиях в трудах отечественных и зарубежных авторов.

  13. Глобальные экологические проблемы и деятельность Римского клуба.

  14. Концепции экономики природопользования (Т.С. Хачатуров, В.С. Немчинов и др.).

  15. Развитие управленческой мысли в России.

  16. Методические основы теории менеджмента: инфраструктура менеджмента, природа и состав функций.

  17. Этапы и школы в истории менеджмента и его основные модели.

  18. Теория организации, ее место в системе научных знаний. Законы развития организации.

  19. Теории поведения человека в организации. Организационное поведение в системе управления бизнесом.

  20. Теория управления качеством. Системы и методы управления качеством.

  21. Эволюция развития стратегического менеджмента.

  22. Матричные методы портфельного анализа стратегической ориентации фирм.

  23. Становление основных разделов маркетинга и маркетинговых концепций как научных направлений и прикладных разработок (П. Айви, Ф. Кларк, Т. Мейнард, А. Шоу, Л. Уэлд, П. Нюстрем и др.).

  24. Расширение концепции маркетинга в 1950–1960-х гг. (Э. Маккей, Ф. Котлер) и современные маркетинговые школы (макромаркетинг, консьюмеризм, имитационное моделирование и др.).

  25. Предмет и основные этапы становления региональной экономики как научной дисциплины.

  26. Истоки проблематики национальной и региональной экономики в классической политэкономии XVII – XVIII вв.

  27. Становление исследования факторов экономического пространства в XIX в. (И. Тюнен, В. Лаунхардт и др.).

  28. Развитие пространственного анализа в экономической теории ХХ в. (А. Вебер, У. Айзард и др.).

  29. Теории региональной специализации и межрегиональной торговли (Э. Хекшер, Б. Олин и др.).

  30. Основные направления общей теории размещения и учение о пространственной организации хозяйства.

  31. Развитие теории региональной экономики в России.

  32. Развитие методологии в теориях региональной экономики.

  33. История развития теории и методологии межотраслевого баланса.

  34. Концепции взаимосвязи региональной экономики и региональной политики.

  35. Проблема инвестиционной привлекательности региона в экономической теории.

  36. Проблема территориальных социально-экономических диспропорций в экономической науке.

  37. Проблема инструментов управления экономическим развитием региона в истории экономической мысли.

  38. Проблема свободных экономических зон в мировой экономической теории.

  39. Эволюция теории предпринимательства в мировой экономической мысли.

  40. Концепции инновационной политики государства и предприятия.


Правила оформления реферата по истории науки
Обязательные составные части реферата: 1) Титульный лист; 2) Оглавление; 3) Введение; 4) Основная часть; 5) Заключение; 6) Список литературы.

На титульном листе должно быть указано наименование вуза, кафедры, на которой выполнялся реферат; тема; автор; научный руководитель.
Общий объем реферата – не менее 1,5 п.л. (35-40 стр.); через 1,5 интервала, 14 кеглем. Поля: слева – 3 см, снизу и сверху – 2 см, справа – 1 см. Страницы реферата нумеруются арабскими цифрами, внизу страницы, без точки. На титульном листе номер не проставляется.
В реферате должен быть дан самостоятельный, краткий аналитический обзор литературы по заявленной теме.
В оглавлении перечисляются названия всех структурных частей реферата с указанием соответствующих страниц, на которых начинается изложение данного раздела.
Во введении (1-2 стр.) должна быть поставлена исходная проблема, разъяснён её смысл, обоснована её актуальность, перечислены основные задачи реферата. Всё дальнейшее изложение должно быть нацелено на решение поставленной во введении главной проблемы.
В основной части разделы, подразделы, пункты, подпункты должны быть пронумерованы арабскими цифрами, разделёнными точкой (например, 1.1. обозначает раздел 1, пункт 1). Каждый структурный элемент должен иметь заголовок.

Следует исходить из того, что реферат представляет собой учебно-исследовательскую работу, главной задачей которой является изучение литературы по той или иной теме, основательное ознакомление с проблемой. Автор реферата должен прежде всего разобраться в существующей литературе по вопросу, выделить основные подходы к решению поставленной проблемы, основные точки зрения на неё, привести аргументацию авторов или сторонников того или иного решения вопроса. Вместе с тем, реферат предполагает свободное, критическое отношение к изложенным позициям. Необходимо постараться выявить их сильные и слабые стороны, провести их сравнительный анализ, сформулировать собственную позицию. Текст основной части должен быть написан таким образом, чтобы рецензенту было ясно, где излагается тот или иной автор или источник, и где – собственные размышления автора реферата.
В заключении (1-2 стр.) формулируются основные выводы (обощения) из проведённого анализа: оно должно давать ответ на поставленный во введении вопрос. Содержание выводов должно быть обосновано всем предшествующим ходом мысли.
Список литературы составляется в соответствии с требованиями полного библиографического описания ГОСТ 7.1. (в том числе фамилия и инициалы автора, полное название работы, город, издательство, год, число страниц и т.д.). В случае использования текстов, размещённых в Интернете, необходимо указать имя автора материала, название материала и полный адрес страницы. Использование безымянных материалов не допускается. Библиография располагается в алфавитном порядке, включает в себя не менее 20 наименований.
Ссылки на источники помещаются внизу страницы (в этом случае в сноске даётся полное описание источника с обязательным указанием соответствующих номеров страниц) или в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографии.
Использование сокращений нежелательно; в противном случае в местах их использования в тексте должна быть дана их расшифровка и приведены соответствующие пояснения, а в конце реферата приведён список используемых обозначений и сокращений. Список должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы и термины, справа — их детальную расшифровку. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельных понятиях, утверждениях и т.д., применяя различные шрифты и способы форматирования. Допускается использование таблиц, иллюстраций, графиков, схем, диаграмм и т.п. Они должны быть расположены в соответствующем месте текста и, в случае необходимости, пронумерованы. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс, минус, умножения, деления, или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы можно нумеровать арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Образец титульного листа.

НОУ ВПО ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

АСПИРАНТУРА

Реферат

к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

на тему: « »

Выполнил:

аспирант (соискатель)

_____________________________

(ФИО)

____________________________

специальность (шифр, название)

Проверил:

___________________________

(уч. степень, звание, ФИО)

Вологда

201_

Основная литература

  1. Бартенев, С.А. История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому экзамену: учебное пособие / С.А. Бартенев. – М: Магистр, 2008. – 270 с.

  2. Борзенков, В.Г. Философия науки: на пути к единству науки: учебное пособие для вузов по направлению "Философия" (магистратура) / В.Г. Борзенков. – М.: КДУ, 2008. – 319 с.

  3. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов / под общ. ред. С.А. Лебедева. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Академ. Проект, 2007. – 376 с.

  4. Илларионов, С.В. Теория познания и философия науки / С. В. Илларионов. – М. : РОССПЭН, 2007. – 535 с.

  5. История и философия науки : учебное пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. – СПб.: Питер, 2008. – 304 c.

  6. История и философия экономики: учебное пособие для аспирантов / под общ. ред. М.В. Конотопова. – Изд. 3-е, стер. – М.: Кнорус, 2010. – 662 с.

  7. История экономических учений: учебное пособие для высших экономических учебных заведений / под ред. В.С. Автономова и др. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 783 с.

  8. Канке, В.А. Общая философия науки: учебник / В.А. Канке. – М. : Омега-Л, 2009. – 354 с.

  9. Лекции по философии науки: учебное пособие / под ред. В.И. Пржиленского. – М.; Ростов н/Д : МарТ, 2008. – 541 с.

  10. Никитич, Л.А. История и философия науки: учебное пособие / Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 334 с.

  11. Огородников, В.П. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / В.П. Огородников. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 362 с

  12. Радаев, В.В. Экономическая социология: учебник для вузов / В.В. Радаев. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 601 с.

  13. Самсин, А.И. Основы философии экономики: учебное пособие для вузов / А.И. Самсин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 271 с.

  14. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. В. В. Миронова. – М.: Гардарики, 2007. – 639 с.

  15. Степин, В.С. Философия науки: общие проблемы: учебник для послевузовского профессионального образования / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2008. – 382 с.

  16. Тяпин, И.Н. Философско-этические проблемы права и экономики: курс лекций / И.Н. Тяпин. – Вологда: ВоГТУ, 2011. – 192 с.

  17. Философия науки: учебное пособие для студентов, аспирантов, магистрантов, соискателей, готовящихся к экзаменам по философии науки по нефилософским специальностям / под общ. ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. – Москва : Дашков и К°: Академцентр, 2012. – 364 с.

  18. Философия науки: общий курс: учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академ. Проект, 2010. – 730 с.

  19. Хрусталев, Ю.М. История и философия науки: учебное пособие / Ю.М. Хрусталев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 476 с.

  20. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – Изд. 4. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 638 с.

Дополнительная литература

При подготовке к отдельным темам семинарских занятий и последующему экзамену существенную помощь могут оказать следующие издания и публикации:

  1. Антипина, О. Экономическая теория счастья как направление научных исследований / О. Антипина // Вопросы экономики. – 2012. – № 2. – С. 94-107.

  2. Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / М. Блауг. – М.: Вопросы экономики, 2004. – 416 с.

  3. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М.: Академ. проект, 2010. – 347 с.

  4. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие по дисциплине "Концепции современного естествознания" для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим специальностям / А.А. Горелов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 344 с.

  5. Готт, В.С. Категории современной науки: (Становление и развитие) / В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

  6. Гринин, Л.Е. Производительные силы и исторический процесс / Л.Е. Гринин. – Волгоград: ФГУП «ИПК «Царицын», 2003. – 272 с.

  7. Ильин, В.В. Критерии научности знания / В.В. Ильин. – М. : Высшая школа, 1989. – 128 с.

  8. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3-х т. – Т. 1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985-2005) / В. И. Жуков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : РГСУ, 2007. – 553 с.

  9. Зелизер, В. Социальное значение денег / В. Зелизер. – М.: Дом интеллект. Книги; Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. – 283 с.

  10. Канке, В.А. Философия экономической науки: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономика» и экономических специальностей / В.А. Канке. – М.: ИНФРА-М, 2009.– 384 с.

  11. Классика экономической мысли: сборник работ (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Д.М. Кейнс, М. Фридмен). – М.: ЭКСМО-пресс, 2000. – 894 с.

  12. Койре, А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. – М.: Наука, 2005. – 320 с.

  13. Лебедев, С.А. Праксиология науки / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2012. – № 4. – С. 52-63.

  14. Лекторский, В.А. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы "круглого стола") / В.А. Лекторский, В.Е. Кемеров, В.Ф. Петренко, Н.М. Смирнова // Вопросы философии. – 2004. – № 7. – С. 3-39.

  15. Нефедов, С.А. Экономические законы истории / С.А. Нефедов // Вопросы экономики. – 2012. – № 11. – С. 118-134.

  16. Петрухин, В.С. История и будущее экономики / В.С. Петрухин. – М.: Московский писатель, 2009. – 896 с.

  17. Порус, В. Этика науки в структуре философии науки / В. Порус // Высшее образование в России. – 2007. – № 8. – С. 137-147.

  18. Строговой, М. Новая модель человека для экономической науки / М. Строговой // Вопросы экономики. – 2011. – № 4. – С. 78-98.

  19. Степин, В.С. Наука и философия / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 58-75.

  20. Тарасевич, В. Постнеоклассический вызов фундаментальной экономи-ческой науке / В. Тарасевич // Вопросы экономики. – 2004. – № 4. – С. 107-117.

  21. Тимошина, Т.М. Экономическая история России: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / Т.М. Тимошина. – М.: Юрид. дом «Юстицинформ», 2004. – 412 с.

  22. Тимощук, А.С. Философия неклассической науки: текст лекций (для соискателей, адъюнктов, аспирантов по всем гуманитарным специальностям для самостоятельной подготовки к кандидатскому экзамену по курсу "История и философия науки"). – Владимир: Владимир. юрид. ин-т ФСИН России, 2010. – 87 с.

  23. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук: учебное пособие / И.Н. Тяпин. – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 158 с.

  24. Философия социальных и гуманитарных наук: учебное пособие для вузов / под общ. ред. С.А. Лебедева. – Изд. 2-е, испр. и доп.. – М.: Академический Проект, 2008. – 732 с.

  25. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 444 с.

Хрестоматии и антологии:

  1. Антология социально-экономической мысли в России. Дореволюционный период / под ред. А. И. Кравченко. – СПб. : Изд-во РХГИ, 2000. – 830 с.

  2. Антология экономической классики: в 2 т. / сост. И.А. Столяров. – М.: Эконов, 1993. Т.1. – 474 с.; Т.2. – 485 с.

  3. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. – 590 с.

  4. Философия науки: общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 992 с.

  5. Хрестоматия по истории науки и техники / под ред. Ю.Н. Афанасьева, В.М. Орла. – М.: РГГУ , 2005. – 700 с.

  6. Хрестоматия по экономической теории / сост. Е.Ф. Борисов. – М.: Высшая школа, 2007. – 432 с.

Справочная литература

  1. Канке, В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.А. Канке. – М.: Омега-Л, 2008. – 328 с.

  2. Лебедев, С.А. Философия науки: терминологический словарь / С.А. Лебедев. – М.: Академ. Проект, 2011. – 268 с.

  3. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 729 с.

  4. Социальная философия: словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. – М.: Академ. проект, 2003. – 557 с.

  5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 568 с.

  6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И.Т. Касавина. – М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2009. – 1248 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconМетодические указания по сдаче кандидатского экзамена по "История...
Подготовка аспирантами и соискателями реферата к кандидатскому экзамену по дисциплине "История и философия науки", "зачет" на его...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconРабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки»
Рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 25....
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 08. 00. 05. Эко
Программа предназначена для подготовки к сдаче экзаменов кандидатского минимума аспирантами и соискателями кафедр «Системный анализ...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических...
История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно,...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма и методические материалы для аспирантов
Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки....
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 Теория языка
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности: 10. 02. 19 «Теория языка»
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02....
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011
...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по дисциплине од. А. 01 «История и философия науки»
Положение о порядке присуждения ученой степени кандидата наук в качестве обязательного условия предусматривает сдачу соискателями...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconКарамова О. В., Н. М. Кишлакова., Пивоварова М. А., Скибицкий М. М
Учебно-методический комплекс предназначен для аспирантов экономических специальностей, изучающих курс «Истории и философии науки»....
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconУчебному курсу подготовки к сдаче кандидатского экзамена по истории...
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconТребования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат
Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов...
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для изучения дисциплины аспирантами и соискателями нефилософскич специальностей, а также для подготовки к сдаче кандидатского экзамена. iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 08. 00....
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена в Московском университете им. С. Ю. Витте по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск