Скачать 104.55 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По сдаче кандидатского экзамена по "История и философия науки" Подготовка аспирантами и соискателями реферата к кандидатскому экзамену по дисциплине "История и философия науки", "зачет" на его основании, является обязательным предварительным условием допуска к экзамену. Реферат представляет собой самостоятельно выполненную работу обзорно-исследовательского характера, которая отвечает определенным формальным и содержательным критериям. Тема реферата может быть, как выбрана из предлагаемого перечня, составленного на основании "Программы кандидатских экзаменов "История и философия науки" Минобрнауки РФ (Приказ № 697 от 17.02.2004), так и определена аспирантом самостоятельно, исходя из методологических интересов работы над диссертацией, после обязательного согласования с научным руководителем и ведущими профессорами кафедры философии, ответственными за подготовку и проведение кандидатского экзамена. Формальные критерии реферата. Работа должна быть выполнена в компьютерном наборе. Минимальный объем реферата - 18-20 страниц чистого текста, без титульного листа, плана и списка литературы. Рекомендуемый шрифт Times New Roman (размер 14), междустрочный интервал "одинарный", параметры страницы со всех сторон 2,5. Обязательно оформление титульного листа реферата: вверху – название организации (ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет", кафедра философии); в середине - название реферата; чуть ниже – Ф.И.О. аспиранта, соискателя и обязательное указание кафедры, факультета, организации, к которым он закреплен; наконец, в самом низу – город и год. Реферат должен иметь стандартную структуру: план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Текст реферата должен быть тщательно вычитан, без грамматических и орфографических ошибок. Приветствуется умеренное использование наглядных материалов, вставок, диаграмм, аппликаций, небольших рисунков – если они не носят узко-дисциплинарного значения, улучшают восприятие основных идей реферата, являются их эстетическим сопровождением. Содержательные критерии. Основные требования: самостоятельность и полнота раскрытия заявленной темы. Аспирант должен сознавать, что рецензенты реферата – люди, имеющие большой опыт работы с текстами, потому для них не составляет большого труда отличить (по терминологии, стилистике, организации текста) работу, выполненную человеком со складывающимися исследовательскими навыками, от текста профессионала, который, соответственно, раздобыт из каких-либо источников. В подобных случаях обязательно собеседование с аспирантом по теме реферата и если обнаружится разительная несогласованность между знаниями, умением излагать и текстом, то реферат признается "не зачтенным". "Полнота раскрытия темы" также определяется рецензентом. Если он считает, что тема раскрыта неполно, он должен четко сформулировать дополнительные задачи, выполнение которых сделает возможным поставить "зачет". В случаях, если подходы к освещению заявленной темы исходно определенны неверно или же отличаются некомпетентностью, рецензент, после краткой разъясняющей аргументации, оценивает такие работы как "не зачтенные" и рекомендует переделать работу полностью или же сменить тему. Во введении должны быть сформулированы: актуальность темы и мотивация выбора именно данной темы. Приветствуется тесная увязка темы реферата с предполагаемой темой работы над диссертацией. Далее во введении заявляются намерения (цели) автора, очерчивается предметное поле реферата: область знания, время, материал, исследовательские традиции. Основная часть должна начинаться с формулирования той проблемы либо перечня вопросов, раскрытию которых посвящен реферат. Дальше должна быть представлена экспозиция основных подходов в науке на решение заявленных противоречий. Подходы следует сравнить, и аргументировано либо выбрать какую-то позицию, либо предложить свое решение. Как правило, основная часть состоит из нескольких содержательных частей, фрагментированных по каким-нибудь критериям. В заключении резюмируются основные идеи, результаты и свое отношение к изучаемому предмету. Список литературы должен демонстрировать эрудицию автора и его способность ориентироваться в заявленной теме. Приветствует использование самостоятельный поиск и включение в "список литературы" самых разнообразных источников, в том числе Интернет-ссылки. Высоко оцениваются: выбор нестандартных тем, независимость и оригинальность суждений, междисциплинарные исследования. Сроки. Крайний срок сдачи лимитируется обычно датами проведения кандидатского экзамена. Как правило, это месяц до даты экзамена. Вопросы к кандидатскому экзамену "История и философия науки". Часть 1. Общие проблемы философии науки 1. Предмет философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки. 2. Генезис философии науки: позитивизм XIX в. 3. Неопозитивизм первой половины ХХ в. 4. Концепция Карла Поппера. 5. Постпозитивизм: концепция научных революций Т.Куна 6. Постпозитивизм: И. Лакатос и П. Фейерабенд. 7. Современная социология научного знания: "сильная программа" и антропология науки. 8. Современная социология научного знания: "финализация" науки, изучение "исследовательского ядра" и "акторских сетей". 9. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. 10. Генезис первых форм специализированного знания. 11. Античность: становление первых форм теоретической науки. 12. Формирование опытных наук. 13. Наука и философия. 14. Наука: основные аспекты ее бытия. 15. Особенности научного познания. Теоретический и эмпирический уровни. 16. Особенности технического знания. Философия техники. 17. Механизмы развития науки. 18. Классификация наук. Дифференциация и интеграция. 19. Наука как социальный институт. Научные сообщества в истории. 20. Специфика научной этики и языка. 21. Коммуникации в современной науке: формальная и неформальная 22. Научная методология: уровни и формы. 23. Современная методология научного познания: системно-структурный подход, синергетика и глобальный эволюционизм. 24. Эвристика и ее методологические регулятивы. 25. Научная картина мира: структура и формы. 26. Научная картина мира в историческом развитии. 27. Типы научной рациональности и научные революции. 28. Экологическая этика и ее философские основания. 29. Философия русского космизма. 30. Учение о ноосфере В. Вернадского. Раздел П. Современные философские проблемы областей научного знания
5. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки. 6. Дискуссии в философии науки по поводу концепций детерминизма от античности до современности. 7. Концептуальные системы химии как ступени исторического развития химии: учение об элементарном составе, структурная химия, учение о химическом процессе, супрамолекулярная химия. 8. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Химические соединения. Дальтониды и бертоллиды. Дуализм понятий «химическое соединение» и «вещество». 9. Становление и развитие структурной химии как области химии, изучающей связь свойств веществ с их химическим строением и реакционной способностью. 10. Соответствие и взаимосвязь философских категорий и законов с законами и правилами экологии. 11. Экология: история науки. 12. Философские проблемы биологии и экологии: формирование и развитие научных школ и направлений. 13. История возникновения термина «Информатика» и его семантика. 14. Понятие информации в философии (в том числе для искусственных объектов и объектов живой природы). 15. Количественная мера информации (по Шеннону, Хартли и др.). 16. Специфика социально-гуманитарного познания. 17.Понимание, интерпретация, объяснение в социально-гуманитарных науках. 18. Аксиологический аспект в социально-гуманитарном познании. 19. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. Вопросы к вступительному экзамену «Философия»
10. Средневековая схоластика. 11. Рационалистическая метафизика ХУП века (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 12. Эволюция английского эмпиризма (Локк, Беркли, Юм). 13. Критическая философия Канта (теория познания и этика). 14. Система и метод философии Гегеля, философия истории. 15. Социальная философия К.Маркса. 16. Позитивистская философия в Х1Х в. (О.Конт, эмпириокритицизм). 17. Ранний иррационализм (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор). 18. Философия жизни (Г.Зиммель, В.Дильтей, А.Бергсон). 19. Программа «переоценки всех ценностей» и «имморализм» Ф.Ницше. 20. Психоанализ и философия неофрейдизма. 21. Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия). 22. Неореализм т прагматизм. 23. Идеи философской антропологии в Германии (Л.Фейербах, М.Шелер). 24. Современная западная христианская философия (Ж.Маритен, П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих). 25. Философия постмодерна (Ж.Деррида). 26. Современная философская герменевтика. Г.Гадамер. 27. Проблема генезиса и специфики русской философии. 28. Разработка идеологии славянофильства (А.Хомяков, И.Киреевский). 29. Религиозная философия В.Соловьева. 30. Экзистенциально-религиозная философия Н.Бердяева. 31. Марксистская философия в России. 32. Отечественная философия в 60-70гг. ХХ вв. (Э.Ильенков, М.Мамардашвили). 33. Основные интерпретации категорий «бытие» и «реальность». 34. Историко-философские осмысления категорий «материя», «пространство» и «время». 35. Категории «дух», «идеальное» в философии. Дискуссия о «идеальном» в отечественной философии в 70-80 гг. 36. Категория «сознание» в философии. Структура сознания. Сознание и язык. Общественное и индивидуальное сознание. 37. Социокультурные регулятивы взаимодействия человека и природы в контексте истории. Глобальные проблемы. 38. Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы гносеологии. 39. Рациональность, дискурс, рефлексия. 40. Основные типы гносеологий: реалистские, идеалистические, прагматистские и феноменологические. 41. Определение «истины» в истории философии. Критерии истины. 42. Понятие «метода», методологическая функция философии. 43. Анализ и синтез, дедукция и индукция. Проблема, гипотеза, теория. 44. Диалектика и её исторические версии: античная, гегелевская и марксистская. Законы диалектики и сфера их компетенции. 45. Системный и структурный методы. Категории и принципы. 46. Синергетика как новое методологическое мировидение. 47. Социальная онтология: классические теории социального – Вебер, Маркс, Дюркгейм. 48. Проблема смысла истории. Типологии истории. 49. Основные подходы к определению понятия «культура». Культура и цивилизация. 50. Философское осмысление антропогенеза. 51. Проблема соотношения человеческого (разум, нравственность, социальность) и природного в человеке. 52. Смысл жизни как философская проблема. Осмысления смерти в истории культуры. Идея бессмертия в духовном опыте человечества. 53. «Свобода» в идеологическом (коллективизм, индивидуализм) и в философском понимании. 54. Концепт «судьбы» в контексте разных эпох. 55. «Любовь» как важнейшая константа человеческого существования. Социокультурные и философские интерпретации «любви» в истории. 56. Неопозитивизм. Карл Поппер. «Философия науки». INTERNET-РЕСУРСЫ 1.http://www.auditorium.ru/aud/p/index.php?a=presdir&c=getForm&r=discDesc&discipline_id=11&PHPSESSID=1b89c7e60d0ea4b3eb7c49d0e4a9869b 2. www.auditorium.ru 3. www.philosophy.nsc.ru 4. www.philosophy.ru 5. www.lib.ru 6. www.library.philos.msu.ru 7. www.philosophy.allru.net 8. http://www.ruthenia.ru/logos 9. www.kuzscientist.com 10. http://www.philosophy.nsc.ru/disc/library/library.html 11. http://nounivers.narod.ru/ 12. http://filosofia.ru/ 13. http://www.philosophypages.com/dy/index.htm 14. www.humanities.edu.ru/db/sect/5 15. http://www.countries.ru/library.htm 16. http://www.ruthenia.ru/logos 17. http://www.miclibriry.ru 18. http://sysrec.isa.ru/vf/index.html 19. www.logic.ru 20.WWW.PHILOSOPHY.EDU.RU ЛИТЕРАТУРА К ЭКЗАМЕНУ Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). М., 1987. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. Кузнецова Н.И. Наука в её истории. М., 1982. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Ракитов А.М. Философские проблемы науки. М., 1977. Современная философия науки: Хрестоматия/Сост. А.А.Печенкин. М., 1996. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. Философия и методология науки/Под ред. В.И.Купцова. М., 1996. |
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для... Значение дисциплины «История и философия науки» заключается в том, чтобы сформировать у аспирантов и соискателей необходимые представления... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Подготовка аспирантов (соискателей) к сдаче кандидатского экзамена включает в себя | ||
Методические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена... Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»... | Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (философские науки)» –... | ||
Методические рекомендации аспирантам и соискателям для подготовки... Альгина Н. С., Тришин Ю. Г., Иваненко А. И. Методические рекомендации аспирантам и соискателям для подготовки к сдаче экзамена кандидатского... | Решением совета факультета социальных коммуникаций от «29» августа Подготовка к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» | ||
Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических... История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно,... | Программа-минимум кандидатского экзамена по дисциплине од. А. 01 «История и философия науки» Положение о порядке присуждения ученой степени кандидата наук в качестве обязательного условия предусматривает сдачу соискателями... | ||
Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине... Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского... | Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче... Правительства Российской Федерации вместо ранее принимавшегося кандидатского экзамена по философии. Успешная сдача указанного экзамена... | ||
История и философия науки Худолеева, Н. Н., Стасюкевич, С. М., Бумбар, М. Э. История и философия науки. Методические указания по написанию реферата для сдачи... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» ... | ||
Требования к кандидатскому экзамену по истории и философии науки... Для допуска к сдаче экзамена по дисциплине «История и философия науки» необходимо выполнить следующие требования | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы... | ||
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для... | Программа кандидатского экзамена по специальности Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... |