План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II





Скачать 121.07 Kb.
НазваниеПлан: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II
Дата публикации13.07.2014
Размер121.07 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Философия > Статья
Статья
Составитель педагог высшей

квалификационной категории

Матюнина Вера Дмитриевна

г. Ивантеевка Московская область


Работа хореографа с концертмейстером.
План:
I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца
II. Значение музыки в оформлении занятия классического танца
III. Значение ритма и метроритма в оформлении занятия.
IV. Пример занятия классического танца для младших классов.
I

Концертмейстер является непосредственным помощником и

ассистентом преподавателя. Поэтому работа педагога и концертмейстера осуществляется на взаимопонимании и уважении. Климат в балетном классе должен быть лояльным и доброжелательным. Необходимо все негативные моменты решать не на уроке и не при детях.

Работу над подбором музыкальных импровизаций и нотного материала педагог классического танца ведёт вместе с концертмейстером заранее и тщательно. При подборе музыкальных произведений необходимо помнить о воспитании музыкального вкуса у детей. Зная характер, ритм и составные элементы (хореографию) учебного задания, концертмейстер может предложить вниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акценты музыкальной импровизации.

II

Уроки классического танца - это необыкновенно трудоёмкая и сложная учебная работа, которая наполнена бесконечно скрупулёзно повторяемой отработкой ранее пройденных и новых примеров исполнительской техники. Такого рода работа должна оформляться в строгом соответствии с её истинным содержанием. Поэтому очень хорошо, когда ритм музыки свободно и точно согласуется с учебным заданием, и очень плохо, если музыкальная тема и её интонации не соответствуют характеру задания, у учащихся не возникает истинной творческой увлечённости, стремления, верно, согласовывать содержание учебной работы с музыкой и своими внутренними действиями. Также плохо, если музыкальное сопровождение будет носить отвлечённый и монотонный характер.

Следовательно, учебная мысль-цель, которую преподаватель проводит в каждом примере, должна оформляться концертмейстером импровизатором не равнодушно, а творчески увлечённо, но без уклона в музыкальный примитив иди чрезмерную сложность.

Музыкальное воспитание - одна из главных задач, предусмотренных программой по классическому танцу. И уже с первых занятий детей следует приучать слушать музыку сначала на уроках ритмики и музыкальной грамоты, на индивидуальных уроках музыки. На уроках классического танца музыкальное образование продолжается, так как музыка является составной частью танца.

Задача воспитания музыкальности учащихся и проста и сложна. Установить единый подход в этом тонком вопросе невозможно. Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникать её содержанием, но и любить её, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому преподаватель, концертмейстер и их питомцы должны уделять в своих занятиях особое внимание не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца.

В учебной работе необходимо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое задание не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлечённо, музыкально.

В начальных классах концертмейстер обычно придерживается трех систем музыкального оформления уроков экзерсиса у станка и на середине зала:

1 Импровизационный аккомпанемент, когда концертмейстер выступает как композитор;

2)аккомпанемент по нотному материалу, специально подобранному для уроков классического танца;

3) Аккомпанемент, объединяющий первый и второй принципы

музыкального сопровождения урока.

Однако как в первом, так и во втором и в третьем случае музыкальное оформление опирается на основную задачу урока - научить детей исполнять отдельные движения и их комбинации грамотно, по правилам, с точным соблюдением ритмического рисунка.

При подготовке открытых уроков и экзаменов, как правило, используется специальный музыкальный материал, доступный для восприятия детей и предназначенный для уроков классического танца.

Концертмейстер должен проявлять при этом чувство меры, художественный вкус и такт, предлагая произведения, соответствующие учебным целям предмета.

III

Музыкальность будущего танцовщика слагается как бы из трёх компонентов.

1) Это способность, верно, согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.

Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения. Поэтому концертмейстеру и педагогу необходимо обращать особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой механически точный счёт долей времени, а как выразительный компонент танца.

2) Это умение учащихся сознательно и творчески увлечённо воспринимать тему-мелодию, художественно воплощать её в танце. Другими словами, пластика танцевальной позы-жеста как сценического, так и учебного характера должна отображать живое чувство музыкальной темы, быть не простой отвлечённой схемой движения, а действенным средством выражения содержания музыкального произведения.

Никто из преподавателей хореографии не сомневается в том, что исполнительская техника танцовщика должна совершенствоваться в неразрывной связи с развитием чувства музыкального ритма, умением абсолютно точно согласовывать свои действия с чередованием и соотношением музыкальных длительностей и акцентов.

Вместе с тем существуют расхождения в том, что эмоционально образная и метроритмическая сторона музыкального произведения, предназначенного для учебных занятий, не должны восприниматься учащимися одновременно как единое целое, с одинаковой ясностью, что это отвлекает внимание учащихся от развития высокой и точной техники танца. Поэтому ритм музыки на уроках классического танца должен быть всегда очень чётким и ясным, преимущественно на 2/4 и 4/4, а музыкальная тема по своему характеру возможно более отвлечённой, она не должна затрагивать воображение ученика.

Поэтому очень важно, чтобы в основе всего курса обучения классическому танцу, каждого урока, каждого отдельного учебного задания даже самого элементарного, лежало осмысленное, живое восприятие музыки. Это есть непреложный закон театральной хореографии, без которого она не может существовать.

Уходя с урока, ученик должен отчётливо помнить не только хореографию, наставления учителя, но и музыкальные темы, которые давали ему внутреннюю увлечённость, действенность (пусть даже самую малую) и тоже помогали развивать технику танцевального мастерства.

Музыкальная тема должна быть не только верно воспринята, но и верно отображена в действиях ученика. Лицо и вся фигура ученика должны действовать свободно, увлечённо, но в полной гармонии с законами искусства танца, а не пантомимы.

3). Умение учащихся внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлечённо воплотить их звучание в пластике танца.

Практика балетного театра убеждает в том, что умение, верно, чувствовать и свободно отображать интонацию музыки в танце должно воспитываться у учащихся так же, как верное чувства ритма и понимания темы. Можно уметь ритмично танцевать, тонко и верно воспринимать содержание музыкальной темы, но не уметь или недостаточно уметь отобразить её интонации в своих действиях. Поэтому, не только что, но и как говорит музыкальная тема, ученик должен воспринимать одновременно и именно на уроках классического танца.

Умение слушать музыку в целом - её ритм, тему и интонации

необходимо воспитывать последовательно, своевременно переходя от простого к сложному на протяжении всего курса обучения классическому танцу, учитывая возраст ученика, его знания и характер упражнения.

Например, в младших классах, особенно в первом, музыка должна быть во всех, отношениях очень простой и ясной, даже наивной, понятной и близкой психологии учащихся. В старших классах содержание музыки должно быть более сложным.

Начиная с первого же класса, концертмейстер и педагог должны обращаться к музыке, содержание которой более близко по своему характеру психологии мальчиков и юношей, а не девочек или девушек.

В младших классах это ещё не имеет такого большого учебного значения, но в средних, особенно в старших, данную особенность необходимо предусмотреть.

Высокий музыкальный вкус концертмейстера и преподавателя обогащает содержание учебной работы, повышает трудоспособность и творческую активность учащихся. И, напротив, отсутствие вкуса у преподавателя приучает учащихся небрежно и поверхностно относится к музыке.

Следует подчеркнуть, что первоначальной учебной задачей является освоение точной, детально отработанной техники танца, но не механической, а такой, которая способна чутко, правдиво и ярко отзываться на эмоционально-смысловое содержание музыки. Вот почему музыку на уроках классического танца надо рассматривать и воспринимать как учебный материал, как средство воспитания будущего актёра- танцовщика, а не как компонент, который приятно облегчает физический труд.

Воспитание музыкальности не нуждается в какой-то новой или особо учебной системе. Необходимо только ежеурочно и неуклонно прививать учащимся умение преодолевать трудности техники танца и творчески воспринимать содержание музыки. Это убеждает их от показного техницизма.

IV

Пример урока классического танца для младшего класса.

Цель урока: Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, формирование устойчивой мотивации к занятиям классического танца.

Задачи:

  • Закрепить навыки воспроизведения метроритмического рисунка.

  • Совершенствовать начальные технические умения и навыки исполнительского хореографического искусства.

  • Воспитать внимание, трудолюбие, доброжелательность.

Методы и приёмы:

  • Образный показ педагога

  • Приём образной подачи движения

  • Игровой приём.

  • Прием многократного повторения.

  • Комментарии педагога по ходу выполнения упражнений и элементов.


Вводная часть урока.

  • Приглашение учеников в зал и расстановка их по своим местам.

  • Приветствие.

  • Знакомство с элементами ритмики и музыкальной грамоты.

Игровой момент:

(Воспроизведение хлопками рук и движениями ног (шагами, притопыванием) разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четверти, восьмых, половинных и целых.
Подготовительная часть урока

  • Вспомогательные и корригирующие упражнения на полу.


Основная часть урока – азбука классического танца.
Элементы классического экзерсиса у станка.



  1. ПОКЛОН.

Музыкальный размер 2/4, или ¾, Музыкальный фон состоит из 8 тактов. Музыкальное вступление 4 такта.

  1. В A TTEMENT TENDU

из 1 позиции в сторону лицом к станку.

Муз. Размер 2/4, Полька.

Тему не желательно замедлять, так как теряется характер.

  1. Постановка корпуса во 2 и 5 позициях ног у станка.

Музыкальный размер: 4/4, 2/4, andante.

4. Повороты головы.

Музыкальный размер 4/4 или 3/4, умеренно, спокойно.

5.DEMI- PLIE, и GRAND PLIE

в 1,2, 5 позициях ног.

Музыкальный размер: 4/4, или 3/4, умеренно,

спокойно, плавно, поступательно. Crescendo - движение

исполняется вниз, diminuendo - движение вверх.

6. BATTEMENT TENDU JETE.

Музыкальный размер: 2/4, allegro

Crescendo - акцент, закрыть ногу в 5 позицию, почувствовать точку возврата.

7. ROND DE JAMBE PAR TERRE EN DEHORES и EN DEDANS.

Музыкальный размер 3/4, в темпе вальса или 2/4.

Музыкальный акцент на выведение ноги вперёд.

Движение состоит из

двух частей

(еп dehors и еп dedans).

Перед исполнением второй части должен быть выделен затакт.

8.BATTEMENT FRAPPE.

Музыкальный размер: 2/4, умеренно.

Движение начинается на затакт. Акцент на открывание ноги.

9.В A TTEMENT FONDU.

Музыкальный размер: 2/4 и 3/4.

В старших классах можно мазурку.

Crescendo - движение исполняется вниз, diminuendo - движение вверх.

10.BATTEMENT RELEVE LENT на 45 градусов

11. (BATTEMENT DEVELOPPE).

Музыкальный размер: 4/4 или 3/4. Квадрат.

Музыкальный фон: медленно, распевно,

Исполняется в развитии.

Кульминация отражается в движении и в музыке.

12. PETIT BATTEMENT.

Музыкальный размер: 2/4. Музыкальный фон ровный без акцента.

13.GRAND BA TTEMENT JETE

Музыкальный размер: 4/4, 3/4.

Выделяется затакт, сильная доля не выделяется.

Crescendo - движение исполняется наверх,

diminuendo - движение вниз.

14.PAS DE BOURE SIMPLE.

Музыкальный размер: 4/4, 3/4, 2/4.

Музыкальный фон чёткий и отрывистый, как и само движение.

19. ПЕРЕГИБЫ КОРПУСА (исполняются лицом к станку).

Музыкальный размер 3/4, в ритме вальса.




Элементы классического экзерсиса на середине.


  1. DEMI- PLIE. в 1,2, 3 позициях ног.

Муз. Размер 2/4. На два такта каждое движение


  1. В A TTEMENT TENDU. С 1 и с 5 позиции. По 4 движения

в каждую сторону. На 4/4 каждое движение.



  1. BATTEMENT TENDU JETE.

С 5 позиции. На 2/4 каждое движение.


  1. ROND DE JAMBE PAR TERRE EN DEHORES и EN DEDANS.

Муз. размер 4/4. 4 раза EN DEHORES, и 4 раза EN DEDANS.


  1. Изучение положений корпуса

epaulement croise` и effase вперёд и назад.

Из 5 позиции. Муз. Размер ¾ (вальс).


  1. I и II port de bras.

Муз. Размер 4/4. Исходное положение – 5 позиция.

epaulement croise`, правая нога впереди. Каждое движение повторить 4 раза.


Заключительная часть.
-Разучивание грациозного танца Pas de grace.

Муз. Размер 8 тактов по 4/4.

-Подведение итогов занятия.

-ПОКЛОН.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Тем, кто хочет учиться балету», Т. И. Васильева. Москва, издательство «Гиттис » 1994г.

2.Классический танец. Школа мужского исполнительства. Н. Тарасов. Москва 1971 год.

3. «100 уроков классического танца» В.Костровицкая. «Искусство» 1981 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconМузыкальное сопровождение на занятиях классического танца Из опыта работы
Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива требуют глубоких знаний музыки и хореографии, умений свое пианистическое...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconОбразовательная программа хореографической народной студии «Веснушки»
М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПлан работы цртдиЮ «Тутти» на декабрь 2013года №
Участие коллектива классического танца «Галатея» в фестивале детского народного творчества «Золотые россыпи России», конкурс «Русская...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II icon«Специфика и особенности работы концертмейстера с вокалистами»
Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПлан лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема...
Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение о II международном детско-юношеском конкурсе исполнителей классического танца «Щелкунчик» приглашает»
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История возникновения и основные этапы развития классической хореографии и школы классического танца
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика данной программы опирается на богатый опыт и систему преподавания классического танца разработанную
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету «Методика обучения основам классического танца»
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconУрок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока
Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II icon• урок классического танца
Настоящая программа дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности составлена в соответствии...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических...
...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь сочинить комбинации у станка, на середине зала и прыжков. Абитуриент должен владеть знаниями методики исполнения движений классического...
План: I. Этические нормы поведения педагога и концертмейстера на занятиях классического танца II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особое внимание уделяется развитию музыкальности обучающихся, связи движений и элементов с ритмом и темпом музыкального сопровождения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск