Скачать 0.59 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬЕОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Рассмотрено Согласовано Утверждено на Педагогическом совете зав. методотелом Директор Дома детского творчества Протокол №_ от _______ _________ Т.Н Кучеренко ________________ О.А Тумко ________________________ _____________________________ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАРОДНОЙ СТУДИИ «Веснушки» Срок реализации 4 года Возраст от 4 до 12 лет Педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Терновой Дарьи Александровны Батайск 2011 Программа Народной хореографической студии «Веснушки» Пояснительная записка. ”Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни, - это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка”. А.И.Буренина. Танец – самый прекрасный и завораживающий вид искусства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и вызывают восхищение. И какую огромную радость и восторг вызывают легко и мастерски танцующие на сцене дети. Детские танцевальные коллективы всегда пользуются большой популярностью. Танец пробуждает у ребенка светлые и радостные чувства. Дети получают огромное удовольствие от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Особенностью данной программы является то, что она разработана специально для народной хореографической студии ”Веснушки ”. Занятия в ансамбле не только прививают детям любовь к танцевальному искусству, позволяют им постичь эстетику движения, но и приобщают их к огромному богатству танцевального и музыкального народного творчества, способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Программа народной хореографической студии ”Веснушки” имеет художественно - эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Она рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей их совершенствования. Занятия в ансамбле приобщают обучающихся к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России, способствуют формированию художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, культуры общения, развитию творческой инициативы, способности к самовыражению в танце. Данная программа является модифицированной комплексной (так как осваиваются классический, народный танец). Она рассчитана на детей 4-12лет, так как изучение хореографии придусмотренно именно с 4 лет. Срок реализации программы 4 года. В разработке программы были использованы современные методики и новации, а так же развивающие программы и учебные пособия(Народно-сценический танец: методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и школ искусств (1-й год обучения, 2-й (4) класс) /Министерство культуры РСФСР, главное управление учебных заведений и научных учреждений, центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – М.,1985. – 53с., ил. ; «Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров ; «Методика классического танца. В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. Занятия по данной программе дают детям возможность социально адаптироваться, получить яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений. Цели и задачи программы: Цели: - Развитие творческого и духовного потенциала ребенка средствами хореографии, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей; - формирование устойчивой мотивации к хореографическому искусству. - оказание помощи воспитанникам в поиске профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни; Задачи: Обучающие: - формирование базовых хореографических компетенций в области классического, народного и эстрадного танца, изучение основ гимнастики, акробатики, актерского мастерства, основных хореографических стилей и жанров; - обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. -организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях и т.п.); -включение родителей в образовательное пространство, формирование детско-взрослого сообщества. Развивающие: - развитие творческих способностей и творческого воображения детей; - развитие коммуникативных навыков; - приобщение воспитанников к истории искусства танца; - развитие интереса детей к традициям русской культуры; - развитие исполнительских способностей учащихся; Воспитательные: - воспитание трудолюбия. Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту; художественно-эстетического вкуса, общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе; - воспитание понимания значимости танца в жизни народа и лично воспитанника, чувства причастности к своему народу, его истории; - формирование потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья; формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей, общей культуры личности. Для реализации целей и задач программы определен следующий комплекс: 1. Ритмика. 2. Классический танец. 3. Народно-сценический танец. 4. Постановка танцевальных композиций. ”Ритмика” является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, способствует общему физическому развитию ребенка и его подготовке к дальнейшему обучению танцу. Предмет рассчитан на 1 год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Классический танец Классический танец «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Материал по классическому танцу служит средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения. Занятия классическим танцем дает развитие танцевальной техники, шага, прыжка, гибкости, выворотности, музыкальности, помогает обучающимся постоянно находиться в танцевальной форме. - один из основных предметов в ансамбле, так как он является основой для различных направлений танцевального искусства, средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения. Классический танец изучается с 4 лет. На 1-ом году обучения занятия проводятся по 1 час раз 1 в неделю. Начиная со 2-го года занятия проводятся 2 раза в неделю. Народно-сценический танец Народно-сценический танец является основным комплексом в студии. Данный комплекс предполагает изучение многочисленных видов русского народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, что позволяет расширить кругозор детей, развивает эмоциональность исполнения, помогает обучабщимся воспринимать особенности стиля и характера национальных танцев, а так же точно передавать национальную манеру народных танцев. Народные танцы, различные по рисунку и характеру исполнения, передают силу, бодрость, оптимизм народа, покоряют чарующей простотой, лиричностью, жизнерадостностью, говорят о богатстве национальной культуры. Особое внимание уделяется изучению танцевального материала на основе Русского танца, который богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски) и сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые). Русский танец может быть представлен широко и поэтому его освоение предлагается в течение всех 4 лет обучения. В задачу 1 года входит знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положениями головы и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на середине зала, развитие элементарных навыков координации движений. Для 1 года обучения рекомендуется прохождение элементов и небольших комбинаций русского танца. Ходы и проходки на середине зала, выстраивая рисунок квадрат, круг, диагональ и другое. – Основная дисциплина данной программы, так как большая часть репертуара ансамбля состоит из народных танцев. Данный предмет изучается на протяжении 4 лет. На 1-ом году обучения занятия проводятся по 1 час раз 1 в неделю. Начиная со 2-го года занятия проводятся 2 раза в неделю. Для создания качественного репертуара студии уже с 1-го года обучения ведется постановочная работа. Занятия проводятся по 2 часа 2 раз в неделю. Педагог студии в своей работе часто используют метод интеграции , в образовательные беседы о хореографии, истории костюма, элементы акробатики, современной хореографии, занятия по актерскому мастерству и др. Структура программы предполагает постепенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения за 4 года с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Система занятий в хореографической студии «Веснушки» позволяет самовыразиться, продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку и красоту тела. Предполагаемые результаты реализации программы. Результатом программы является сплочение детского коллектива, развитие устойчивого интереса к выбранному виду деятельности. Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, воспитанники приобретут следую щие компитенции: - навыки музыкально-ритмической деятельности, правильного и выразительного движения; - эмоциональную выразительность; - усвоение основ классического, народно-сценического танцев, освоение хореографической терминологии; - использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий и постановочной работе; - понимание межличностных отношений в ходе общих дел; - научатся аккуратности и дисциплинированности. Эффективность реализации данной программы зависит не только от содержания и объема учебно-танцевального материала, формы проведения занятий. Во многом это зависит и от системы отслеживания результатов (мониторинг) и своевременной корректции. Мониторинг осуществляется через: - Наблюдение. -Самоконтроль. -Открытые занятия. -Класс-концерты. Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы является промежуточная (в конце каждой четверти) и итоговая (в конце учебного года) аттестации воспитанников. Итогом учебного года являются отчетные концерты , где каждый ребенок может показать свое исполнительское мастерство. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы 1 года обучения 1). Введение. Т.Б, Т.О (Вводное занятие: Беседа о классическом танце и народном. ) 2 часа 2) Ритмика (- Импровизация тематическая под музыку (куклы, цветочек, птицы) - Разминка в виде модерна, на середине зала. - Изучение определение и передача в движении: характера музыки (веселый,грустный) - Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте, построение в круг, движение по кругу.) 22ч 3) Классический танец (- Основы партерной гимнастики: - упражнения на полу на напряжение и расслабление мышц; -сокращение и вытягивание стоп; -упражнения на выработку выворотности ног («бабочка», «жаба»); -наклоны корпуса к ногам (медленные и резкие); -упражнения на группы мышц спины («кораблик», «кошечка»); - Основы партерной гимнастики: - упражнения на группу мышц живота («уголок»); -упражнения на развитие гибкости («лягушка», «кольцо», «мостик»); -наклоны в сторону; -упражнения на развитие шага («звездочка»); -продольные и поперечные шпагаты. - Упражнения у станка (лицом к станку): -постановка корпуса в 6, 1 позициях; -позиции ног 1, 2; -releve (поднимание на полупальцы) по 6 позиции. - battement tendu ( с 1-ой позиции ног) - battement tendu jeté (с 1-ой позиции ног) - Постановка корпуса, головы, взгляда, положений рук и ног. - Упражнения на середине зала: -понятия en fas и epaulement(точки хореографического зала); -позиции рук: подготовительная, 1,2,3; -поклон. - Упражнения на развитие эластичности связок: (releve, наклоны корпуса, порде бра). - Allegro: «трамплинные» прыжки по 6, 2 позиции, «мячики». - Экзерсис на середине зала : -releve (поднимание на полупальцы) по 6 позиции. - demi plie (неполное «приседание».) - por de bra (2-е) -battement tendu ( с 1-ой позиции ног) - Изучение toure на 360° у палки.) 40ч 4) Народно –сценический танец (Объяснение народного поклона, русские народные ковырялочки, вращения на месте. - Изучение припадания ,русских народных рук и позиций ног 1,2,3. - Изучение русских народных вращений с передвижением. Постановка рук ,головы, ног. - Изучение подготовки к «верёвочке» (на середине класса), «верёвочка». - Изучения трюковых элементов русского танца. (у мальчиков и девочек) - Изучение элементов русского народного танца у мальчиков «присядки» , «метёлочки», подготовка к «разношки» . - Изучение элементов русского народного танца у девочек ( подготовка к «обертасу», «дробушкам») 48ч 5) Постановка танца (- Постановка русско–народного этюда.) 8ч 6) Концертная деятельность(- Выступления на праздниках, конкурсах.)20ч 7) Обобщение . Подведение итогов ( -Знакомство с различными жанрами танцевальной культуры и воспитание соответствующих двигательных навыков и оздоровление организма .) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовить рефераты по темам: «Роль фольклора в развитии народной педагогической культуры». «Взаимосвязь народной педагогики и религиозной... | ||
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» Р. Э. Рычкова, преподаватель Орловской детской хореографической школы, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры... | Задачи: Образовательные: дать знания о народной кукле; формировать... Цель: пробудить интерес к народной культуре России, русской традиционной народной кукле | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагог-организатор, руководитель Боди-арт студии и студии оформителей «prodelki», моу «сош №26» | Образовательная программа дополнительного образования детей «Студия танца» Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1 закрепить знания о народной и композиторской музыке, о видах народной музыки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | ||
Перечень дополнительных образовательных программ, реализуемых в Доме... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | Программа театральной студии «Вся жизнь театр» Программа театральной студии «Вся жизнь театр» является программой культурологической направленности и составлена на основе авторской... | ||
Реферат Лекарственные растения в народной и современной медицине «лекарственные растения в народной и современной медицине», потому что сейчас много лекарств с лекарственными травами. Мне стало... | Отчёт Муниципального бюджетного учреждения «Центр народной культуры «Радуга» Муниципальное бюджетное учреждение центр народной культуры «Радуга» является преемником Государственного бюджетного учреждения культуры... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «шесть ступеней мастерства» Программа «Шесть ступеней мастерства», реализуемая в студии спортивного танца, имеет две направленности – художественно-эстетическую... | Образовательная программа дополнительного образования детей вокальной студии «меланж» Новизна программы заключается в личностно ориентированном содержании, создании эмоционально-комфортной атмосферы творческого сотрудничества... | ||
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения... | Образовательная программа студии «Резьба по дереву» Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель, корабли. Так, глубокий резной рельеф узорных досок из пышных гирлянд с изображениями... |