Задания для портфолио по курсу: «Педагогика» Задание 1. К теме 1: Педагогика как наука, её объект.
Подготовить рефераты по темам: «Роль фольклора в развитии народной педагогической культуры». «Взаимосвязь народной педагогики и религиозной культуры». «Я.А.Коменский и К.Д.Ушинский о народной педагогике». «Пути использования наследия народной педагогики в современных образовательных учреждениях».
Задание 2. К теме 2. Категориальный аппарат педагогики.
На основе изучения психолого-педагогической литературы проанализируйте сущность следующих понятий: «Личностно ориентированное образование, «личностно ориентированное обучение», «педагогика ненасилия», «личностно ориентированное взаимодействие».
Одна из наиболее дискуссионных проблем в педагогической науке сегодня – соотношение понятий «воспитание» и «образование». Познакомьтесь с различными точками зрения учёных и письменно обоснуйте свое мнение.
Задание 3. К теме 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
На основании анализа статьи Е.В. Бондаревской «Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования» (Педагогика. – 1997 - №4) ответьте на вопрос: не противоречит ли воспитание, основанное на национальных ценностях, задачам интернационального воспитания?
Задание 4. К теме 4. Связь педагогики с другими науками.
На основании анализа статей: Вульфов Б. Художественная литература как педагогика – Мир образования. – 1997. - № 5. – С. 25-26; Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. – 1997. – №3. письменно ответьте на вопросы: 1. возможно ли художественную литературу рассматривать как одну из составляющих педагогики?; в чем значение педагогической антропологии в формировании теории и практики образования?
Задание 5. К теме 5. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
На примере любой педагогической проблемы докажите важность и необходимость её интегративного решения путём взаимосвязи, взаимопроникновения смежных с педагогикой наук? (письменное сообщение)
Задание 6. К теме 6. Научное исследование в педагогике, логика и его основные характеристики.
Подготовка к защите проектов по выбранной педагогической проблеме.
Задание 7. К теме 10. Теория обучения (сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса).
Подготовьте письменное сообщение по теме: «Методологические основания процесса обучения».
Задание 8. К теме 11. Закономерности и принципы обучения.
Составьте кроссворд по теме: Закономерности и принципы обучения.
Задание 9. К теме 12. Базовые дидактические теории.
Составить конспект по теме: «Дидактическая система Ф. Гербарта».
Задание 10. К теме 13. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
Составьте таблицу: «Единство преподавания и учения».
Задание 11. К теме 14. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. На примере темы любого школьного предмета покажите его воспитательные возможности (письменный ответ).
Задание 12. К теме 15. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Составьте картотеку статей (журналы: «Педагогика», «Народное образование» и др.) по вопросу «Педагогическое общение в процессе обучения».
Задание 13. К теме 16. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
На примере любого учебника общеобразовательной школы раскрыть функции учебного материала (письменно).
Задание 14. К теме 17. Современные модели (формы) организации обучения.
Методы обучения. Классификация средств обучения.
Составить конспект по теме: Средства обучения.
Подготовка к защите проектов по теме: «Классификации методов обучения»
Задание 15. К теме 18. Типология и многообразие образовательных учреждений.
Подготовить рефераты по выбору: авторские школы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Т.И. Гончаровой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина.
Инновации в образовании.
Инновационные образовательные системы США.
Инновационные образовательные системы Западной Европы.
Задание 16. К теме 19. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Цели, задачи, содержание и результат воспитания.
Составить конспект статьи: Бондаревская Е.Н. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - №1. – С. 8-15. В чём гуманистический смысл основных положений современной концепции воспитания?
Задание 17. К теме 20. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.
Составьте схему-таблицу по теме: «Принципы воспитания в целостном педагогическом процессе» по книге: Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: «Школа-Пресс», 2004. Раскройте сущность принципов воспитания предлагаемых авторами пособия
Задание 18. К теме 21. Базовые теории воспитания и развития личности.
Подготовить письменное сообщение по теме: стили воспитания (авторитарный, либеральный и демократический). Какой из существующих стилей соответствует гуманистической концепции воспитания?
Задание 19. К теме 22. Личностный подход в воспитании. Воспитание как фактор интегрирования личности в мир культуры.
Составьте сравнительную таблицу: «Традиционный и личностный подходы в воспитании».
Задание 20. К теме 23. Методы воспитания и их классификации.
Составить кроссворд: «Методы воспитания».
Задание 21. К теме 24. Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система как фактор целостного развития и формирования личности.
На основании материалов лекции и учебника письменно проанализируйте воспитательные системы разных исторических эпох с позиции их специфики?
Задание 22. К теме 25. Коллектив как объект и субъект воспитания.
Подготовить письменные сообщения по темам: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский о роли коллектива в формировании личности.
Основная литература:
Введение в педагогическую деятельность: уч. пос. / под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: уч. пос. – М.: Феникс, МарТ, 2010. – 256 с.
Никитина Н.Н. Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: уч. пос.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 576 с.
Подласый И.П. Педагогика. М.: Юрайт, 2010. – 576 с.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: «Школа-Пресс», 2008. – 512 с.
Дополнительная литература:
Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика. – 2001. - №9. – С. 17-23
Бережнова Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях // Педагогика. – 2001. - №4 – С. 3-8
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4. – С. 67-73
Коротков А.М. Комплексное образование с позиции системно-деятельностного подхода // Педагогика. – 2004. - №2. – С. 3-10
Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. – 2002. - №1. – С. 17-23
Краевский В.В. Методология педагогической науки. М., 2001. – 230 с.
Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. – 1994. - №6. – 3-9
Левитес Д.Т. Российская школа: цели и ценности // Педагогика. – 2004. - № 7. – С. 12-17
Липский И. Политика в области воспитания: новые идеи // Воспитание школьников. – 2005. - № 5. – С. 8-13
Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы / В.П. Борисенков, В.И. Загвязинский, О.В. Морева и др. // Педагогика. – 2003. - №4. – С. 49-64
Павленко О. С чего начинается личность? // Учитель. – 2007. - №1. – С. 63-66
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
Сокольников Ю. Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитании // Воспитание школьников. – 2004. – № 4. – С. 2-5
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998. – 304 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. М.,1997. – 490 с.
Цаллагова З.Б. Педагогическая культура в пословицах и поговорках // Педагогика. – 2000. – № 10. – С.48-53
Фельдштейн Д. Феномен детства и его место в развитии современного общества //Воспитание школьников – 2005. - №4. – С. 2-8
Филлипов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. - 1999.- № 3. – С. 65-68
Литература к разделу: Теория обучении Основная литература:
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.
Педагогика: большая современная энциклопедия /авт.-сост. Рапацевич Е.С. – Минск, Современное слово, 2005. – 720 с.
Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 576 с.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: «Школа-Пресс», 2010. – 512 с.
Дополнительная литература:
Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. СПб.: Питер, 2006. – 300 с.
Гинецинский В.И. Образовательный стандарт: проблема теоретической педагогики // Педагогика. – 1999. - №3. – С. 65-68
Градова А. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся // Учитель. – 2004. - № 6. – С. 76-80
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.,1992
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1999. – 265 с.
Зверева М.И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся // Педагогика. – 2005. - №8. – С. 45-50
Дидактика средней школы / под ред. М.Н.Скаткина. М.,1982
Карпов А.О. Интегрированное знание в современной школе // Педагогика. – 2005. - № 3. – С. 19-28
Коротков А.М. Комплексное обучение с позиции системно-деятельностного подхода // Педагогика. – 2004. - №2 – С. 3-10
Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.,1982
Лихачёв Б.Т. Педагогика. М., 1993. – 523 с.
Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983. – 123 с.
Мацкайлова О. Педагогическое взаимодействие на уроке как основа гуманистического пространства // Учитель. – 2003. - № 6. – С. 8-11
Образование в современном мире. М.,1986. – 302 с.
Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004. – 608 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /под ред. Смирнова. М., 2006. – 511 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
Педагогический поиск. – М., 1987. – 456 с.
Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. М., 1989. – 214 с.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1997. – 178 с.
Литература к разделу: Теория и методика воспитания
Основная литература:
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: ACADEMIA. – 2006. – 334 с.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. – М.: ACADEMIA. – 2005. – 238 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /под ред. Смирнова. М., 2006. – 511 с.
Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 576 с.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: «Школа-Пресс», 2010. – 512 с.
Дополнительная литература:
Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991. – 104 с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. – 178 с.
Бондаревская Е.Н. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. – С. 34- 38
Бондаревская Е.Н. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - №1. – С. 8-15
Гинзбург Ф. Заповеди педагогического общения // Воспитание школьников. – 2003. - № 4. – С. 26-28
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998. – 230 с.
Замостьянов А. Непримиримость и милосердие: о некоторых тенденциях воспитывающего искусства в ХХ веке // Новое образование. – 2006. - №2. – С. 232-240
Караковский В. Воспитание – важнейшая социально-педагогическая ценность // Народное образование. – 2002. - № 4. – С. 165-167
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.
Крючков В.К. Взаимодействие в системе: «педагог – ребёнок – родители» // Педагогика. – 2002. - №9. – С. 27-32
Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2002. - № 4. – С. 19-26
Липский И. Политика в области воспитания: новые идеи // Воспитание школьников. – 2005. - №5. – С. 8-13.
Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. – 244 с.
Павленко О. С чего начинается личность? // Учитель. – 2007. - №1. – С. 63-66.
Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004. – 608 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /под ред. Смирнова. М., 2006. – 511 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
Педагогический поиск. – М., 1987. – 402 с.
Роботов А.А. Опыт педагогической повседневности // Воспитание школьников. – 2005. - № 9. – С.24-29
Сокольников Ю. Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитании // Воспитание школьников. – 2004. - № 4. – С. 2-5
Софронова Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании // Педагогика. – 2003. - № 3. – С. 38-44
Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности ребёнка как предмет воспитательной деятельности // Воспитание школьников. – 2005. - № 1. – С. 2-8
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2005. – 70 с.
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. Пед. соч.: в 3 т. Т.3 М.,1981
Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. – 2003. - №3. – С.52-59
|