Скачать 275.05 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3» Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» 1 года обучения на базе МОУ ДСОШ №3 Педагоги: Горшкова М.П. Хохлявина М.Г. Добрянка 2009 г. Пояснительная записка. 1. Краткая характеристика предмета обучения: Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, III тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние десятилетия. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей, мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, субкультуре, не свойственным исконно русской культуре. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале XX века. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нем, выдвигает нравственно - эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства. Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры, эстетическое воспитание. В комплексной программе «Волшебная мастерская» детям представляется возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений. Эстетическое воспитание, в данном случае, рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав, как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности, воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности. Решая задачи эстетического воспитания и образования, программа «Волшебная мастерская» способствует также решению других задач духовно - нравственного развития личности, т.е. осуществляет комплексный подход к становлению личности ребенка. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. В объединении занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные в детском саду, в семье. Дети принимаются в начале учебного года в 1 классе. В сентябре для привлечения детей и родителей проводится День открытых дверей с демонстрацией изделий декоративно - прикладного творчества и наглядных пособий, сделанных участниками фольклорной студии. Педагоги рассказывают о работе объединения, участники фольклорного ансамбля проводят народный праздник с играми, песнями и танцами. Для будущих воспитанников и их родителей устраивается чаепитие. 2. Цель программы: Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; духовно - нравственное становление. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научится анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значения в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, изо, труду, физкультуре и т.д). Программа авторизированная. В основе программы лежат образовательные программа «Народная культура» (Казаковой И.Ю.); «Русский фольклор» (Куприянова Л. Л.); «Народный календарь и дети» (СВ. Черноскутова); «Изобразительное искусство» (Кузин В. С. , Кубышкина Э. И.). 3. Формы и методы работы. В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является учебное занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или смешанного типа. Наряду с этим существуют и другие формы обучения. При нашей специфике это: экскурсии, праздники, занятие форме занятие - игра, занятие - исторический экскурс и др. Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и подразделяется на групповую, подгрупповую и индивидуальную. При реализации программы используются различные методы:
4. В результате освоения программы «Волшебная мастерская». воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретает определенные навыки. К концу года они должны:
5. Формы контроля за результатами обучения. * творческие выставки, * проведение праздников и мероприятий с привлечением родителей и фольклорно – этнографического ансамбля «Рябинушка», * выполнение заданий на определённую тему и в определённой технике, * демонстрация тех или иных приемов работы. 6. Краткие сведения о коллективе. Программа «Волшебная мастерская» рассчитана на работу с детьми 1 класс на 34 занятия. В группе занимается 20 - 25 человек. Состав групп постоянный. Занятия проводятся на базе МОУ ДСОШ №3, 1Б класс. Учебный план на год.
Учебно–календарный план.
Содержание программы. 1. Вводное занятие.(1 час) 2. Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Подготовка к проведению праздников.( 9 часов) * Осенние календарные праздники; * Зимние календарные праздники; * Весенние календарные праздники; 3. Подготовка и проведение праздников (9 часов) * Происхождение праздников и их связь с природой; * Рождество; * Святки. Ряженые. Коляда. * Масленичная неделя. * Пасха. * Троица. Праздник Березки. 4. Работа с родителями * Совместные праздники; * Частные беседы. 5. Устное - народное творчество (часов) Былины, сказания, заговоры, заклички, байки, бухтины.
Литература. * Сборники народных сказок: Соколовский. В. «Жар - Птица». Изд. «УРАЛ - ПРЕСС» Пермь 1990г., * Соколовский. В. «По щучьему велению» Русские сказки от А до Я. Изд. «УРАЛ - ПРЕСС» Пермь 1991г., * Асов. А. «Мир славянских богов». Тайны земли русской. Москва «Вече» 2002г. * Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. - М.; Изд-во Эксмо, 2006. * Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000г. * В.В. Ищук; М.И. Нагибина «Народные праздники» Ярославль 2000г. * Соколовский В. «Сказочная азбука» «УРАЛ - ПРЕСС» Пермь 1991г. * «Русский фольклор» Л.Л. Куприянова Программа Изд. «Мнемозина» 2000г. * «Народный календарь и дети» в 4 частях С. Черноскутова Екатеринбург 1998г. * «Рукотворство» образовательная программа. * Научно - популярный журнал «Народное творчество» Москва 2002 -2007 год. * «Фольклор в школе» материалы к занятиям по детской бытовой, народно -обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов Нижний Тагил 1993 год. * « Солнышко покажись! Красное, снарядись!» Г. Науменко Детская лит-ра 1977 год * «Жаворонушки» Г.Науменко Сов. Композитор 1977 год. * «Народы и культура Урала в 19 - 20 вв» Г. Н. Чагин Екатеринбург Изд. дом «СОКРАТ» 2002 год. * «Этнокультурная история Среднего Урала в конце 17 первой половине 19 века» Г. Н. Чагин Изд Пермского университета Пермь 1995 год. * «Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине 19 - начале 20 века» Г. Н. Чагин изд Пермкого университета Пермь 1993 год. * «Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала» Т. И. Калужникова издательство Дома учителя и Банка культурной информации Екатеринбург 1997 год. * «Меткое слово, Песни, Сказки» дореволюционный фольклор Прикамья собрал В. Н. Серебренников Пермское книжное издательство Пермь 1964 год. * «Методическое пособие по сбору полевого этнографического материала» А.В. Черных Пермь 2002год. * «Народные песни Пермского края» сборник текстов Пермь 1966 год. * «Русские народные песни Прикамья» записала Ф.В. Пономарева Пермское книжное издательство 1982 год. * «Фольклорные игры» организаторам досуга Пермь 1992 год. * «Бабушкины игры» сборник игровых программ для детей школьного возраста А.И. Фридман. Л.Г. Богомолова Пермь 1993 год. * «Старинные песни Прикамья» составитель С.И.Пушкина издательство «Советская Россия» Москва 1990 год. * «Чердынская свадьба» записал и составил И. Зырянов Пермское книжное издательство Пермь 1969 год. * «Святки Святые вечера, страшные вечера» народный праздник Пермский областной творческий центр Пермь 1992 год * «Рождественские посиделки» песенный фольклор Карагайского района Пермской области из обряда «Зимние святки» Пермский областной центр Пермь 1992год * «Сценарии праздников народных ремесел» Пермский областной центр Пермь 1996год * «Дора - Дора - помидора» детский фольклор Прикамья. Составители К.Э. Шумов, Е.С. Преженцева Пермь 1997 год * «Масленица в Прикамье» (конец 19 первая половина 20 века) И.А.Подюков, А.В. Черных, Пермь 2004 год * «Пять пятиканов да дваста бодаста» сборник русских загадок Пермского прикамья в записях последнего времени И.А. Подюков, А.В.Черных, КЭ.Шумов Пермь 2004 год * «Календарные обычаи и обряды» материалы в помощь организатору летних праздников Пермский областной центр Пермь 1997год * «Праздничный венок» праздник в школе Л.С.Уланова Москва Творческий центр «Сфера» «001 год * «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного и школьного возраста». Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. - М: Педагогическое общество, России,2005 год * «Мы играем и поем» Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста. Пушкина С. И. - М: Школьная пресса, 2001 * «Рождественская елка» Сост. и предисл. Г.Е. Левкодимова, М: Мол. Гвардия, 1993 * «Праздник праздников» специальный выпуск альманах «Молодежная эстрада» №1 Составитель Г.Е.Левкодимова М: Мол. Гвардия, 1993 * «Память народная хранит» сборник военных песен, записанных в Пермской области составитель Ж.Г. Никулина Пермь 1995 год * Науменко «Фольклорная азбука» * «Сказания русского народа» И.п. Сахаров народный календарь обработка текста и предисловие А.Г. Кифишина - М: Сов. Россия 1990 2. Образовательный блок «Музыкальный фольклор». Пояснительная записка. Краткая характеристика предмета обучения. Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Обучение в рамках программы «Музыкальный фольклор» носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально - поэтическом языке, его образно - смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать, а следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения. Системность обучения по программе находит свое выражение в различных аспектах. -система знаний о фольклоре русского народа: песни, игры, танцы, обычаи, традиции. -система умений: воспринимать и включатся в исполнение и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал. Игровой и детский фольклор. Естественный переход от разговорной речи к пению. Сохранить яркость, выразительность, образность слова. Исполнять потешки, прибаутки, детские песенки, участвовать в играх, и простых танцах. Переход к выработке единой вокально - хоровой манеры. Умение петь в хоре, эмоционально и выразительно исполнять несложный фольклорный материал: календарные (обрядовые) и хороводные песни. Органичное единство слова, напева, игры, танца, инструментальной музыки. Творчески воспроизводит фольклорный материал: лирические, бытовые, малые лирические, календарные, детские игровые, хороводные, плясовые жанры фольклора. Цель программы: Развитие художественно - творческих умений учащихся. Задачи: Обучающие:
Воспитательные:
Мотивационные: Создать мотивацию к самосовершенствованию. Тип программы адаптированная. В основе: Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» Москва 1997 год А.Н. Науменко «Фольклорная азбука» Москва 2000 год. Формы и методы работы. Теоретические: направленные на знакомство с жанрами музыкального фольклора. Практические: Вокально - хоровая работа, народная хореография - игра, танец. Формы организации деятельности на занятии: Коллективные - хоровое пение, народная хореография, игра. Групповые - ансамблевое пение, народная хореография. Методы в основе которых лежит способ организации занятия: Словесные: беседы, рассказ, объяснения. Наглядные: Просмотр видео выступлении, праздников; слушание фольклорных записей, традиционной русской музыки; просмотр репродукций музыкальных инструментов: Практические: изучение вокальных и хореографических произведений, народных игр и обрядов. 2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: Объяснительные: основные методы в первый год обучения. Репродуктивные: второй, третий, четвертый год обучения. Самостоятельное участие в проведение обрядов и праздников. Прогнозируемый результат: По окончании курса ребенок должен Знать: разнообразие жанров музыкального фольклора. Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках. Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам народной хореографии, самостоятельно провести народную игру, ориентироваться в пространстве (пластика). Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект - формирование желания продолжить обучения, принятие правил и норм работы фольклорного кружка; - ощущение себя индивидуальностью и в тоже время частью коллектива; - положительные изменения в манере общения, речи, поведения, внешнем виде;
Учебный план на год.
Образовательный блок «В гостях у мастера». Пояснительная записка. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, а всего несколько десятилетий назад ученым приходилось это доказывать. Народное искусство развивается по своим законам, определяемым сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества — искусством профессиональных художников. Декоративно -прикладное искусство - один из самых древних видов искусства. На наших занятиях дети имеют возможность приобщиться к различным видам декоративно-прикладного искусства. В настоящее время они актуальны, т. к. приобщают детей к творчеству, а творчество способствует развитию личности ребёнка, развитию мелкой моторики, внутренней свободы. На занятиях дети узнают много нового, интересного и развивают не только руки, но и интеллект. В работе используем разнообразие техник, технологий, материалов, методов работы. Необычность программы в разнообразии используемых техник, технологии, материалов, методов работы. Кроме того, продукты творчества мы активно будем использовать при организации выставок, где будут отражены представления детей о мире, величии человека и природы, общности традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве. В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни. В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и др. Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения. Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует большого мастерства. Россия — многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет своё декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий народных мастеров, народных умельцев являются их практическая направленность (посуда, полотенца, одежда, шкатулки и т. п.) и украшающий орнамент. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (растительные и геометрические формы, формы животного мира, общее композиционное решение — формат, цветовую гамму), отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов композиции и т. д. В блоке «В гостях у мастера» детям предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа. Цель: Разбудить интерес к русской старине через декоративно-прикладное искусство. Задачи: * умение использовать основы народного и декоративно-прикладного искусства; * понимать художественно-выразительные особенности языка декоративного искусства; * использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи; * определять, в каком центре традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия (главные отличительные признаки: форма, пропорции, колорит, орнамент, традиционная технология обработки мате риала). Развивающие: * развивать чувство патриотизма, через более близкое знакомство с литературным наследием России; * сформировать творческую личность, которая создает свое будущее и изменяет настоящее. Воспитательные: * воспитывать аккуратность, бережливость, уважение друг к другу и к старшему поколению. Формы и методы работы. Форма обучения: занятия теоретические - вспоминаем и рассказываем друг другу, занятия практические — рисуем. Организация деятельности детей на занятии индивидуальная, в парах, групповая. 1 .Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесные - беседа, рассказ, объяснение. Наглядные - репродукции, рисунки. Практические — рисование сюжетов, рисование своих фантазий. 2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: Объяснительно- иллюстративные и наглядные - основные методы обучения. Формы контроля. Формы контроля за результатом обучения детей. Наблюдения за образовательным процессом с проверкой знаний, умений, навыков. Использование традиционных способов контроля: устный опрос, самостоятельная работа над рисунками и поделками, выставки работ. И нетрадиционных: игры, конкурсы, викторины… Участие рисунков в выставках, конкурсах. Краткие сведения о коллективе. Состав постоянный. Коллектив обучающихся 10-15 человек. Занятия проходят в школе № 3 на базе 1 Б класса. Учебный план .
Образовательный блок «Народный календарь». Пояснительная записка. Программа разработана с целью - познакомить учащихся с русским народным календарем, который является одним из важнейших путей приобщения учащихся к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков. И органично входит в комплексную образовательную программу «Волшебная мастерская». Народный календарь - явление чрезвычайно объемное и насыщенное. Он охватывает весь годовой круг и различные события жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры. Актуальность данной программы состоит не только в познавательной значимости, более важным является её воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционного народного календаря, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. К занятиям по этой программе привлекаются дети 1 класса. Занимаясь по программе «Волшебная мастерская», дети постепенно погружаются в мир традиций и обычаев родного края. Дети получают начальное представление о праздниках народного календаря, изучают календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику. Цель и задачи: Приобщение к традиционной народной культуре, к пониманию её своеобразия и истоков. Обучающие:
традиций. Тип программы: адоптированная. В основе лежит программа «Народный календарь и дети» СВ. Черноскутова. Москва 2002 год. Формы и методы работы. Теоретические: направленные на знакомство с народными праздниками и обычаями. Практические: проведение и участие в народных праздниках, написание рефератов, участие в научно - исследовательских конференциях. Формы организации деятельности на занятии: Коллективные - теоретические занятия, подготовка и проведение обрядов, праздников. Групповые – подготовка к праздникам. Методы : Словесные: беседы, рассказ, объяснения. Наглядные: Просмотр видео выступлении, праздников; слушание фольклорных записей, традиционной русской обрядности; просмотр репродукций о народных праздниках, презентаций и слайдов. Практические: изучение народных игр и обрядов. Прогнозируемый результат По окончании курса ребенок должен Знать: - календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику. Уметь: - ориентироваться в народном и православном календаре. - принимать самостоятельные решения при выборе темы практических работ. Научиться: - самостоятельно провести народный праздник, обряд. - использовать полученные знания на практике при написании рефератов, самостоятельных работ и научно - исследовательских работ. Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект - формирование желания продолжить обучения, принятие правил и норм работы в объединении; - ощущение себя индивидуальностью и в тоже время частью коллектива;
Учебный план.
|
Задачи: Образовательные: дать знания о народной кукле; формировать... Цель: пробудить интерес к народной культуре России, русской традиционной народной кукле | Урок 45-10. 25 (3 кл.) 4 урок 10. 35-11. 15 (3 кл.) Художественно-эстетическое... Мбоу «оош с. Кочковатки» Расписание внеурочной деятельности на 2013-2014 уч год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовить рефераты по темам: «Роль фольклора в развитии народной педагогической культуры». «Взаимосвязь народной педагогики и религиозной... | Пояснительная записка Программа «Волшебная шкатулка оригами» Программа «Волшебная шкатулка оригами» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста, то есть для 1 класса | ||
Богу молись, да за шашку держись. Цель: углубить знания о народной духовной культуре казачества в ее прошлом и настоящем | Пояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой... Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы... | ||
Выступления в оглавлении, одновременно удерживая на клавиатуре кнопку Ctrl «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством подвижных народных игр» (Золотых О. А., Курганская О. С.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Число классных комнат – 16, в т ч. 2 лаборатории, их площадь – 504 кв м, 3 кабинета технологии: слесарная мастерская – 10 мест, столярная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1 закрепить знания о народной и композиторской музыке, о видах народной музыки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитывающая: воспитывать уважение и любовь к родному краю, трудолюбие, формировать интерес к русскому фольклору, народной культуре,... | ||
Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании зимних народных праздников и обрядов, обрядовых... | ||
Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музейная педагогика одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка... | ||
Урок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская” Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием... | Реферат Лекарственные растения в народной и современной медицине «лекарственные растения в народной и современной медицине», потому что сейчас много лекарств с лекарственными травами. Мне стало... |