Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская»





Скачать 275.05 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская»
Дата публикации20.12.2014
Размер275.05 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»

Образовательная программа

по народной культуре

«Волшебная мастерская»

1 года обучения

на базе МОУ ДСОШ №3

Педагоги:

Горшкова М.П.

Хохлявина М.Г.


Добрянка 2009 г.

Пояснительная записка.

1. Краткая характеристика предмета обучения:
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, III тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние десятилетия. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей, мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, субкультуре, не свойственным исконно русской культуре. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале XX века.

Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нем, выдвигает нравственно - эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства.

Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры, эстетическое воспитание.

В комплексной программе «Волшебная мастерская» детям представляется возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.

Эстетическое воспитание, в данном случае, рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав, как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности, воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.

Решая задачи эстетического воспитания и образования, программа «Волшебная мастерская» способствует также решению других задач духовно - нравственного развития личности, т.е. осуществляет комплексный подход к становлению личности ребенка.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

В объединении занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные в детском саду, в семье. Дети принимаются в начале учебного года в 1 классе. В сентябре для привлечения детей и родителей проводится День открытых дверей с демонстрацией изделий декоративно - прикладного творчества и наглядных пособий, сделанных участниками фольклорной студии. Педагоги рассказывают о работе объединения, участники фольклорного ансамбля проводят народный праздник с играми, песнями и танцами. Для будущих воспитанников и их родителей устраивается чаепитие.

2. Цель программы: Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; духовно - нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Содействие в самоопределении, социальной адаптации;

  • Формирование духовно - нравственных качеств личности;

  • Формирование мировоззрения, внутренней культуры личности;

  • Формирование гражданской убежденности;

  • Получение начальных знаний по традиционной народной культуре, декоративно - прикладному искусству.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научится анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значения в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, изо, труду, физкультуре и т.д).

Программа авторизированная. В основе программы лежат образовательные программа «Народная культура» (Казаковой И.Ю.); «Русский фольклор» (Куприянова Л. Л.); «Народный календарь и дети» (СВ. Черноскутова); «Изобразительное искусство» (Кузин В. С. , Кубышкина Э. И.).
3. Формы и методы работы.

В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является учебное занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или смешанного типа. Наряду с этим существуют и другие формы обучения. При нашей специфике это: экскурсии, праздники, занятие форме занятие - игра, занятие - исторический экскурс и др.

Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и подразделяется на групповую, подгрупповую и индивидуальную. При реализации программы используются различные методы:

  • словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание.

  • наглядные: пособие, репродукции, таблицы, образцы изделий.

  • практические: изучение наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

4. В результате освоения программы «Волшебная мастерская».

воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретает определенные навыки. К концу года они должны:

  1. уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  2. воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

  3. овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

  4. ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный и православный календари;

  5. научиться, использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

  6. приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приемах народного вокала, в вокально-постановочной работе; по вышивке, в работе с тканью, нитками, соломой и глиной; в декоративно – прикладном искусстве, а также применять их в быту, передавать знания другим людям.

5. Формы контроля за результатами обучения.

* творческие выставки,

* проведение праздников и мероприятий с привлечением родителей и фольклорно – этнографического ансамбля «Рябинушка»,

* выполнение заданий на определённую тему и в определённой технике,

* демонстрация тех или иных приемов работы.

6. Краткие сведения о коллективе.

Программа «Волшебная мастерская» рассчитана на работу с детьми 1 класс на 34 занятия. В группе занимается 20 - 25 человек. Состав групп постоянный. Занятия проводятся на базе МОУ ДСОШ №3, 1Б класс.

Учебный план на год.




Разделы

Количество часов

1

Вводное занятие

1 час

2

Музыкальный фольклор

9 часов



3

В гостях у мастера

Волшебная кисточка

9 часов

Прикладное творчество (художественный труд)

9 часов

4.

Народный календарь

8 часов

5.

Работа с родителями

2 час

5.

Всего

38 часов

Учебно–календарный план.


Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Введение. План на год. Материалы, инструменты, демонстрация изделий декоративно - прикладного творчества, выступление участников фольклорного ансамбля.

Знакомство с

цветовым кругом. Определение теплых и холодных цветов. Учимся располагать рисунок на листе бумаги. Усваиваем правила использования и хранения кисточек.

Выставка «Осенний натюрморт» (рисование с натуры)


Подготовка к празднику, хороводы, игры, заклички осенние. Изучение народного календаря: Осень.


Праздник «Кузьминки».

Октябрь

«Осень разноцветная» (работа с природным материалом)

«Осенняя сказка». Пейзаж – фриз. (Обрывная аппликация).

Подготовка к празднику, хороводы, игры, заклички осенние, зажинки. Разучивание танца «Улочка».

Праздник «Покров – батюшка».

Ноябрь

Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка из солёного теста.

Роспись дымковской игрушки. Передача характерных черт.

Подготовка к празднику, хороводные песни Прикамья. Разучивание танца «Чижечок».

Праздник «Параскевы – пятницы».

Декабрь

Создание русского народного костюма с элементами русского орнамента (Работа с тканью)

«Идёт волшебница – зима». Изображение зимы в виде девушки в русском народном костюме.

Подготовка к празднику, традиции вечерок. Изучение народного календаря: Зима.

Праздник «Встреча зимы».

Январь

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

«Ангелочек». Игрушка – подвеска. (Силуэтное вырезание фигуры человека)

Подготовка к празднику, рождественские гимны, народные сказки.

Праздник «Рождество».

Февраль

«Рисуем отгадки к народным загадкам»

Украшение шкатулки (вазочки) при помощи битой скорлупы из яиц.

Подготовка к празднику, масленичные песни. Изучение народных игр.

Праздник «Масленица».


Март

«Матрёшка».

Игрушки из нитяных кисточек.

Подготовка к празднику, весенние песни и хороводы. Народные игры, заклички.

Праздник «Кашки – плишки».

Апрель

Пасхальное яйцо (папье–маше)

Самостоятельный дизайн в украшении яйца.

Подготовка к празднику, изучение традиций великого поста на Руси.

Праздник «Пасха».

Май

Коллективная аппликация «Яблони в Цвету».

Подготовка к празднику, троицкие обряды. Традиции закликания птиц в Добрянском районе.

Праздник «Русской берёзки».

Итоговое занятие

Организация и проведение выставки рисунков и творческих работ.




Содержание программы.

1. Вводное занятие.(1 час)

2. Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Подготовка к проведению праздников.( 9 часов)

* Осенние календарные праздники;

* Зимние календарные праздники;

* Весенние календарные праздники;

3. Подготовка и проведение праздников (9 часов)

* Происхождение праздников и их связь с природой;

* Рождество;

* Святки. Ряженые. Коляда.

* Масленичная неделя.

* Пасха.

* Троица. Праздник Березки.

4. Работа с родителями

* Совместные праздники;

* Частные беседы.

5. Устное - народное творчество (часов)

Былины, сказания, заговоры, заклички, байки, бухтины.

  1. Работа над сюжетом народной сказки. ИЗО (ч.)

  2. Рукотворчество (

  3. Итоговое занятие (1 ч.) Организация и проведение выставки рисунков.


Литература.

* Сборники народных сказок: Соколовский. В. «Жар - Птица». Изд. «УРАЛ - ПРЕСС» Пермь 1990г.,

* Соколовский. В. «По щучьему велению» Русские сказки от А до Я. Изд. «УРАЛ - ПРЕСС» Пермь 1991г.,

* Асов. А. «Мир славянских богов». Тайны земли русской. Москва «Вече» 2002г.

* Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. - М.; Изд-во Эксмо, 2006.

* Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000г.

* В.В. Ищук; М.И. Нагибина «Народные праздники» Ярославль 2000г.

* Соколовский В. «Сказочная азбука» «УРАЛ - ПРЕСС» Пермь 1991г.

* «Русский фольклор» Л.Л. Куприянова Программа Изд. «Мнемозина» 2000г.

* «Народный календарь и дети» в 4 частях С. Черноскутова Екатеринбург 1998г.

* «Рукотворство» образовательная программа.

* Научно - популярный журнал «Народное творчество» Москва 2002 -2007 год.

* «Фольклор в школе» материалы к занятиям по детской бытовой, народно -обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов Нижний Тагил 1993 год.

* « Солнышко покажись! Красное, снарядись!» Г. Науменко Детская лит-ра 1977 год

* «Жаворонушки» Г.Науменко Сов. Композитор 1977 год.

* «Народы и культура Урала в 19 - 20 вв» Г. Н. Чагин Екатеринбург Изд. дом «СОКРАТ» 2002 год.

* «Этнокультурная история Среднего Урала в конце 17 первой половине 19 века» Г. Н. Чагин Изд Пермского университета Пермь 1995 год.

* «Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине 19 - начале 20 века» Г. Н. Чагин изд Пермкого университета Пермь 1993 год.

* «Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала» Т. И. Калужникова издательство Дома учителя и Банка культурной информации Екатеринбург 1997 год.

* «Меткое слово, Песни, Сказки» дореволюционный фольклор Прикамья собрал В. Н. Серебренников Пермское книжное издательство Пермь 1964 год.

* «Методическое пособие по сбору полевого этнографического материала» А.В. Черных Пермь 2002год.

* «Народные песни Пермского края» сборник текстов Пермь 1966 год.

* «Русские народные песни Прикамья» записала Ф.В. Пономарева Пермское книжное издательство 1982 год.

* «Фольклорные игры» организаторам досуга Пермь 1992 год.

* «Бабушкины игры» сборник игровых программ для детей школьного возраста А.И. Фридман. Л.Г. Богомолова Пермь 1993 год.
* «Старинные песни Прикамья» составитель С.И.Пушкина издательство «Советская Россия» Москва 1990 год.

* «Чердынская свадьба» записал и составил И. Зырянов Пермское книжное издательство Пермь 1969 год.

* «Святки Святые вечера, страшные вечера» народный праздник Пермский областной творческий центр Пермь 1992 год

* «Рождественские посиделки» песенный фольклор Карагайского района Пермской области из обряда «Зимние святки» Пермский областной центр Пермь 1992год

* «Сценарии праздников народных ремесел» Пермский областной центр Пермь 1996год

* «Дора - Дора - помидора» детский фольклор Прикамья. Составители К.Э. Шумов, Е.С. Преженцева Пермь 1997 год

* «Масленица в Прикамье» (конец 19 первая половина 20 века) И.А.Подюков, А.В. Черных, Пермь 2004 год

* «Пять пятиканов да дваста бодаста» сборник русских загадок Пермского прикамья в записях последнего времени И.А. Подюков, А.В.Черных, КЭ.Шумов Пермь 2004 год

* «Календарные обычаи и обряды» материалы в помощь организатору летних праздников Пермский областной центр Пермь 1997год

* «Праздничный венок» праздник в школе Л.С.Уланова Москва Творческий центр «Сфера» «001 год

* «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного и школьного возраста». Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. - М: Педагогическое общество, России,2005 год

* «Мы играем и поем» Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста. Пушкина С. И. - М: Школьная пресса, 2001

* «Рождественская елка» Сост. и предисл. Г.Е. Левкодимова, М: Мол. Гвардия, 1993

* «Праздник праздников» специальный выпуск альманах «Молодежная эстрада» №1 Составитель Г.Е.Левкодимова М: Мол. Гвардия, 1993

* «Память народная хранит» сборник военных песен, записанных в Пермской области составитель Ж.Г. Никулина Пермь 1995 год

* Науменко «Фольклорная азбука»

* «Сказания русского народа» И.п. Сахаров народный календарь обработка текста и предисловие А.Г. Кифишина - М: Сов. Россия 1990

2. Образовательный блок «Музыкальный фольклор».

Пояснительная записка.

Краткая характеристика предмета обучения.
Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.

Обучение в рамках программы «Музыкальный фольклор» носит воспитывающий, развивающий и системный характер.

Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально - поэтическом языке, его образно - смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать, а следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения.

Системность обучения по программе находит свое выражение в различных аспектах.

-система знаний о фольклоре русского народа: песни, игры, танцы, обычаи, традиции.

-система умений: воспринимать и включатся в исполнение и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал.

Игровой и детский фольклор.

Естественный переход от разговорной речи к пению. Сохранить яркость, выразительность, образность слова. Исполнять потешки, прибаутки, детские песенки, участвовать в играх, и простых танцах.

Переход к выработке единой вокально - хоровой манеры. Умение петь в хоре, эмоционально и выразительно исполнять несложный фольклорный материал: календарные (обрядовые) и хороводные песни.

Органичное единство слова, напева, игры, танца, инструментальной музыки. Творчески воспроизводит фольклорный материал: лирические, бытовые, малые лирические, календарные, детские игровые, хороводные, плясовые жанры фольклора.

Цель программы: Развитие художественно - творческих умений учащихся.

Задачи: Обучающие:

  • освоение певческой установки.
    Развивающие:

  • творческое воспроизведение фольклорного материала, вариативность в движениях.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство личной ответственности;

  • уважительное отношение к истокам национальной культуры и национальных
    традиций.

Мотивационные:

Создать мотивацию к самосовершенствованию.

Тип программы адаптированная. В основе: Л.Л. Куприянова «Русский фольклор» Москва 1997 год А.Н. Науменко «Фольклорная азбука» Москва 2000 год.

Формы и методы работы.

Теоретические: направленные на знакомство с жанрами музыкального

фольклора.

Практические: Вокально - хоровая работа, народная хореография - игра, танец.

Формы организации деятельности на занятии:

Коллективные - хоровое пение, народная хореография, игра.

Групповые - ансамблевое пение, народная хореография.

Методы в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные: беседы, рассказ, объяснения.

Наглядные: Просмотр видео выступлении, праздников; слушание фольклорных

записей, традиционной русской музыки; просмотр репродукций музыкальных

инструментов:

Практические: изучение вокальных и хореографических произведений,

народных игр и обрядов.
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

Объяснительные: основные методы в первый год обучения.

Репродуктивные: второй, третий, четвертый год обучения.

Самостоятельное участие в проведение обрядов и праздников.

Прогнозируемый результат: По окончании курса ребенок должен

Знать: разнообразие жанров музыкального фольклора.

Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.

Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам народной хореографии, самостоятельно провести народную игру, ориентироваться в пространстве (пластика).

Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект

- формирование желания продолжить обучения, принятие правил и норм
работы фольклорного кружка;

- ощущение себя индивидуальностью и в тоже время частью коллектива;

- положительные изменения в манере общения, речи, поведения, внешнем
виде;

  • способность понимать чувства и потребности других людей;

  • воспитания чувства люби и уважения к родной земле.


Учебный план на год.



Содержание

Количество часов

1.

Вокально-хоровые навыки

3 часа

2.

Теория музыкального фольклора

3 часа

3.

Народная хореографии

3 часа

4.

Всего

9 часов


Образовательный блок «В гостях у мастера».
Пояснительная записка.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправ­ной и полноценной частью художественной культуры, а всего несколько десятилетий назад ученым приходилось это доказывать.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с дру­гим типом творчества — искусством профессиональных художников.

Декоративно -прикладное искусство - один из самых древних видов искусства. На наших занятиях дети имеют возможность приобщиться к различным видам декоративно-прикладного искусства. В настоящее время они актуальны, т. к. приобщают детей к творчеству, а творчество способствует развитию личности ребёнка, развитию мелкой моторики, внутренней свободы.

На занятиях дети узнают много нового, интересного и развивают не только руки, но и интеллект. В работе используем разнообразие техник, технологий, материалов, методов работы.

Необычность программы в разнообразии используемых техник, технологии, материалов, методов работы. Кроме того, продукты творчества мы активно будем использовать при организации выставок, где будут отражены представления детей о мире, величии человека и природы, общ­ности традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных тради­ций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоратив­но-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными сал­фетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и мно­гими другими произведениями народного искусства мы можем пользовать­ся в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художествен­ное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера тради­ционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хох­лома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и др. Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и най­денные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отби­рает только наилучшие творческие достижения.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: со­здание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одеж­да, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, дол­жны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует большого мастерства.

Россия — многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет своё декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий народных мас­теров, народных умельцев являются их практическая направленность (посуда, полотенца, одежда, шка­тулки и т. п.) и украшающий орнамент.

Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (растительные и геометрические формы, формы животного мира, общее композиционное решение — формат, цве­товую гамму), отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов композиции

и т. д.

В блоке «В гостях у мастера» детям предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа.
Цель: Разбудить интерес к русской старине через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

* умение использовать основы народного и декоративно-прикладного искусства;

* понимать художественно-выразительные особенности языка декора­тивного искусства;

* использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, компо­зицию как средства художественной выразительности в создании образа де­коративной вещи;

* определять, в каком центре традиционных народных художественных
промыслов России созданы изделия (главные отличительные признаки: форма,
пропорции, колорит, орнамент, традиционная технология обработки мате­
риала).
Развивающие:

* развивать чувство патриотизма, через более близкое знакомство с литературным наследием России;

* сформировать творческую личность, которая создает свое будущее и изменяет настоящее.
Воспитательные:

* воспитывать аккуратность, бережливость, уважение друг к другу и к старшему поколению.
Формы и методы работы.

Форма обучения: занятия теоретические - вспоминаем и рассказываем друг другу, занятия практические — рисуем.
Организация деятельности детей на занятии индивидуальная, в парах, групповая.
1 .Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные - беседа, рассказ, объяснение.

Наглядные - репродукции, рисунки.

Практические — рисование сюжетов, рисование своих фантазий.
2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

Объяснительно- иллюстративные и наглядные - основные методы обучения.

Формы контроля.

Формы контроля за результатом обучения детей.

Наблюдения за образовательным процессом с проверкой знаний, умений, навыков.

Использование традиционных способов контроля: устный опрос,

самостоятельная работа над рисунками и поделками, выставки работ.

И нетрадиционных: игры, конкурсы, викторины…

Участие рисунков в выставках, конкурсах.
Краткие сведения о коллективе.

Состав постоянный. Коллектив обучающихся 10-15 человек. Занятия проходят в школе № 3 на базе 1 Б класса.

Учебный план .




Содержание

Количество часов

1.

Вводное занятие

1 час

2.

Волшебная кисточка

9 часов

3.

Прикладное творчество (художественный труд)

9 часов

5.

Всего

19 часов


Образовательный блок «Народный календарь».
Пояснительная записка.

Программа разработана с целью - познакомить учащихся с русским народным календарем, который является одним из важнейших путей приобщения учащихся к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков. И органично входит в комплексную образовательную программу «Волшебная мастерская».

Народный календарь - явление чрезвычайно объемное и насыщенное. Он охватывает весь годовой круг и различные события жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры.

Актуальность данной программы состоит не только в познавательной значимости, более важным является её воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционного народного календаря, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.

К занятиям по этой программе привлекаются дети 1 класса.

Занимаясь по программе «Волшебная мастерская», дети постепенно погружаются в мир традиций и обычаев родного края. Дети получают начальное представление о праздниках народного календаря, изучают календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику.

Цель и задачи:

Приобщение к традиционной народной культуре, к пониманию её своеобразия и истоков.

Обучающие:

  • Изучение календарных и семейных обрядов, обычаев, их символика и семантика;

  • Ориентирование в народном и православном календаре.
    Развивающие:




  • развитие познавательного интереса;

  • развитие активности в познание изучаемого материала.
    Воспитательные:

  • воспитывать чувство личной ответственности

  • уважительное отношение к истокам национальной культуры и национальных

традиций.
Тип программы: адоптированная.
В основе лежит программа «Народный календарь и дети» СВ. Черноскутова. Москва 2002 год.

Формы и методы работы.

Теоретические: направленные на знакомство с народными праздниками и обычаями.

Практические: проведение и участие в народных праздниках, написание рефератов, участие в научно - исследовательских конференциях.
Формы организации деятельности на занятии:

Коллективные - теоретические занятия, подготовка и проведение обрядов, праздников.

Групповые – подготовка к праздникам.

Методы :

Словесные: беседы, рассказ, объяснения.

Наглядные: Просмотр видео выступлении, праздников; слушание фольклорных записей, традиционной русской обрядности; просмотр репродукций о народных праздниках, презентаций и слайдов.

Практические: изучение народных игр и обрядов.

Прогнозируемый результат

По окончании курса ребенок должен

Знать:

- календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику.

Уметь:

- ориентироваться в народном и православном календаре.

- принимать самостоятельные решения при выборе темы практических работ.

Научиться:

- самостоятельно провести народный праздник, обряд.

- использовать полученные знания на практике при написании рефератов,

самостоятельных работ и научно - исследовательских работ.

Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект

- формирование желания продолжить обучения, принятие правил и норм работы в объединении;

- ощущение себя индивидуальностью и в тоже время частью коллектива;

  • положительные изменения в манере общения, речи, поведения, внешнем виде;

  • способность понимать чувства и потребности других людей;

  • воспитания чувства люби и уважения к родной земле.


Учебный план.




Содержание

Количество часов

1.

Знакомство с календарными праздниками и обрядами.

4 часа

2.

Подготовка и проведение праздников.

4 часа

3.

Работа с родителями. Родительское собрание.

2 час

4.

Всего

10 часов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconЗадачи: Образовательные: дать знания о народной кукле; формировать...
Цель: пробудить интерес к народной культуре России, русской традиционной народной кукле
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconУрок 45-10. 25 (3 кл.) 4 урок 10. 35-11. 15 (3 кл.) Художественно-эстетическое...
Мбоу «оош с. Кочковатки» Расписание внеурочной деятельности на 2013-2014 уч год
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовить рефераты по темам: «Роль фольклора в развитии народной педагогической культуры». «Взаимосвязь народной педагогики и религиозной...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПояснительная записка Программа «Волшебная шкатулка оригами»
Программа «Волшебная шкатулка оригами» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста, то есть для 1 класса
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconБогу молись, да за шашку держись.
Цель: углубить знания о народной духовной культуре казачества в ее прошлом и настоящем
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой...
Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconВыступления в оглавлении, одновременно удерживая на клавиатуре кнопку Ctrl
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством подвижных народных игр» (Золотых О. А., Курганская О. С.)
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Число классных комнат – 16, в т ч. 2 лаборатории, их площадь – 504 кв м, 3 кабинета технологии: слесарная мастерская – 10 мест, столярная...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: 1 закрепить знания о народной и композиторской музыке, о видах народной музыки
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывающая: воспитывать уважение и любовь к родному краю, трудолюбие, формировать интерес к русскому фольклору, народной культуре,...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconУчебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»...
«Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании зимних народных праздников и обрядов, обрядовых...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музейная педагогика одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconУрок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская”
Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием...
Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» iconРеферат Лекарственные растения в народной и современной медицине
«лекарственные растения в народной и современной медицине», потому что сейчас много лекарств с лекарственными травами. Мне стало...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск