Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 269.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации01.12.2013
Размер269.85 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 54 «Искорка»


Программа по ознакомлению детей

дошкольного возраста с культурой народов

Республики Татарстан «Родники»

( посредством этнографического мини музея

ДОУ №54 «Искорка»)


Автор:

воспитатель (по обучению

детей татарскому языку)

языка Мингазова Э. Н.

I кв. категория.

г. Набережные Челны

2010 г.
Пояснительная записка


Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре.

Этнографический мини музей в детском саду №54 «Искорка» был создан в 2000 году. Главная идея музея, дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.

Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19- 20 в: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками». Музей - это еще результат общения и совместной работы всех сотрудников, детей и родителей.

Программа этнографического музея рассчитана для трех возрастных групп детей с 5 до 7 лет. Наши дети начиная со среднего возраста в течение учебного года 115 часов изучают татарский и родной язык, из них 9 часов мы отвели к посещению мини музея детского сада, для проведения тематических занятий по программе «Родники» по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой народов Республики Татарстан.

Пре проведений занятий учитывается на наш взгляд два важных аспекта доступность знаний и культурологический подход при их подаче.

Основной целью программы является ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом татарского и русского народа. Для раскрытия цели были поставленные задачи:

- Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы.

- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.

- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора.

- Формировать уважение к историческому прошлому Татарстана.

- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

В тематических планах работы с детьми среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста наряду с темой занятий и его программной содержании, указываются методы и приемы, использованные в работе с детьми и литература. Для эффективности решения задач предоставлен перспективный план работы с родителями воспитанников. Ежемесячно с родителями проводятся разнообразные формы взаимодействия: консультации, экскурсии, выставки, конкурсы, праздники.

Занятия с посещением мини музея способствуют у детей развитию кругозора, воспитывают гордость за свой народ, побуждают ребенка к познанию истории своих предков.

Ожидаемые результаты:

В средней группе к концу года дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват) уметь их называть, отличать татарские и русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры.

В старшей группе к концу года дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, орудия труда прошлого века, уметь их называть, труд хлебороба, труд вышивальщицы, пословицы, поговорки, словесные игры, татарские национальные праздники.

В подготовительной группе к концу года дети должны знать: устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ, домашнюю утварь и знать их названия, различать татарские и русские орнаменты, татарские национальные праздники. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, на русском и татарском языках, играть словесные игры.

Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.

Цель: Ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом татарского и русского народа.

Задачи:

- Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и

бытом народов в прошлые годы.

- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.

- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм

фольклора.

- Формировать уважение к историческому прошлому Татарстана.

- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои

корни, национальные истоки.
Тематический план

(средняя группа)




Месяц.

Тема

Часы.

1.

Сентябрь.

Музей - что это?

1 ч.

2.

Октябрь.

Добрая изба.

1 ч.

3.

Ноябрь.

Печь кормилица.

1 ч.

4.

Декабрь.

Хозяйкины помощницы.

1 ч.

5.

Январь.

Посидим у самовара.

1 ч.

6.

Февраль.

Оденем куклу Алсу в татарский костюм.

1 ч.

7.

Март.

Наша кукла Дуня в сарафане.

1 ч.

8.

Апрель.

Волшебная прялка.

1 ч.

9.

Май.

Давайте жить дружно.

1 ч.

10.

Итого




9 ч.


Тематический план

(старшая группа)




Месяц.

Тема.

Часы

1.

Сентябрь.

В гостях у Хозяюшки.

1 ч.

2.

Октябрь.

Мир старинных вещей.

1 ч.

3.

Ноябрь.

Вечера долгие руки умелые.

1 ч.

4.

Декабрь.

Рабочие руки не знают скуки.

1 ч.

5.

Январь.

Рукодельницы.

1 ч.

6.

Февраль.

Так мы раньше одевались.

1 ч.

7.

Март.

Что за праздник – «Навруз»?

1 ч.

8.

Апрель.

От лучинки до электрической лампы.

1 ч.

9.

Май.

Люби свой край и воспевай.

1 ч.

10.

Итого.




9 ч.


Тематический план

(подготовительная к школе группа)




Месяц.

Тема.

Часы

1.

Сентябрь.

Милости просим в нашу избу.

1 ч.

2.

Октябрь.

Печь - как мать родная.

1 ч.

3.

Ноябрь.

Хлеб - всему голова.

1 ч.

4.

Декабрь.

Что о себе расскажет посуда.

1 ч.

5.

Январь.

Бабушкин сундук.

1 ч.

6.

Февраль.

Живая старина.

1 ч.

7.

Март.

Праздник- « Карга боткасы »

1 ч.

8.

Апрель.

Хозяйкины помощницы

1 ч.

9.

Май.

Дружба и братство дороже богатства.

1 ч.

10.

Итого.




9 ч.

Перспективный план работы с детьми

(средняя группа)




Месяц

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Литература

1.

Сентябрь.

Музей - что это?


Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи.

Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Показ.

Обобщение.


Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1993 с. 42.

2.

Октябрь.

Добрая изба.

Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.

Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.


Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

Загадки.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Повторение.

Показ.

Обобщение.

Анализ.

Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.-М.,1999

с. 51, 99.


3.

Ноябрь.

Печь-

кормилица.

Познакомить детей с печью. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

Загадки.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Повторение.

Показ.

Обобщение.

Анализ.

Пугачева Н. В. Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.-М.,1999

с. 52.


4.

Декабрь.

Хозяйкины помощницы.

Познакомить детей со старинной посудой. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес

к устному творчеству татарского и русского народа.



Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент:

(появление хозяйки)

Загадки про посуду.

Дидактическая игра:

«Собери целое».

Показ экспонатов.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Повторение.

Игра: «Разбей горшок»

Обобщение.

Анализ

Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.-М.,1999

с. 54.


5.

Январь.

Посидим у самовара.

Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки.

Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар».

Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.

Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент:

(появление хозяйки)

Загадка про самовар.

Рассмотреть самовары.

Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».

Беседа.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Повторение.

Игра: «Самовар»

Обобщение.

Анализ

Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.80.


6.

Февраль.

Оденем куклу Алсу в татарский национальный костюм.

Познакомить детей с татарским национальным костюмом. Обратить

Внимание на национальный татарский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, калфак, ичиги, узор, тюльпан, татарский национальный костюм. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к татарской культуре.

Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент:

(появление куклы Алсу)

Рассмотреть куклу.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра:

« Укрась фартук».

«Опиши одежду Алсу».

Обобщение.

Анализ.

Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 31.


7.

Март.

Наша кукла Дуня в сарафане.

Познакомить детей с куклой Дуней в русском национальном костюме. Обратить внимание на ее костюм, орнамент. Назвать части костюма.

Выучить потешку про Дуню. Обогащать словарный запас детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд. Воспитывать уважение к русской культуре.

Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент:

(появление куклы Дуни)

Рассмотреть куклу.

Рассказ воспитателя.

Потешка про Дуню.

Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра:

«Опиши одежду Дуни».

Обобщение.

Анализ

Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 37.


8.

Апрель.

Волшебная прялка.

Познакомить детей

с орудием труда по обработке шерсти. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.

Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.

Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки)

Загадки. Показ экспонатов.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Повторение. Дидактическая игра:

«Кто быстрее соберет клубки в корзину»

Обобщение.


Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.62.



9.

Май.

Давайте жить дружно.

Познакомить детей с устным творчеством татарского и русского народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и татарского народов имеют общие черты.

Воспитывать толерантность.


Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент: (появление куклы - Ильяс)

Чтение сказки: «Падчерица»

Беседа.

Сравнение со сказкой «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа.

Пословицы. Игра:

«Капкалы»

Обобщение.

Анализ

Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны.- Альметьевск, 1993 с.33.



Перспективный план работы с детьми

( старшая группа)




Месяц

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Литература

1.

Сентябрь.

В гостях у Хозяюшки.

Познакомить детей с жилищем

русского и татарского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

Обогащать речь детей поговорками, пословицами на татарском и на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Беседа.

Осмотр избы.

(музейная

комната, макет избы).

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Игра.

« Кто быстрей поможет хозяйке»

Обобщение.

Анализ.

Данилина Г. Н.

Дошкольнику

об истории и культуре России.- М., 2004 с. 16.


2.

Октябрь.

Мир старинных вещей.

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами.

Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

Воспитывать интерес к народному быту.


Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение.

Беседа.

Рассмотрение экспонатов.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Фольклор.

Игра:

«Кто быстрее принесет воду на коромысле».

Обобщение.

Анализ.


Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного

возраста.- Пермь

2002 с.64. Данилина Г. Н.

Дошкольнику

об истории и культуре России.- М., 2004 с.47.

Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.54.

3.

Ноябрь.

Вечера долгие руки умелые.

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с т. н. сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие.

Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.

Рассказ воспитателя. Объяснения.

Загадки.

Словарная работа.

Игра:

«Кто быстрей намотает клубок».

Чтение сказки «Три дочери»

Пословицы.

Обобщение.

Анализ.

Богомолова М. И.,

Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с.114.


4.

Декабрь.

Рабочие руки не знают скуки.

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.

Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение.

Рассмотрение экспонатов.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Чтение сказки

«Колосок». Беседа.

Пословицы о труде.

Обобщение.

Анализ.

Зарипова.З.М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты. - Яр Чаллы, 2000.- 37 бит.
Мурланова Ф.Н.

Балаларны татар халык мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру.-Бард, 2002.- 78 бит.

(пословицы)


5.

Январь.

Рукодельницы

Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа: наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок. Продолжить знакомить с детским фольклором.

Научить к т. н. игре «У кого платок».

Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться трудом вышивальщицы.

Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» Объяснение. Беседа.

Рассмотрение экспонатов.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Фольклор.

Игра:

«У кого платок ».

Обобщение.

Анализ.

Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.61,93.
Гулова Ф.Ф.

Татарская народная вышивка.- Казань,

1980 с.8.
Нурзия .Татар сынлы сәнгать.- Казань,1999 с. 39.

6.

Февраль.

Так мы раньше одевались.

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить татарскую и русскую одежду в старину.

Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. Словарная работа: калфак, тюбэтэй, камзул, кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, ичиги. Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.



Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент: «В бабушкином сундуке разные одежды». Рассмотрение одежды. Объяснение.

Беседа.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Фольклор.

Игра:

«Одень правильно куклу».

«Расскажи как кукла одета».

Анализ.

Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. - Казань, 20 с.71.
Зарипова.З.М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты. - Яр Чаллы, 2000.- 41 бит.
Богомолова М. И.,

Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с. 115.

7.

Март.

Что за праздник – «Навруз»?

Познакомить детей с татарским национальном праздником «Навруз»: его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям татарского народа.


Нарядная одетая кукла «Навруз»

Объяснение воспитателя.

( почему сегодня кукла нарядная).

Рассказ воспитателя о празднике.

Поговорки о весне.

Песня: « Яз житэ».

Игра:

« Ручеек»

Анализ.



Мирас. Татар халкының тарихы һәм милли мәдәнияте белән таныштыру программасы.-

Яр Чаллы, 2008.- 18 бит.
Гарәфиева Г. З.

Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 132 бит.

8.

Апрель.

От лучинки до электрической лампы.

Познакомить детей с

керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

Экскурсия в музей ДОУ. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ.

Рассказ воспитателя.

( как и с помощью чего освещали избу

в старину )

Вопросы: Что было бы, если не было электричества

Словарная работа.

Игра: « Гори, гори ясно».


Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.53.


9.

Май.

Люби свой край и воспевай.

Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре.

Звучит песня про Сабантуй.

Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».

Рассмотреть иллюстрации.

Чтение стихов.

Рассказы детей о том,

как они проводят праздник «Сабантуй» вместе с родителями.

Игры.

« Капкалы»,

«Тубэтэй»

Обобщение.

Анализ


Гарәфиева Г. З.

Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 132 бит.



Перспективный план работы с детьми

(подготовительная к школе группа)




Месяц

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Литература

1.

Сентябрь.

Милости просим в нашу избу.

Продолжить знакомить с жилищем старины; объясняя

детям назначение его составных частей. Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на татарском, на русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь.

Экскурсия в музей ДОУ.

Рассмотреть

внутреннее

устройство и убранство избы.

Рассказ воспитателя.

Объяснение новых слов.

Словарная работа.

Беседа.

Фольклор.

Т. н. игра:

«Буш урын».

Обобщение.

Итог.

Мурланова Ф.Н.

Балаларны татар халык мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру.-Барда, 2002.- 40 бит.
Данилина Г. Н.

Дошкольнику

об истории и культуре России.- М., 2004 с. 99.

2.

Октябрь.

Печь - как мать родная.

Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в музей ДОУ.

Загадка о печи.

Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении.

Объяснение. Пословицы.

Вопросы:

В каких сказках говорилось о печи?

Словарная работа.

Поговорки.

Обобщение.

Итог.


Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.84.

3.

Ноябрь.

Хлеб - всему голова.

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании

хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать

знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов.

Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.


Встреча Хозяйки с караваем. Загадки.

Рассказ воспитателя: (как выращивали хлеб в старину, и как выращивают

сейчас)

Показ экспонатов.

Объяснение.

Беседа.

Поговорки о хлебе.

Пословицы о труде.

Игра: «Каравай»

( Ак калач)

Обобщение.

Итог.


Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.81.


4.

Декабрь.

Что о себе расскажет посуда.

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью.

Познакомить детей татарской, русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь.


Встреча Хозяйки.

Беседа о блюдах.

Поговорки.

Рассмотреть экспонаты.

Пояснение

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Загадки о посуде.

Сказка о чугунке.

Обобщение.

Итог.


Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999

с.87.
Данилина Г. Н.

Дошкольнику

об истории и культуре России.- М., 2004 с. 47.


5.

Январь.

Бабушкин сундук.

Познакомить с изделиями женских ремесел, представленными в музее: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.

Вспомнить как называются татарские национальные головные уборы, обувь. Расширить у детей кругозор.

Закрепить знания о татарских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

Экскурсия в музей ДОУ.

Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук ».

Осмотр содержимого

сундука. Объяснение.

Беседа.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Фольклор.

( загадки)

Игра:

« Тубэтэй».

Итог.



Писарева А. Е.

Уткина В. В.
Живем в «Ладу»:

Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007с.38.

Гулова Ф.Ф.

Татарская народная вышивка.- Казань,

1980 с.18, 27.



6.

Февраль.

Живая старина.

Познакомить детей с домашней утварью. Формировать интерес детей к подлинным предметам старины. Развивать созидательскую и познавательную деятельность. Обогащать словарный запас детей: коромысло, корыто, утюг, лукошко, доска для стирки, комган. Продолжать знакомить детей с фольклором. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам.

Экскурсия в музей ДОУ.

Загадки:

( о предметах старины)

Рассказ воспитателя с показом экспонатов.

Объяснение. Пословицы.

Вопрос:

Чем заменили в настоящее время эти предметы?

Словарная работа.

Поговорки.

Обобщение.

Анализ.

Данилина Г. Н.

Дошкольнику

об истории и культуре России.- М., 2004 с. 45.
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного

возраста.- Пермь,

2002 с.65.


7.

Март.

Праздник-

« Карга боткасы »

Познакомить детей

с татарским национальным праздником « Карга боткасы»( Варонья каша). Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре

татарского народа.

Дать представление почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.

Привить ребенку интерес к традициям татарского народа.

Воспитывать в детях толерантность.



Знакомство с

праздником

через обыгрывание

и объяснение народных поверий.

Загадки.

( про весну,

про птиц).

Беседа.

Игры:

« Малика»

«Покажи-ка ты дружок»

Итог.

Анализ.


Гарәфиева Г. З.

Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 157 бит.



8.

Апрель.

Хозяйкины помощницы

Познакомить детей с посиделками в деревенской избе. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать интерес к истории.

Экскурсия в музей ДОУ.

Игровой момент:

«Посиделки»

Рассказ воспитателя о посиделках.

Объяснение. Пословицы

( о труде)

Вопросы:

Чем занимались на посиделках?

Словарная работа.

Поговорки.

Игра:

« Кто быстрее намотает клубок»

«Капкалы»

Обобщение.


Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.- М.,1999



9.

Май.

Дружба и братство дороже богатства.

Продолжать знакомить детей с татарским праздником «Сабантуй». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь.

Звучит песня «Сабантуй».

Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».

Рассказы детей.

Чтение стихов.

Игры:

«Бей в горшок», «Сары яулык»,

«Хоп, хоп».

Обобщение.

Анализ

Гарәфиева Г. З.

Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 169 бит.
Богомолова М. И.,

Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане под. воз.-Набережные Челны -Альметьевск, 1994 с. 111.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск