Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 54 «Искорка»
Программа по ознакомлению детей
дошкольного возраста с культурой народов
Республики Татарстан «Родники»
( посредством этнографического мини музея
ДОУ №54 «Искорка»)
Автор:
воспитатель (по обучению
детей татарскому языку)
языка Мингазова Э. Н.
I кв. категория.
г. Набережные Челны
2010 г. Пояснительная записка
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре.
Этнографический мини музей в детском саду №54 «Искорка» был создан в 2000 году. Главная идея музея, дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19- 20 в: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками». Музей - это еще результат общения и совместной работы всех сотрудников, детей и родителей.
Программа этнографического музея рассчитана для трех возрастных групп детей с 5 до 7 лет. Наши дети начиная со среднего возраста в течение учебного года 115 часов изучают татарский и родной язык, из них 9 часов мы отвели к посещению мини музея детского сада, для проведения тематических занятий по программе «Родники» по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой народов Республики Татарстан.
Пре проведений занятий учитывается на наш взгляд два важных аспекта доступность знаний и культурологический подход при их подаче.
Основной целью программы является ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом татарского и русского народа. Для раскрытия цели были поставленные задачи:
- Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы.
- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.
- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора.
- Формировать уважение к историческому прошлому Татарстана.
- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
В тематических планах работы с детьми среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста наряду с темой занятий и его программной содержании, указываются методы и приемы, использованные в работе с детьми и литература. Для эффективности решения задач предоставлен перспективный план работы с родителями воспитанников. Ежемесячно с родителями проводятся разнообразные формы взаимодействия: консультации, экскурсии, выставки, конкурсы, праздники.
Занятия с посещением мини музея способствуют у детей развитию кругозора, воспитывают гордость за свой народ, побуждают ребенка к познанию истории своих предков.
Ожидаемые результаты:
В средней группе к концу года дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват) уметь их называть, отличать татарские и русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры.
В старшей группе к концу года дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, орудия труда прошлого века, уметь их называть, труд хлебороба, труд вышивальщицы, пословицы, поговорки, словесные игры, татарские национальные праздники.
В подготовительной группе к концу года дети должны знать: устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ, домашнюю утварь и знать их названия, различать татарские и русские орнаменты, татарские национальные праздники. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, на русском и татарском языках, играть словесные игры.
Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.
Цель: Ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом татарского и русского народа.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и
бытом народов в прошлые годы.
- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.
- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм
фольклора.
- Формировать уважение к историческому прошлому Татарстана.
- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои
корни, национальные истоки. Тематический план
(средняя группа)
№
| Месяц.
| Тема
| Часы.
| 1.
| Сентябрь.
| Музей - что это?
| 1 ч.
| 2.
| Октябрь.
| Добрая изба.
| 1 ч.
| 3.
| Ноябрь.
| Печь кормилица.
| 1 ч.
| 4.
| Декабрь.
| Хозяйкины помощницы.
| 1 ч.
| 5.
| Январь.
| Посидим у самовара.
| 1 ч.
| 6.
| Февраль.
| Оденем куклу Алсу в татарский костюм.
| 1 ч.
| 7.
| Март.
| Наша кукла Дуня в сарафане.
| 1 ч.
| 8.
| Апрель.
| Волшебная прялка.
| 1 ч.
| 9.
| Май.
| Давайте жить дружно.
| 1 ч.
| 10.
| Итого
|
| 9 ч.
|
Тематический план
(старшая группа)
№
| Месяц.
| Тема.
| Часы
| 1.
| Сентябрь.
| В гостях у Хозяюшки.
| 1 ч.
| 2.
| Октябрь.
| Мир старинных вещей.
| 1 ч.
| 3.
| Ноябрь.
| Вечера долгие руки умелые.
| 1 ч.
| 4.
| Декабрь.
| Рабочие руки не знают скуки.
| 1 ч.
| 5.
| Январь.
| Рукодельницы.
| 1 ч.
| 6.
| Февраль.
| Так мы раньше одевались.
| 1 ч.
| 7.
| Март.
| Что за праздник – «Навруз»?
| 1 ч.
| 8.
| Апрель.
| От лучинки до электрической лампы.
| 1 ч.
| 9.
| Май.
| Люби свой край и воспевай.
| 1 ч.
| 10.
| Итого.
|
| 9 ч.
|
Тематический план
(подготовительная к школе группа)
№
| Месяц.
| Тема.
| Часы
| 1.
| Сентябрь.
| Милости просим в нашу избу.
| 1 ч.
| 2.
| Октябрь.
| Печь - как мать родная.
| 1 ч.
| 3.
| Ноябрь.
| Хлеб - всему голова.
| 1 ч.
| 4.
| Декабрь.
| Что о себе расскажет посуда.
| 1 ч.
| 5.
| Январь.
| Бабушкин сундук.
| 1 ч.
| 6.
| Февраль.
| Живая старина.
| 1 ч.
| 7.
| Март.
| Праздник- « Карга боткасы »
| 1 ч.
| 8.
| Апрель.
| Хозяйкины помощницы
| 1 ч.
| 9.
| Май.
| Дружба и братство дороже богатства.
| 1 ч.
| 10.
| Итого.
|
| 9 ч.
| Перспективный план работы с детьми
(средняя группа)
№
| Месяц
| Тема
| Программное содержание
| Методы и приемы
| Литература
| 1.
| Сентябрь.
| Музей - что это?
| Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи.
Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.
| Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Показ.
Обобщение.
| Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1993 с. 42.
| 2.
| Октябрь.
| Добрая изба.
| Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
| Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Показ.
Обобщение.
Анализ.
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.-М.,1999
с. 51, 99.
| 3.
| Ноябрь.
| Печь-
кормилица.
| Познакомить детей с печью. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
| Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Показ.
Обобщение.
Анализ.
| Пугачева Н. В. Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.-М.,1999
с. 52.
| 4.
| Декабрь.
| Хозяйкины помощницы.
| Познакомить детей со старинной посудой. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес
к устному творчеству татарского и русского народа.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадки про посуду.
Дидактическая игра:
«Собери целое».
Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Игра: «Разбей горшок»
Обобщение.
Анализ
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.-М.,1999
с. 54.
| 5.
| Январь.
| Посидим у самовара.
| Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки.
Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар».
Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадка про самовар.
Рассмотреть самовары.
Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».
Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Игра: «Самовар»
Обобщение.
Анализ
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.80.
| 6.
| Февраль.
| Оденем куклу Алсу в татарский национальный костюм.
| Познакомить детей с татарским национальным костюмом. Обратить
Внимание на национальный татарский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, калфак, ичиги, узор, тюльпан, татарский национальный костюм. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к татарской культуре.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление куклы Алсу)
Рассмотреть куклу.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра:
« Укрась фартук».
«Опиши одежду Алсу».
Обобщение.
Анализ.
| Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 31.
| 7.
| Март.
| Наша кукла Дуня в сарафане.
| Познакомить детей с куклой Дуней в русском национальном костюме. Обратить внимание на ее костюм, орнамент. Назвать части костюма.
Выучить потешку про Дуню. Обогащать словарный запас детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд. Воспитывать уважение к русской культуре.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление куклы Дуни)
Рассмотреть куклу.
Рассказ воспитателя.
Потешка про Дуню.
Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра:
«Опиши одежду Дуни».
Обобщение.
Анализ
| Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 37.
| 8.
| Апрель.
| Волшебная прялка.
| Познакомить детей
с орудием труда по обработке шерсти. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.
| Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.
Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки)
Загадки. Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение. Дидактическая игра:
«Кто быстрее соберет клубки в корзину»
Обобщение.
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.62.
| 9.
| Май.
| Давайте жить дружно.
| Познакомить детей с устным творчеством татарского и русского народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и татарского народов имеют общие черты.
Воспитывать толерантность.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент: (появление куклы - Ильяс)
Чтение сказки: «Падчерица»
Беседа.
Сравнение со сказкой «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа.
Пословицы. Игра:
«Капкалы»
Обобщение.
Анализ
| Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны.- Альметьевск, 1993 с.33.
|
Перспективный план работы с детьми
( старшая группа)
№
| Месяц
| Тема
| Программное содержание
| Методы и приемы
| Литература
| 1.
| Сентябрь.
| В гостях у Хозяюшки.
| Познакомить детей с жилищем
русского и татарского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.
Обогащать речь детей поговорками, пословицами на татарском и на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
| Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Беседа.
Осмотр избы.
(музейная
комната, макет избы).
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Игра.
« Кто быстрей поможет хозяйке»
Обобщение.
Анализ.
| Данилина Г. Н.
Дошкольнику
об истории и культуре России.- М., 2004 с. 16.
| 2.
| Октябрь.
| Мир старинных вещей.
| Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами.
Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.
Воспитывать интерес к народному быту.
| Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение.
Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра:
«Кто быстрее принесет воду на коромысле».
Обобщение.
Анализ.
| Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного
возраста.- Пермь
2002 с.64. Данилина Г. Н.
Дошкольнику
об истории и культуре России.- М., 2004 с.47.
Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.54.
| 3.
| Ноябрь.
| Вечера долгие руки умелые.
| Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с т. н. сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие.
| Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.
Рассказ воспитателя. Объяснения.
Загадки.
Словарная работа.
Игра:
«Кто быстрей намотает клубок».
Чтение сказки «Три дочери»
Пословицы.
Обобщение.
Анализ.
| Богомолова М. И.,
Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с.114.
| 4.
| Декабрь.
| Рабочие руки не знают скуки.
| Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.
| Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Чтение сказки
«Колосок». Беседа.
Пословицы о труде.
Обобщение.
Анализ.
| Зарипова.З.М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты. - Яр Чаллы, 2000.- 37 бит. Мурланова Ф.Н.
Балаларны татар халык мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру.-Бард, 2002.- 78 бит.
(пословицы)
| 5.
| Январь.
| Рукодельницы
| Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа: наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок. Продолжить знакомить с детским фольклором.
Научить к т. н. игре «У кого платок».
Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться трудом вышивальщицы.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» Объяснение. Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра:
«У кого платок ».
Обобщение.
Анализ.
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.61,93. Гулова Ф.Ф.
Татарская народная вышивка.- Казань,
1980 с.8. Нурзия .Татар сынлы сәнгать.- Казань,1999 с. 39.
| 6.
| Февраль.
| Так мы раньше одевались.
| Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить татарскую и русскую одежду в старину.
Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. Словарная работа: калфак, тюбэтэй, камзул, кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, ичиги. Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент: «В бабушкином сундуке разные одежды». Рассмотрение одежды. Объяснение.
Беседа.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра:
«Одень правильно куклу».
«Расскажи как кукла одета».
Анализ.
| Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. - Казань, 20 с.71. Зарипова.З.М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты. - Яр Чаллы, 2000.- 41 бит. Богомолова М. И.,
Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с. 115.
| 7.
| Март.
| Что за праздник – «Навруз»?
| Познакомить детей с татарским национальном праздником «Навруз»: его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям татарского народа.
| Нарядная одетая кукла «Навруз»
Объяснение воспитателя.
( почему сегодня кукла нарядная).
Рассказ воспитателя о празднике.
Поговорки о весне.
Песня: « Яз житэ».
Игра:
« Ручеек»
Анализ.
| Мирас. Татар халкының тарихы һәм милли мәдәнияте белән таныштыру программасы.-
Яр Чаллы, 2008.- 18 бит. Гарәфиева Г. З.
Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 132 бит.
| 8.
| Апрель.
| От лучинки до электрической лампы.
| Познакомить детей с
керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.
Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
| Экскурсия в музей ДОУ. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ.
Рассказ воспитателя.
( как и с помощью чего освещали избу
в старину )
Вопросы: Что было бы, если не было электричества
Словарная работа.
Игра: « Гори, гори ясно».
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.53.
| 9.
| Май.
| Люби свой край и воспевай.
| Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре.
| Звучит песня про Сабантуй.
Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».
Рассмотреть иллюстрации.
Чтение стихов.
Рассказы детей о том,
как они проводят праздник «Сабантуй» вместе с родителями.
Игры.
« Капкалы»,
«Тубэтэй»
Обобщение.
Анализ
| Гарәфиева Г. З.
Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 132 бит.
|
Перспективный план работы с детьми
(подготовительная к школе группа)
№
| Месяц
| Тема
| Программное содержание
| Методы и приемы
| Литература
| 1.
| Сентябрь.
| Милости просим в нашу избу.
| Продолжить знакомить с жилищем старины; объясняя
детям назначение его составных частей. Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.
Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на татарском, на русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Рассмотреть
внутреннее
устройство и убранство избы.
Рассказ воспитателя.
Объяснение новых слов.
Словарная работа.
Беседа.
Фольклор.
Т. н. игра:
«Буш урын».
Обобщение.
Итог.
| Мурланова Ф.Н.
Балаларны татар халык мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру.-Барда, 2002.- 40 бит. Данилина Г. Н.
Дошкольнику
об истории и культуре России.- М., 2004 с. 99.
| 2.
| Октябрь.
| Печь - как мать родная.
| Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Загадка о печи.
Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении.
Объяснение. Пословицы.
Вопросы:
В каких сказках говорилось о печи?
Словарная работа.
Поговорки.
Обобщение.
Итог.
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.84.
| 3.
| Ноябрь.
| Хлеб - всему голова.
| Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании
хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать
знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов.
Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.
| Встреча Хозяйки с караваем. Загадки.
Рассказ воспитателя: (как выращивали хлеб в старину, и как выращивают
сейчас)
Показ экспонатов.
Объяснение.
Беседа.
Поговорки о хлебе.
Пословицы о труде.
Игра: «Каравай»
( Ак калач)
Обобщение.
Итог.
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.81.
| 4.
| Декабрь.
| Что о себе расскажет посуда.
| Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью.
Познакомить детей татарской, русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь.
| Встреча Хозяйки.
Беседа о блюдах.
Поговорки.
Рассмотреть экспонаты.
Пояснение
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Загадки о посуде.
Сказка о чугунке.
Обобщение.
Итог.
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
с.87. Данилина Г. Н.
Дошкольнику
об истории и культуре России.- М., 2004 с. 47.
| 5.
| Январь.
| Бабушкин сундук.
| Познакомить с изделиями женских ремесел, представленными в музее: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.
Вспомнить как называются татарские национальные головные уборы, обувь. Расширить у детей кругозор.
Закрепить знания о татарских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук ».
Осмотр содержимого
сундука. Объяснение.
Беседа.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
( загадки)
Игра:
« Тубэтэй».
Итог.
| Писарева А. Е.
Уткина В. В. Живем в «Ладу»:
Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007с.38.
Гулова Ф.Ф.
Татарская народная вышивка.- Казань,
1980 с.18, 27.
| 6.
| Февраль.
| Живая старина.
| Познакомить детей с домашней утварью. Формировать интерес детей к подлинным предметам старины. Развивать созидательскую и познавательную деятельность. Обогащать словарный запас детей: коромысло, корыто, утюг, лукошко, доска для стирки, комган. Продолжать знакомить детей с фольклором. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Загадки:
( о предметах старины)
Рассказ воспитателя с показом экспонатов.
Объяснение. Пословицы.
Вопрос:
Чем заменили в настоящее время эти предметы?
Словарная работа.
Поговорки.
Обобщение.
Анализ.
| Данилина Г. Н.
Дошкольнику
об истории и культуре России.- М., 2004 с. 45. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного
возраста.- Пермь,
2002 с.65.
| 7.
| Март.
| Праздник-
« Карга боткасы »
| Познакомить детей
с татарским национальным праздником « Карга боткасы»( Варонья каша). Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре
татарского народа.
Дать представление почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.
Привить ребенку интерес к традициям татарского народа.
Воспитывать в детях толерантность.
| Знакомство с
праздником
через обыгрывание
и объяснение народных поверий.
Загадки.
( про весну,
про птиц).
Беседа.
Игры:
« Малика»
«Покажи-ка ты дружок»
Итог.
Анализ.
| Гарәфиева Г. З.
Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 157 бит.
| 8.
| Апрель.
| Хозяйкины помощницы
| Познакомить детей с посиделками в деревенской избе. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать интерес к истории.
| Экскурсия в музей ДОУ.
Игровой момент:
«Посиделки»
Рассказ воспитателя о посиделках.
Объяснение. Пословицы
( о труде)
Вопросы:
Чем занимались на посиделках?
Словарная работа.
Поговорки.
Игра:
« Кто быстрее намотает клубок»
«Капкалы»
Обобщение.
| Пугачева Н. В.
Есаулова Н. А.
Конспекты занятий по этнографии и
народоведению
в ДОУ.- М.,1999
| 9.
| Май.
| Дружба и братство дороже богатства.
| Продолжать знакомить детей с татарским праздником «Сабантуй». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь.
| Звучит песня «Сабантуй».
Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».
Рассказы детей.
Чтение стихов.
Игры:
«Бей в горшок», «Сары яулык»,
«Хоп, хоп».
Обобщение.
Анализ
| Гарәфиева Г. З.
Сөмбеләне кем белә? - Казан, 2005.- 169 бит. Богомолова М. И.,
Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане под. воз.-Набережные Челны -Альметьевск, 1994 с. 111.
| |