Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 48.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.10.2013
Размер48.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока

3 класс 2 четверть 4 урок

Тема: Музыка моего народа.

Музыка чувашского народа.
Цель: воспитывать любовь к искусству русского и чувашского народов.
Задачи: 1) закрепить знания о народной и композиторской музыке, о видах народной музыки;

2) расширить знания детей об особенностях звучания чувашской музыки, ее сходстве и отличии от музыки русского народа;

3) развивать вокально-хоровые навыки исполнения учащихся.
Музыкальный материал:

  1. Чувашская народная песня «Когда ягода поспевает» - слушание.

  2. Чувашская считалка (обр. Ильгачевой) – исполнение.

  3. А.Токарев, «Снег идет» - разучивание.

  4. Г.Свиридов, «Снег идет» (I часть из «Маленькой кантаты») – слушание.

  5. В.Ренев, «Белая дорожка» - слушание, разучивание.

  6. Ю.Чичков, «Свирель да рожок» - исполнение.


Дополнительный материал:

Элементы чувашского костюма, ложки, колокольчики, портрет Г.Свиридова, тексты песен «Снег идет», «Белая дорожка», стихотворение Б.Пастернака «Снег идет», иллюстративный материал, творческие работы учащихся (рисунки).

Ход урока.

1.Дети входят в кабинет музыки вместе с учителем под музыку чувашской народной песни «Когда ягода поспевает».

Дети идут взявшись за руки, проходят круг в хороводе и рассаживаются по своим местам (без традиционного музыкального приветствия).

Учитель приветствует детей и представляет гостей.

- Ребята, на что вы обратили внимание? (на музыку, на элементы одежды, необычное начало урока)

- Какая музыка встретила вас сегодня? (народная, чувашская, хороводная)

- Элементы чьего национального костюма вы видите? (чувашского)
Материал для учителя.

Чувашия с древних времен славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерицами шитья серебром и бисером, узорного ткачества, резчиками по дереву, искусными лозоплетельщиками, мастерами музыкальных инструментов, гончарами. Их творения поражают изысканной пластической формой, изяществом оформления, выразительностью и четкостью орнамента.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки – все оттенки красного – от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего и желтого.
- Ребята, а какая главная особенность музыки чувашского народа? ( пентатоника)

- Из какого количества ступеней состоит звукоряд чувашской музыки? (из пяти)

- Вспомните следующую мелодию! (звучит мелодия чувашской считалки)

- Вы узнали ее, что это? (чувашская считалка)

- Вспомните, к какому типу (виду) народной музыки она относится? (к игровой)

- Как переводится на чувашский слово «играть»? («выляма»)

- Вспоминаем текст считалки! (ребята проговаривают в ритме текст считалки)

2. Чувашская считалка – исполнение.

1) исполнение мелодии;

2) исполнение с игрой на ложках;

3) исполнение считалки с использованием музыкально-ритмических движений.

- Ребята, назовите еще одну отличительную особенность чувашской музыки, которая очень ярко проявляется в этой считалке? (переменный размер)

- Ребята, к народной или композиторской музыке мы отнесем считалочку? (к народной)

- Посмотрите внимательно на нотную запись, какое движение звуков вы видите?

(волнообразное, кружение, вращение, хоровод звуков)

- Что в природе также кружится? (листья, снег)

- Вступление к какой песне вы видите на доске? («Снег идет)

- А это чья песня, народная или композиторская? (композиторская)

- Эту песню сочинили чувашский композитор А.Токарев и поэт А.Калканан, на русский язык текст перевел Н.Евстафьев.

3. А.Токарев, «Снег идет» - разучивание.

1) исполнение 1-го куплета на чувашском языке;

2) разучивание 2-го куплета на чувашском языке;

3) разучивание 1-го куплета на русском языке.

- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос, какая особенность исполнения чувашской мелодии объединяет ее с русской мелодией? (распевание)

- Ребята не только услышали и почувствовали в музыке кружение хоровода снежинок, но и нарисовали их. Посмотрите на нашу выставку!

- Как кружатся снежинки на рисунках? (мягко, спокойно)

- Вслушайтесь в эти звуки, как они звучат? (звучит мелодия Г.Свиридова «Снег идет»)

(тихо, спокойно, однообразно, монотонно)

- Как вы думаете, звучание этой мелодии созвучно настроению и краскам ваших рисунков? (да) (и в музыке и в детских работах чувствуется спокойное кружение)

- Кружение чего? (снега, снежинок)

- Найдите у себя на столах текст, в котором чаще всего встречается слово «снег»! (Б.Пастернак, «Снег идет»)

Чтение стихотворения: 1) читает весь класс;

2) по очереди, мальчики и девочки.

- Русский композитор 20 века Г.Свиридов сочинил на эти стихи музыку. Слушая музыку попробуйте «оживить» свои рисунки и запомнить, в чьем исполнении она звучит?

4.Г.Свиридов, «Снег идет» (I часть из «Маленькой кантаты») – слушание.

- Что вы увидели, слушая музыку? (кружение снега, цветы герани, которые тянутся за оконный переплет, все кружится, даже ступени лестницы и поворот перекрестка)

- А что еще вы услышали в этой музыке? Что композитор чутко подметил в зимней природе и передал в музыке? (пение птиц)

- В чьем же исполнении прозвучала музыка Г.Свиридова? (солистов, хора и оркестра)

- Такое музыкальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра называется кантата. А произведение Г.Свиридова называется «Маленькая кантата». Мы прослушали фрагмент I части «Маленькой кантаты» Г.Свиридова.

- Слово «кантата» происходит от итальянского «cantare» («петь»), а «canto, canzona» означает «песня». Послушайте один куплет следующей песни и подумайте, народная она или композиторская?

5. В.Ренев, «Белая дорожка» - слушание 1-го куплета.

(народная, композиторская)

- Почему народная? (услышали напевность, почувствовали широту звучания, лиричность, но не услышали распевов, характерных для народной песни)

- Эту песню сочинил русский композитор В.Ренев. Как бы вы назвали эту песню? («Русская зима», «Белая дорожка»)

- Как говорят про такую музыку? В каком стиле она звучит? (в народном стиле)

Разучивание припева. Исполнение в ансамбле с учителем и гостями.

- Скажите, как издавна народные музыканты, чуваши и русские, сопровождают свое пение? (танцем, игрой на музыкальных инструментах)

- О каких музыкальных инструментах поется в следующей песне?

(звучит вступление к песне «Свирель да рожок») (о свирели и рожке)

- А это песня народная или композиторская? (композиторская, ее сочинил Ю.Чичков)

- Уточните, композиторская песня, которая звучит…(в народном стиле)

6. Ю.Чичков, «Свирель да рожок» - исполнение.
Вывод:

- Сегодня наш урок представляет собой своеобразный музыкальный хоровод, в котором главными исполнителями (солистами) были вы, ребята.

- Какую музыку мы исполняли? (народную и композиторскую)

- Музыка каких народов кружилась в нашем хороводе? (чувашского и русского)

- Мы с вами размышляли о взаимодействии, т.е. о сходстве и различии музыки чувашского и русского народов.

- Вы заслужили поощрение в виде «пятерок». Так давайте завершим урок радостными аплодисментами!

Выход под маршевую музыку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск