Образовательная программа студии «Резьба по дереву»





НазваниеОбразовательная программа студии «Резьба по дереву»
страница1/9
Дата публикации16.10.2014
Размер1.03 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Комитет администрации г. Яровое по образованию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр научно-технического творчества учащихся

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦНТТУ

___________Н.В.Виноградов

« 15 » сентября 2011год
Протокол заседания

педагогического совета

№ 4 от_09 сентября 2011г.
Образовательная программа
студии «Резьба по дереву»

на 2011 – 2014 учебный год
срок реализации –3 года

возраст детей –11– 18 лет
Составитель: Сердюк Валерий Николаевич

педагог дополнительного образования

г. Яровое

2011 г.

Пояснительная записка
Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Художественная обработка дерева в русском искусстве – явление исключительное и многогранное. В нашей стране, богатой лесами, дерево было одним из самых любимых материалов. Еще с древнейших времен изображали зверей, птиц, солнце и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть. Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель, корабли. Так, глубокий резной рельеф узорных досок из пышных гирлянд с изображениями сказочных птиц, грифонов, русалок придавал русским избам Архангельской, Волгоградской, Псковской, Ярославской и многим других областей России нарядный, праздничный вид.

Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Занятия резьбой по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся.

Концептуальные идеи программы:

  • Человек – часть природы.

  • Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.

Концептуальные идеи реализуются:

  • через целеполагание и задачи;

  • через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);

  • через разнообразные формы занятий;

  • через методы, средства и приёмы образовательной программы;

  • через основные принципы курса:

  • через взаимосвязь с другими науками и предметами;

  • через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.

Целью программы является создание условий для самореализации учащихся через достижение им личного успеха в изучении предлагаемого курса и умении выразить это в своих работах.

Задачи:

1. Расширить политехнический кругозор обучающихся;

2. Знакомить с историей нашего народа, с народным творчеством;

3. Формировать образное техническое мышление, умение выразить свой замысел в рисунке, эскизе, чертеже, в умении качественно изготовить изделие;

4. Расширить, закрепить, систематизировать знания, полученные на уроках трудового обучения, черчения и ИЗО;

5. Закрепить навыки работы резчицким инструментом;

6. Формировать устойчивый интерес к труду и декоративно-прикладному творчеству.

Основными принципами построения программы являются:

  1. Принцип системности и последовательности – связь знаний с практической деятельностью.

  2. Принцип развивающего обучения (подача информации, с целью получения знаний и навыков; поддержание активности и заинтересованности).

  3. Научность в сочетании с доступностью и практической направленностью.

Ключевые компетенции

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

  • компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

  • компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование;

  • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Предметные компетенции

  1. Здоровьесбережение – соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию, участие в автопоходах, экскурсиях.

  2. Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия поиск смысла жизни, развитие профессиональных ориентаций, овладение технологией изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, формирование грамотности по проектированию, конструированию изделий из древесины, орнаментальной композиции, выбору необходимых инструментов; дать самооценку своей работе.

  3. Общекультурные: бережное отношение к культурно-историческому наследию г.Яровое, Алтайского края, России; осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.


Межпредметные компетенции

Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет.

Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в декоративно-прикладном искусстве, в резьбе по дереву (способность к творчеству).

Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности.

Программа студии «Резьба по дереву» предусматривает: больший объем теоретических знаний и практических навыков; обучение конструированию и разработке изделий, где познается технологический процесс изготовления изделий; реставрационные работы. Учащиеся изучают правила, приемы и технику выполнения различных видов резьбы, учатся составлять эскизы, читать чертежи и выполнять по ним самостоятельно свои работы. Программа предусматривает постепенное и последовательное движение от простого к сложному, т.е. от контурной резьбы до плоскорельефной, от игрушки до сложного изделия бытовой утвари.

Программа студии «Резьба по дереву» отличается от типовой программы, является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность. В основу программы положена типовая программа «Столяр-станочник» Министерства просвещения СССР для средней общеобразовательной школы 1987г. Внесены разделы: «Геометричеcкая резьба», «Контурная резьба», «Объёмно-рельефная резьба», «Прорезная резьба» и техники декора.

Занятия по данной программе строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Программа рассчитана на три года обучения, учебная нагрузка – 216 часов (3 раза по 2 часа в неделю), возраст учащихся 11-18 лет.

При работе по данной программе осуществляется дифференцированный подход к учащимся, так как они имеют различный уровень подготовки ( знания и умения). Теоретический материал не просто изучается, а закрепляется на практике. Для этого после каждой темы предусмотрена самостоятельная творческая работа, которая показывает уровень усвоения учебного материала.

Формы и приёмы работы:

  • Учебное занятие – это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определённым учебным предметом.

  • Походы - тематические, целевые.

  • Экскурсии – экскурсии в лесополосу, вводные (изучение нового материала); экскурсии - итоговые (закрепление изученного материала); экскурсии - краеведческие (посещение городского музея, краеведческого музея г. Славгорода); экскурсии – художественно – образовательные (посещение ДШИ, ЦНТТУ).

  • Обзор научно-популярной и технической литературы - знакомство с видами изделий.

  • Демонстрация изделий - выставки изделий в студии и учреждениях культуры (Д/К «Строитель», ГДК «Химик», городская библиотека), образовательных и других учреждениях города (городской банк).

  • Конкурсы - это "соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы". Проводятся внутри студии, внутри учреждения, краевые и др.

  • Выставки - Совокупность продуктов производства, произведений изобразительного искусства или других предметов, выставленных для обозрения (выставка декоративно-прикладного искусства, итоговая выставка).

  • Выставки – распродажи, ярмарки - распродажа изделий и сувениров на городских мероприятиях и праздниках.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: тематические и итоговые выставки, конкурсы, творческие задания, самостоятельная работа.

Основные методы обучения:

Активные методы направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка,  на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Интерактивные методы -

Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные методы обучения – выполнение самостоятельных практических заданий, упражнений на занятиях и вне (подготовка обучающимися докладов, рефератов к краевым конкурсам).

Групповые методы обучения - дискуссионные методы - вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.

Словесные методы направлены на передачу большой по объему информации в кратчайший срок. Позволяют поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы обучения – предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами (метод иллюстраций, предполагает показ учащимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.); метод демонстраций направлен на демонстрацию презентаций, видеоуроков и т. д.

Практические методы обучения – направлены на формирование практических умений и навыков (практические упражнения).

Репродуктивный метод обучения – направлены на многократное повторение способа деятельности по заданию педагога, где деятельность педагога состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность учащихся – в выполнении действий по образцу.

Пооперационный метод ( использование технологической карты).

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения – анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении, учебные дискуссии.

Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций ( настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история и др.).
Механизм отслеживания качества знаний и умений обучающихся на каждом этапе обучения:

  1. Входной контроль осуществляется при приёме: через наблюдение, выполнение заданий.

  2. Текущий контроль проводится на каждом занятии. Цель – выявление уровня усвоения знаний, умений, навыков, полученных на занятии. Используется: метод наблюдения, оценка достижений.

  3. Рубежный контроль используется в течение всего учебного года после изучения каждого раздела на итоговом занятии. Цель – выявление, закрепление знаний, навыков, умений.

  4. Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной программы. Используется: диагностика


Календарно-тематический план

I-й год обучения



п/п

Раздел, тема

Количество часов


Планируемый месяц

Всего

Теорет.

Практ.







Вводное занятие

2

1

1

Сентябрь

1.

Чудесный материал дерево

18

9

9

Сентябрь

2.

Инструменты и приспособления

8

3

5

Октябрь

3.

Правила, приемы и техника выполнения резьбы

14

3

11

Октябрь

4.

Геометрическая резьба, техника ее выполнения

40

7

33

Ноябрь

5.

Контурная резьба

10

4

6

Ноябрь

6.

Прорезная резьба

14

4

10

Декабрь

7.

Плоскорельефная резьба

58

12

46

Январь-Февраль

8.

Токарные работы

28

8

20

Март-Апрель

9.

Своими руками

24

4

20

Май




Всего:

216ч.

56

160





  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconОбразовательная программа «народные промыслы»
Искусствоведы опасаются, что ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, кузнечное дело и плетение из лозы и соломы...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПрограммы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву»
Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПримерная программа по учебному предмету резьба по дереву
Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8
Приложение. Проект «Сохранение народных ремесел в условиях современной общеобразовательной школы. Резьба по дереву»
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconДеревянное зодчество села Яльчики Работу
Основу народного искусства составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вышивка, вязание, узорное ткачество, шитьё...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» icon«резьба по дереву» 2011-2012 учебный год
Из дерева возводились целые поселения, изготовлялись орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры. Часто...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагог-организатор, руководитель Боди-арт студии и студии оформителей «prodelki», моу «сош №26»
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» icon1. Резьба Резьба поверхность, образованная при винтовом движении...
Резьба – поверхность, образованная при винтовом движении плоского контура по цилиндрической или конической поверхности
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Сформировать у учащихся понятие о механической обработке древесины. Ознакомить учащихся с назначением, устройством...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconОбразовательная программа хореографической народной студии «Веснушки»
М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка»
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПеречень дополнительных образовательных программ, реализуемых в Доме...
«Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка»
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconПрограмма театральной студии «Вся жизнь театр»
Программа театральной студии «Вся жизнь театр» является программой культурологической направленности и составлена на основе авторской...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «шесть ступеней мастерства»
Программа «Шесть ступеней мастерства», реализуемая в студии спортивного танца, имеет две направленности – художественно-эстетическую...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей вокальной студии «меланж»
Новизна программы заключается в личностно ориентированном содержании, создании эмоционально-комфортной атмосферы творческого сотрудничества...
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «современные...
«Здоровье». Политика популяризации здорового образа жизни ведется достаточно активно. Сегодня многие девушки и юноши предпочитают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск