Скачать 1.03 Mb.
|
Комитет администрации г. Яровое по образованию Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр научно-технического творчества учащихся Утверждаю Директор МБОУ ДОД ЦНТТУ ___________Н.В.Виноградов « 15 » сентября 2011год Протокол заседания педагогического совета № 4 от_09 сентября 2011г. Образовательная программа студии «Резьба по дереву» на 2011 – 2014 учебный год срок реализации –3 года возраст детей –11– 18 лет Составитель: Сердюк Валерий Николаевич педагог дополнительного образования г. Яровое 2011 г. Пояснительная записка Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Художественная обработка дерева в русском искусстве – явление исключительное и многогранное. В нашей стране, богатой лесами, дерево было одним из самых любимых материалов. Еще с древнейших времен изображали зверей, птиц, солнце и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть. Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель, корабли. Так, глубокий резной рельеф узорных досок из пышных гирлянд с изображениями сказочных птиц, грифонов, русалок придавал русским избам Архангельской, Волгоградской, Псковской, Ярославской и многим других областей России нарядный, праздничный вид. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Занятия резьбой по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся. Концептуальные идеи программы:
Концептуальные идеи реализуются:
Целью программы является создание условий для самореализации учащихся через достижение им личного успеха в изучении предлагаемого курса и умении выразить это в своих работах. Задачи: 1. Расширить политехнический кругозор обучающихся; 2. Знакомить с историей нашего народа, с народным творчеством; 3. Формировать образное техническое мышление, умение выразить свой замысел в рисунке, эскизе, чертеже, в умении качественно изготовить изделие; 4. Расширить, закрепить, систематизировать знания, полученные на уроках трудового обучения, черчения и ИЗО; 5. Закрепить навыки работы резчицким инструментом; 6. Формировать устойчивый интерес к труду и декоративно-прикладному творчеству. Основными принципами построения программы являются:
Ключевые компетенции 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
Предметные компетенции
Межпредметные компетенции Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет. Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в декоративно-прикладном искусстве, в резьбе по дереву (способность к творчеству). Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности. Программа студии «Резьба по дереву» предусматривает: больший объем теоретических знаний и практических навыков; обучение конструированию и разработке изделий, где познается технологический процесс изготовления изделий; реставрационные работы. Учащиеся изучают правила, приемы и технику выполнения различных видов резьбы, учатся составлять эскизы, читать чертежи и выполнять по ним самостоятельно свои работы. Программа предусматривает постепенное и последовательное движение от простого к сложному, т.е. от контурной резьбы до плоскорельефной, от игрушки до сложного изделия бытовой утвари. Программа студии «Резьба по дереву» отличается от типовой программы, является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность. В основу программы положена типовая программа «Столяр-станочник» Министерства просвещения СССР для средней общеобразовательной школы 1987г. Внесены разделы: «Геометричеcкая резьба», «Контурная резьба», «Объёмно-рельефная резьба», «Прорезная резьба» и техники декора. Занятия по данной программе строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Программа рассчитана на три года обучения, учебная нагрузка – 216 часов (3 раза по 2 часа в неделю), возраст учащихся 11-18 лет. При работе по данной программе осуществляется дифференцированный подход к учащимся, так как они имеют различный уровень подготовки ( знания и умения). Теоретический материал не просто изучается, а закрепляется на практике. Для этого после каждой темы предусмотрена самостоятельная творческая работа, которая показывает уровень усвоения учебного материала. Формы и приёмы работы:
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: тематические и итоговые выставки, конкурсы, творческие задания, самостоятельная работа. Основные методы обучения: Активные методы направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка, на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство». Интерактивные методы - Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные. Индивидуальные методы обучения – выполнение самостоятельных практических заданий, упражнений на занятиях и вне (подготовка обучающимися докладов, рефератов к краевым конкурсам). Групповые методы обучения - дискуссионные методы - вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других. Словесные методы направлены на передачу большой по объему информации в кратчайший срок. Позволяют поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Наглядные методы обучения – предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами (метод иллюстраций, предполагает показ учащимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.); метод демонстраций направлен на демонстрацию презентаций, видеоуроков и т. д. Практические методы обучения – направлены на формирование практических умений и навыков (практические упражнения). Репродуктивный метод обучения – направлены на многократное повторение способа деятельности по заданию педагога, где деятельность педагога состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность учащихся – в выполнении действий по образцу. Пооперационный метод ( использование технологической карты). Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения – анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении, учебные дискуссии. Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций ( настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история и др.). Механизм отслеживания качества знаний и умений обучающихся на каждом этапе обучения:
Календарно-тематический план I-й год обучения
|
Образовательная программа «народные промыслы» Искусствоведы опасаются, что ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, кузнечное дело и плетение из лозы и соломы... | Программы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву» Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению | ||
Примерная программа по учебному предмету резьба по дереву Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области | Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 Приложение. Проект «Сохранение народных ремесел в условиях современной общеобразовательной школы. Резьба по дереву» | ||
Деревянное зодчество села Яльчики Работу Основу народного искусства составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вышивка, вязание, узорное ткачество, шитьё... | «резьба по дереву» 2011-2012 учебный год Из дерева возводились целые поселения, изготовлялись орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры. Часто... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагог-организатор, руководитель Боди-арт студии и студии оформителей «prodelki», моу «сош №26» | 1. Резьба Резьба поверхность, образованная при винтовом движении... Резьба – поверхность, образованная при винтовом движении плоского контура по цилиндрической или конической поверхности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: Сформировать у учащихся понятие о механической обработке древесины. Ознакомить учащихся с назначением, устройством... | Образовательная программа хореографической народной студии «Веснушки» М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | Перечень дополнительных образовательных программ, реализуемых в Доме... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | ||
Программа театральной студии «Вся жизнь театр» Программа театральной студии «Вся жизнь театр» является программой культурологической направленности и составлена на основе авторской... | Образовательная программа дополнительного образования детей «шесть ступеней мастерства» Программа «Шесть ступеней мастерства», реализуемая в студии спортивного танца, имеет две направленности – художественно-эстетическую... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей вокальной студии «меланж» Новизна программы заключается в личностно ориентированном содержании, создании эмоционально-комфортной атмосферы творческого сотрудничества... | Образовательная программа дополнительного образования детей «современные... «Здоровье». Политика популяризации здорового образа жизни ведется достаточно активно. Сегодня многие девушки и юноши предпочитают... |