Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8





НазваниеПояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8
страница1/6
Дата публикации06.05.2015
Размер0.92 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
c:\users\шишинер\desktop\пр титул.jpeg

Содержание

Разделы программы

стр.

Паспорт Программы развития

2

Пояснительная записка

4

Раздел I . Информационно-аналитический.

I.1  Информация о внешней среде

8

I.2  Информация о внутренней среде

8

Раздел II  «Концептуальный»

19

Раздел III. Практический.

22

III.1. Программа действий по построению целостного педагогического процесса
МБОУ «Шишинерская ООШ»

23

III.2. Примерные темы работы и содержание

26

Раздел IV. Ожидаемые результаты реализации программы

28

Приложение. Подпрограмма «Выявление одаренных детей»

29

Приложение. Проект «Сохранение народных ремесел в условиях современной общеобразовательной школы. Резьба по дереву»

37



  1. Паспорт Программы развития



Основное направление программы

Развитие духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Шишинерская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ

на 2013-2018 годы


Наименование программы

«Народные традиции - моя культура, моя история»

Разработчики программы

Педагогический коллектив общеобразовательного учреждения.

Исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родители

Основания

для разработки

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Конвенция о правах ребенка

Миссия школы

Миссией школы является развитие личности учащегося как становящегося активного преобразователя социальной реальности села, осуществляемое посредством формирования культурной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной и социально-трудовой ключевых компетентностей в пространстве освоения наследия родного села и района.

Цель программы


Цель нового этапа развития школы: построение целостного педагогического процесса, особенностью которого является сочетание урочной и внеурочной деятельности:

- обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания учащихся, как одной из главных стратегических задач развития современного общества, путем повышения ответственности всех социальных институтов, определения основных направлений духовно-нравственного воспитания, привлечение максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном пространстве.

- развитие системы поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей;

- обеспечение учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала;

- создание безопасных условий образовательной деятельности;

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

- формирование компетентной, духовно-нравственной, патриотичной, инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни;


Основное назначение

Основное назначение Программы  развития «Народные традиции - моя культура, моя история»  - это интеграция всего коллектива  педагогов и учащихся на достижение поставленной цели.

Задачи программы

- обновление содержания процесса духовно-нравственного воспитания учащихся путем реализации учебных педагогических возможностей и духовных национальных ценностей;

- развитие у учащихся в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности как важного этического принципа развития;

- совершенствование информационного обеспечения в области духовно-нравственного воспитания;

- координация деятельности педагогического коллектива и учащихся в интересах духовно-нравственного воспитания учащихся.

- образование единой учебно-воспитательной среды, с актуализацией особого внимания на повышении статуса семейного воспитания и ответственности родителей;

- расширение образовательно-воспитательного пространства школы за счет интеграции с учреждениями культуры и спорта, дополнительным образованием, музеями;

- строение образовательного процесса на основе поисковых, исследовательских, творческих методов обучения, самостоятельной работы учащихся; многообразия видов внеурочной работы, способствующих обогащению социального опыта детей, развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей;

-совершенствование профессионального мастерства педагогов;

-развитие системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и повышения их квалификации, привлечения молодых специалистов;

-приведение материальной базы в соответствие с требованиями ФГОС;

- изучение татарской и русской культуры во всём её многообразии – в традициях, обычаях, устном народном творчестве, в предметах труда и быта, в правилах и нормах поведения, в праздниках и играх, в народной мудрости, а также культуры, выраженной в науке, искусстве, литературе, музыке, живописи;

- воспитание отношения к русскому и татарскому языкам как к важнейшей ценности, основе русской и татарской культуры.

Cроки и этапы

реализации программы

I этап - этап моделирования(2013-2014гг)

II этап -  этап формирования (2014 – 2016гг.)

III этап - этап собственного развития(2017-2018г.)

Пояснительная записка

Сегодня в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества. Достижение стабильности и устойчивого развития общества возможно при возрождении народной культурной традиции, гражданских и нравственных базовых ценностей.

Очевидным является тот факт, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является сложной, эффективность ее решения может быть обеспечена общими усилиями семьи, школы, социума при условии использования системного подхода в рамках целевой школьной программы. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных и возрастных групп населения. В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование школьного образования, систему мер, адресованных семье; внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.

Школа на селе – это не только образовательное учреждение. Школа является мощным фактором развития деревенской жизни, центральной составляющей сельского уклада жизни, стратегическим резервом государства.

Изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений и в деятельности самой школы. Школа не может отставать от изменений жизни, школа не может оставаться старой. Школа должна обеспечить образовательную и воспитательную поддержку инновационным процессам в социально – экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни, прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у детей личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Жизнь в сельской местности требует от человека определённых личностных качеств и формирует у него особые свойства, а проводя её в постоянном общении с природой, домашними животными, неформальным общением с соседями, односельчанами, родственниками, способствует развитию у жителей села таких качеств, как простота в общении, непосредственность, отзывчивость, доброта, милосердие, сострадание.

Приверженность сельского населения народно – национальным традициям, историческим, духовным, национальным, культурным ценностям является сильнейшим сдерживающим фактором, определяющим поведение, отношения, деятельность сельских детей, подростков и молодёжи. Молодое поколение сельских жителей и сегодня в своей исторической памяти хранит во многом утраченные бытовые, духовно-нравственные, культурные традиции прошлого: крестьянскую практичность, здравомыслие, основательность в делах, почитание старших, интерес к просвещению, приверженность к народному искусству, трудовому воспитанию детей, соседской взаимопомощи, соблюдение заветов религии, предпочтение трудового образа жизни.

Проблемный анализ учебно-воспитательной среды в социуме в связи с этим позволяет определить школу как духовный центр окружающего социального пространства.

Сохранять и распространять культуру и исторические традиции села и при этом дать учащимся полноценное предметное образование, позволяющее им реализовывать себя в жизни, быть адекватным миру и себе, развивать в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека гражданина, семьянина - родителя, специалиста – профессионала – основополагающие содержательные стороны Программы.

Основной целью программы является: патриотическое, гражданское и духовно-нравственное образование и воспитание учащихся посредством создания в сельском поселении социально-педагогической среды, ориентированной на культурные, духовно-нравственные ценности татарского народа, проверенные и отобранные временем, и формирование духовно- нравственной личности как субъекта процесса обучения и субъекта национальной культуры; построение целостного педагогического процесса, особенностью которого является сочетание урочной и внеурочной деятельности:

- обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания учащихся, как одной из главных стратегических задач развития современного общества, путем повышения ответственности всех социальных институтов, определения основных направлений духовно-нравственного воспитания, привлечение максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном пространстве.

- развитие системы поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей;

- обеспечение учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала;

- создание безопасных условий образовательной деятельности;

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

- формирование компетентной, духовно-нравственной, патриотичной, инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни;

Задачи программы:

- обновление содержания процесса духовно-нравственного воспитания учащихся путем реализации учебных педагогических возможностей и духовных национальных ценностей;

- развитие у учащихся в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности как важного этического принципа развития;

- совершенствование информационного обеспечения в области духовно-нравственного воспитания;

- координация деятельности педагогического коллектива и учащихся в интересах духовно-нравственного воспитания учащихся.

- образование единой учебно-воспитательной среды, с актуализацией особого внимания на повышении статуса семейного воспитания и ответственности родителей;

- расширение образовательно-воспитательного пространства школы за счет интеграции с учреждениями культуры и спорта, дополнительным образованием, музеями;

- строение образовательного процесса на основе поисковых, исследовательских, творческих методов обучения, самостоятельной работы учащихся; многообразия видов внеурочной работы, способствующих обогащению социального опыта детей, развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей;

-совершенствование профессионального мастерства педагогов;

-развитие системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и повышения их квалификации, привлечения молодых специалистов;

-приведение материальной базы в соответствие с требованиями ФГОС;

- изучение татарской и русской культуры во всём её многообразии – в традициях, обычаях, устном народном творчестве, в предметах труда и быта, в правилах и нормах поведения, в праздниках и играх, в народной мудрости, а также культуры, выраженной в науке, искусстве, литературе, музыке, живописи;

- воспитание отношения к русскому и татарскому языкам как к важнейшей ценности, основе русской и татарской культуры.
В сельской местности природно-антропогенная, экономическая, социально культурная среда имеют свою специфику. Однако, в школьном образовании особенности сельской среды учитываются слабо, как и малочисленный состав учащихся, психологические особенности сельских детей, образование родителей, их занятость. Сегодня всем очевидно: сельским детям необходимо образование, максимально приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности ребенка.

Сохранение и возрождение исконных традиций села, воспитание любви к земле, крестьянскому труду, сельскому образу жизни; формирование творческих способностей и познавательной активности учащихся, подготовка к трудовой деятельности в изменившихся социально-экономических условиях – вот основные задачи, определяющие специфику социального заказа современной сельской школе.

В то же время анализ социальных устремлений и ценностных ориентаций сельских школьников показывает, что социальный заказ, сформулированный в многочисленных правительственных документах на формирование социально активной, социально самоопределившейся личности школьника выполняется недостаточно. Так, прослеживается крайне не заинтересованное отношение школьников к различным видам социально значимой деятельности: организация общественных дел, самоуправления, участие в художественной самодеятельности, проявление милосердия и проведение благотворительных акций, работы по благоустройству школы, территории, участие в туристско-краеведческих мероприятиях. Следует обратить внимание и на отношение наших школьников к традиционной гуманистической шкале ценностей. Не отрицая необходимость быть добрым, честным, порядочным учащиеся стремятся к прагматизму - материальное и личное благополучие, способность выгодно трудоустроиться, найти обеспеченного спутника жизни, избежать службы в армии. Недостаточно сформированы гражданские устремления - служение людям, обществу, государству.

Современное состояние общества, переживаемое нашим Отечеством, призывает к осмыслению и поиску решений для выхода из того кризиса, в котором оно находится. Проблема нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени, в силу того, что  нравственность регулирует поведение человека во всех сферах жизни. Сегодня происходит духовное оскудение человека путем его отчуждения от природы, от традиций и истории своего края, малой Родины, семьи.
Традиционная школа утеряла суть духовности, она стала учебным заведением, вооружающим подрастающее поколение знаниями, умениями и навыками, которые не затрагивают глубин души и сердца ребенка, а результат обучения и воспитания искажается.
Поэтому  появилась  актуальнейшая необходимость построения учебной и воспитательной  работы школы на совершенно новой основе. Только осознание собственных возможностей  и особенностей, определение реальных путей развития школы сделают её привлекательной и конкурентоспособной   среди других образовательных учреждений.
Основное назначение Программы  развития «Народные традиции - моя культура, моя история.»  - это интеграция всего коллектива  педагогов и учащихся на достижение поставленной цели. Значимым является тот факт, что термин «краеведение» в нашем понимании – это знание комплексное (историко-культурное, историко-экономическое и т.п.), другими словами  -  интегративное по своей природе. Программа отражает сегодняшнее положение дел   в школе и выделяет приоритетные направления деятельности; определяет задачи перехода к новому качеству школы, намечает план действий и поэтапную их реализацию.

Данная программа состоит из трех разделов:


  1. Информационно-аналитическая  справка – анализ состояния дел в  школе.

  2. Концептуальный  (педагогическая концепция «Человек. Земля. Мир»).

  3. Практический (этапы реализации  вышеназванной педагогической концепции).


В информационно-аналитическом разделе представлена информация об образовательном учреждении и дан анализ уровня развития школы. Данный раздел включает:

анализ состояния внешней среды;

анализ состояния внутренней среды;

резюме, отражающее сильные и слабые стороны школы.

Концепция «Народные традиции - моя культура, моя история», вытекающая из роблемного анализа, представляет собой систематизированное изложение по формированию в рамках проекта  «Содружество» основных ключевых ценностей – Человек, Земля, Мир. В ней раскрывается сущность процесса обучения и воспитания, определяется образ школы, цель и задачи-доминанты по формированию ценностей, модель выпускника школы,  педагога школы, содержание воспитания и обучения, подходы и принципы, формы, методы, средства организации целостного педагогического процесса, а также условия и критерии его эффективности.
Инновационными идеями являются:

-идея сотрудничества, взаимодействия, неформального общения;

-идея обращения к аксиологическим параметрам духовно – нравственной культуры личности;

-идея миротворческого воспитания школьников как формирования у них толерантности, взаимоуважения, нетерпимости к любым проявлениям агрессии;

идея видения прекрасного в окружающей действительности, восприятия человека как уникума;

-идея постижения культуры своего края.

Основными средствами целостного педагогического процесса являются:

-системообразующие виды деятельности:  краеведческая и эстетическая;

-обучение и воспитание средствами  музейной педагогики;

-создание эстетического пространства школы, школьной символики;

-повышение профессиональной компетентности учителей и учащихся;

-формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

Ведущие принципы педагогического взаимодействия:

-принцип субъектности;

-принцип сотрудничества;

-принцип свободы выбора сфер деятельности как способ самореализации, самоутверждения;

-принцип социального взаимодействия.

В практическом разделе программы описываются этапы развития и сроки, цели, комплекс мероприятий и предполагаемые результаты по каждому из этапов. Программа рассчитана на пять лет.

Реализация Программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений в социальной среде, а также обеспечению преемственности воспитательных мероприятий различных уровней системы образования и культуры, координации на сельском уровне педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных и социальных учреждений, государственных и общественных структур.

В Программе определены основные пути развития школьной и сельской системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного просвещения на сельском уровне различных социальных институтов. При уточнении и корректировке Программы учитывался имеющийся практический опыт патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе, а также культурно-исторические, социально-экономические особенности развития сельского поселения.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconИнформация по опубликованию Публичного доклада образовательного учреждения
Данное учебно-методическое пособие поможет студентам осознать свои личные качества и систематически развивать их, научиться управлять...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconИнформационно исследовательский центр
Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в казахстане 2007 год
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПояснительная записка I раздел

Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПояснительная записка 33 Аналитическое обоснование программы 35 Раздел...
Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconСодержание раздел Пояснительная записка с. 3 – 5 Раздел Организация...
Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 icon2. Пояснительная записка
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconСовершенствование организационно-экономического механизма управления...
Охватывает как внутреннюю, так и внешнюю кредитно-инвестиционную среду. Во внешней среде происходит мобилизация кредитных ресурсов,...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПояснительная записка Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися...
Гоу сош №863, рассматривает социальный заказ и федеральный государственный образовательный стандарт как целевую установку, определяющую...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПояснительная записка Тема «Текстовая информация и компьютер»
...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПояснительная записка Современный уровень социокультурного развития...
Подготовка соответствующих новой образовательной среде специалистов предполагает введение предметов напрямую касающихся современной...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПояснительная записка по курсу «География»
...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПравославие и современность Информационно-аналитический портал Саратовской епархии

Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconЦелевой раздел Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconГенеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор...
Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,...
Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 iconПояснительная записка Общая (предварительная) информация
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск