Пояснительная записка Общая (предварительная) информация





НазваниеПояснительная записка Общая (предварительная) информация
страница1/35
Дата публикации14.07.2014
Размер5.07 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


c:\documents and settings\администратор\мои документы\мои рисунки\ооп дс 82.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

1.Общая (предварительная) информация


3

2.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

8

3.Принципы и подходы к формированию Программы


19

4.Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

21

5.Основные направления развития ребенка

21

6.Особенности осуществления образовательного процесса


24

7. Общие сведения об учреждении


27

Часть I. Инвариантная

Организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями:

Модель организации образовательного процесса

Пояснительная записка к примерному перечню основных видов непосредственно образовательной деятельности

Учебный план

Расчет времени для реализации инвариантной и вариативной частей программы (на 1 день)

Примерная циклограмма образовательной деятельности



32


45

50
55
57

72

Раздел 2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей



Содержание образовательной области «Физическая культура»

117

Содержание образовательной области «Здоровье»

122

Содержание образовательной области «Познание»

126

Содержание образовательной области «Коммуникация»

140

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

149

Содержание образовательной области «Художественное творчество»

156

Содержание образовательной области «Музыка»

Содержание образовательной области «Безопасность»

Содержание образовательной области «Социализация»

Содержание образовательной области «Труд»

163

169

173

184

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

192

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

216

Часть 2. Вариативная часть

262

Содержание регионального компонента

262

Условия реализации образовательной программы

Управление реализацией программы

Характеристика предметно-развивающей среды в ДОУ

Содержание и формы сотрудничества с семьей

Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями

267

268

269

275

280

Приложения

283

Пояснительная записка.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ. Оптимальным механизмом для реализации этих требований является деятельность ДОУ по разработке и реализации своей Образовательной программы, которая является одним из основных нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность дошкольного учреждения.

Настоящая основная общеобразовательная программа (далее – программа) разработана в соответствии с нормативными документами:

- Конституция РФ;

-«Конвенция о правах ребёнка»;

- «Закон об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 02.02.2011 N 2-ФЗ);

-«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Методические рекомендации МО и науки РФ от 21.10.2010 г. №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

-«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151)

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г.) и «Изменением № 1 к 2.4.1.2660-10» (Постановление № 164 от 20.12.10г. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10)

- Письмо Министерства образования РФ от 14.03 2000 г. № 65/ 23 - 16 « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Основная общеобразовательная программа разработана с учетом концептуальных положений примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и рассматривается, как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.

Выбор данной образовательной программы обусловлен тем, что она:

  • является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования;

  • представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка до 7 лет;

  • основывается на реализации подхода к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения;

  • направлена на обеспечение единого процесса социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей;

  • обеспечивает органическое вхождение ребенка в современный мир широким взаимодействием дошкольника с различными сферами культуры: изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом;

  • на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности.


Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее  развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Программа предусматривает организацию:

  • образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

  • самостоятельной деятельности детей;

  • процесса взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Задачи психолого-педагогической работы, представленные в Программе, позволяют педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учётом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого

психологического возраста.

Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Игра представлена и как важнейшее средство социализации ребенка (в задачах и содержании образовательной области «Социализация»).

В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных интересов.

В рамках образовательной Области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора. Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, связанному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержательной деятельности.

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Представлены игровые формы обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические, игры-драматизации, инсценировки и др.

Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция

различных видов художественной деятельности. Это направление составляют

образовательные области «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Базисные характеристики личности ребенка складываются в дошкольном детстве неодновременно и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. В Программе представлены интегративные показатели развития детей дошкольного возраста, которые служат основанием для выстраивания системы комплексной оценки промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Программа содержит систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе мониторинга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка по выделенным в Программе интегральным показателям. Используются наблюдения, беседы, экспертные оценки, беседы с родителями, т.е. низкоформализованные методы, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми. Высокоформализованные методы оценки используются медицинским работником. Разработанный мониторинг позволит педагогам оценить как успехи каждого ребенка, так и групповые, и по видам деятельности, что представит целостную картину достижений детей по усвоению Программы.

Мониторинг проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным периодам. В Программе содержатся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границах психологических возрастов.

Оценка итоговых результатов освоения Программы реализуется путем заполнения Карты развития ребенка 7 лет. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные и значимые стороны развития ребенка.

В вариативной части программы, формируемой участниками образовательного процесса, отражается видовое разнообразие учреждения, наличие приоритетных направлений деятельности, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избранные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Организация работы по социально-личностному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование личности ребенка и воспитания у него определенной нравственной позиции, формирования духовного начала на основе ознакомления с родным краем в процессе реализации программы «Юный костромич».

В Программе также есть раздел «Общие условия реализации Программы, где раскрываются:

- рекомендации по организации жизни детей в детском саду;

- принципы создания развивающей предметной среды;

- содержание и формы сотрудничества педагога с семьей.
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

В учреждении функционирует 4 группы, из них – 1 группа раннего возраста с 1,5 до 3-х лет, 3 группы дошкольного возраста с 3-х до 7 лет.


Группа

Возраст

Направленность

Раннего возраста

1,5-3 года

общеразвивающая

2 младшая

3-4 года

общеразвивающая

Средняя

4-5 лет

общеразвивающая

Подготовительная

6-7 лет

общеразвивающая


Физическое состояние и здоровье воспитанников ДОУ

Группа здоровья

Количество детей

% от общего количества детей

1

27

27

2

67

66

3

6

6

4

1

1



Отклонения здоровья воспитанников ( % от общего количества детей)


Часто болеющие дети

Заболевание органов зрения

Заболевания органов опорно – двигательного аппарата

Заболевания сердечно – сосудистой системы

Аллергодерматозы

Всего на «Д» учете

3

3

8

1

2

60


Особенности здоровья воспитанников ДОУ учитываются в повседневной жизни ребенка в группе, а также при организации и проведении физкультурно - оздоровительных мероприятий.

В Программе ДОУ учитываются вопросы полоролевой дифференциации. Педагоги используют методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Всего

девочек

мальчиков

101

60,0 %

41,4 %


Возрастные особенности детей

Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – 1,5 до 3 лет (группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа), средний возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая - подготовительная к школе группа).

Ранний и дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это периоды жизни, которые рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка Тема «Текстовая информация и компьютер»
...
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10 классе
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8
Приложение. Проект «Сохранение народных ремесел в условиях современной общеобразовательной школы. Резьба по дереву»
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка Общая характеристика программы
Т. Ф. Курдюмовой (Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой., М.: Дрофа, 2009)
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета)
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка к Профессиональному стандарту «Монтажник лифтов,...
Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Уголовное право. Общая часть»
Челябинск: фгбо впо «ЮУрГУ» (ниу), ю-425, 2011, 34 с., библиографический список 39 наим
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация iconРабочая программа на 2015-2016 учебный год Учителя биологии Филипповой...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск