Скачать 5.07 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ. Оптимальным механизмом для реализации этих требований является деятельность ДОУ по разработке и реализации своей Образовательной программы, которая является одним из основных нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность дошкольного учреждения. Настоящая основная общеобразовательная программа (далее – программа) разработана в соответствии с нормативными документами: - Конституция РФ; -«Конвенция о правах ребёнка»; - «Закон об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 02.02.2011 N 2-ФЗ); -«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666); - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ). - Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; - Методические рекомендации МО и науки РФ от 21.10.2010 г. №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования». -«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151) - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г.) и «Изменением № 1 к 2.4.1.2660-10» (Постановление № 164 от 20.12.10г. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10) - Письмо Министерства образования РФ от 14.03 2000 г. № 65/ 23 - 16 « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Основная общеобразовательная программа разработана с учетом концептуальных положений примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и рассматривается, как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности. Выбор данной образовательной программы обусловлен тем, что она:
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа предусматривает организацию:
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее. Задачи психолого-педагогической работы, представленные в Программе, позволяют педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учётом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста. Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Игра представлена и как важнейшее средство социализации ребенка (в задачах и содержании образовательной области «Социализация»). В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд». В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных интересов. В рамках образовательной Области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора. Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, связанному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержательной деятельности. Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Представлены игровые формы обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические, игры-драматизации, инсценировки и др. Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности. Это направление составляют образовательные области «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности. Базисные характеристики личности ребенка складываются в дошкольном детстве неодновременно и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. В Программе представлены интегративные показатели развития детей дошкольного возраста, которые служат основанием для выстраивания системы комплексной оценки промежуточных и итоговых результатов освоения Программы. Программа содержит систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе мониторинга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка по выделенным в Программе интегральным показателям. Используются наблюдения, беседы, экспертные оценки, беседы с родителями, т.е. низкоформализованные методы, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми. Высокоформализованные методы оценки используются медицинским работником. Разработанный мониторинг позволит педагогам оценить как успехи каждого ребенка, так и групповые, и по видам деятельности, что представит целостную картину достижений детей по усвоению Программы. Мониторинг проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным периодам. В Программе содержатся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границах психологических возрастов. Оценка итоговых результатов освоения Программы реализуется путем заполнения Карты развития ребенка 7 лет. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные и значимые стороны развития ребенка. В вариативной части программы, формируемой участниками образовательного процесса, отражается видовое разнообразие учреждения, наличие приоритетных направлений деятельности, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избранные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента. Организация работы по социально-личностному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование личности ребенка и воспитания у него определенной нравственной позиции, формирования духовного начала на основе ознакомления с родным краем в процессе реализации программы «Юный костромич». В Программе также есть раздел «Общие условия реализации Программы, где раскрываются: - рекомендации по организации жизни детей в детском саду; - принципы создания развивающей предметной среды; - содержание и формы сотрудничества педагога с семьей. Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. В учреждении функционирует 4 группы, из них – 1 группа раннего возраста с 1,5 до 3-х лет, 3 группы дошкольного возраста с 3-х до 7 лет.
Физическое состояние и здоровье воспитанников ДОУ
Отклонения здоровья воспитанников ( % от общего количества детей)
Особенности здоровья воспитанников ДОУ учитываются в повседневной жизни ребенка в группе, а также при организации и проведении физкультурно - оздоровительных мероприятий. В Программе ДОУ учитываются вопросы полоролевой дифференциации. Педагоги используют методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Возрастные особенности детей Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – 1,5 до 3 лет (группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа), средний возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая - подготовительная к школе группа). Ранний и дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это периоды жизни, которые рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). |
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка Тема «Текстовая информация и компьютер» ... | ||
Пояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология» Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией... | Пояснительная записка Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10 классе | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа» | Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 Приложение. Проект «Сохранение народных ремесел в условиях современной общеобразовательной школы. Резьба по дереву» | ||
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы | Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества | ||
Пояснительная записка Общая характеристика программы Т. Ф. Курдюмовой (Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой., М.: Дрофа, 2009) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета) | ||
Пояснительная записка к Профессиональному стандарту «Монтажник лифтов,... Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций | Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Уголовное право. Общая часть» Челябинск: фгбо впо «ЮУрГУ» (ниу), ю-425, 2011, 34 с., библиографический список 39 наим | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология» При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень | Рабочая программа на 2015-2016 учебный год Учителя биологии Филипповой... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных... |