ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Профессиональному стандарту
«Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов»
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций Значение и перспективы развития вида профессиональной деятельности Любое современное здание, будь это многоквартирный жилой дом, торгово-развлекательный или офисный центр, или спортивное сооружение обязательно содержит разнообразное инженерное оборудование, входящее в состав системы инженерно-технического обеспечения. Лифты, поэтажные эскалаторы и платформы подъемные для инвалидов являются наиболее важными составляющими этих систем, так как обеспечивают комфортную среду проживания людей и выполнения ими общественных функций, а также решают задачи по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
Лифты относятся к самому массовому виду вертикального транспорта ежедневно использующимся людьми в повседневной жизни, так объем перевозок пассажиров лифтами, превышают все виды перевозок пассажиров, осуществляемые воздушным и наземным транспортом, включая и железнодорожный.
В целях обеспечения доступности жилья и качества жилищного фонда Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2012 N 2227-р утверждена «Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». А это значит, что в ближайшие годы развитие лифтового комплекса России выйдет на новые рубежи строительства и эксплуатации лифтового оборудования. Увеличивается разнообразие модельного ряда лифтов, каждая из моделей имеет множество исполнений в зависимости от сейсмичности, класса огнестойкости шахтных дверей, ширины дверных проемов, расположения противовеса в шахте, отделки купе кабины и т.д. Отдельно разрабатываются модели для сферы обслуживания – ресторанов, банков, магазинов, библиотек, складов, производственных помещений. Новые модели лифтов предусматривают возможность решения проблем доступности для маломобильных групп населения, что усиливает социальную значимость данной области профессиональной деятельности.
В целях минимизации рисков, связанных с деятельностью монтажных организаций, несущих ответственность за безопасное функционирование смонтированных и введенных в эксплуатацию лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов квалификация персонала, осуществляющего монтажные работы, становится наиболее ответственным звеном на этапе жизненного цикла установленного оборудования. Вместе с этим увеличивается разнообразие модельного ряда лифтов, в которых находят отражение современные достижения науки и техники. При ежегодном вводе в эксплуатацию 30-33 тысяч лифтов растет потребность в квалифицированном персонале, осуществляющем комплекс работ по монтажу и пуско-наладке лифтов.
Все это детерминирует необходимость осуществить переход к более качественной модернизации квалификационных требований предъявляемых к специалистам по монтажу лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов.
«Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов» - устанавливает квалификационные требования к уровню знаний, умениям профессиональным навыкам, а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимому для выполнения работ по монтажу лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов в целях выполнения требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», ГОСТ Р 55968-2014(CEN/TS 81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения», ГОСТ Р 55968-2014 (EN 115-2:2010) «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Повышение безопасности находящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров».
Для гармонизации требований к профессиональной компетентности кадров предприятий, осуществляющих монтаж подъемно-транспортного оборудования в рамках создания проекта профессионального стандарта активизирована работа по формированию системы обновленных требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с реальными условиями труда монтажников лифтов , платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов созданы основания для проведения процедур аттестации персонала предприятий и организаций, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов, что, в свою очередь, дает основу для финансовой и социальной поддержки кадров. Обоснование отбора обобщённых трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации в рамках профессионального стандарта
Анализ действующей учебно-методической документации в области профессиональной деятельности, связанной с монтажом лифтов и другого подъемно-транспортного оборудования, показал, что для образовательных учреждений системные требования отрасли, выраженные в профессиональных стандартах, создадут основу для разработки основных образовательных программ, для уточнения их содержания, формирования содержания вариативных частей программ, а также для разработки образовательных модулей профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации рабочих и специалистов.
Сегодня при анализе методической документации, реализуемой в области подготовки работников по монтажу лифтового и эскалаторного оборудования можно выделить несколько категорий персонала в соответствии с установленными уровнями квалификации, предусмотренными в Приложении к приказу от 12 апреля 2013г. N148н, функции которых характеризуются сложностью знаний и умений, требованиям к уровню образования, широтой полномочий и ответственности, а также путями достижения уровня квалификации. Следовательно, методическое обеспечение реализации образовательных программ на каждом уровне имеет свои особенности: на начальных уровнях квалификации – это освоение профессиональных модулей программ профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки), на более высоком уровне – модулей программ повышения квалификации кадров и основных профессиональных образовательных программ.
Разработка структуры и содержания программ профессионального обучения сегодня находится в поле ответственности самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность, среди которых успешно функционируют учебные центры профессиональных квалификаций, центры внутрифирменного обучения и структурные подразделения образовательных организаций. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Требования к подготовке специалистов сегодня определены рамками Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (СПО). Наиболее подходящим и целесообразным для работников, приступающих к выполнению тех или иных профессиональных функций по монтажу лифтов, поэтажных эскалаторов и платформ подъемных для инвалидов, становится подготовка соответствующих специалистов в образовательных организациях в соответствии с федеральными государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального профессионального образования по профессии 270843.07 Монтажник электрических подъемников (лифтов)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2010 N 17407) и ФГОС среднего профессионального образования по профессии 210109.03 Наладчик технологического оборудования (электронная техника)" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29557), исходя из данных стандартов, специалист с квалификацией монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов готовится к следующим видам деятельности:
1) Выполнение монтажных работ подъемно-транспортного оборудования (лифты, платформы подъемные для инвалидов и поэтажные эскалаторы).
2) Выполнение работ по монтажу металлоконструкций.
3) Выполнение пуско-наладочных работ подъемно-транспортного оборудования(лифты, платформы подъемные для инвалидов и поэтажные эскалаторы). Структура профессионального стандарта: «монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов», разработанная на основе функционального анализа, даст основания для разработки образовательных программ, используемых в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования и высшего образования, для уточнения их содержания, а также для разработки образовательных модулей программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников.
Анализ нормативной и технологической документации отрасли в области профессиональной деятельности показал, что в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 [11] и «Безопасность машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, разработанными в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в обязательном порядке должны быть предусмотрены специальные меры для выполнения общих требований безопасности, которые достигаются за счет эффективного функционирования персонала предприятий и организаций, осуществляющего монтаж лифтов, платформ подъемных и поэтажных эскалаторов. Сегодня регламенты определяют основные требования для формулирования характеристик видов профессиональной деятельности профессиональных стандартов лифтовой отрасли и вертикального транспорта.
Кроме этого для правового регулирования в области анализируемых видов профессиональной деятельности применяется следующая нормативно правовая документация:
1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010г. N41-ст.
2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию», утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010г. N44-ст.
3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52624-2006 «Лифты пассажирские. Требования вандалозащищённости», утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006г. N361-ст.
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения», утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2008г. N143-ст.
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009г. N72-ст.
6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55968-2014 (CEN/TS 81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения», утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 марта 2014г. N95-ст.,
7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55968-2014 (EN 115-2:2010) «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Повышение безопасности находящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров», утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 марта 2014г. N97-ст.,
Анализ иной нормативно-правовой документации сферы стандартизации и трудовых отношений позволит рассмотреть виды профессиональной деятельности и трудовые функции более подробно.
Профессиональный стандарт «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов» - устанавливает квалификационные требования к уровню знаний, умениям профессиональным навыкам, а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимому для монтажа, пуско-наладке, а также замены или модернизации лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов в целях выполнения требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 и «Безопасность машин и оборудования» ТР ТС 010/2011.
В соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 1» и общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым Государственным Комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Постановление N 454-ст от 6 ноября 2001 г.), деятельность работника по монтажу лифтов, поэтажных эскалаторов и платформ подъемных для инвалидов отнесена к базовой группе 3113 техники-электрики и 3114 техники-электроники и техники по телекоммуникациям, подгруппы 31 Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности, а также к базовой группе 7233 Слесари-механики, слесари-сборщики и слесари-ремонтники промышленного оборудования. Анализ данных базовых групп показывает, что в типовые функции данного персонала входит выполнение технических задач в области изготовления, сборки, строительства и ремонта оборудования лифтов, платформ подъемных и поэтажных эскалаторов, а также решение технических задач, связанных с пуско-наладочными работами в области электроники и телекоммуникации, сборкой, строительством и ремонтом электронной техники и оборудования, электронных и электромеханических систем.
Данная профессия предполагает выполнение работ, начиная от простых с использованием ручных инструментов и собственных физических усилий, средней сложности с использованием специальной оснастки и средств механизации строительства, до сложных работ в области электроники и электромеханических систем.
Техники физических и инженерных направлений деятельности работают под руководством специалистов более высокого квалификационного уровня и руководителей различных уровней. Кроме того, сами техники могут осуществлять контроль и наблюдения за другими работающими, в т.ч. рабочими.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым Государственным Комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Постановление N 454-ст от 6 ноября 2001 г.) деятельность персонала, выполняющего работы по монтажу лифтов, платформ подъемных и поэтажных эскалаторов относится к группе 45.31 Производство электромонтажных работ. Эта группа включает монтаж в зданиях и других строительных объектах электропроводов, электроарматуры и электроприборов, систем электросвязи, систем электрического отопления, радио и телевизионных антенн, систем пожарной сигнализации, систем противовзломной (охранной) сигнализации, лифтов и эскалаторов, молниеотводов и т.п. А также группе 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно - транспортного оборудования» раздела «Производство машин и оборудования».
В профессиональном стандарте «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов» планируется выделить три обобщённых трудовых функции, которые отражают разделение труда в части:
- Подготовительные работы;
- Монтажные работы;
- Пусконаладочные работы
Ниже приведён перечень обобщённых трудовых функций, входящих в структуру профессионального стандарта «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов» (Табл. 1).
Табл.1
Обобщённые трудовые функции (ОТФ)
| A
| Подготовительные работы
| B
| Монтажные работы
| С
| Пусконаладочные работы
|
Состав трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
В ОТФ А «Подготовительные работы» входит приемка и подготовка оборудования к монтажу и создание условий для безопасного выполнения работ (монтаж подмостей в шахте)
Трудовые функции, входящие в ОТФ А предполагают выполнение поставленных руководителем работ задач, которые не требуют специальной оснастки, предусматривают действие по образцу и, как правило, в стандартной ситуации. Основные функции, входящие в ОТФ А включают в себя трудовые функции: «Приемка оборудования, подлежащего монтажу, в рамках установленных полномочий», «Подготовка к монтажу оборудования», Монтаж, демонтаж подмостей в шахте».
К ОТФ А отнесены трудовые функции, которые может выполнять специалист 3-го уровня квалификации.
В ОТФ B «Монтаж оборудования» входит выполнение работ по монтажу лифтов различного типа и назначения, эскалаторного оборудования, регулировочные работы, работы по управлению лифтом, платформой подъемной и поэтажным эскалатором при техническом освидетельствовании, а также монтаж металлоконструкции шахты если это предусмотрено проектом производства работ.
Трудовые функции, входящие в ОТФ В, предполагают самостоятельное определение задач собственной работы и оперативно и непосредственно подчинённого ему персонала, включают в себя виды работ, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций и их изменения, текущего и итогового контроля и оценки деятельности, её коррекции, участия в управлении решением поставленных задач, предусматривают ответственность за принятые решения, за результаты собственной работы специалиста и персонала, работающего с ним.
К ОТФ В отнесены трудовые функции, которые может выполнять специалист 5-го уровня квалификации.
В ОТФ С «Пусконаладочные работы» входит выполнение работ по наладке электронного оборудования лифтов, платформ подъемных и поэтажных эскалаторов и проверки его функционирования и функционирование оборудования в целом во всех режимах предусмотренных изготовителем оборудования.
Трудовые функции, входящие в ОТФ С, предполагают самостоятельное определение задач собственной работы и оперативно и непосредственно подчинённого ему персонала, включают в себя виды работ, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций и их изменения, текущего и итогового контроля и оценки деятельности, её коррекции, участия в управлении решением поставленных задач, предусматривают ответственность за принятые решения, за результаты собственной работы специалиста и персонала, работающего с ним.
К ОТФ В отнесены трудовые функции, которые может выполнять специалист 6-го уровня квалификации.
Ниже приведён состав трудовых функций и уровней квалификации, к которым данные трудовые функции отнесены на основании анализа уровня ответственности специалиста (Табл. 2).
Табл.2
Наименование трудовой функции
| Код
| Уровень (подуровень) квалификации
| А/01. Приемка оборудования, подлежащего монтажу, в рамках установленных полномочий
| А/01.3
| 3
| А/02. Подготовка к монтажу оборудования
| А/02.3
| 3
| А/03. Монтаж, демонтаж подмостей в шахте
| А/03.3
| 3
| В/01. Определение координат установки оборудования лифта, платформы подъемной для инвалидов, поэтажного эскалатора
| В/01.4
| 4
| В/02. Монтаж металлокаркасной шахты
| В/02.4
| 4
| В/03. Монтаж механического оборудования
| В/03.4
| 4
| В/04. Монтаж электрического оборудования
| В/04.4
| 4
| В/05. Монтаж гидравлического оборудования
| В/05.4
| 4
| В/06. Регулировка оборудования после монтажа
| В/06.5
| 5
| В/07. Выполнение работ при проведении оценки соответствия/технического освидетельствования перед вводом в эксплуатацию
| В/07.5
| 5
| С/01. Наладка электронного оборудования
| С/01.6
| 6
| С/02. Проверка функционирования смонтированного оборудования во всех режимах работы в соответствии с алгоритмом, установленным производителем
| С/02.6
| 6
|
Так как уровень ответственности специалиста, осуществляющего функции по монтажу лифтового оборудования, оборудования поэтажных эскалаторов и платформ подъемных для инвалидов по ОТФ А (трудовые функции 3.1.1.– 3.1.3.) подразумевает деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, то в соответствии с рекомендованными уровнями квалификации1 для осуществления профессиональных функций выбран третий уровень квалификации. ОТФ В (трудовые функции 3.2.1.– 3.2.7.) подразумевает самостоятельное выполнение деятельности, предполагающее определение задач для собственной работы и работы подчиненных, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственность за выполнение работ на уровне бригады или звена работников, то в соответствии с рекомендованными уровнями квалификации выбран четвертый и пятый уровни квалификации, а для ОТФ С (трудовые функции 3.3.1-3.3.2) подразумевающей применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных, выбран шестой уровень квалификации.
Уровни квалификации в разработанном профессиональном стандарте тождественны уровням ответственности персонала за результаты работ и обеспечение безопасности лифтов и выражают уровни сложности знаний и умений, по требованиям к уровню образования, по широте полномочий и ответственности, а также по путям достижения уровня квалификации.
Выделение трудовых функций и распределение их по соответствующим уровням квалификации осуществлялось на основе всестороннего анализа:
- технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011);
- технического регламента Таможенного союза «Безопасность машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011);
- квалификационных характеристик рабочей профессии – монтажник электрических подъемников 1-6 разрядов, включённой в «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» Выпуск 1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (ЕТКС);
- инструкции по монтажу лифтов ВСН – 210 ММСС СССР;
- рекомендации по конструкции и установке поэтажных эскалаторов и пассажирских конвейеров РД 10-172-97
- должностных инструкций монтажника электрических подъемников 2-6 разрядов;
- результатов интервьюирования значительного количества специалистов в области монтажа лифтового и эскалаторного оборудования.
Отнесение трудовых функций монтажника по лифтам, платформам подъемным для инвалидов и поэтажных эскалаторов, к указанным выше уровням квалификации обосновано их соответствием уровням квалификации, предусмотренным Приложением к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013г. N148н «Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов».
Уровни квалификации, предложенные в профессиональном стандарте, и уровни квалификации, предусмотренные в Приложении к приказу от 12 апреля 2013г. N148н, имеют соответствия по характерам знаний и умений, по требованиям к уровню образования, по широте полномочий и ответственности, а также по путям достижения уровня квалификации.
Соответствие уровней квалификации, предложенных в профессиональном стандарте, находит своё подтверждение в особой ответственности за результаты работ, так как они напрямую связаны с безопасностью лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов, а также связаны с безопасностью выполнения работ по их установке.
Другая, необходимая информация:
Настоящий профессиональный стандарт разработан с учётом положений Трудового кодекса Российской Федерации, «Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23, «Методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов», «Макета профессионального стандарта» и «Уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов», являющихся Приложениями к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013г. N148н.
При разработке настоящего профессионального стандарта практически в полном объёме учтены требования к квалификации, образованию, стажу (опыту) практической работы, знаниям, умениям и трудовым действиям монтажника электрических подъемников (лифтов), установленные документом «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» (ЕТКС). Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
Процедуры и методика разработки профессиональных стандартов предусматривала проведение следующих самостоятельных этапов работы:
Создание рабочей группы для организации деятельности по разработке профессионального стандарта «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов».
Организация и проведение функционального анализа профессионального профиля Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов и поэтажных эскалаторов.
Разработка проекта профессионального стандарта при участии организаций в области производства, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания лифтов, включая объединения работодателей с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Профессионально-общественное обсуждение проекта, экспертиза в профессиональном сообществе, в том числе размещение проекта профессионального стандарта на сайте организации разработчика и в специализированных профильных изданиях.
Сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта.
Направление в Национальное Агентство по развитию квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей проекта профессионального стандарта для размещения его на сайте и организации его общественного обсуждения.
Рассмотрение проекта профессионального стандарта в профильных федеральных органах исполнительной власти.
Доработка и согласование проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными в ходе профессионально-общественного обсуждения замечаниями и предложениями.
Направление профессионального стандарта в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям для его утверждения Министерством труда и социальной защиты РФ.
|