Скачать 1.13 Mb.
|
Пояснительная записка 1.Цель изучения учебного предмета Согласно государственному образовательному стандарту цели литературного образования учащихся национальных школ заключаются в следующем: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
2.Общая характеристика учебного предмета Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения). Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы. Рабочая программа по русской литературе 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы для национальных общеобразовательных учреждений. Русский язык и литература. 4-11 классы ( Под ред. Х.Х.Сукунова, Л.А.Тростенцовой (2002 г.), по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Авт.-сост. Н.Н. Вербовая, К.М Нартова, Л.В.Тодорова, и др.; под ред. Н.Н.Вербовой. Санкт-Петербург, Просвещение, 2008. Своеобразны по сравнению с другими классами содержание и структура программы 9 класса. Здесь завершается литературное образование учащихся, заканчивающих неполную среднюю школу, одновременно этот класс является связующим звеном между средними и старшими классами. Необходимость решения этих задач побуждает использовать новые подходы к учебному материалу. Например, темы «Н. В. Гоголь», «Ф. М. Достоевский», «Л. Н. Толстой» и другие строятся таким образом, чтобы дать определенное представление о произведениях, включенных в программу 10 класса, без знания которых невозможно достичь образованности, необходимой человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Вместе с тем, для того чтобы избежать дублирования изучаемого в 9 и 10 классах материала, программа 9 класса нацеливает на подготовку к прочтению произведения, на пробуждение интереса к нему. В ходе такой подготовки учащиеся знакомятся с историей создания произведения (вершинного в русской литературе), с этнокультуроведческим и прочими комментариями, изучают фрагменты текста.. В программе 9 класса представлено разнообразие подходов к изучению различных тем, что должно способствовать формированию умений учащихся самостоятельно ориентироваться в потоке художественной литературы в старших классах и по окончании школы. По своему построению программа 9 класса ближе к предыдущим классам, чем к последующим: в ней действует хронологический принцип, сохраняется, усиливаясь, опора на текстовой анализ лучших художественных образцов. В программе сделан упор на обобщение ранее изученного. Это особенно характерно для раздела «Основные теоретико-литературные понятия». Знакомясь с материалом этого раздела, учащиеся обогащают, расширяют свои знания по теории литературы, формирование которых было начато в предыдущих классах Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение уроков: -внеклассного чтения – 3 ч. - уроков развития речи – 10 ч - контрольные работы, тесты – 5 ч. 3.Место учебного предмета «Литература » в базисном учебном плане МОУ «Кривозерьевская СОШ», среди других учебных дисциплин Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы. Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений поможет учащимся национальной школы воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским) ЯЗЫКОМ обучения реализуется принцип «диалога культур». Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств. Литературное творчество учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составной частью литературного образования, включает, наряду с творческими работами различных жанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русского языка на родной и с родного на русский. Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. 4.Результаты изучения предмета Личностными результатами выпускников средней школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: -осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства; -совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе (культуре), культурам других народов; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных). Метапредметные проявляются в: -умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причин но- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения; -умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников состоят: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов России, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., произведений литературы народов России и зарубежной литературы; способность грамотно формулировать эти проблемы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях)изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: Уроки литературы призваны обеспечить: - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; - развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы; - формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; - воспитание речевой культуры учащихся. Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественной литературы. Надо уделить выработке навыков беглого, выразительного чтения большое внимание. Тематическое планирование.
Содержание учебного курса, дисциплины ВВЕДЕНИЕ • Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен. Познавательное и воспитательное значение художественной литературы. Учащиеся должны понимать :
Основные теоретико-литературные понятия • Художественная литература как искусство слова.
«Повесть временных лет» - художественно-историческое произведение. Основные идеи «Повести…» «Слово о полку Игореве» (в сокращении) — древнейший памятник русского искусства, образец художественного произведения Руси ХII века. История открытия и историческая основа «Слова...». Личность предполагаемого автора. Патриотизм «Слова...». Элементы язычества и христианства в произведений. Художественный мир «Слова...»: близость к народной поэзии, к народному эпосу. Значение «Слова...» для своего времени и для последующих поколений. «Слово...» и героический эпос других народов России. Учащиеся должны знать: •образную природу словесного искусства; •содержание изученного литературного произведения Учащиеся должны у м е т ь: •воспринимать и анализировать художественный текст; • выделять смысловые части художественного текста, составлять план • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; • выявлять особенности сюжета, композиции, определять роль изобразительно-выразительных средств; • сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; •выявлять авторскую позицию; •выражать свое отношение к прочитанному • выразительно читать произведения (или фрагменты
|
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета... Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения... | Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета... Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение математики... Овладениесистемой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,... | ||
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Пояснительная записка Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета | Пояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы Цель программы: Способствование формированию у учащихся правильного, беглого чтения, умения выделять главные мысли произведения,... | ||
Структура программы учебного предмета Пояснительная записка Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |