Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета





НазваниеПояснительная записка Цель изучения учебного предмета
страница1/7
Дата публикации02.08.2015
Размер1.13 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Пояснительная записка
1.Цель изучения учебного предмета
Согласно государственному образовательному стандарту цели литературного образования учащихся национальных школ заключаются в следующем:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.


2.Общая характеристика учебного предмета
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения). Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Рабочая программа по русской литературе 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы для национальных общеобразовательных учреждений. Русский язык и литература. 4-11 классы ( Под ред. Х.Х.Сукунова, Л.А.Тростенцовой (2002 г.), по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Авт.-сост. Н.Н. Вербовая, К.М Нартова, Л.В.Тодорова, и др.; под ред. Н.Н.Вербовой. Санкт-Петербург, Просвещение, 2008.

Своеобразны по сравнению с другими классами содержание и структура программы 9 класса. Здесь завершается литературное образование учащихся, заканчивающих неполную среднюю школу, одновременно этот класс является связующим звеном между средними и старшими классами. Необходимость решения этих задач побуждает использовать новые подходы к учебному материалу. Например, темы «Н. В. Гоголь», «Ф. М. Достоевский», «Л. Н. Толстой» и другие строятся таким образом, чтобы дать определенное представление о произведениях, включенных в программу 10 класса, без знания которых невозможно достичь образованности, необходимой человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Вместе с тем, для того чтобы избежать дублирования изучаемого в 9 и 10 классах материала, программа 9 класса нацеливает на подготовку к прочтению произведения, на пробуждение интереса к нему.
В ходе такой подготовки учащиеся знакомятся с историей создания произведения (вершинного в русской литературе), с этнокультуроведческим и прочими комментариями, изучают фрагменты текста..
В программе 9 класса представлено разнообразие подходов к изучению различных тем, что должно способствовать формированию умений учащихся самостоятельно ориентироваться в потоке художественной литературы в старших классах и по окончании школы. По своему построению программа 9 класса ближе к предыдущим классам, чем к последующим:
в ней действует хронологический принцип, сохраняется, усиливаясь, опора на текстовой анализ лучших художественных образцов. В программе сделан упор на обобщение ранее изученного. Это особенно характерно для раздела «Основные теоретико-литературные понятия». Знакомясь с материалом этого раздела, учащиеся обогащают, расширяют свои знания по теории литературы, формирование которых было начато в предыдущих классах

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение уроков:

-внеклассного чтения – 3 ч.

- уроков развития речи – 10 ч

- контрольные работы, тесты – 5 ч.

3.Место учебного предмета «Литература » в базисном учебном плане МОУ «Кривозерьевская СОШ», среди других учебных дисциплин

Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы.
Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений поможет учащимся национальной школы воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским) ЯЗЫКОМ обучения реализуется принцип «диалога культур».

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств.
Литературное творчество учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составной частью литературного образования, включает, наряду с творческими работами различных жанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русского языка на родной и с родного на русский.
Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
4.Результаты изучения предмета

Личностными результатами выпускников средней школы с русским (неродным) и родным (нерусским) язы­ком обучения, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

-осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального

Российского государства;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства

любви к многонациональ­ному Отечеству, уважительного отношения к русской ли­тературе

(культуре), культурам других народов;

-использование для решения познавательных и ком­муникативных задач различных

источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных).

Метапредметные проявляются в:

-умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причин­ но-

следственные связи в устных и письменных высказы­ваниях, формулировать выводы;

-овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сфе­ру своих интересов;

-использовании в самостоятельной деятельности при­емов сопоставления и сравнения;

-умении работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать,

использовать в самосто­ятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников состоят:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора

других народов Рос­сии, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
способность грамотно формулировать эти проблемы;

• понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них

вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;

• определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа;

• формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях)изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений раз­ных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;

  • умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать на русском языке устные монологические речевые высказы­вания разного типа; вести диалог на русском языке при соблюдении норм русского речевого этикета ;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическон восприятие произведений русской литературы, выраженных в образной системе иной национальной культуры; формирование эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;

  • умение при сопоставлении произведений русской и родной литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языка.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Уроки литературы призваны обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественной литературы. Надо уделить выработке навыков беглого, выразительного чтения большое внимание.

Тематическое планирование.




п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка на уч-ся, ч.

Из них

Работа с текстом

Развитие речи

Теория литературы

Внекл.

чтение

Контрольные работы, тесты




Вводный урок.

1

1













1

Из древнерусской литературы

10

9

1










2

Из русской литературы 18 века

12

9

1




1

1

3

Из русской литературы первой половины19 века

70

55

8

1

2

4

4

Из зарубежной литературы

9

9
















Итоговый урок

1
















итого

102

83

10

1

3

5



Содержание учебного курса, дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

• Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен. Познавательное и воспитательное значение художественной литературы.

Учащиеся должны понимать :

  • познавательное и воспитательное значение художественной литературы

Основные теоретико-литературные понятия

• Художественная литература как искусство слова.


  1. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет» - художественно-историческое произведение. Основные идеи «Повести…»

«Слово о полку Игореве» (в сокращении) — древнейший памятник русского искусства, образец художественного произведения Руси ХII века.

История открытия и историческая основа «Слова...». Личность предполагаемого автора. Патриотизм «Слова...». Элементы язычества и христианства в произведений. Художественный мир «Слова...»: близость к народной поэзии, к народному эпосу.

Значение «Слова...» для своего времени и для последующих поколений. «Слово...» и героический эпос других народов России.

Учащиеся должны знать:

•образную природу словесного искусства;
•содержание изученного литературного произведения

Учащиеся должны у м е т ь:

•воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять план

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев;
• выявлять особенности сюжета, композиции, определять роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия;
•выявлять авторскую позицию;
•выражать свое отношение к прочитанному
• выразительно читать произведения (или фрагменты


8 урок

Р/р. Обучающее сочинение по произведению « Слово о полку Игореве» на тему « Образ русской земли в « Слове о полку Игореве»
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение математики...
Овладениесистемой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета Цель программы
Цель программы: Способствование формированию у учащихся правильного, беглого чтения, умения выделять главные мысли произведения,...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета Пояснительная записка
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики...
...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск