Содержание программы. Раздел 1
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета) Раздел 2
Содержание учебного предмета. Раздел 3
Планируемые результаты обучения. Раздел 4
Тематическое планирование. Рабочая программа по биологии
(по авторской программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина)
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»! класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. Для
общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с; а также методических пособий для учителя:
Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
дополнительной литературы для учителя
Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с; для учащихся В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
Содержание учебного предмета
Введение
| 3 ч
| 1.Царство Прокариот
| 3ч
| 2.Царство грибы
| 4ч
| 3.Царство растений
| 19ч
| 4.Царство Животные
| 38ч
| 5.Царство Вирусы
| 1ч
| Итого
| 68ч
|
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование
Четверть
| Сроки
| Дата проведения
|
№ урока
|
Тема урока
|
Примечание
|
|
|
| Введение
| 3.09
| 1
| Мир живых организмов. Уровни организации живого
|
| 5.09
| 2 | Ч.Дарвин и происхождение видов
|
| 12.09
| 3
| Многообразие организмов и их классификация
|
|
| Тема 1. Царство Прокариоты
|
| 4
| Общая характеристика прокариот
|
|
| 5
| Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение
|
|
| 6
| Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение
|
|
| Тема 2. Царство Грибы
|
| 7
| Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека
|
|
| 8
| Многообразие грибов
| Лабораторная работа «Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей»
|
| 9
| Обобщающий урок по темам «Бактерии», «Грибы»
|
|
|
| 10
| Отдел Лишайники
|
|
| Тема 3. Царство Растения
|
| 11
| Общая характеристика царства Растения
| Лабораторная работа «Строение растительной клетки»
|
| 12
| Подцарства Низшие растения. Общая характеристика водорослей
| Лабораторная работа «Строение одноклеточных водорослей»
|
| 13
| Размножение и развитие водорослей
|
|
| 14-15
| Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение
| Лабораторная работа «Строение спирогиры»
|
| 16
| Общая характеристика подцарства Высшие растения
| Лабораторная работа «ткани растений»
|
| 17
| Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности
| Лабораторная работа «строение мхов»
|
| 18
| Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности
| Лабораторная работа «строение плауна»
|
|
|
| 19
| Отдел Хвощевидные. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе.
| Лабораторная работа «строение хвоща»
|
| 20
| Отдел Папоротникообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности.
| Лабораторная работа «строение папоротника»
|
|
|
| 21
| Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль природе, практическое значение.
|
|
| 22
| Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение.
| Лабораторная работа «строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны»
|
| 23
| Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
|
|
| 24
| Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.
|
|
| 25
| Размножение покрытосеменных растений
|
|
| 26
| Характерные особенности семейства Розоцветные. Класс Двудольные.
| Лабораторная работа «Семейство Розоцветные. Строение шиповника »
|
|
| 27
| Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Пасленовые
|
|
| 28
| Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки
| Лабораторная работа «строение злакового растения»
|
| 29
| Характерные признаки семейства Лилейные
|
|
| 30
| Повторительно-обобщающий урок по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения.
|
|
| Тема 4. Царство Животные
|
| 31
| Общая характеристика царства Животных
|
|
| 32
| Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация
|
|
| 33
| Многообразие и значение одноклеточных животных
| Лабораторная работа «строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки»
|
| 34
| Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные
|
|
|
|
| 35
| Особенности организации кишечнополостных
| Лабораторная работа «Строение и поведение пресноводной гидры»
|
|
|
| 36
| Особенности жизнедеятельности кишечнополостных
|
|
| 37
| Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека
|
|
| 38
| Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви
|
|
| 38
| Плоские черви-паразиты
|
|
| 40
| Тип Круглые черви, особенности их организации
|
|
|
| 41
| Особенность строения и жизнедеятельность кольчатых червей
| Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»
|
| 42
| Многообразие кольчатых червей
|
|
|
| 43
| Особенности организации моллюсков, их происхождение
| Лабораторная работа «строение раковины моллюсков»
|
| 44
| Многообразие моллюсков. Их значение в природе
|
|
| 45
| Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные
| Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака»
|
| 46
| Многообразие ракообразных, их роль в природе
|
|
| 47 | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности | |
| 48 | Разнообразие Паукообразных, их роль в природе
|
|
| 49
| Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
|
| 50
| Размножение и развитие насекомых
|
|
| 51
| Многообразие насекомых их роль в природе и практическое значение
|
|
|
| 52
| Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе
|
|
| 53
| Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные
|
|
| 54
| Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные
| Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы»
|
| 55
| Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение
|
|
|
|
| 56
| Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных
| Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки»
|
| 57
| Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе
|
|
| 58
| Класс пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных
|
|
| 59
| Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение
|
|
| 60
| Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных
| Лабораторная работа «Внешнее строение птицы», «скелет птицы и мускулатура»
|
| 61
| Особенности организации птиц, связанные с полетом
|
|
| 63
| Экологические группы птиц (продолжение) |
|
| 64
| Класс млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных
| Лабораторная работа «строение скелета млекопитающих»
|
| 65
| Класс млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных (продолжение)
|
|
| 66
| Плацентарные млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическая значимость |
|
| 67
| Повторительно-обобщающий урок. Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности
|
|
| Тема 5. Царство Вирусы
|
| 68
| Вирусы
|
| Итого: 68 часов
| |