Скачать 334.23 Kb.
|
Пояснительная записка 1. Общая характеристика программы Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5–11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой., М.: Дрофа, 2009). Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. 2. Место учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе среднего общего образования в объёме 210 часов, в том числе: в 10 классе - 105 часов, 11классе - 105 часов. 3. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать /понимать:
уметь:
4. Формы контроля Формы и средства контроля знаний, умений, навыков. Основные виды устных и письменных работ. Устно: правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть; устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки; развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная); отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемый, на основе прочитанного); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д.); свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д.). Письменно: письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы; создание письменного рассказа-характеристики одного из героев(индивидуальная характеристика) или группы героев (групповая характеристика ), двух героев ( сравнительная характеристика); создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль; создание рецензии на прочитанный рассказ, на фильм, спектакль; написание эссе на литературную и свободную тему; интерпретация (истолкование, восприятие, оценка) поэтического текста; - создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); - свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками. Программа предусматривает следующие виды контроля: Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, сочинение на литературную тему. Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение. Итоговый (проверяет результаты обучения за полугодие, год): контрольная работа, контрольное сочинение, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом. Экзамен (по выбору обучающихся). 5. Критерии оценивания. 1. Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; • умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев; • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; • умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускает 2-3 неточности в ответе. владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа. Оценка «3»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Оценка»2»-ответ по существу отсутствует. 2. Оценка сочинений. Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических ошибок, пунктуационных и языковых норм. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: • соответствие работы ученика теме и основной мысли; • полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала; • последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: • разнообразие словаря и грамматического строя речи; • стилевое единство и выразительность речи; • число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. 3. Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 100 %; «4» - 78 – 84 %; «3» - 55 – 59 %; «2»- менее 45 %. Основное содержание учебного предмета 10 класс (105 ч) Литература XIX века Литература первой половины XIX века Обзор русской литературы первой половины XIX века Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в.(свобода, духовно - нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Роль женщины в семье и общественной жизни. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. А. С. Пушкин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека Поэма Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин». Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К…» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Н. В. Гоголь Жизнь и творчество Повесть «Шинель». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка. А. Н. Островский Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Свои люди - сочтемся» Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”. Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”. И. А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. И. С. Тургенев Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...». Стихотворения: «День», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. А.К. Толстой Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений). Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смыслстранствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество. «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Н. А. Некрасов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «ОМуза! я у двери гроба…» «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. Общественно-политическая жизнь России в 80-90гг XIX века Национальное самоопределение русской литературы. А. П. Чехов Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Не в духе», «Шуточка» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение по творчеству А. П. Чехова. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. |
Пояснительная записка Общая характеристика программы Описание программы... Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы.... | ||
Программа с/п «Молодежнинское» Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных... | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных... | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | ||
Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика... Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности | Содержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Ооо, программы развития и формирования ууд и программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Учтены возрастные особенностей... | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С.... | ||
Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества | Пояснительная записка Общая характеристика программы рабочая программа... «Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» | ||
Пояснительная записка общая характеристика программы Настоящая рабочая... Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов... | Пояснительная записка к Профессиональному стандарту «Монтажник лифтов,... Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций |