Скачать 164.75 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика программы 3. Описание программы в учебном плане 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы 5. Содержание программы 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 7. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 9. Рекомендации по организации освоения программы 10. Рекомендуемая литература 1. Пояснительная записка Под здоровым питание понимают питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. В настоящее время вопросам обеспечения именно здорового питания населения уделяется большое внимание. Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р), которыми предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Структура питания населения России, в том числе и детей, особенно детей школьного возраста. характеризуется недостаточным потреблением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты. молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца, растительное масло, фрукты и овощи. при этом выявляется выраженная тенденция к повышению потребления хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля. Как следствие сложившейся структуры питания населения России, на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит животных белков, достигающий 10-15% от рекомендуемых величин, особенно в группах населения с низкими доходами; дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров, соли и сахара; выраженный дефицит большинства витаминов, выявляющийся повсеместно у более половины населения. Очень серьезной является проблема недостаточности в питании населения ряда минеральных веществ и микроэлементов, таких как кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк; весьма значителен в нашем рационе и дефицит пищевых волокон. Все это приводит к резкому снижению устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды за счет нарушения функционирования систем антиоксидантной защиты и, как следствие. – к развитию иммунодефицитных состояний. В жизни человека условно можно выделить несколько периодов, в которых правильное, оптимальное питание занимает особое важное место. В эти периоды человек должен иметь возможность получать особые, функциональные, диетические и другие специализированные пищевые продукты. К таким периодам относится возраст ребенка от 0 до 3 лет (программа 1 000 дней), когда нарушения питания резко повышают риск развития многих заболеваний во взрослом состоянии. Это дошкольный и школьный периоды жизни, когда формируются все органы и системы человека, выстраивается его тело, формируются нервная система и психика. Недостаточность питания в этом возрасте может серьезно нарушать физическое и умственное развитие ребенка. Основные правила здорового образа жизни и питания должны постоянно находится в поле зрения каждого человека. При реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни и питания важно учитывать еще один фактор – необходимость активного участия в поддержания, сохранении и восстановлении своего здоровья самого человека. Сформировать у людей сознательное, уважительное отношение к себе и своему здоровью от начала жизни до преклонного возраста – задача педагогов, способных понятно, доходчиво, интересно донести необходимые знания до человека. Программа курса по формированию культуры здорового питания разработана чтобы обучающиеся могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно , обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Цель реализации Программы состоит в реализации требований ФГОС начального, основного, среднего общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Общая характеристика программы Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся включает в себя модуль для обучающихся 1-4 классов. Начальное общее образование. Цель и задачи Цель Программы – формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья. Задачи Реализация Программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач; формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; формирование готовности обучающихся заботиться и укреплять собственное здоровье; формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья; профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием обучающихся; освоение обучающимися практических навыков по приготовлению кулинарных блюд; информирование обучающихся о национальных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории питания; формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; развитие творческих способностей и кругозора у обучающихся познавательной деятельности; предоставление обучающимися возможности для эффективной самостоятельной работы; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. 3. Место программы курса по формированию культуры здорового питания обучающихся в плане работы школы Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся используется при реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся уровня начального общего образования, предусмотренной ФГОС. Учебные часы и практические занятия интегрированы в учебный предмет «Окружающий мир». Воспитание экологической культуры и формирование здорового и безопасного образа жизни для обучающихся реализуется посредством внеурочной деятельности: проведением досуговых мероприятий, работы в кружках, через элементы дистанционного обучения. Курирует реализацию и оценивает эффективность программы общественный Совет по здоровью обучающихся, в состав которого входят и родители (законные представители) обучающихся. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты Результаты освоения Программы являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. ФГОС начального общего образования образовательными, основного общего образования, среднего общего образования (далее – Стандарт) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования; личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции. личностные качества; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Применительно к модулю программы для обучающихся 1 – 4 классов, начальное общее образование: личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы. должны отражать: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 5. Содержание программы 5.1. Содержание программы для обучающихся 1 – 4 классов Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 1 – 4 классов состоит из 6 тематических разделов. 1. Как устроен человек. 2. Личная гигиена. 3. Чтобы зубы не болели. 4. Береги зрение смолоду. 5. Как правильно питаться. 6. Наше здоровье в наших руках. Раздел 1. Как утроен человек Строение человека. Органы пищеварения, работа органов пищеварения. Раздел 2. Личная гигиена Понятие «гигиена» - гигиена личная, гигиена жилища, гигиена труда. Правила личной гигиены – уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, одеждой, обувью, предметами быта. Выполнение правил личной гигиены. Раздел 3. Чтобы зубы не болели Правильное питание для сохранения здоровых зубов. Состав пищи и здоровые зубы. Сладости, их влияние на состояние и сохранение зубов. Раздел 4. Береги зрение смолоду Строение глаза. Причины ухудшения зрения. Влияние режима правильного питания на сохранение зрения. Раздел 5. Как правильно питаться Значение питания в жизни человека. Все ли мы знаем о здоровой пище. Как правильно питаться. Питание школьников. Раздел 6. Наше здоровье в наших руках Пирамида здорового питания. Создай свою пирамиду здоровья. Характеристика ступеней пирамиды здорового питания. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Модуль для обучающихся 1-4 классов
7. Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности Учебно-методическое и информационное обеспечение реализуется через работу информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов, школьного сервера, школьного сайта и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса. Школа укомплектована и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательной организации языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы включает в себя зарубежную, классическую и современную художественную литературу, научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии. правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся; литературу по технологии и организации здорового питания обучающихся. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-технические условия реализации программы обеспечивают 1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы; 2) соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательной организации, ее территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию); требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардероба, санузлов, мест личной гигиены); требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся); строительных норм и правил; требований пожарной безопасности и электробезопасности; требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных организаций. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов; художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов; развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры; проектирования и конструирования; наблюдения, наглядного представления и анализа данных; физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий; размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной организации; проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением; выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта. 9. Рекомендации по организации освоения программы Для успешного освоения Программы используются образовательные технологии: дискуссионные процедуры; выполнение письменных работ по разделам Программы; организация самостоятельной деятельности; ролевые игры; тренинг. В качестве обучающего материала применяются наглядны пособия (плакаты); видео-, кино- и телефильмы в соответствии с разделами Программы. Уровень кадрового потенциала соответствует действующей нормативно-правовой базе характеризуется выполнением следующих требований: базовое образование всех преподавателей соответствует преподаваемым дисциплин; все преподаватели занимаются учебно-методической деятельностью по профилю преподаваемых дисциплин. основными условиями успешной реализации данной Программы являются: учебно-методическое обеспечение учебного процесса по Программе; наличие материально-технической базы по Программе. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонациональностью, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологии образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; призвание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, воспитанника (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития |
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета | Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета | ||
Пояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные... Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в учебном плане | ||
1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) | Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика... Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности | ||
Пояснительная записка Направленность элективной программы Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего... | Пояснительная записка Направленность программы элективного курса Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего... | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных... | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Ооо, программы развития и формирования ууд и программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Учтены возрастные особенностей... | ||
Ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,... Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных... | Рабочая программа по литературе Содержание Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература» | ||
Рабочая программа по истории для 6 классов составлена Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения курса | Содержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета |