Скачать 0.52 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей _________Центр музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»_________ РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ: Методическим Советом ОУ Директор ГОУ ДОД __________________________ _____________И.В.Поликарпова «____»______________20___год «____»_______________20___год ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» для детей от 7 до 12 лет срок обучения 3 года Cоставитель: Педагог дополнительного образования Устинова Н.Е. Санкт-Петербург 2010 Введение Народные художественные промыслы — уникальный пласт нашей истории, культуры и идентичности — переживают не лучшие времена. Искусствоведы опасаются, что ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву , керамика, кузнечное дело и плетение из лозы и соломы — все, в чем воплотился многогранный талант нашего народа, может погибнуть... Наши предки любили красоту и умели ее творить. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого. Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были - рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения. Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук. Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Поиск новых приемов обработки, сочетание разнообразных материалов , проведение творческих экспериментов - всё это даёт возможность испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что любовно сделано своими руками, будет доставлять окружающим людям радость встречи с рукотворной красотой! Ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека. Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость и нарядность городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально-положительного отношения к народным мастерам и традициям Пояснительная записка Направленность образовательной программы - художественно-эстетическая Уровень освоения – углубленный. По типу – модифицированная. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации образовательных программ ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Данная программа посвящёна замечательному мастерству и искусству народов России, которое складывалось веками усилиями мастеров многих поколений и приковывает на себя внимание, как художников, так и просто людей всего мира. В современном мире стремительно возрастает потребность в воспитании творческой социально адаптивной личности, способной ценить прекрасное и проявлять интерес к национальному историческому и эстетическому наследию. Программа помогает лучше понять дух и культуру народов России. Формирует у подрастающего поколения уважение к истории и традициям населения своей страны. Актуальность программы состоит в том, что её реализация позволяет приобщить детей к таким традиционным народным ремёслам, как: роспись по дереву и керамике, изготовление народных игрушек и сувениров; а это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни. Занятия тесно связаны с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. А в настоящее время пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища. Программы знакомит обучающихся с рядом областей декоративно-прикладного искусства, развивает их художественно-эстетические чувства, но и обеспечивает получение ими такого уровня знаний, навыков, мастерства, самостоятельного творческого мышления, который даёт право на профессиональную деятельность в избранной сфере художественного ремесла. Отличительную особенность и новизну программе придают творческие занятия под музыку народов нашей страны, соответствующую народным промыслам, изучаемым по данной программе. Занятия направлены на освоение основных видов народной росписи по дереву и керамике, на изготовление народных игрушек и сувениров. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. Педагогическая целесообразность: Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно - прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии. Занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся. Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей: развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству. Организация занятий: Занятия направлены на освоение основных видов народной росписи по дереву и керамике, на изготовление народных игрушек и сувениров. В основе содержания лежит изучение различных видов росписи по дереву, глине по принципу «от простого к сложному». Начиная с контурной росписи, где первоначально выполняется контурное изображение элементов, а позже, в пределах контура, заливка цветом. Далее для постановки руки приступаем к графическим росписям - мезенской и северо-двинской. После приобретения начальных навыков переходим к более сложным, пластичным свободно-кистевым росписям, где наиболее важным является умение выполнять живописные мазки и «оживки». При изучении каждого вида росписи рассматриваем историю её возникновения и развития, район распространения, орнаментальные мотивы, цветовую гамму, художественные образы, сюжеты, характерные для данного вида. При этом используем методы копирования, повтора и варьирования, которые являются следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. Результат изучения каждого промысла – выполненное изделие. Дети овладевают не только технологическими приёмами росписи, они научатся самостоятельно составлять композицию на изделиях разной формы, узнают свойства материалов. Научатся пользоваться инструментами и смогут сами подготовить их к работе. Основное содержание программы составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии после объяснения теоретического материала. При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства детям постоянно приходится думать над тем, как добиться единства традиционного функционального назначения и декоративности изделия, как сделать его более совершенным, эстетически выразительным. Всё это создаёт дополнительные возможности для развития творческого воображения. На занятиях в мастерской используется частично типовое оборудование, но, в основном, всё необходимое для работы готовиться самостоятельно педагогом и учащимися в соответствии с требованиями техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда. На занятиях в творческой мастерской учащиеся узнают о применении природных материалов в повседневной жизни русского народа. Во время экскурсий они познакомятся с деталировкой древних орнаментов, предметов декоративно-бытового назначения, с религиозными и философскими мироощущениями наших предков. Цель программы: Создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, для формирования у детей целостного представления о традиционных народных промыслах народов нашей страны. Задачи: Образовательные: -сформировать знания о возникновении и развитии искусства народных промыслов; - дать представление о наиболее известных центрах народного декоративно - прикладного творчества России; -познакомить с графическими и свободно-кистевыми видами росписи, научить техническим приёмам их выполнения; - познакомить с основами цветоведения и построения декоративной композиции; -дать теоретические знания, практические умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства и различных народных промыслах; - научить применять полученные знания , умения и навыки на практике. Развивающие: -выявление и развитие индивидуального почерка при выполнении творческих работ; -развивать познавательные процессы личности (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), речь; -формировать мотивы к познавательной творческой деятельности и творческому созиданию; - развить образное мышление, конструктивное видение, умение средствами графики и цвета передавать объем, форму, фактуру, взаимосвязь предметов в пространстве; – научить детей грамотно и творчески подходить к собственной работе над изделием, соединяя форму и замысел, добиваться целостности произведения; – сформировать базовые навыки технических приёмов и изготовления изделий декоративно-прикладного характера; – максимально развить творческий потенциал обучающихся, их чувство художественного самовыражения. Воспитательные: - воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, любовь и уважение к Родине через изучение народного творчества. -способствовать формированию адекватной самооценки, уверенности в себе. -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности при работе с материалами и инструментами; - воспитывать эмоционально-положительное отношение к народным традициям, толерантное отношение к различным культурам и народам; -осознание причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков. Условия реализации программы: Программа предназначена для учащихся 7-12 лет. Творческую мастерскую могут посещать и мальчики и девочки. В объединение принимаются все желающие. Срок реализации: Программа рассчитана 3 года обучения: 1-й год обучения – 7/8лет; (108 часов), 3 часа в неделю. 2-й год обучения – 9/10 лет; (108 часа), 3 часа в неделю. 3-й год обучения –11 /12 лет; (108часа), 3 часа в неделю. Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая Формы проведения занятий: - практическое занятие -открытое занятие, –выставка, - ярмарка народного творчества, - творческая мастерская, - самостоятельные творческие проекты, - погружения в сказочные ситуации, -экскурсии, конкурсы, - ярмарки народного творчества, -посещение музеев, выставок, библиотек. Формы подведения итогов: По итогам обучения наиболее способные ученики, достигшие положительных результатов уже по истечении 1-го года обучения, получают звание «Подмастерье».По итогам 2-го года обучения- звание «Мастеровой», оно свидетельствует о самостоятельности детей в изготовлении традиционных изделий, об их умении экспериментировать, создавать свои композиционные решения в рамках традиционной системы, варьировать форму, орнамент, колорит. По окончании 3-го года обучения присваивается звание - «Мастер». Изучение основных разделов программы обобщается творческим мероприятием (н-р выставкой и др.). Учебный год завершается итоговой творческой работой, тема которой определяется заранее вместе с детьми. |
Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Н. В. Михайловой, методистом фгбоу спо (техникум) «Палехское художественное училище имени М. Горького» | Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности... Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы... | ||
Основная образовательная программа: 072600 «Декоративно-прикладное... Нормативный срок освоения основной образовательной программы для очной формы обучения, включая последипломный отпуск – 4 года | Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и профилю подготовки «Художественный металл», утверждённому приказом Министерства... | ||
Дорогие ребята! Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | Жизненный путь М. Горького Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | ||
Реферат «Народные промыслы Нижегородской области» Муниципальное образовательное учреждение Роженцовская средняя общеобразовательная школа | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Кабардино... Ооп бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072600. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и профилю... | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Кабардино... Ооп бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072600. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и профилю... | С. Ф. Масленникова народные промыслы урала Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета. Протокол №1 от 21 октября 2009 года | ||
План-конспект урока по литературе 20 века Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | А б класс русскиий язык п. 45, 46 правила. Стр. 132 контрольные вопросы Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство... Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, курсовым работам | ||
Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Основы безопасности жизнедеятельности... «Вокальное искусство» 072601 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» | Программа учебной дисциплины б. 1 История искусств по направлению... Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования» |