Образовательная программа «народные промыслы»





НазваниеОбразовательная программа «народные промыслы»
страница1/5
Дата публикации23.01.2015
Размер0.52 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5
Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

_________Центр музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»_________

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Методическим Советом ОУ Директор ГОУ ДОД
__________________________ _____________И.В.Поликарпова
«____»______________20___год «____»_______________20___год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
для детей от 7 до 12 лет
срок обучения 3 года
Cоставитель:

Педагог дополнительного образования

Устинова Н.Е.


Санкт-Петербург

2010

Введение

Народные художественные промыслы — уникальный пласт нашей истории, культуры и идентичности — переживают не лучшие времена. Искусствоведы опасаются, что ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву , керамика, кузнечное дело и плетение из лозы и соломы — все, в чем воплотился многогранный талант нашего народа, может погибнуть...

Наши предки любили красоту и умели ее творить. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были - рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников.

Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.

Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Поиск новых приемов обработки, сочетание разнообразных материалов , проведение творческих экспериментов - всё это даёт возможность испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что любовно сделано своими руками, будет доставлять окружающим людям радость встречи с рукотворной красотой!

Ребенку свойственно естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека. Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость и нарядность городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально-положительного отношения к народным мастерам и традициям

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы - художественно-эстетическая

Уровень освоенияуглубленный.

По типу – модифицированная.

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации образовательных программ ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Данная программа посвящёна замечательному мастерству и искусству народов России, которое складывалось веками усилиями мастеров многих поколений и приковывает на себя внимание, как художников, так и просто людей всего мира. В современном мире стремительно возрастает потребность в воспитании творческой социально адаптивной личности, способной ценить прекрасное и проявлять интерес к национальному историческому и эстетическому наследию. Программа помогает лучше понять дух и культуру народов России. Формирует у подрастающего поколения уважение к истории и традициям населения своей страны.

Актуальность программы состоит в том, что её реализация позволяет приобщить детей к таким традиционным народным ремёслам, как: роспись по дереву и керамике, изготовление народных игрушек и сувениров; а это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.

Занятия тесно связаны с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. А в настоящее время пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Программы знакомит обучающихся с рядом областей декоративно-прикладного искусства, развивает их художественно-эстетические чувства, но и обеспечивает получение ими такого уровня знаний, навыков, мастерства, самостоятельного творческого мышления, который даёт право на профессиональную деятельность в избранной сфере художественного ремесла.

Отличительную особенность и новизну программе придают творческие занятия под музыку народов нашей страны, соответствующую народным промыслам, изучаемым по данной программе. Занятия направлены на освоение основных видов народной росписи по дереву и керамике, на изготовление народных игрушек и сувениров.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Педагогическая целесообразность: Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно - прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии. Занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся.

Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству.

Организация занятий:

Занятия направлены на освоение основных видов народной росписи по дереву и керамике, на изготовление народных игрушек и сувениров. В основе содержания лежит изучение различных видов росписи по дереву, глине по принципу «от простого к сложному». Начиная с контурной росписи, где первоначально выполняется контурное изображение элементов, а позже, в пределах контура, заливка цветом. Далее для постановки руки приступаем к графическим росписям - мезенской и северо-двинской. После приобретения начальных навыков переходим к более сложным, пластичным свободно-кистевым росписям, где наиболее важным является умение выполнять живописные мазки и «оживки».

При изучении каждого вида росписи рассматриваем историю её возникновения и развития, район распространения, орнаментальные мотивы, цветовую гамму, художественные образы, сюжеты, характерные для данного вида. При этом используем методы копирования, повтора и варьирования, которые являются следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. Результат изучения каждого промысла – выполненное изделие. Дети овладевают не только технологическими приёмами росписи, они научатся самостоятельно составлять композицию на изделиях разной формы, узнают свойства материалов. Научатся пользоваться инструментами и смогут сами подготовить их к работе.

Основное содержание программы составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии после объяснения теоретического материала. При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства детям постоянно приходится думать над тем, как добиться единства традиционного функционального назначения и декоративности изделия, как сделать его более совершенным, эстетически выразительным. Всё это создаёт дополнительные возможности для развития творческого воображения.

На занятиях в мастерской используется частично типовое оборудование, но, в основном, всё необходимое для работы готовиться самостоятельно педагогом и учащимися в соответствии с требованиями техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда.

На занятиях в творческой мастерской учащиеся узнают о применении природных материалов в повседневной жизни русского народа. Во время экскурсий они познакомятся с деталировкой древних орнаментов, предметов декоративно-бытового назначения, с религиозными и философскими мироощущениями наших предков.

Цель программы:

Создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, для формирования у детей целостного представления о традиционных народных промыслах народов нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

-сформировать знания о возникновении и развитии искусства народных промыслов;

- дать представление о наиболее известных центрах народного декоративно - прикладного творчества России;

-познакомить с графическими и свободно-кистевыми видами росписи, научить техническим приёмам их выполнения;

- познакомить с основами цветоведения и построения декоративной композиции;

-дать теоретические знания, практические умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства и различных народных промыслах;

- научить применять полученные знания , умения и навыки на практике.

Развивающие:

-выявление и развитие индивидуального почерка при выполнении творческих работ;

-развивать познавательные процессы личности (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), речь;

-формировать мотивы к познавательной творческой деятельности и творческому созиданию;

- развить образное мышление, конструктивное видение, умение средствами графики и цвета передавать объем, форму, фактуру, взаимосвязь предметов в пространстве;

– научить детей грамотно и творчески подходить к собственной работе над изделием, соединяя форму и замысел, добиваться целостности произведения;

– сформировать базовые навыки технических приёмов и изготовления изделий декоративно-прикладного характера;

– максимально развить творческий потенциал обучающихся, их чувство художественного самовыражения.

Воспитательные:

- воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, любовь и уважение к Родине через изучение народного творчества.

-способствовать формированию адекватной самооценки, уверенности в себе.

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности при работе с материалами и инструментами;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к народным традициям,

толерантное отношение к различным культурам и народам;

-осознание причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для учащихся 7-12 лет. Творческую мастерскую могут посещать и мальчики и девочки. В объединение принимаются все желающие.

Срок реализации:

Программа рассчитана 3 года обучения:

1-й год обучения – 7/8лет; (108 часов), 3 часа в неделю.

2-й год обучения – 9/10 лет; (108 часа), 3 часа в неделю.

3-й год обучения –11 /12 лет; (108часа), 3 часа в неделю.

Форма организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая

Формы проведения занятий:

- практическое занятие

-открытое занятие,

–выставка,

- ярмарка народного творчества,

- творческая мастерская,

- самостоятельные творческие проекты,

- погружения в сказочные ситуации,

-экскурсии,

конкурсы,

- ярмарки народного творчества,

-посещение музеев, выставок, библиотек.

Формы подведения итогов:

По итогам обучения наиболее способные ученики, достигшие положительных результатов уже по истечении 1-го года обучения, получают звание «Подмастерье».По итогам 2-го года обучения- звание «Мастеровой», оно свидетельствует о самостоятельности детей в изготовлении традиционных изделий, об их умении экспериментировать, создавать свои композиционные решения в рамках традиционной системы, варьировать форму, орнамент, колорит. По окончании 3-го года обучения присваивается звание - «Мастер».

Изучение основных разделов программы обобщается творческим мероприятием (н-р выставкой и др.). Учебный год завершается итоговой творческой работой, тема которой определяется заранее вместе с детьми.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «народные промыслы» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Н. В. Михайловой, методистом фгбоу спо (техникум) «Палехское художественное училище имени М. Горького»
Образовательная программа «народные промыслы» iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы...
Образовательная программа «народные промыслы» iconОсновная образовательная программа: 072600 «Декоративно-прикладное...
Нормативный срок освоения основной образовательной программы для очной формы обучения, включая последипломный отпуск – 4 года
Образовательная программа «народные промыслы» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и профилю подготовки «Художественный металл», утверждённому приказом Министерства...
Образовательная программа «народные промыслы» iconДорогие ребята!
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Образовательная программа «народные промыслы» iconЖизненный путь М. Горького
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Образовательная программа «народные промыслы» iconРеферат «Народные промыслы Нижегородской области»
Муниципальное образовательное учреждение Роженцовская средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа «народные промыслы» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Кабардино...
Ооп бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072600. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и профилю...
Образовательная программа «народные промыслы» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Кабардино...
Ооп бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072600. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и профилю...
Образовательная программа «народные промыслы» iconС. Ф. Масленникова народные промыслы урала
Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета. Протокол №1 от 21 октября 2009 года
Образовательная программа «народные промыслы» iconПлан-конспект урока по литературе 20 века
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Образовательная программа «народные промыслы» iconА б класс русскиий язык п. 45, 46 правила. Стр. 132 контрольные вопросы
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Образовательная программа «народные промыслы» iconРабочая программа учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство...
Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства
Образовательная программа «народные промыслы» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, курсовым работам
Образовательная программа «народные промыслы» iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Основы безопасности жизнедеятельности...
«Вокальное искусство» 072601 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»
Образовательная программа «народные промыслы» iconПрограмма учебной дисциплины б. 1 История искусств по направлению...
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск