Скачать 207.71 Kb.
|
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы» Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства Тамбов 2007
Автор: Никулина О.П. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» Рецензенты: Стариков М.М. кандидат педагогических наук, доцент, декан ХГФ МПГУ им. В.И. Ленина Кириенко Т.А. – зав. отделением «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности № 070802 по повышенному уровню. Программа по предмету «ДПИ и народные промыслы» знакомит студентов с традиционной национальной культурой нашего народа, реализовывает связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, древнерусской живописи. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества, поэтому учебный курс, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, позволяет унаследовать основы народного искусства, понять принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. Цели и задачи учебного курса: -формирование эстетической культуры, развитие творчески активной личности; -знакомство с народным искусством и традиционными народными промыслами; -освоение знаний традиционных стилевых особенностей того или иного промысла; Студенты должны знать традиционные виды обработки материалов, историю развития промысла, стилевые особенности, технологию изготовления изделия. В процессе работы студенты ведут конспекты лекций, участвуют в семинарских занятиях в форме презентаций, выполняют практические работы по копированию с образцов фрагментов изделий ДПИ, делают зарисовки объектов народного искусства, выполняют тестовые задания. Для самостоятельной работы студентам предлагается выполнение реферата на тему предусмотренную программой или предложенную самим студентом. Формой аттестации по дисциплине «ДПИ и народные промыслы» является экзамен. Программа рассчитана на 72 аудиторных часов. Учебный план
Всего 72 Тематический план
Всего 82 72 38 34 10 Содержание дисциплины Раздел 1.История развития народных художественных промыслов России. Тема 1.-6. Народное и декоративно-прикладное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Категории народного искусства (традиция, коллективность, канон, новизна, современность). Традиция - основополагающая категория народного искусства, определяющая его развитие. Понятие "народный мастер". Истоки русского народного творчества. Образы и темы народного искусства. Материалы, используемые в ДПИ. Народное искусство Древней Руси. Понятие "народные художественные промыслы". Причины их возникновения. Виды и районы народных художественных промыслов. Народное жилище как образ мира. Убранство крестьянской избы и предметы быта. Домовая резьба. Практическая работа. Изображение внешнего и внутреннего убранства избы. Раздел 2.Художественная обработка дерева. Тема 1-4. Основные виды и промыслы по обработке дерева (Русский Север, Поволжье, Подмосковье). Игрушка деревни Богородское. Абрамцево-кудринская резьба по дереву. Произведения с росписью по дереву - семеновская и семинская Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Северодвинские росписи. История возникновения матрешки. Различия в форме и декоре Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешки. Практическая работа. Выполнение образцов различных видов резьбы. Выполнение орнаментальных мотивов различных росписей Поволжья. Раздел 3.Художественные изделия из лозы, бересты и соломки. Тема 1-2. Народные промыслы по обработке бересты (Архангельск, Вологда). Плетение из лозы и соломки. Практическая работа. Копирование фрагментов изделий из бересты. Раздел 4.История развития русской художественной керамики. Тема 1-2. Особенности керамики как материала. История развития русской художественной керамики. Гжель - старейший центр русского народного керамического искусства. Многообразие народных традиций Гжели. Гжельский полуфаянс, фарфор, майолика. Скопинская керамика и ее особенности (скульптурный декор, глазурь). Балхарская керамика и ее художественные особенности. Способы ее оформления. Особенности Ленинградских, Конаковских, Дмитровских изделий. Глиняные игрушки России (дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская, жбаниковская). Характерные приемы работы с материалом на промыслах глиняной игрушки. Практическая работа. Изображение узоров глиняной игрушки. Изображение формы и узоров керамических сосудов. Раздел 5.Художественная обработка металла. Тема 1-2. Многообразие древнерусских традиций, воплощенных в современных промыслах по художественной обработке металла. Серебро с чернью Великого Устюга. История промысла, его истоки и традиции, ассортимент. Развитие лучших черт гравировки с чернью: выразительность силуэта изображения, декоративность рисунка, тонкость и изящество линий. Кубачи - ювелирный центр Дагестана. Художественные изделия с чернью со знаменитыми кубачинскими узорами: "ветвь", "мархарай". Разнообразие технических приемов. Златоустовская гравюра на металле. Ростовская финифть. Возникновение промысла и развитие его традиций. Предметы церковного обихода в ассортименте раннего периода. Портретная миниатюра. Роль цвета. Женские украшения в ассортименте промысла. Возрождение декоративных принципов финифтяной росписи. Ювелирные изделия других промыслов: Мстера, село Красное. Производство холодного оружия, украшенного гравированным узором с позолотой. Технические приемы декорировки: травление, насечка золотом и серебром, воронение. Каслинское чугунное литье. Истоки промысла. Практическая работа. Изображение фрагментов изделий из металла/ Раздел 6.Художественная обработка камня. Тема 1. Художественные изделия из камня, кости, рога. Специфика материалов. Развитие уральского промысла по художественной обработке камня. Центры изготовления изделий: Кунгур, Борнуково, каменная анималистика на промыслах. Тувинская резьба по камню. Раздел 7.Художественная обработка кости и рога. Тема 1.Традиции в обработке кости в России. Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Хотьково - центры костерезного искусства. Их своеобразие, художественные особенности ремесла. Самостоятельная работа: выполнение реферата на тему истории развития, технологии, традициях того или иного промысла ( по выбору студента)/ Раздел 8.Русские художественные лаки. Тема 1-2. Федоскино - старейший центр лаковой миниатюры. История промысла и его традиции. Письмо "по сквозному" и "по плотному"- два вида федоскинской масляной живописи. Сюжеты лаковых изображений: пейзаж, тематическая миниатюра, портрет, орнаментальные композиции. Иконописные истоки в творчестве мастеров Палеха, Мстеры, Холуя. Характер мстерского пейзажа. Жанровые миниатюры Холуя. Железные лакированные подносы Жостова - уникальная область искусства русских художественных лаков. Техника росписи. Основные этапы развития промысла. Жостовский колорит. Практическая работа . Изображение этапов украшения металлических подносов. Раздел 9.Искусство стеклоделия. Тема 1. Художественное стекло. Восстановление стекольной промышленности. Ведущие стекольные заводы России: Гусевский и Дятьковский хрустальные заводы; Ленинградский завод художественного стекла. Изобретение сульфидного стекла (1957 год). Раздел 10.Народная вышивка Тема 1-3. Возникновение вышивки. Производство изделий. Орнамент русской вышивки и его корни. Колорит вышивки. Особое разнообразие русской народной вышивки. Крестецкая, Горьковская, Рязанская, Калужская, Владимирская, Мстерская, Ивановская вышивки. Нижегородские и Торжокские золотошвейные изделия. Практическая работа. Копирование с образцов фрагментов различных видов вышивки Раздел 11.Кружевоплетение и пуховязание. Тема 1-2. Способы плетения кружев. Парные, сцепные кружева. Михайловские численные кружева. Использование в выполнении кружев предварительных рисунков - сколков. Кружева Вологоды, Ельца, Кирова. Своеобразие кружевных центров. Техника выполнения, мотивы орнамента. Оренбургский пуховязальный промысел. Практическая работа. Схематичное изображение вариантов узора платков. Раздел 12.Русское узорное ткачество Тема 1. Узорное ткачество Русского Севера, Центра и Южной России. Механическое ткачество и его промыслы. Техника ремизного ткачества. Практическая работа. Изображение узоров, полученных способом узорного ткачества. Раздел 13.Ручное ковроткачество Тема 1-4. Появление ковровых промыслов в России (19 век): в Курской, Орловской, Воронежской, Саратовской губерниях, в Сибири. Техника изготовления ковров. Ворсовые и безворсовые ковры. Ковры Дагестана и Башкирии. Практическая работа. Схематичное изображение композиции ковров. Раздел 14.Художественная роспись тканей Тема 1-2. Искусство набойки Павловского Посада. Техника выполнения набойки, история ее развития на Руси. Трактовка орнамента. Другие виды художественной росписи ткани: батик (холодный, горячий), свободная роспись, аэрография. Технология изготовления изделий. Ассортимент. Практическая работа. Зарисовки композиций Павлопосадских платков Содержание контрольной работы за 1 полугодие. Предмет «ДПИ и народные промыслы » 3 курс Вид контроля Промежуточный Тема урока Контрольная работа по темам «Художественная обработка дерева, соломки, керамики» Цель. Выявить знания студентов об усвоении материала 1 полугодия; Определить уровень усвоения программного материала. Задание. Ответить на вопросы по терминологии Материалы и инструменты Бумага, авторучка Сроки. 1 урок Критерии оценки. Оценка «5» ставится, если студент ответил на все поставленные вопросы правильно. Оценка «4» ставится, если правильных ответов от 15 до 19. Оценка «3» ставится, если правильных ответов от 10 до 14. Оценка «2» ставится, если студент дал менее 10 правильных ответов. Вопросы 1.Всевозможные орнаментальные композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разных комбинациях, выполненных из дерева. 2.Толстостенные изделия с неплотным пористым черепком, преимущественно из красных глин. 3.Тонкая стекловидная пленка, покрывающая поверхность керамических изделий и придающая водонепроницаемость, а также декорирующая изделие. 4.Основа большинства плетеных изделий из соломки. 5.Способ декорирования путем вырезания и наклеивания узора из разных материалов или соломки в предварительно подготовленные углубления. 6.Искусство широких трудящихся масс, главной чертой которого является коллективный характер. 7.Одна из исторически сложившихся форм народного ДПИ, представляющего собой производство художественных предметов широкого потребления при обязательном использовании ручного труда. 8.Верхний слой коры березы, используемый для изготовления предметов быта. 9.Способность глины принимать любую форму и сохранять ее после обжига. 10.Толстостенные изделия с пористым черепком из белых глин. 11.Изделия из белых глин, имеющие тонкий просвечивающий черепок. 12.Создание формы изделия из глины из тестообразной керамической массы вручную. 13.Жидкая керамическая масса. 14.Процарапывание узора на пове6рхности подвяленного изделия заостренной палочкой. 15.Жидкая керамическая масса из белых глин, окрашенная в разные цвета и используемая для создания декора изделия. 16.Краски, которые наносят поверх глазури после политого обжига и закрепляют дополнительным обжигом. 17.Краски, которыми расписывают по утильному черепку, а затем покрывают бесцветной глазурью. 18.Нижняя наружная часть избы, утепляющаяся дополнительно снаружи. 19.Треугольная часть стены между крышей и срубом. 20.Украшения, выполненные в виде резных досок вверху и внизу окна. 21.Бревенчатые стены избы. 22.Узорные доски, спускающиеся от верхнего края крыши вдоль нее и закрывающие щели между кровлей и челом. Ответы 1. Геометрическая резьба 2. Майолика 3. Глазурь 4. Плетежок 5. Инкрустация 6. Народное искусство 7. Народные художественные промыслы 8. Береста 9. Пластичность 10. Фаянс 11. Фарфор 12. Формовка 13. Шлихер 14. Сграфитто 15. Ангоба 16. Надглазурные 17. Подглазурные 18. Заваленка 19. Чело 20.Наличники 21.Сруб 22.Причелины Рекомендуемая литература 1.Богуславская И.Я. Русское народное искусство.– Л., 1968 2.Каплан Н., Митлявская Т. Народные художественные промыслы. – М.,1980 3.Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву.– М., 1983 4.Логинов В. Новь древней Гжели. – М., 1980 5.Русецкая О. Прикосновение к истокам. Очерки о художественных промыслах России. – М., 1987 6.Тарановская Н. Русская деревянная игрушка.– Л., 1970 Примерные темы рефератов по предмету «ДПИ и народные промыслы»
Пояснительная записка к экзамену Экзамен по предмету «ДПИ и народные промыслы» завершает курс изучения данной дисциплины. Разработанные вопросы и составленные экзаменационные билеты соответствуют требованиям Государственного стандарта по дисциплине «ДПИ и народные промыслы» профессионального образования РФ по специальности 070802 повышенного уровня. Цель: выявить у студентов уровень теоретических знаний по предмету. Задачи: - знакомство с народным искусством и традиционными народными промыслами; - освоение знаний традиционных стилевых особенностей того или иного промысла; -студенты должны знать традиционные виды обработки материалов, историю развития промысла, стилевые особенности, технологию изготовления изделия. Экзаменационные билеты содержат два теоретических вопроса по разным разделам учебного материала. Экзаменационные вопросы 1. Рассказать о материалах, из которых изготавливают изделия народных художественных промыслов. 2. Охарактеризовать основные промыслы по производству художественных изделий из дерева. 3. Каковы отличительные особенности хохломских изделий? 4. Каковы отличительные особенности городецких изделий? 5. Чем характеризуются полхов-майданские изделия? 6. Каковы отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы? 7. Расскажите о возникновении народных художественных промыслов лаковой живописи. 8. Какова техника изготовления художественных изделий из папье-маше с лаковой живописью? 9. Каковы отличительные особенности изделий из папье-маше с холуйской и мстёрской лаковой живописью? 10. Каковы отличительные особенности изделий из папье-маше с федоскинской и палехской лаковой живописью? 11. Расскажите об изделиях с лаковой живописью на металле. 12. Рассказать о возникновении промысла художественной резьбы по кости. 13. Какова техника изготовления художественных костерезных изделий?. 14. Каковы особенности ломоносовских и тобольских изделий из кости? 15. Чем отличаются чукотские и хотьковские изделия с резьбой по кости? 16. Рассказать о возникновении промысла художественной резьбы по камню. 17. Каковы особенности архангельских, краснодарских камнерезных изделий? 18. Каковы особенности алтайских, уральских камнерезных изделий? 19. Каковы отличительные черты изделий горьковских мастеров по камню?. 20. Рассказать о возникновении промысла художественной обработки металла. 21. Какие операции включает производство художественных изделий из металла? 22. Рассказать об особенностях филигранных изделий. 23.Рассказать об особенностях эмалевых изделий. 24. Из каких основных процессов состоит производство художественных керамических изделий? 25. Каковы отличительные особенности гжельской керамики?. 26. Рассказать о возникновении народных промыслов ручного ковроделия. 27. Охарактеризовать различные виды ковров и ковровых изделий.. 28. Чем отличаются дымковская и абашевская игрушка? 29. Чем отличается филимоновская и каргопольская игрушка?. 30. Расскажите об особенностях русских матрёшек. 31. Чем характеризуются ленинградские, дмитровские, конаковские изделия из керамики? 32. Расскажите о возникновении искусства стеклоделия. 33. Из каких основных процессов состоит производство художественных изделий из стекла?. 34. Каковы отличительные особенности гусевских изделий из стекла? 35. Чем характеризуется ленинградское художественное стекло? 36. Как и что изготавливают из кожи? 37. Расскажите о возникновении искусства вышивки. 38. Рассказать о разных видах вышивки. 39. Что входит в ассортимент изделий с вышивкой? 40. Каковы отличительные особенности крестецких и горьковских изделий с вышивкой? 41. Каковы отличительные особенности рязанских и калужских изделий с вышивкой? 42. Каковы отличительные особенности владимировских и ивановских изделий с вышивкой? 43. Рассказать о способах художественной росписи тканей. 44. Чем характеризуются «свободная роспись», «батик»? 45. Чем характеризуется «набойка»? 46. Каковы отличительные особенности павлопасадских мастеров? 47. Рассказать о возникновении искусства узорного ткачества. 48. Каковы характерные особенности череповецких, ряжских мастеров узорного ткачества? 49. Каковы характерные особенности изделий воронежской, ивановских мастеров узорного ткачества? 50. Что входит в ассортимент изделий узорного ткачества? 51. Рассказать о возникновении пуховязанных промыслом. 52. Каковы особенности оренбургских вязанных изделий? 53. Какова техника изготовления ручных кружев и кружевных изделий? 54. В чём отличительные особенности вологодских, елецких кружев? 55. В чём отличительные особенности кировских, михайловских кружев? 56. Каковы отличительные особенности скопинской керамики? 57. Каковы отличительные особенности балхарской керамики? 58. Чем отличаются ковры Дагестана? 59. Каковы отличительные особенности русских ковров? 60. Каковы отличительные особенности тамбовских и воронежских ковров? Рекомендуемая литература
кости и рогу. – М., 1978
промыслы. – М.,1980
|
Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности... Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы... | Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Основы безопасности жизнедеятельности... «Вокальное искусство» 072601 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины од. 01. 06 Физическая культура... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Программа учебной дисциплины б. 1 История искусств по направлению... Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, курсовым работам | Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Н. В. Михайловой, методистом фгбоу спо (техникум) «Палехское художественное училище имени М. Горького» | ||
Основная образовательная программа: 072600 «Декоративно-прикладное... Нормативный срок освоения основной образовательной программы для очной формы обучения, включая последипломный отпуск – 4 года | Рабочая учебная программа по дисциплине «История мировой культуры» Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования для специальности 072601 «Декоративно-прикладное... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 от 09. 2013 Программа дисциплины... Направление: Педагогическое образование, Управление в технических системах, Прикладная информатика, Экология и природопользование,... | Программа практики по ознакомлению студентов с памятниками архитектуры,... Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и профилю подготовки «Художественный металл», утверждённому приказом Министерства... | Решение заседания Направление: Педагогическое образование, Управление в технических системах, Прикладная информатика, Экология и природопользование,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Кабардино... Ооп бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072600. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и профилю... | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Кабардино... Ооп бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072600. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и профилю... | Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... |