Скачать 414.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Москва 2013 Разработчик: А.А.Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства Рецензент: М.А.Черкасов, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения - Учебно-методическая литература - Средства обучения
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Резьба по дереву» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного искусства в детских школах искусств. В ходе обучения резьбе по дереву развиваются индивидуальные творческие способности детей, активизируется их желание активно участвовать в художественном преобразовании окружающей жизни. Обучение учащихся искусству резьбы по дереву строится на основе взаимосвязи процесса обучения с процессами общего развития детей и их воспитания. Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков. Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Рекомендуемый для освоения предмета «Резьба по дереву» возраст детей - 9-12 лет. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Резьба по дереву» реализуется при 3-летнем сроке обучения с 1 по 3 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Резьба по дереву» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа. Сведения о затратах учебного времени
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия:
самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, а также дает возможность проконтролировать соблюдение правил техники безопасности. Цель учебного предмета Целью учебного предмета «Резьба по дереву» является художественно-эстетическое развитие учащегося на основе овладения знаниями и представлениями об искусстве резьбы по дереву, формирования практических умений и навыков. Задачи учебного предмета Задачами учебного предмета являются: – формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; – изучение народных художественных традиций русской резьбы по дереву и создание на их основе новых декоративных образов; – формирование специальных навыков резьбы по дереву, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления; – формирование средствами резьбы по дереву потребности общения учащихся с искусством; – развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа; – развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на основе работы с материалом. Обоснование структуры программы Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремеслам. Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) предусматривает последовательное усложнение заданий и должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Учебно-тематический план ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Резьба по дереву в России |
Программы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву» Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению | Пояснительная записка 4 Раздел I. Информационно-аналитический. I. 1 Информация о внешней среде 8 Приложение. Проект «Сохранение народных ремесел в условиях современной общеобразовательной школы. Резьба по дереву» | ||
Деревянное зодчество села Яльчики Работу Основу народного искусства составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вышивка, вязание, узорное ткачество, шитьё... | Образовательная программа «народные промыслы» Искусствоведы опасаются, что ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, кузнечное дело и плетение из лозы и соломы... | ||
Примерная программа по учебному предмету «История Красноярского края»... Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность... | «резьба по дереву» 2011-2012 учебный год Из дерева возводились целые поселения, изготовлялись орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры. Часто... | ||
Образовательная программа студии «Резьба по дереву» Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель, корабли. Так, глубокий резной рельеф узорных досок из пышных гирлянд с изображениями... | Примерная программа по учебному предмету книжная графика А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России | ||
Примерная программа по учебному предмету компьютерная графика и дизайн А. С. Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат... | Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки Разработчик: Л. Ю. Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской... | ||
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование И. А. Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,... | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по учебному предмету русский язык Программа (примерная программа) Русский язык авторы: В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова | Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... |