Скачать 0.59 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ДИЗАЙН Москва 2013 Разработчики: А.С.Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук А.С.Сокольская, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, старший преподаватель Орловского государственного института искусств, член Союза художников России Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства Рецензент: О.В.Соловьева, преподаватель Объединенной детской школы искусств города Братска Иркутской области Структура программы учебного предмета
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета -Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации -Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Обоснование структуры программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
-Учебно-тематический план -Содержание разделов и тем. Годовые требования.
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценок
- Методические рекомендации преподавателям; - Примерный перечень вопросов по теоретическим разделам и темам учебного предмета - Перечень творческих практических заданий, выполняемых средствами компьютерной графики по графическому дизайну по разделам и темам
- Список методической литературы по дизайну - Список учебной литературе по компьютерной графике - Средства обучения
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. Учебный предмет «Компьютерная графика и дизайн» в детских школах искусств дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является предметом, востребованным у детей и молодежи, так как ориентирует их на приобретение актуальных знаний, умений и навыков. Компьютерная графика является универсальным средством при изучении академических законов дизайнерского искусства, так как может использоваться и как вспомогательное средство исполнения замысла художника, и как самостоятельная часть проектирования. Освоение программы формирует теоретические и практические знания, которые применяются при изучении большинства направлений современного дизайна. Учебный предмет «Компьютерная графика и дизайн» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению графических проектов способами компьютерных технологий, овладение способами применения их в дальнейшем в практической и творческой деятельности. Знания, полученные при освоении учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн», могут стать фундаментом для дальнейшего освоения компьютерных программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации. Практика показывает, что одним из важнейших вопросов современного гуманитарного знания становится культура подачи графического изображения как часть общей информационной культуры. Освоение программы учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» основано на изучении компьютерных технологий путем исполнения творческих заданий с применением полученных навыков, что способствует развитию таких качеств личности как интуиция, образное мышление, а также развитию способностей к проектированию. Для успешного решения проектных задач учащемуся необходимо освоить все основные закономерности формальной композиции и уметь пользоваться этими средствами для сознательного подхода к дизайнерскому творчеству. Полученные знания в результате освоения программы «Компьютерная графика и дизайн» не исключают развитие интуитивно-образного отношения к самому творческому процессу. Активная творческая работа учащихся заключается в выполнении заданий по каждой изучаемой теме как в аудитории, так и самостоятельно. Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе — 12–15 лет. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» при 3-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 245 часов – самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Срок освоения образовательной программы «Компьютерная графика и дизайн» составляет 3 года.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия: 1-3 год обучения –3 часа в неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-2 годы обучения – 2 часа в неделю, 3 год обучения – 3 часа. Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по предмету «Компьютерная графика и дизайн» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами:
Цель учебного предмета Целью учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» является развитие значимых для образования, социализации, самореализации интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей на основе практической деятельности в области современных дизайнерских программ. Задачи учебного предмета Задачами учебного предмета являются: - развитие интереса к дизайнерскому творчеству; - изучение выразительных возможностей графических средств; - формирование компьютерной грамотности учащихся и навыков эффективной организации индивидуального информационного пространства; - развитие способностей и возможностей к художественно-исполнительской и проектной деятельности; - развитие способностей и возможностей учащихся динамично управлять содержанием изображения, его формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей выразительности; - ориентация в возможностях дизайнерских программ и выработка удобных и эффективных способов создания цифровых композиций и их подготовки к публикации; - формирование необходимых практических навыков работы в компьютерной графике как одного из видов графического дизайна; - эффективное применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе, самообразовании. Обоснование структуры программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный метод (лекция с элементами беседы - объяснение теоретических основ компьютерной графики и дизайна); - наглядный метод (демонстрация приемов работы в компьютерной графике и дизайне, всевозможных изображений, репродукций, схем, проектов); - практический метод (приобретение навыков работы в дизайнерских программах и исполнение в электронном виде композиционной темы, проекта); - эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Реализация предмета требует наличия учебного кабинета «Информационные технологии» с учебными местами по количеству учащихся. Кабинет должен включать следующее оборудование:
Занятия по учебному предмету «Компьютерная графика и дизайн» предполагают наличие Инструкции по технике безопасности и разработанные Правила поведения в компьютерном классе для учащихся. Преподаватель должен пройти специальный инструктаж по технике безопасности.
Содержание учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» разработано с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части, при этом теоретическая часть тесно связана с практической. Рекомендуемые формы проведения занятий: лекции, беседы, демонстрация, самостоятельная практическая работа, проектная деятельность. Большая часть учебного времени выделяется на практические упражнения и самостоятельную работу. Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися теоретических основ компьютерной графики и дизайна, при этом формой обучения являются лекции с элементами беседы и демонстрацией учебного материала. Основным видом занятий по учебном предмету «Компьютерная графика и дизайн» является практикум, содержание которого направлено на применение теоретических знаний в учебном и творческом опыте. Программа предполагает также изучение основ графического дизайна через выполнение большого количества несложных упражнений, выполняемых средствами компьютерной графики. Задания носят творческий характер и рассчитаны на индивидуальные темпы выполнения. Перечни примерных творческих заданий и вопросов для повторения пройденного материала по теоретической части прилагаются в разделе программы «Методическое обеспечение». Содержание программы включает следующие разделы: - техника безопасности поведения в компьютерном классе; - компьютерная графика как область графического дизайна; - основы композиции в графическом дизайне; - средства гармонизации графической формы; - теоретические основы компьютерной графики; - программные средства компьютерной графики; - цвет в композиции и в компьютерной графике; - основы графического дизайна, проектирование; - основы типографики. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Учебно-тематический план Первый год обучения
Второй год обучения
Третий год обучения
Годовые требования ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Техника безопасности поведения в компьютерном классе |
050100 Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование... Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Рабочая программа дисциплины в12 Полиграфический дизайн и реклама... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины история искусств и стилей Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Профиль Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера) | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Педагогическое образование (профиль Дополнительное образование. Дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера) | Программа учебной дисциплины (модуля) «Иностранный язык (второй)» Педагогическое образование (Математика и информатика; Физическая культура; Дополнительная образование-дизайн и компьютерная графика,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна... Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 2 Основы дизайнобразования... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) дв. 11. 1 Художественная обработка... Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 21 Современные отделочные... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) дв13. 1 Основы архитектуры... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Примерная программа по учебному предмету книжная графика А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России | ||
050100 «Педагогическое образование» профиль «Дополнительное образование... «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», а также курсов по выбору «Основы дпи», специальной дисциплины... | Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 20 Компьютерное проектирование... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» |