Скачать 1.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Б1.В.3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (второй) (немецкий язык) Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 050400.62 Психолого-педагогическое образование (Психология образования) 050700.62 Специальное (дефектологическое образование) (Специальная психология) 030600.62 История (Общий профиль) 040100.62 Социология (Общий профиль) 040400.62 Социальная работа (Общий профиль) 040700.62 Организация работы с молодёжью (Общий профиль) 031300.62 Журналистика (Тележурналистика) 071900.62 Библиотечно-информационная деятельность (Общий профиль) 010400.62 Прикладная математика и информатика (Общий профиль) 050100.62 Педагогическое образование (Математика и информатика; Физическая культура; Дополнительная образование-дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера) 080500.62 Бизнес-информатика (Общий профиль) 022000.62 Экология и природопользование (Природопользование) 020400.62 Биология (Общая биология) 071500.62 Народная художественная культура (Руководство любительским хореографическим коллективом) 071800.62 Социально-культурная деятельность (Менеджмент социально-культурной деятельности) 100100.62 Сервис (Сервис в индустрии моды и красоты) (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании кафедры иностранных языков факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 1 от 09 сентября 2012г.) Зав. кафедрой ______________________________ С.А. Виноградова 1. Программа учебной дисциплины (модуля) « Иностранный язык (второй)»
3. Рецензенты: Н.А. Музычук, канд. фил. наук, доцент МГИ, В.Г. Пиксендеева, канд. фил. наук, доцент кафедры ИЯ и МП МГГУ 4. Цели освоения дисциплины Дисциплина «Иностранный язык» является важной составляющей в подготовке бакалавра, который должен в рамках общекультурной и разговорной тематики относительно свободно продуцировать и репродуцировать иностранную речь, как в письменной, так и в устной форме. Целью обучения иностранному языку является формирование у обучающегося коммуникативной компетенции: способности организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Данная цель включает в себя приобретение знаний о системе и структуре языка и правилах его функционирования в процессе иноязычной коммуникации. Дисциплина «Иностранный язык (английский язык)» реализуется через содержание обучения языку. Оно включает следующие аспекты: материальный (средства языка и речи, в том числе, тексты), идеальный (проблемы, сферы общения) и процессуальный. Средства языка и проблемы общения сосредоточены в учебной литературе. Она отобрана по принципу соответствия современным требованиям к содержанию языкового образования (учебная информация должна быть аутентичной, социально значимой и культурологически специфичной) и в соответствии с задачами этапов обучения. Содержание курса по данному УМК направлено на развитие у студентов неязыковых специальностей указанных факультетов умений и навыков практического пользования немецким языком, умения получать и обмениваться информацией на иностранном языке. Следует особо подчеркнуть, что помимо отличного владения профессионально-направленными знаниями по различным специальностям, обучающийся должен быть высокообразованным, культурным, разносторонним человеком, неотъемлемой чертой которого, является знание хотя бы одного иностранного языка (в данном случае, английского). Таким образом, целью обучения немецкому языку студентов неязыковых групп является развитие определённых умений по каждому из видов речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо). По окончании 1 курса изучения иностранного языка, являющегося самостоятельной дисциплиной в курсе обучения студентов факультетов, первокурсники должны уметь:
Курс подразделяется на 2 взаимосвязанных этапа, каждый из которых имеет свои задачи и особенности. На первом этапе (1 семестр) осуществляется дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков студентов, которыми они владеют в соответствии с требованиями школьной программы. Цель данного этапа обобщить и систематизировать указанные знания и полностью подготовить студентов к получению информации из оригинальной литературы на немецком языке. Выполнению этой задачи содействует ранняя специализация студентов, под которой понимается своеобразная направленность тематики информационных профессионально-направленных проектов, работа над которыми на данном этапе включает подбор и систематизацию информации по выбранной теме, составление специализированного глоссария и перевод статей. Главная задача преподавания немецкого языка на 1 этапе состоит в том, чтобы научить студентов делать устные сообщения, вести беседу в пределах изученных тем, читать и понимать учебные тексты без словаря. Изучение немецкого языка осуществляется на основе и через посредство устной речевой деятельности студентов. Все сведения теоретического характера сообщаются лишь в объёме, необходимом для приобретения студентами практических умений и навыков пользоваться иностранным языком как средством общения. В области говорения важно развивать следующие умения:
Активный словарь студентов должен составить к концу первого этапа 800 лексических и фразеологических единиц, включая примерно 500 слов и выражений, усвоенных в средней школе. В это количество не включаются интернациональные и производные слова, а также сложные, образованные из знакомых слов. Этот лексический материал, наряду с грамматическим, предназначенным для использования в устной речи, усваивается при изучении тем (смотри таблицу). Грамматический материал в настоящей программе подразделяется на активный и пассивный. Активный грамматический материал предназначен для употребления в устной речевой деятельности студентов и усваивается до степени его автоматического использования в речи, в то время как пассивный грамматический материал изучается студентами в целях его правильного узнавания и понимания в письменной речи. Соответственно, активный грамматический материал полностью включается в пассивный грамматический материал, но не наоборот. В то же время, по мере продвижения, часть грамматического материала переходит из пассивного запаса в активный. В приведённой ниже таблице пассивный грамматический материал отмечен звёздочкой. К аудированию на первом этапе предъявляются следующие требования. Студенты должны понимать на слух содержание текста нового по фабуле, но построенного на изученном языковом материале. Время звучания текста до 2 минут. В области обучения чтению на данном этапе ведущей задачей является овладение студентами умением читать и понимать без словаря тексты, построенные на аутентичном языковом материале. Это помогает созданию более полноценных умений и навыков читать иноязычные тексты, а также быстрому накоплению запаса лексики. Разное место в расширении вокабуляра студентов занимает усвоение лексики посредством устной речевой деятельности, изучение особенностей словообразования и развития языковой догадки. Общий лексический минимум должен составить к концу первого этапа не менее 1600 слов и словосочетаний, включая 800 лексических единиц активного словаря студентов. В результате, в течение первого этапа в области чтения студент должен овладеть следующими умениями и навыками:
Письмо. В течение первого года обучения студенты активно включаются в деятельность по развитию навыка письменной речи. Процесс направлен на один из жанров письма: описание друга, реклама и объявления, личное и деловое письмо, e-mail, отрывок из брошюры, сочинение и т.д. Студенты овладевают образцами определённого жанра, его специальными чертами (организация, соединительные слова, полезные фразы правописание, модель и т.п.) и после этого выполняют письменное задание. Второй этап (2 семестр) направлен на овладение студентами умениями и навыками чтения со словарём и без словаря текстов общепедагогической направленности, актуальных газетных и журнальных статей, текстов по специальностям. Студенты должны научиться, что немаловажно, делать адекватный перевод, аннотировать и реферировать тексты. В области устной речи задача состоит в обучении студентов умению делать сообщения и вести беседу в пределах изученных тем, а также в связи с прочитанным, услышанным и увиденным. Завершается формирование умений и навыков студентов пользоваться языком как средством коммуникации, т.е. создается необходимая языковая база для самостоятельного пользования изучаемым языком в практических целях. Одновременно продолжается привитие студентам и навыков пользоваться устной и письменной речью на изучаемом языке, в первую очередь – неподготовленной речью. На втором этапе происходит оформление и защита информационных профессионально-направленных проектов студентов на немецком языке, написание на их основе статей. Устная речь. Обучение устной речи на втором этапе направлено на привитие студентам умений и навыков пользоваться как подготовленной, так и неподготовленной речью. Активный словарь студентов к концу второго этапа должен составлять не менее 1000 лексических единиц, включая лексику, усвоенную на первом этапе. Грамматический материал также подразделяется на активный и пассивный. К концу второго этапа студенты должны овладеть в области чтения следующими умениями и навыками:
К завершению второго этапа студент должен быть вооружён следующими умениями и навыками в области владения устной речью: Говорение:
Аудирование: Умение понять на слух содержание текста, нового по фабуле, но построенного на изученном языковом материале. Время звучания текста – не менее трёх минут. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Курс Иностранный язык является дисциплиной базового компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра по следующим направлениям Курс Иностранный язык призван углубить языковую подготовку студентов, вооружить их лингвистическими знаниями, которые должны выступать как вспомогательный инструмент дальнейшей профессиональной деятельности 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Иностранный язык»
7. Объём дисциплины и виды учебной работы
ВАРИАНТ 2 (два года обучения)
|
Программа дисциплины опд. Ф. 16 Иностранный язык в сфере профессиональной... Формирование навыков и умений, позволяющих студентам использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности; формирование... | Программа учебной дисциплины «Иностранный язык» Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: иностранный язык, русский язык,... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 16 Иностранный язык в сфере профессиональной... Формирование навыков и умений, позволяющих студентам использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности; формирование... | Программа дисциплины опд. Ф. 16 Иностранный язык в сфере профессиональной... Формирование навыков и умений, позволяющих студентам использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности; формирование... | ||
Рабочая программа дисциплины иностранный язык в сфере юриспруденции... Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» подготовлена Пастушковой М. А., к п н., доцентом, доцентом... | Тематический план учебной дисциплины «Иностранный язык» Дисциплина «Иностранный язык» тесным образом связана с целым рядом гуманитарных и естественных дисциплин (русский язык, литература,... | ||
Программа учебной дисциплины по дисциплине: «Иностранный язык» Программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Иностранный язык... Профиль подготовки Преподавание филологических дисциплин (английский язык и русский язык как иностранный) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины фтд. 3 «Второй иностранный язык (французский)» | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык... | ||
Факультет Иностранных языков кафедра проводит практику по специальностям Педагогическое образование. Профиль «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)» | Конспект внеклассного мероприятия в рамках недели английского языка (с использованием икт) Педагогическое образование. Профиль «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)» | ||
Учебно-методический комплекс по практике студентов, обучающихся по... Педагогическое образование. Профиль «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)» | Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный (немецкий) язык... Курс дисциплины «Иностранный язык» имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом междисциплинарных связей, знаний,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» Главная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей... | Программы дисциплины «Иностранный язык» цели и задачи учебной дисциплины Цель дисциплины приобретение студентами навыков и умений в различных видах речевой деятельности, которые на отдельных этапа языковой... |