МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ») Факультет филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций
Кафедра иностранных языков
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА И
МАГИСТРАТУРЫ 050100.62 Педагогическое образование. Профиль «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)»
050100.68 Педагогическое образование. Магистерская программа «Методические технологии в обучении иностранным языкам»
Мурманск 2013 г.
Авторы-составители: И.Е.Кудряшова, старший преподаватель кафедры иностранных
языков
Т.Н.Лисицына, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков
Учебно-методический комплекс по практике студентов-бакалавров и студентов-магистрантов составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)» / магистерской программе «Методические технологии в обучении иностранным языкам».
Учебно-методический комплекс представляет собой комплект нормативных и методических документов, определяющих основные требования к организации и проведению практики студентов-бакалавров и студентов-магистрантов ФГБОУ ВПО МГГУ.
УМК по практике предназначен для студентов-бакалавров 2,4,5 курсов и студентов-магистрантов 2 курса. УМК по практике студентов-бакалавров и студентов-магистрантов рассмотрен
и утвержден на заседании кафедры иностранных языков
Протокол № ____ от ________________ 20___ г.
Утвержден на Учебно-методическом
совете
Протокол № ________________
«____» ___________________ 20___ г.
Председатель Учебно-методического
совета
____________________А.В.Гущина
| Рекомендован кафедрой иностранных языков
Протокол № ________________
«____» ____________________ 20___ г.
Зав. кафедрой
_______________________С.А.Виноградова
|
Мурманский государственный
гуманитарный университет (ФГБОУ ВПО МГГУ), 2013 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебно-воспитательная практика
Направление подготовки бакалавриата: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору) Квалификация (степень) выпускника: бакалавр педагогического образования
Программа учебной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование» II курса
с профилем подготовки «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)» учебно-воспитательная (наблюдательная) практика Сроки проведения практики
4 недели, 4 семестр
Цели практики: подготовка обучающихся к профессиональной деятельности, освоение методического опыта, также приобретение ими первичных практических навыков и умений, формирующих профессиональную компетенцию учителя иностранного (английского) языка.
Задачи практики:
способствовать формированию у студентов навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за учебно-методической деятельностью учителей английского языка, анализировать, оценивать и обобщать увиденное;
развивать умения использовать теоретические знания лингвистических и дисциплин психолого-педагогического цикла, соединять теоретические знания с практическими умениями и выделять их в реальном процессе обучения учащихся английскому языку;
формировать первичные профессиональные умения и навыки, необходимые для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса на уроках английского языка и во внеурочное время;
воспитывать у студентов-бакалавров убежденность в правильности выбора профессии педагога – учителя английского языка.
Место практики в структуре ООП ВПО:
Учебно-воспитательная практика в IV семестре является неотъемлемой частью таких разделов ООП, как «Практический курс английского языка», «Практикум по грамматике», «Практикум по чтению» и логическим продолжением изучения теоретических дисциплин психолого-педагогического цикла.
Место проведения практики:
В качестве базовых учреждений для проведения учебно-воспитательной практики выбраны муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, средние школы и гимназии № 1, 2, 9 г. Мурманска и гимназия № 1 г. Североморска. Студенты-бакалавры посещают уроки английского языка в 1 – 8 классах средних общеобразовательных учреждений.
Практика в средних общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе договоров, заключенных сроком на пять лет, в соответствии с которыми предоставляются места студентам-бакалаврам факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций МГГУ для прохождения учебной практики.
В период практики на практиканта распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в средних образовательных учреждениях.
Содержание и характер деятельности студентов:
Учебно-воспитательная практика на 2 курсе является первой практикой в системе педагогических практик по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Иностранный язык».
В данный период студенты знакомятся со спецификой работы СОШ, работают с методической и учебной литературой по английскому языку, наблюдают за педагогическим процессом, посещают не менее 40 уроков учителей английского языка в разных возрастных группах, анализируют этапы уроков, выполняют лабораторные работы, составляют глоссарий классно-урочных выражений.
Для достижения поставленных задач наблюдательной практики студенты выполняют следующие задания:
Участие в установочной конференции.
Знакомство с образовательным учреждением.
Посещение занятий учителей английского языка, анализ этапов уроков.
Выполнение лабораторных работ № 1 и № 2.
Наблюдение за учащимися класса на уроках, составление глоссария классно-урочных выражений.
Подбор и подготовка дидактических материалов к урокам в помощь учителю английского языка.
Организация и проведение внеклассного мероприятия культурологического характера на английском языке.
Подготовка отчетной документации по учебной практике.
Подведение итогов практики на конференции.
6. Образовательные, научно-исследовательские и научно-практические технологии, используемые на учебно-воспитательной практике:
При выполнении различных видов работ во время наблюдательной практики используются следующие образовательные технологии: командная работа, проведение групповых дискуссий, межличностная коммуникация. 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебно-воспитательной практике:
Для успешного прохождения учебной практики по английскому языку на 2 курсе и организации самостоятельной работы в период практики студенты-бакалавры во внеурочное время работают с дополнительной методической литературой, журналами «Иностранные языки в школе», пособиями по внеклассной работе, составленными студентами факультета, а также под руководством учителя-наставника подбирают и готовят дидактические материалы к урокам английского языка и внеклассному мероприятию страноведческой направленности.
Кроме того, студенты-бакалавры в течение всего периода практики выполняют лабораторные работы, составленные методистами кафедры иностранных языков, которые предусматривают проведение анализа распределения учебного времени на уроке, характера взаимодействия учителя и учащихся, целей и задач урока, а также типов уроков учителя и видов заданий. 8. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебно-воспитательной практики:
Критериями оценки практики является уровень владения студентом-бакалавром общекультурными компетенциями, приобретенными в ходе прохождения данной практики, а именно:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.
Студенты-бакалавры должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
владеет основами речевой профессиональной культуры;
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.
Студенты-бакалавры должны обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности:
способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;
готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;
способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
9. Формы отчетности и итоговая аттестация:
1. Характеристика с оценкой деятельности практиканта по предмету «Английский язык», выданная учителем – наставником и подписанная директором школы;
2. Анализ этапов урока иностранного языка, проведенного учителем;
3. План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку. Итоговой аттестацией по окончании практики является дифференцированный зачет.
В итоговой оценке учитывается:
Уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности;
Степень сформированности первичных профессиональных навыков и умений;
Своевременная подготовка и отчет по итогам учебно-воспитательной практики.
Таким образом, студент-бакалавр может получить следующие оценки:
«Отлично» ставится практиканту, который выполнил в срок и на высоком уровне объем работы, предусмотренный программой практики. При этом студент-бакалавр проявил высокую степень самостоятельности, творчества, инициативы.
«Хорошо» ставится студенту-бакалавру, который полностью выполнил намеченную программу, однако не проявил самостоятельности и инициативы.
«Удовлетворительно» ставится студенту, который в основном выполнил программу практики, но допускал ошибки в основных видах профессиональной деятельности.
«Неудовлетворительно» ставится студенту-бакалавру за невыполнение программы практики, а также если он неоднократно нарушал производственную дисциплину.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента-бакалавра.
Студенты-бакалавры, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие оценку «неудовлетворительно», могут быть отчислены в порядке, предусмотренном Уставом ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет».
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:
Основная литература:
Учебно-методический комплекс по практике студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры. Сост. С.В. Ларина. – Мурманск, 2012.
Сборник программ учебно-воспитательной, учебной и педагогической практик студентов-бакалавров факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций.
УМК по английскому языку для средней школы различных авторов (Кузовлев и др.)
Дополнительная литература:
Настольная книга преподавателя иностранного языка. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др. – Минск, 2008.
Английский язык. Современные методы обучения/А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с.
Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/Под ред. А.А. Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
Конаржевский, Ю.А. Анализ урока/Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2000.
Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения/Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: академия, 2007. – 176 с.
Полат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании/Е.С. Полат. – М.: Академия. 2000.
11. Материально-техническое обеспечение практики:
Для проведения учебной практики необходима материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности на уроке.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимый для реализации целей и задач учебной практики, включает в себя: классные комнаты, оборудованные учебной мебелью, видеопроекционное оборудование, аудиоаппаратуру, компьютер, доступ в Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (ПрООП) ВПО по направлению и профилю подготовки «Педагогическое образование. Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)».
Автор - И.Е.Кудряшова, ст. преподаватель кафедры ИЯ Рецензенты – Л.М.Путистина, зам. директора по учебно-воспитательной
работе гимназии №2, Заслуженный учитель РФ
- М.М.Лукина, к.п.н., доцент кафедры ИЯ
Зав. кафедрой иностранных языков,
к.фил.н., доцент С.А. Виноградова
Программа одобрена на заседании Совета факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций
От «_____» _______________20_____г., протокол № ____________
Председатель Совета О.Н.Иванищева МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |