Деревянное зодчество села Яльчики Работу





Скачать 163.9 Kb.
НазваниеДеревянное зодчество села Яльчики Работу
Дата публикации02.09.2014
Размер163.9 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
IV районная научно-краеведческая конференция

учителей и учащихся Яльчикского района,

посвящённая Году культуры

Секция «Культурное наследие»
Деревянное зодчество села Яльчики

Работу выполнила Доброхотова Юлия,

ученица 8б класса

МБОУ «Яльчикская СОШ»

руководитель Носова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Яльчикская СОШ»

Яльчики, 2014


Заявка на участие

в IV районной научно-краеведческой конференции

учителей и учащихся Яльчикского района,

посвящённой Году культуры


Секция

Название

работы

Автор

работы

Научный руководитель

Место

учёбы автора

Телефон для связи

Культурное наследие

Деревянное зодчество села Яльчики

Доброхотова Юлия

Алексеевна

Носова

Наталья

Николаевна

Ученица 8б класса

МБОУ «Яльчикская СОШ»

89093052749


Содержание
Введение

Народные традиции художественной обработки древесины.

Монументальная культовая скульптура.

Внешнее оформление жилища

Крыльцо

Наличники

Экскурсия по селу Яльчики

Народные традиции художественной обработки древесины.

Знаете ли вы такой народ, …

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветёт?

( П.П. Хузанкай)

Основу народного искусства составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вышивка, вязание, узорное ткачество, шитьё бисером и монетами, ювелирное искусство.

Наших предков всегда сопутствовала древесина. Окружающие леса позволяли иметь её в достатке, под рукой. Природа щедро одарила дерево прочностью и податливостью, красивой текстурой, разнообразием внешних и внутренних форм. Кроме этих природных качеств дерева люди замечали прекрасное свойство не пропускать воду, сохранять тепло.

В те далёкие времена традиции этноэстетики поощряли стремление чувашей к красоте, вознаграждали трудолюбие умельцев. Успехи приобщения мастеров к прекрасному подтверждаются народными пословицами, которые содержат педагогические наставления: « Не работая, не будет красоты». Искусство женщин проявлялось в лепке из глины, в вышивке и ткачестве. Мужчины совершенствовали своё мастерство в обработке древа. Они строили жилища, изготавливали орудия труда, хозяйственную утварь, детские игрушки. Крестьяне, занимаясь домашней промышленностью, старались делать их не только прочными, но и красивыми. Эстетические воззрения народа предъявляли высокие требование к деревообработке. Крестьяне понимали, что плотничество, столярное дело, изготовление транспортных средств и другое требует особых умений. Изделия, соответствующие общественным понятиям идеала красоты, получили характер ремесла. В основном, чуваши занимались ремеслом после земляных работ. Практически сложно указать границу между домашней промышленностью и ремеслом.

Эстетическая ценность деревообработки проявляется, прежде всего, в резьбе по дереву. Сама природа во многом способствовала её становлению. Древние предки находили красивые фигуры в переплетениях корней, сучьев, в различных наростах, искривлениях стволов. Фантазия природы подсказывала мастерам создавать зооморфные и антропоморфные образы лесной скульптуры. Восхищаясь её красотой, дети становились участниками резьбы по дереву. В ходе работы у мальчиков вырабатывалось эстетическое отношение к природе, развивались практические навыки, необходимые умельцу.

Всё созданное человеком всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма в целом «чувство вещи»

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика – художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный труд, а не слепое копирование подражание позволит в короткий срок в совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика.
Монументальная культовая скульптура.

Миропонимание предков во многом способствовало дальнейшему развитию резьбы. Изображение зверей, птиц, небесных светил, людей носили культовый характер. Религиозное мировосприятие, понятие о красоте, отношение к природе, особенности почитания усопших составляли важнейшую закономерность этноэстетики чувашей. Взаимосвязь искусства резьбы и действительности легли в основу создания монументальной культовой скульптуры из дерева. Такие

История деревянной скульптуры

Дерево — один из древнейших скульптурных материалов. Деревянная скульптура была распространена в странах Древнего Востока. Это подтверждается сообщениями историков древности — Павсания, Плиния и других. Деревянные изображения богов были распространены и в Греции и в Риме (деревянные статуи нередко обшивались листами бронзы, что привело в дальнейшем к появлению бронзовых статуй). История деревянных скульптур очень богатая.
Дерево для скульптуры применялось самое разнообразное. По словам Павсания, в древности скульптура богов делалась из черного дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса. Кроме этих пород, скульпторы использовали также клен, самшит, дикую грушу, тую, липу, смоковницу, мирт, ель, вяз, виноградную лозу, можжевельник, ладан, пальму, тополь, дикую сливу. В выборе того или иного материала, помимо его прочности, часто играли роль и соображения культа.
За деревянной скульптурой был постоянный уход. Ее мыли и натирали воском. Нередко скульптура натиралась и эфирными маслами — для благоухания.
В России, богатой лесами, дерево было одним из любимейших пластических материалов. Любовь к дереву — это поистине первая любовь русского художника, зодчего, плотника и резчика, зародившаяся еще на заре русской культуры. Русское искусство располагает многочисленными образцами пластической обработки дерева, относящейся к различным периодам и состоящей в декоративной резьбе с изображением сюжетов. При этом имеет место и круглая скульптура. Искусство резьбы было связано не только с народным зодчеством и изготовлением разнообразнейших изделий прикладного декоративного характера, но и с церковным декоративным искусством.
Под влиянием западных мастеров в XVII веке в резьбе по дереву появляются новые веяния; в это время даже патриарх Никон выписывает из-за рубежа альбомы образцов резьбы — «Книги мастерские к резному делу в «лицах»— и затем приглашает иностранных резчиков по дереву.
Любопытным образцом круглой народной пластики, созданным в петровское время, является, например, скульптура «Петр на коне» Об этой скульптуре существует легенда: после усмирения стрелецкого бунта группа осужденных на смертную казнь стрельцов находилась в Юрьеве-Польском. Здесь одна из монахинь обратилась к Петру I с просьбой о помиловании осужденных. Петр помиловал эту группу стрельцов. В память об этом событии была создана скульптура «Петр на коне». Скульптура была вырезана смоленским скульптором-резчиком Марком Бородавкиным, жившим в XVIII веке. В 1963 году скульптура была реставрирована скульптором А. П. Егоровым.
Интерес к круглой скульптуре подтверждается еще и тем, что именно в эти годы Летний сад украшается многочисленной скульптурой: здесь уже в 1710 году было установлено более тридцати мраморных статуй.
В резьбе деревянных иконостасов, представляющей особый вид декоративного искусства, также появляется круглая скульптура. Одной из таких выдающихся работ является иконостас с ажурной резьбой Петропавловского собора (1722—1726 годы), выполненный резчиками И. Телегиным и Г. Ивановым по проекту архитектора и мастера резьбы И. П. Зарудного и отличающийся высоким мастерством.
В 1716 году Петром I был приглашен французский архитектор Ж. Леблон, которому Петр подчинил всех архитекторов, работавших в Петербурге. Леблон впервые учредил в Петербурге школу лепки и художественной резьбы по дубу. В это время ценные породы дерева, такие, как дуб, клен, ясень, вяз, липа, по специальному указу были взяты на учет.
В то время как созданная Леблоном школа готовила резчиков по дереву, Петром I из Франции и Германии были приглашены мастера по орнаментальной резьбе и горельефной скульптуре для украшения строящихся кораблей; работая на верфи, эти скульпторы обучали одновременно и русских мастеровых. Украшение носовых частей кораблей ведет свое начало с Древней Руси. Так известно, что во времена Ивана Грозного корабли украшались головами львов, драконов, слонов, единорогов и т. п.
С начала XVIII века корабли стали украшать главным образом традиционным грозным львом, стоящим на задних лапах. Иногда вместо льва выполняли фигуры амуров или мифологических героев.
Среди этих канонизированных изображений были исключения, так, в частности, в 1724 году был приглашен скульптор Б.-К. Растрелли, который из дуба выполнил полный портрет Петра I.
Традиционную фигуру льва продолжали изображать многие годы, затем она была заменена фигурой святого, имя которого носил корабль. Корма корабля декорировалась также гербами, вензелями, гирляндами цветов, вырезанными на дубовых досках, которые крепились на специальных болтах.


Во второй половине XIX века в России начинают строиться фрегаты, корветы, клипера, предназначенные для дальних плаваний. Морское ведомство привлекло для украшения этих судов выдающихся скульпторов, а в здании Адмиралтейства открывается специальная мастерская для лепки скульптуры и воссоздания ее в твердых древесных породах.
В создании корабельной скульптуры участвовали Н. С. Пименов, П. П. Соколов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, М. О. Микешин и другие. Так скульптор Н. С. Пименов создал статуи для военных кораблей: «Баян» (1857 год), «Богатырь» (1860 год), «Александр Невский» (1861 год). П. К. Клодт в 1856 году создал анималистическую скульптуру — головы животных для военных кораблей: «Зубр», «Медведь», «Рысь», «Буйвол», «Волк», «Вепрь» и «Удав». Кроме того, позднее были созданы «Сокол» (1858 год), «Ястреб» (1860 год), «Кречет» (1860 год) и «Львица» (1865 год). Помимо указанной скульптуры. П. К. Клодтом были созданы фигуры былинных героев.
Скульптором М. О. Микешиным в период 1858—1868 годов были выполнены статуи для броненосцев «Минин», «Князь Пожарский», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», «Петр Великий», «Генерал Адмирал», «Державин» и «Держава» . В Центральном морском музее в Ленинграде собрана большая коллекция носовой скульптуры с кораблей русского военного флота. В музее экспонируется 17 экземпляров деревянной скульптуры и 15 гипсовых моделей. Самая большая коллекция такой скульптуры собрана в Англии в Гринвичском национальном музее, главным образом скульптура с парусных судов.
Следует отметить скульптуру «Джигит». Она была снята с бывшего клипера. Напряженную, готовую к внезапному бою фигуру темпераментного джигита создал моряк декабрист П. Пущин. Он с юности увлекался живописью и рисованием, в свободное время посещал занятия Академии художеств, брал уроки у скульптора Чижова.
В наше время носовая скульптура показалась бы анахронизмом, но это не так. Норвежский судовладелец Фред Ольсен украшает свои суда скульптурой, он в 1931 году первым в современном судостроении поставил на торговый пароход скульптуру, а затем снабдил деревянной скульптурой еще 20 судов.
До XVIII века резчики по дереву были заняты в Москве в мастерской Оружейной палаты. По указанию Петра I многие из них были отправлены в Петербург на строительство Адмиралтейства и дворцов в Царском Селе. Известен один из ранних списков резчиков, закрепленных за Адмиралтейской коллегией. В этом списке указаны главным образом резчики-«фигуристы», то есть мастера, умеющие исполнять деревянную круглую скульптуру. Среди этих резчиков значились фамилии Петра Валехина и Дмитрия Сакулиенного, которые позднее создали многочисленную декоративную скульптуру в Царском Селе.
Для исполнения деревянной скульптуры применялись главным образом сосна, липа и дуб в виде кряжей, брусьев и досок, которые для резчиков заготовлялись плотниками. Применение этих древесных пород для скульптуры подтверждается рядом документов.
В тех случаях, когда деревянная скульптура должна была находиться в особо неблагоприятных условиях или прослужить очень большой срок, ее исполняли из дуба. Например, в 1732 году, по указанию архитектора Земцова, для «Руинного каскада» скульптором К. Оснером была вырезана из дуба статуя Геркулеса, завершавшая каскад.
Другим примером применения дуба для фонтанных статуй служит скульптура «Каскада дракона». Скульптор К. Оснер по рисунку архитекторов вылепил из воска модели, по которым резчики И. Казанцев, М. Александров и А. Кирсанов изготовили деревянные фигуры сказочных чудовищ.
Интересно отметить, что в декоративной отделке деревянных фигур в XVIII веке применялся особый прием, состоящий в том, что деревянная скульптура, предназначенная стоять на открытом воздухе, обычно обивалась холстом, покрывалась левкасом и только после этого расписывалась лаковыми красками и украшалась «золотой» росписью, целиком покрывалась бронзовым порошком — сусальным золотом.
Таким образом, деревянная декоративная скульптура, как мы видим, устанавливалась не только внутри помещений, но в отдельных случаях создавалась для фонтанов и широко применялась для украшения фасадов зданий. Так, на чертеже 18 века, где изображены фасады Екатерининского дворца в Царском Селе, катальная горка, павильоны Эрмитажа, павильон «Грот», можно видеть многочисленную скульптуру, запроектированную на фасадах этих зданий. Все балюстрады этих зданий были также украшены деревянными статуями и вазами. Устанавливались деревянные изваяния также и у парадных входов зданий. Такие украшения в то время были чрезвычайно популярны.
Деревянной скульптурой в Царском Селе, как указывалось, был отделан павильон «Грот» (1756—1757 годы). Деревянная скульптура павильона считается одной из последних, примененных для декоративной отделки фасадов зданий. В этом же году появился проект замены деревянной скульптуры, исполненной из сосны и липы, дубовой, но проект не был выполнен. Статуи были отремонтированы и укреплены на фасадах железом, но это не спасло скульптуру от дальнейшего разрушения, и она была снята в 1769—1770 годах архитектором В. И. Нееловым.


К ранним образцам деревянной круглой скульптуры XVIII века относятся также работы одного из первых русских скульпторов М. П. Павлова, выполненные им при создании Кунсткамеры, а также его деревянные статуи, исполненные для катафалка императрицы Елизаветы Петровны, установленного в Петропавловском соборе в 1752 году.
С созданием Академии художеств для преподавания резьбы по дереву из-за границы были приглашены специальные мастера — художники и профессора. Первым из них был Н. Жилле, учениками которого, в частности, были Ф. Г. Гордеев и М. И. Козловский. После Жилле был Л. Ролланд, который преподавал не только обработку дерева, но и моделирование в других скульптурных материалах.
В 1769 году Ролланд ушел в отставку, и на его место в 1770 году был приглашен Я. Шварц, воспитавший плеяду талантливых художников — резчиков по дереву. Сам Шварц был автором многих интересных работ. Шварц пробыл в Академии художеств до 1774 года и был сменен Гальеном, который, кроме резьбы по дереву, обучал и «позолотному делу». Гальен проработал в Академии до 1788 года, когда была упразднена должность преподавателя — резчика по дереву.
Все это показывает, что в Академии художеств почти до конца XVIII века придавалось большое значение резьбе по дереву, и этот материал широко применялся для украшения как интерьеров зданий, так и фасадов.
Техника и приемы резьбы по дереву тех времен не отличались от современных. Вот как описана резьба по дереву в одной из книг, изданных в XVIII веке: «Ваятель на дереве означает прежде на нем мелом предлежащий его работе образ. Потом принимается за дело и обсекает дерево начерно железными различной величины долотами, всаженными в большие и твердые деревянные рукоятки, которые бы могли выдержать повторяемые удары молота. Когда работа начерно сделана, то приводится оная ко окончанию другими разными долотцами, вытянутыми в жолобоватое острие, коего полукружия у оных бывает больше, а у других меньше, смотря по тому, сколько много должно выдолбить или округлить то место, которое долотом обсекается». Интересно отметить и известную пермскую скульптуру XV века, с которой вел борьбу епископ Иоанн и о которой он говорил: «Боги были болваны, истуканы, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные».
Приведенные нами примеры из истории русской деревянной скульптуры указывают на расцвет этого вида ваяния в XVIII веке. В XIX веке роль дерева как пластического материала постепенно уменьшается. Во второй половине XIX века скульптура из дерева окончательно вытесняется глиной, которую растущий импрессионизм избирает себе как основной материал, хорошо воспринимающий мазки и отпечатки пальцев, чтобы потом так же хорошо повторить их в бронзе. В это время дерево почти полностью исчезает на многие годы из мастерских скульпторов. Но в первые десятилетия нашего века дерево снова начинает использоваться скульпторами. Большое значение для возрождения деревянной скульптуры имели работы А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова. В 1908 году Голубкина создает образ крестьянина «Иван Непомнящий», в 1909 году скульптуру «Раб», затем портреты А. М. Ремизова и А. Н. Толстого (1911 года). В это время С. Т. Коненков создает в дереве свои известные работы «Полевичок» и «Астраханов». В двадцатые годы С. Т. Коненков создает торсы, головы, а также знаменитую монументальную скульптуру «Степан Разин» и кариатиды для павильона сельскохозяйственной выставки, организованной в Москве в 1923 году на территории нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени А. М. Горького.
Значительное влияние на развитие скульптуры из дерева оказало творчество С. Д. Эрьзи. Работы скульптора отличались самобытностью, искусство скульптора постоянно сопровождалось поисками решений проблемы материала.
Как пишет исследователь творчества С. Д. Эрьзи М. Н. Яблонская, «эта проблема, так остро стоявшая в ту пору, была выражением борьбы за возвращение скульптуре образной специфики, утраченной ею в XIX веке».
Как известно, в скульптуре из дерева в начале XX века было две традиции — «подчиняться» материалу или «подчинить» материал своей идее. С. Д. Эрьзя руководствовался традицией подчинения материала своим творческим замыслам.
В аргентинский период своего творчества (1926—1950 годы), когда скульптор пользовался твердыми экзотическими древесными породами причудливых естественных форм, главным образом квебрахо и альгарробо, художник подчинял творческую волю материалу и как бы высвобождал свою пластическую идею из объема дерева, удаляя лишь ненужное, лишнее, внесенное природой. В процессе такой работы скульптор был наполнен фантастическим видением образа через формы обрабатываемого материала.
Работы С. Т. Коненкова, А. С. Голубкиной и С. Д. Эрьзи, как и работы В. А. Ватагина, оказали большое влияние на развитие советской скульптуры в дереве.

Внешнее оформление жилища
В нашем районе наиболее распространённым типом индивидуального сельского жилого дома являются одноэтажные строения с двускатной или четырёхскатной крышей, с небольшим слуховым окном на фронтоне или с маленькой светелкой, встроенной в скат крыши фасадной части дома. В настоящее время в жилищном строительстве часто используются железобетонные, керамзитобетонные и другие плиты и кирпич, шлакоблоки. Казалось бы, здания будут выглядеть сухо и неинтересно, станут обезличенными, но украшение домовой резьбой парадного входа высокого или низкого крыльца, оконных проёмов, карнизов под крышей, углов и стен делает жилище красивыми и нарядными, открывает широкие возможности для фантазии резчика. (рисунок)

Резной декор всегда подчёркивает основные конструктивные элементы здания и принимаются в наиболее важных местах. Разнообразие декора индивидуального дома обычно связано с его типом (планировкой, конструктивными особенностями, высотностью) и гармонично соединяет в себе утилитарность и декоративность.

Оформление резным архитектурным декором , как правило, строится по канонам народного зодчества, в котором проявились многовековой опыт народных мастеров, их творческий дух, высокоразвитое чувство прекрасного, местные художественные традиции.

Формы, выработанные веками, постоянно развивают и сохраняют в народе в виде деревянных резных деталей жилых домов, которые в зависимости от климата, местных традиций и других условий покрывают защитными материалами, тонируют или обжигают.

В постройке садовых домиков появились совершенно новые свободные архитектура, планировка, отделка, частично или полностью заимствованные у других народов, стран, регионов.
Внешнее оформление дома.
Дом, украшенный и запоминающимся резным декором, сразу преображается, становится непохожим на другие. Выделяют его, прежде всего общий стиль композиции оформления и , конечно, индивидуальность работы мастера. А если ещё умело использованы приёмы и техника резьбы, различные виды окраски, тонирования, защитные покрытия, то дом выглядит постоянно празднично и привлекает к себе внимание каждого, кто умеет ценить красоту дерева.

Особенно нарядно, как правило, украшают дома с лицевой- фасадной стороны, обращённой на улицу. Различные по конструкции, архитектуре и функциональному назначению постройки по-разному оформляются резным декором. Хорошо, например, смотрятся украшения на доме с двускатной крышей, фасад которого от фундамента до конька находится в одной плоскости. На фронтоне такого дома могут быть мансарда, светелка с балконом, небольшое слуховое окно. Нередко при этом используют различные формы оконных рам, умело их обрамляют, применяют вставки, накладные розетки и другие элементы, разнообразят ограждения балконов и тем самым достигают поразительной лёгкости, невесомости фронтона.

Большое значение в общем облике дома приобретают резные причелины и полотенца, подзоры и карнизы, другие элементы дома.

Наличники.

Наиболее запоминающимися в выразительном украшении дома, безусловно, является обрамление окна - наличник. Но наличники- это не только украшение дома, они служат хорошей защитой от воздействия атмосферных осадков. Особый интерес по своей композиции и декору представляют сдвоенные, а иногда строенные окна и их обрамления. Размещённые среди одинарных окон, они придают фасаду дома своеобразную живопись.

Особенно красиво выглядят бревенчатые дома с ровными горизонтальными рядами венцов и резными наличниками.
Крыльцо
Вход в дом - крыльцо - особая забота хозяина. Это может быть просто навес с кронштейном над крылечком, украшенный оригинальной резьбой, высокое крыльцо на одном столбе, или с несколькими резными столбами и навесом, ажурным ограждением, изящным резным порталом входной двери.

Все стороны дома, все его элементы – это огромное поле деятельности для резчика, пожелавшего самостоятельно украсить своё жилище, придать ему особенный, неповторимый облик. Мастер выбирает украшения по своему вкусу, поскольку орнаменты помимо чистой декоративности несут в себе и различную символику. Так, широко используемый растительный орнамент является символом цветущей природы. Украшения, в композицию которых входят звери, птицы, цветы, символизируют щедрость, плодоносную силу Земли.

Резные изображения львов, русалок, сказочных чудовищ служили раньше оберегами, охранявшими человека и его жилище от злых духов. Сказочная птица Сирин была символом счастья, обещанием радости и благополучия.

Так и переходят различные мотивы в резном декоре из поколения в поколение, находя своё отражение и в наше время.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconТема: «Деревянное зодчество г. Торопца» Разработала: старший воспитатель- латышева С. В
Доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх, эстафетах на воде
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconВ 2012–2013 учебном году школа работала в режиме 6- дневной недели,...
Аяно-Майского района и находится в его центральной части в 200 километрах от районного центра с. Аян. Около 50% населения села являются...
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconЛитература, зодчество, иконописание в Древней Руси

Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconРассказывает, как живут, работают и отдыхают жители нашего села в настоящее время
По своему профилю школьная музейная комната является комплексной, т е ведущая работу по разным направлениям
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconУчительница: Данилова А. Н. Яльчики – 2013
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в...
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconЛитература 21
В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила средневековое зодчество
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconАдминистрации села обильного георгиевского района ставропольского края
Федеральным законом от 06. 03. 2006 г. №35 – фз «О противодействии терроризму», Уставом муниципального образования села Обильного...
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы оош села Нимислярово – филиал мбоу сош села Новокулево Нуримановского района
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconБилеты по истории России
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconРефератов по дисциплине «Мировая и национальная культура»
Характерные черты культуры России в XVI в.: историческая литература, книгопечатание и наука, зодчество, живопись
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconХрамовое зодчество
Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconСказка о Барселоне
Дима поехал на работу, чтобы наконец-то поработать, а я села писать сказку: «Жил-был Саша. И решил он однажды купить себе новую машину,...
Деревянное зодчество села Яльчики Работу icon«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека»
Т. К. с 1974 г по 1978 г училась на филологическом факультете Елецкого государственного педагогического института. После окончания...
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconПояснительная записка программа курса «Народное зодчество»
Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,...
Деревянное зодчество села Яльчики Работу icon«история образования школьного музея и его развитие в современный период»
Современный мир не стоит на месте, а находится в постоянном движении. В нем происходят различные события, явления и процессы. Появляются...
Деревянное зодчество села Яльчики Работу iconРеферат по дисциплине математика «Десятичные дроби. Что мы знаем о них?» Работу
«Сколько?» : сколько овец в стаде, сколько мер зерна собрано с поля, сколько верст от села до уездного центра и т д так появились...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск