Скачать 56.05 Kb.
|
Конспект занятия для подготовительной к школе группы ДОУ Раздел: «Знакомство с культурой родного края» Тема: « Деревянное зодчество г. Торопца» Разработала: старший воспитатель- Латышева С.В. МДОУ «Детский сад № 1» г. Торопец Задачи: 1. Знакомить детей с особенностями деревянного зодчества торопчан: - устройство русской избы - украшение построек резьбой, элементы резьбы 2. Обогащение словаря детей: зодчий, плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зубцы резьбы, сени, горница. Активизация словаря : кирпичный, каменный, бетонный, деревянный 3. Развивать внимание, зрительную память. 4. Воспитывать устойчивый интерес к архитектурным особенностям дере- вянного зодчества родного края, умение замечать прекрасное в обыден- ной окружающей жизни. Ход занятия: Сегодня мы с вами будем говорить о деревянном зодчестве нашего Торопецкого края. Зодчий – красивое слово, именно так в старину называли на Руси строителей. Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона) Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный), из камня (каменный), из бетона (бетонный), из дерева (деревянный). Каких домов в нашем городе больше всего? (деревянных) Как вы думаете, почему именно дома из дерева чаще других строили раньше и сейчас продолжают строить торопчане? (вокруг много лесов, древесины) Правильно, наш Торопецкий край издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал. Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба. В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления. Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение. Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды) - демонстрация образцов. Окна домов торопчане делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило. Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: - односкатные – с одним резным столбиком - двускатные или полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами. Торопецкие зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками. Узоры резьбы были разнообразными: - зубцы - прямоугольные - треугольные - полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (демонстрация) Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей. Ставни также украшали резными узорами. Очень часто использовали украшение – «розетку» ( демонстрация образцов) Вокруг дом окружали забором с воротами. Ворота строили прочные, выше забора, и также украшали их резьбой. Внутри изба была устроена очень просто. При входе холодный коридор – сени. Здесь хранился хозяйственный инвентарь. А жили все члены семьи в единственной комнате - горнице. Была она, как правило, просторная. Недалеко от входа в горницу стояла большая русская печь. Печка- главный предмет в доме – и обогреет, и накормит, и место для сна подготовит. Палати на печи – это самое теплое место в доме. Именно поэтому здесь было спальное место детей и стариков, тех, кто требует наибольшей заботы. К печке на Руси издревле относились с почтением, про нее говорили: Наша барыня-сударыня Толста да бела Щей да каши наварила Пирогов нам напекла или: Наша толстая Федора Наедается нескоро А зато, когда сыта, От Федоры- теплота. Помимо печи в горнице стоял большой стол, за которым собиралась вся семья. Во главе стола сидел мужчина- хозяин семьи. Другие члены семьи имели за столом свои определенные места. Сидели на лавках. На них же, а то и вовсе прямо на полу, спали. Торопецкие мастера стремились украсить свое жилище и изнутри. Украшали резьбой двери в избе, столы, лавки. Использовали природный орнамент: вырезали из дерева солнце, цветы, листья, силуэты животных, птиц. На стенах избы висели иконы. Вот так, совсем не богато, жили многие торопецкие семьи. Мастера- зодчие строили не только жилые дома, но и другие здания, храмы, хозяйственные постройки. Было в нашем городе в старые времена немало деревянных храмов. Славились они своей красотой. Одна из таких деревянных церквей находилась на малом городище, за стенами древней крепости. Эта церковь знаменита тем, что именно в ней венчался князь Александр Невский со своей молодой женой. К сожалению, в те давние времена в городе часто случались пожары, и во время одного из таких пожаров эта церковь сгорела. До наших дней деревянные церкви в Торопце не сохранились, но легенды об их величавой красоте до сих пор живут среди торопчан. Много с тех пор минуло лет. Теперь в нашем городе строят разные дома, из разных материалов. Но и в наши дни - дерево является наиболее распространенным строительным материалом. А теперь давайте вспомним: о чем мы сегодня с вами говорили, а поможет нам вот эта мнемотаблица. ( работа с мнемотаблицей: расшифровка, запоминание, восстановление содержания) Расшифровка мнемотаблицы: 1 – изба 2 – бревна заготавливали в лесу 3 – основной инструмент плотника – топор 4 – из бревен делали сруб, утепляли мхом 5 – крыши двух видов, похожие на шалаш или на пирамиду 6 – крыльцо с навесом: со скатом на одну сторону, на две ( шалашиком) или полукруглый 7 – окна украшали наличниками 8 – резные ставни 9 – высокие ворота 10 – резьба в виде зубцов (прямоугольных, треугольных, полукруглых) 11 – резная розетка 12 – деревянные храмы |
Деревянное зодчество села Яльчики Работу Основу народного искусства составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вышивка, вязание, узорное ткачество, шитьё... | Отчет по результатам работы мбдоу №136 за 2011 2012 учебный год Доу «Цветущий город» 5 педагогов: Еремина И. Е. (заведующая), Павловицкая С. В. (старший воспитатель), Николаева З. А. – воспитатель... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе в гости к бабушке, воспитатель Латышева Римма Александровна | Конспект праздника разработала воспитатель Жигарина Е. М Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед... | Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф. Политология: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки (специальности) 280104.... | ||
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» | «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработала: воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова петрова с. А | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Волкова Марина Александровна, старший воспитатель мдоу д/с №17 «Сказка» | ||
«Выходная мастерская» творческий проект для учащихся 4 – 6 классов.... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | Рабочая программа по краеведению Разработала воспитатель средней... ... | ||
В номинации «Видеофильм» Автор сценария Маркелова Лариса Леонидовна, педагог – психолог мкдоу№68 «Белоснежка». Режиссёр, звукооператор, оператор Анисимова... | Методические рекомендации для воспитателей доу составила: старший... Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста | ||
Прокопович Татьяной Федоровной – старший воспитатель Абрамочкиной... Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети младшего, старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители дошкольных групп, старший воспитатель, заведующий,... |