Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова





Скачать 178.82 Kb.
НазваниеРазработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова
Дата публикации10.10.2013
Размер178.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Занятие «Мы выбираем здоровье» проводится с детьми второго класса (9-10 лет).

Разработала: воспитатель

первой квалификационной категории

Галина Анатольевна Здорова

Здоровье – это вершина, на которую каждый

должен забраться сам».

И. Брехман
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает особую остроту в условиях экономического, социального, нравственного и экологического неблагополучия в современной России. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Такой средой для школьника является учебно - воспитательное заведение, в котором он проводит большую часть времени. Таким образом, именно школа имеет все предпосылки стать для подрастающего поколения важнейшей здоровьесберегающей средой, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое должно выражаться в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и, что каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здоровьесберегательное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.
Предлагаемое занятие является итоговым в работе по программе дополнительного образования «Воспитание культуры здорового образа жизни», разработанной и реализуемой на базе Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной Центр диагностики и консультирования» и рассчитанной на детей младшего школьного возраста с эмоционально-волевыми, социально-педагогическими и другими проблемами. Дети находятся в группах круглосуточного пребывания сравнительно ограниченный временной промежуток – 6 недель.

Продолжительность работы по данному блоку программы обусловлена продолжительностью пребывания детей в учреждении, что составляет около шести недель, занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 – 40 минут. Учитывая круглосуточное пребывание детей в нашем учреждении, работа в данном направлении, не ограничивается только занятиями. Это дает возможность более обширно и разносторонне рассматривать каждую тему программы: беседа, викторина в дневное время может перейти в вечернее разгадывание кроссвордов и ребусов, чтение дополнительной литературы или в продуктивную деятельность.

Целью программы является воспитание культуры здорового образа жизни. Программа не рассчитана на работу с детьми, имеющими текущие психические заболевания, психопатоподобное поведение, а также с детьми, нуждающимися в индивидуальном уходе с тяжелыми нарушениями моторики и сенсорных анализаторов.

Разработанное занятие является итоговым и ориентировано на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Учитывая его оздоровительную направленность занятие можно использовать как в санаториях, оздоровительных лагерях, так и в школьной практике.

Для достижения цели занятия и успешной реализации задач, поставленных воспитателем, необходимо:

  • организовать системную предварительную работу с детьми по темам, которые рассматриваются на данном, итоговом занятии;

  • за две недели до занятия необходимо провести опыт с веточкой дерева.

Для чего необходимо взять веточку дерева, желательно тополя (она более гибкая). Совместно с детьми на веточку подвязывается груз. Для того, чтобы не акцентировать внимание детей ветка убирается в «укромное» место. Непосредственно перед занятием ветка с грузом заносится в группу. По ходу занятия, в момент разговора о строении человека и о важности сохранения осанки (см. ход занятия), внимание детей обращается на веточку, снимается груз и проводится ассоциация с осанкой ребенка.

  • подготовить наглядный материал;

  • вовлечь детей к непосредственному участию в проведении занятия - озвучивание слов Доктора Пищи, разучивание по ролям сценки «Витамины» (см.ход занятия).


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Конспект открытого занятия.

«Мы выбираем здоровье»

Составила воспитатель

Здорова Г. А.

г. Новосибирск, 2011 г.


Мы выбираем здоровье.

Занятие проводится с детьми второго класса (9 лет).
Методическая цель: показать присутствующим педагогам оптимальное сочетание форм, методов и приемов в воспитательной работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:

  • приобщать детей к наблюдению за развитием своего организма, за состоянием здоровья;

  • обобщить и расширить их знания, с учетом возраста, о правильном питании, о полезной и вредной пищи и витаминах;

  • формировать желание соблюдать личную гигиену;

  • обогащать словарный запас;

  • формировать умение слушать другого человека, делать выводы и умозаключения.


Формы работы:

  • Коллективная

  • Фронтальная

  • Индивидуальная


Методы:

  • Словесный: беседа.

  • Практический: задания, опыт.

  • Наглядный: картинки продуктов питания, спортивных принадлежностей и предметов ухода за собой, фото из энциклопедий о строении организма.


Предварительная работа:

  • Беседы по темам: «Мой организм – целая планета», «Питание – главное условие для жизни человека. В гостях у Доктора Пищи», ««Рабочие инструменты человека», «Почему мы болеем».

  • Заучивание стихов и пословиц, разгадывание ребусов и кроссвордов по данным теме.

  • За две недели до занятия необходимо провести опыт с веточкой дерева.

Опыт. Взять веточку дерева, желательно тополя (она более гибкая). Совместно с детьми на веточку подвязывается груз. Для того, чтобы не акцентировать внимание детей, ветка убирается в «укромное» место. Непосредственно перед занятием ветка с грузом заносится в группу. По ходу занятия, в момент разговора о строении человека и о важности сохранения осанки (см. ход занятия), внимание детей обращается на веточку, снимается груз и проводится ассоциация с осанкой ребенка.

  • Подготовить наглядный материал.



Материал: Цветные карточки по количеству детей (красные и зеленые), карточки со смайликами и обозначениями витаминов: A, B, C, D. Картинки с изображением предметов по уходу за собой, спортивных принадлежностей, продуктов питания, докторов страны Здоровячков: Доктора Пищи, Доктора Спорта и Доктора Гигиены. Мяч. Фото скелета человека, фото с изображением мышц и «бесформенного» тела.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими, встают вокруг стола.

Воспитатель. Ребята, то, о чем мы с вами будем сегодня говорить, определим, собрав слова из рассыпанных букв. (Дети делятся на две подгруппы. Одна составляет слово - ЗДОРОВЫЙ, другая - ЧЕЛОВЕК). Итак, о ком мы сегодня будем говорить? Молодцы! Здоровый человек, какой он? Сутулый, хилый, …? (Ответы детей). Итак, здоровый человек, это – сильный, стройный, ловкий, статный, ….

А какими хотите стать вы, когда вырастите? (Ответы детей). Все правильно, хороший, выбор. У меня есть замечательная пословица, только вот незадача все слова перепутались, давайте ее соберем (На столе лежат части пословицы: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Задача детей: из частей собрать целое). Ребята, а почему так говорят? Действительно ли, здоровье человека, зависит от него самого? (Ответы детей).

Вот об этом мы с вами и поговорим: как можно сберечь свое здоровье и что необходимо для этого делать. Помогать мне будут доктора страны Здоровячков: Доктор Пища, Доктор Спорт и Доктор Гигиена, с которыми вы уже знакомы. Все Доктора подготовили для нас задания и испытания. Готовы к ним? Давайте наберемся сил! (дети выходят из-за стола, встают на ковер и выполняется упражнение «Гора»).
Упражнение «Гора» (для осанки).

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! - решили они. - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Молодцы!
Воспитатель. Доктор Пища, вот какой он у нас важный (выставляется картинка), очень любит повторять:
Ребенок. Человеку нужно есть, чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб расти и развиваться и при этом не болеть

Нужно правильно питаться с самых юных лет уметь!
Воспитатель. Велика роль пищи в жизни человека. Пища служит для нас источником энергии, необходимой для роста и жизни. В пище содержится шесть основных питательных веществ: углеводы, жиры, белки, клетчатка, витамины и минералы. Чтобы быть здоровым необходимо получать их все в нужных количествах.

(На столе разложены картинки с изображениями продуктов питания).

Воспитатель. Вот посмотрите, сколько много у нас на столе картинок. Как можно одним словом сказать, что это? Давайте их рассмотрим. Ой, смотрите, какие-то знаки странные. Что это? (Дети рассуждают. Если нет правильных версий, то обращается внимание на конверт). Что это за конверт? Ребята, а это ведь письмо. Знаете, от кого? От самого Карлсона! Сейчас мы его прочтем: «3драствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон».

- Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Быстро ли он вылечится, если будет питаться такими продуктами? Попадет ли он в страну Здоровичков? (Ответы детей)

- Получается, что не всякая пища полезна для здоровья. В чем разница между вкусной и здоровой пищей? (ответы детей). Посмотрите на наши продукты и на знаки, значение и смысл которых мы не смогли отгадать. Быть может, они обозначают полезность или вредность продуктов. Как вы думаете, этот знак, что нам говорит? А этот? ( Дети рассуждают о пользе тех или иных продуктов и раскладывают на столе картинки с их изображениями под соответствующими смайликами).

- В продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества - витамины. Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей). Основными источниками витаминов являются ягоды, овощи и фрукты. Обозначаются витамины буквами А, В, С, D. (Выходят дети с плакатами в руках, на которых написано обозначение витамин: A, B, C, D).
1-ый ребенок.

Витамины – просто чудо!

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут.

2-ой ребенок - Витамин А.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Воспитатель. Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке, помидорах, сливочном масле.

3-ий ребенок - Витамин В.

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

Воспитатель. Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в молоке, мясе, хлебе и орехах.

4-ый ребенок - Витамин D.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть его противно пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить!

Воспитатель. Витамин D делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы (полезен для костей). Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

5-ый ребенок - Витамин С.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Воспитатель. Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, луке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

Все.

Всю азбуку здоровья нужно крепко знать

И в жизни эти знания повсюду применять!
Воспитатель. А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Сейчас, мы поиграем в игру под названием «Да, нет». Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то поднимите зелёный кружок. Если нет - красный.

  • Есть нужно в любое время, даже ночью.

  • Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

  • Есть надо очень быстро.

  • Есть надо тщательно (хорошо) пережевывая пищу.

  • Пищу нужно глотать не жуя.

  • Полоскать рот после еды вредно.

  • Есть надо молча, а не вести беседы за столом.


Воспитатель. Ребята, мы с вами повторили правила питания. Для чего они нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).
Воспитатель. Если правильно питаться, то организм будет получать все необходимые для жизни человека вещества. Это, как мы уже говорили, особенно важно для детей. Почему? (Потому, что дети растут). Конечно, ведь у ребенка, организм еще неокрепший. Из наших бесед, вы знаете, что внутри каждого человека есть каркас, как у любого здания. Называется он… (демонстрация, дети отвечают). Кто может сказать, какую функцию выполняет скелет?

Ребенок. Служит опорой и защищает все наши органы (выставляется картинка).

Воспитатель. Совершенно верно! Скелет человека состоит из множества костей - больших, средних и маленьких. Всего в нашем теле более 200 различных костей. У детей кости еще гибкие и неокрепшие, они похожи на молодые веточки дерева. А у взрослых - кости крепкие, прочные, но не такие гибкие. Помните, мы с вами когда-то взяли веточку дерева и повесили на нее груз. Давайте посмотрим, что же произошло с этой веточкой. Мы снимаем груз и что же видим?

Дети. Веточка согнулась под тяжестью груза и стала похожа на клюку Бабы Яги.

Воспитатель. А может ли подобное произойти с костями у детей, если они будут носить тяжелые сумки, поднимать тяжелые предметы (ответы детей). Кости могут также искривиться, если дети будут сидеть с согнутой спиной во время чтения, рисования, письма или игры. Спина должна быть всегда прямой и ровной: и на занятиях, и за обедом, и в игре, и даже во время сна. Об этом необходимо помнить всегда.

- Ребята, а давайте с вами поразмышляем о том, что произойдет с человеком, его организмом и косточками (скелетом), если он будет постоянно питаться не правильно, употреблять в пищу вредные продукты (рассуждения детей). А, представляете, если все косточки будут болеть, слабеть и, в итоге…….разрушатся! Это как же человек тогда будет выглядеть? А хотите посмотреть? (демонстрация). Так вот, чтобы такого не произошло, чтобы наши кости были крепкими, а наш скелет надежно защищал все наши здоровые внутренние органы, надо стараться употреблять в пищу только полезные продукты. … Пока мы растем, растут и наши кости. Для того чтобы они выросли крепкими, костям необходимы фосфор и кальций. Но где же нам найти их, чтобы доставить костям? Все очень просто: нужно есть творог, и пить молоко, подружиться с овсяной кашей, орехами, капустой, рыбой, морковью, огурцами, а изюм - это вообще кладовая с большими запасами столь необходимого нашим костям кальция. Если же кальция и фосфора в организме недостаточно, об этом нам сразу расскажут зубы. Они станут желтоватого цвета, начнут крошиться и разрушаться, болеть. Те же изменения произойдут в костях, хотя видеть этого мы не можем. Однако мы должны знать, что такие кости легко ломаются, даже при легком ушибе или ударе. Об этом всегда необходимо помнить и беречь себя и свои косточки.

Воспитатель выставляет картинку с изображение Доктора Спорт. А вот наш следующий доктор – Доктор Спорт, и он нам задает вопрос: почему, если все люди состоят из костей, то они совсем не похожи на костяных человечков?

Ребенок. Потому что скелет прячется, под мышцами, которые защищают наши кости от всего, что происходит снаружи (демонстрация). Мышцы - наши главные силачи, благодаря которым человек может двигаться: подпрыгивать и переворачиваться, размахивать руками и крутить головой, шевелить пальцами и кувыркаться. Мышцы прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться (сгибает и разгибает руку, показывая, как это происходит). Мышц очень много, они разные: мы умеем смеяться, жмуриться, хмуриться и даже строить рожицы только благодаря мышцам. Но это еще не все мышцы проталкивают пищу из полости рта к внутренним органам, обеспечивают дыхание, прохождение крови по нашему организму. И наше сердце - это тоже мышца. Вот они какие, вездесущие и всемогущие наши мышцы.

Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы. У них есть интересная особенность - они очень послушные и одновременно ленивые. Если человек не делает зарядку, не занимается спортом, мало двигается, то его мышцы становятся вялыми, мягкими, слабыми - ленивыми. Человек быстро устает, становится неповоротливым, неуклюжим, слабым. Но если тренироваться, бегать, прыгать, делать зарядку - то есть двигаться, сразу можно почувствовать прилив сил и энергии. Это натренированные мышцы позволяют чувствовать нам себя сильными, ловкими, выносливыми.

Воспитатель. Ребята, скажите, а что поможет это сделать? (Физкультура и спорт.) Конечно, и об этом никогда не надо забывать. А теперь, давайте с вами немного подвигаемся.

Игра малой подвижности «Как говорят части тела»

Дидактическая задача: закрепление сведений о частях тела.

Двигательная задача: координация движений.

Содержание. Дети становятся в круг. Ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание, которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.

- Как говорят плечи «я не знаю»?

- Как говорит палец «иди сюда»?

- Как ноги ребенка требуют «я хочу»?

- Как дразнился Буратино?

- Как говорит палец «нельзя, ай-я-яй»?

- Как говорит голова «да» и «нет»?

- Как говорит рука «до свидания»?

- Как пальцы говорят «здорово, вкусно»? (и в ускоренном темпе)
Воспитатель. Итак, чтобы быть здоровым человеком необходимо: знать свой организм, правильно питаться, т.е. употреблять в пищу полезные продукты, соблюдать правила питания, заниматься спортом.

- Ребята, а я знаю одного мальчика, который очень любит кушать овощи. Как вы думаете, это хорошо? Верно, ведь овощи очень полезны – ел он огурец, и огуречное семечко застряло между зубов. Потом помидорное семечко застряло. И тыквенное. И арбузное. И стал у мальчика не рот, а целый огород (демонстрация). Как вы думаете, почему у мальчика это произошло? (Он не чистил зубы).

- Правильно, ребята, и Доктор Гигиена (демонстрация) всегда говорит, что с раннего детства важно беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта. Зубы покрыты эмалью, которая защищает их от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Дырка в зубе всегда больно, а еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам …. Поэтому необходимо ухаживать за полостью рта. Ответьте мне на мои вопросы (используя игру с мячом «Скажи правильный ответ»):

- Сколько раз мы чистим зубы в день?

Мы чистим зубы дважды в день.

- И делать это нам … (не лень).

- С помощью, каких предметов мы чистим зубы?

Три минуты щеткой с пастой.

- Какие зубы надо чистить?

Чистим зубы все подряд.

- Как мы чистим зубы?

Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.

- А в заключении?

Язык почистим.

- Что еще нам осталось сделать?

Рот осталось сполоснуть.
Воспитатель. Молодцы! А полезно или вредно грызть зубами твердые предметы: орехи, косточки? (Ответы детей). Одновременно есть слишком горячую и слишком холодную пищу? (Ответы детей). Умники, все верно! А еще два раза в год надо посещать зубного врача – стоматолога.

- Процедура ухаживания за зубами относится к личной гигиене. Ребята, а только ли во рту могут поселиться микробы (ответы детей). Все верно. Очень важно как можно быстрее смыть грязь, попавшую на кожу. Иначе через поры внутрь проникнут микробы, и на коже появятся прыщики и трещины Неухоженная, грязная кожа не только опасна для всего организма, но и неприятна самому человеку и окружающим людям своим серым цветом и неприятным запахом. Какие предметы помогают нам справиться с грязью и микробами?

Дети. Вода, мыло и чистое полотенце.

Воспитатель. Вот посмотрите, что изображено на картинках (на столе разложены картинки с изображением предметов по уходу за собой). Что это? Как, одним словом можно назвать эти предметы?

Дети. Предметы гигиены, или по уходу за собой.

Воспитатель. Сейчас я дам каждому один предмет, буду загадывать загадку, а тот, у кого в руках будет отгадка, поднимет эту картинку и назовет предмет.

(Детям раздаются картинки с изображением предметов по уходу за собой и воспитатель загадывает загадки).
1) Им ты вытираешь лицо, руки.

2) В него ты смотришься.

3) Ею ты причесываешься.

4) Ею ты чистишь зубы.

5) Ее ты наносишь на зубную щетку.

6).Его ты используешь, когда моешь руки.

7) Им ты пользуешься, когда у тебя обветрены руки.

8) Ею ты моешь тело. (Ее ты используешь, когда принимаешь душ).

9) Ими ты подстригаешь ногти.

10) Они тебе просто необходимы при насморке.

11) Ею ты пользуешься в туалете.
Воспитатель. После прогулки мы моем с мылом руки и умываем лицо, тем самым освобождаем нашу кожу от мелких, почти незаметных, но вредных и неприятных частичек грязи и пыли. Теперь кожа в безопасности. Посмотрите на свои кисти рук. Вы заметили те укромные уголки, где легко может спрятаться грязь? Это пальцы, а точнее ногти. Поэтому, когда моете руки, не забывайте особенно тщательно вычистить грязь из-под ногтей. Ваши ноготки должны быть всегда чистыми, подстриженными, должны заканчиваться наравне с подушечками пальцев. Это красиво и удобно.

- Как надо правильно мыть руки?

Дети. Сильно намочить руки. Взять мыло. Намылить руки с обеих сторон, между пальцев и ополоснуть их чистой водой. Затем взять полотенце и насухо вытереть.

Воспитатель. Ребята, а какие советы Доктора Гигиены вы знаете?

Дети. Каждую неделю мой тело горячей водой с мылом.

Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

Каждый день мой ноги и руки перед сном.

Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, по­ездки в транспорте.

Закаляйся (обтирания, душ).

Воспитатель. Итак, о каких секретах здоровья мы сегодня с вами говорили?

Дети. Правильное питание, занятие спортом, соблюдение личной гигиены.

Воспитатель. Ребята, а я хочу добавить еще один секрет, это внимательное и уважительное отношение ко всем окружающим. Тем самым, мы будем дарить людям радость, хорошее настроение и…здоровье! Согласны? Ведь и правда хорошее доброе слово, забота, внимание, любовь, помогают нам скорее выздороветь, когда мы плохо себя чувствуем. Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. (Проводится рефлексия по занятию: что понравилось, детям больше всего, что им запомнилось). Мне очень приятно было с вами сегодня работать. Вы все умнички и молодцы. Спасибо вам. Совсем скоро мы с вами, по совету Доктора Свежий Воздух, пойдем на прогулку. А сейчас я дам домашнее задание, которые вы должны выполнить. (Детям дается задание)
Использованная литература:


  1. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. – В.: Учитель, 2010г.

  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: «ВАКО» 2004г.

  3. Павлова.М.А. Формирование ЗОЖ у младших школьников. - В.: Учитель, 2009г.

  4. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Я.: Академия развития, 2003г.

  5. ЧистяковаМ.И. Психогимнастика под ред. Буянова М.И. – М., 1995г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconРабочая программа по предмету «право»
Тихомирова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год
Составитель: учитель первой квалификационной категории Ретунская Светлана Анатольевна
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор программы: воспитатель по хореографии первой квалификационной категории Е. А. Разгуляева
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор-составитель: Буданцева А. А. воспитатель первой квалификационной категории мбдоу №25
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconНазвание курса
Фио, должность автора (авторов) программы: Антипина Галина Григорьевна, учитель химии первой квалификационной категории Саринской...
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Воронцева Ольга Александровна, воспитатель первой квалификационной категории мдоу
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconРабочая программа По предмету «Алгебра» для 9 класса Разработала:...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconКонспект занятия для детей подготовительной группы по познавательному...
Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб)
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рябущенко Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Моу – сош №2 г. Асино Томской...
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconКоролева Людмила Николаевна, воспитатель первой квалификационной...
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект занятия «Встреча весны!» для второй младшей группы воспитатель первой квалификационной категории Пузачкова И. А. Гбоу сош...
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconУчебного занятия
Программу разработала: учитель биологии 1 квалификационной категории моу «гимназия №31»
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconСоставила: Воспитатель первой квалификационной категории Ольга Олеговна...
С. С. Бердоносов, Е. А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов.»Москва...
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Денисова Вера Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск