Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 1
от «29» августа 2013г.
Руководитель МО
Е.А.Костенко
| Согласовано
Зам. директора по УВР
______Н.Ю. Кузьмина
«30» августа 2013г.
| Утверждаю
Директор школы
_______/В.В. Пермякова/
«30» августа 2013г.
Протокол педсовета № 1
от «30» августа 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
на 2013-2014 учебный год Ступень обучения (класс): начальное общее образование, 1 класс
Количество часов: 66 часов
Составитель: учитель первой квалификационной категории Ретунская Светлана Анатольевна
Программа разработана на основе:
программы Окружающий мир1-4 классы. Авторы программы: , А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Т.Е.Демидова, А.С.Раутиан, С.В.Тырин,- М: Баласс,-2011
Содержание программы
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Банк измерителей уровней достижений обученности
Список литературы
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программы начального обучения МБОУ «Школа№32», с учетом особенностей УМК Общеобразовательная система «Школа 2100» и соответствует стандарту согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена примерной программы авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009).
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.
Задачи:
- развитие умений понимать и познавать окружающий мир; осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
- освоение знаний об окружающем мире, способности находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом;
- формирование способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
- воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;
- создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач. Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления. Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)
Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-связь жеста и слова;
-названия пальцев;
-роль слова как символа предметов;
-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;
-правила разумного поведения;
-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;
уметь:
-пользоваться указкой при показе предметов в школе;
-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;
-обмениваться знаниями со своими друзьями;
-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;
-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;
-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;
-различать правую и левую руки.
Рука и указательный палец - самый простой способ общения.(2)
Речь - основной способ общения людей. (2)
Ценный совет. (1)
Зачем нужен жизненный опыт? (1)
Учимся определять положение предметов и направления движения (2)
Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1)
Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1)
Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-признаки предметов;
уметь:
-по набору признаков определять название предмета;
-называть признаки предметов;
-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.
Предметы и их признаки (2)
Сочетания предметов (2
Тема «Времена года» - 3 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-осенние месяцы;
-признаки осени;
-осенние явления природы;
-как живая природа готовится к зиме;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;
-по признакам живой и неживой природы определять время года,
-оценивать правильность поведения в природе.
Осень - природа готовится к зиме. (1)
Как мы узнаем, что наступила осень?
Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час
Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
-основные органы чувств и их роль в жизни человека;
-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;
уметь:
-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;
-с помощью разных органов чувств различать предметы;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.
Твои помощники - органы чувств (2)
Наши помощники - ум и память (2)
Родители, учителя и книги (2)
Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-значение семьи в жизни человека;
-режим дня;
-роли, которые выполняют члены семьи;
-правила общения;
уметь:
-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;
-выбирать поручение в семье по своим силам;
-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;
-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.
Ты и твоя семья (2)
Один дома (2)
Ты и твои друзья (1)
Как нужно общаться (2) Тема «Времена года» - 6 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-зимние месяцы;
-особенности погоды зимой;
-особенности живой и неживой зимней природы;
-свойства воды в различных агрегатных состояниях;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;
-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);
-оказывать помощь птицам зимой;
-различать признаки зимы и их называть;
-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.
Зима - покой природы (1)
Как мы узнаем, что наступила зима (1)
Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1) Тема «Что нас окружает» - 10 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;
-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
отличительные особенности города, села, деревни, леса;
-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;
-основные структуры города, села;
-примеры продуктов животноводства, растениеводства;
-что такое природные богатства;
-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.
уметь:
-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;
-правильно вести себя на проезжей части;
-различать разные профессии ;
-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;
-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;
-бережно относится к природным богатствам;
-отличать твердые тела от жидкости и газа.
Мой дом, моя улица (2)
Учимся быть пешеходами (1)
Учимся быть самостоятельными в городе (1)
Хозяйство человека (3)
Богатства природы (2)
Твердые тела, жидкости и газы (1)
Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1) Тема «Времена года» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-весенние месяцы;
-особенности погоды весной;
-особенности живой и неживой весенней природы;
-определять последовательность событий в природе и их связи;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;
-вместе с родителями делать домик для птиц;
-выбирать одежду для весенней прогулки.
Весна - природа пробуждается (1)
Как мы узнаем, что наступила весна (1)
Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1) Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-отличия живых организмов от неживых предметов;
-свойства живых организмов;
-сходство и отличия растений и животных;
-что все в природе взаимосвязано;
-названия 5-10 названий растений и животных;
-отличия человека от животного;
-что такое экология;
-правила поведения в природе;
уметь:
-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;
-называть основные группы домашних животных и растений;
-различать растения и животных;
-перечислять сходство и различие растений и животных;
-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.
Живые организмы и неживые предметы (2)
Растения и животные (2)
Связь живого и неживого (1)
Многообразие живых организмов (2)
Домашние животные и растения - наши друзья (2)
Культурные растения — (1)
Человек - разумное существо (2)
Природа и мы (2) Тема «Времена года» - 2 час.
знать / понимать:
-знать названия летних месяцев;
- особенности живой и неживой природы летом;
уметь:
-оценивать правильность поведения в природе. Тема «Отчего и почему» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что такое причина и следствие; уметь:
-уметь находить причины явлений и следствия;
Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)
Повторение — 4 часа
Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч
Природа и мы — 1 час
Времена года — 1 час
Экскурсия в природу — 1 час
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Характеристика деятельности учащихся.
Познакомиться с учителем и одноклассниками
Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
Практическая работа: составить режим дня
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
Называть окружающие предметы и их признаки
Различать предметы и выделять их признаки
Различать времена года по признакам
Характеризовать времена года
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
Оценивать реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Практическая работа по освоению правил поведения в доме
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
Различать времена года по признакам
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
Характеризовать разные виды транспорта
Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
Приводить примеры использования человеком богатств природы
Анализировать примеры использования человеком богатств природы
Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
Различать времена года по признакам
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные дикорастущие растения
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
Оценивать конкретные примеры поведения в природе
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
|