Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф





НазваниеЕ. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф
страница1/2
Дата публикации05.01.2015
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент

(Филиал КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске)

С.П. Чёрный;

доктор философских наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

А.А. Луговой;

кандидат педагогических наук

(Сибирский институт пожарной безопасности – филиал

Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России)

Е.В. Домаев


Латышева Е.О., Настасюк Н.П., Мороз Е.Ф. Политология: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки (специальности) 280104.65 «Пожарная безопасность» / Под общей ред. О.М. Латышева.  СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2013. – 41 с.

Учебная дисциплина «Политология» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, национально-региональный (вузовский) компонент, индекс ГСЭ.Р.03. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Направление подготовки дипломированного специалиста 656500 – Безопасность жизнедеятельности», устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность», а также квалификационных характеристик.

Программа одобрена на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России «____» __________ года, протокол № ____.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Политология»: основной целью курса политологии является формирование у курсантов и слушателей системных знаний о политической сфере общественной жизни, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор, занимать активную жизненную позицию, а также помочь будущему специалисту в выработке собственного мировоззрения.  А также ознакомить курсантов и слушателей с основными проблемами политической теории, связанными с определением ее объекта и предмета, внутренней логики и методов анализа политических явлений, самых общих и базовых понятий (например, «власть», «политика», «государство», «политическая культура» и т.д.); привлечь внимание к институционально–правовым аспектам политики и в первую очередь к институтам государственной власти, управления, к принципам формирования и деятельности политических партий, общественных движений. Данные знания помогут курсантам и слушателям войти в сложный и разнообразный мир анализа реальных политических явлений и процессов, будут являться необходимым ориентиром для анализа возникающих в России и современном мире политических противоречий и конфликтов, послужат импульсом к собственным размышлениям и выводам.
Задачи освоения дисциплины «Политология»:

- ознакомить курсантов и слушателей с предметом и задачами политологии как науки о политической сфере жизни общества, сформировать представление о специфических особенностях, закономерностях, способах и путях формирования данной отрасли человеческого знания, о методологии и методах политологических исследований;

-  показать курсантам и слушателям связь политической науки и других гуманитарных дисциплин, единство вузовского гуманитарного цикла; 

-  ознакомить курсантов и слушателей с основными направлениями и этапами развития мировой политической мысли, показать особенности русской, европейской, восточной политической мысли в едином комплексе с историческим фоном, социальным и экономическим развитием общества. Научить курсантов и слушателей оценивать политические концепции в контексте времени и места их создания и определять степень их актуальности для современной России, проводить типологию политических концепций;

- обеспечить усвоение курсантами и слушателями основных категорий политологии и умение оперировать ими; ознакомить курсантов и слушателей с сущностью и функциями основных политических институтов и политических образований, с этапами и циклами политического процесса. Научить курсантов и слушателей оценивать элементы политической системы общества и политического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития; 

-  обеспечить понимание курсантами и слушателями своеобразия политического развития России, ознакомить их с особенностями российского государства на разных этапах его развития, со спецификой взаимодействия общества и власти, с характеристиками партийной и избирательной систем современной России, с основными чертами российской политической культуры и идеологии. Научить курсантов и слушателей ориентироваться в современной политической жизни, видеть варианты развития современного российского общества и мировых процессов, понимать назначение демократии как инструмента общественного развития, выработать активное и осознанное отношение к демократическим процедурам.
2. Место дисциплины «Политология» в структуре ООП
Дисциплина «Политология» является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, национально-региональный (вузовский) компонент, индекс ГСЭ.Р.03. Политика исследуется рядом гуманитарных и социальных дисциплин: философией, которая от Аристотеля до Хабермаса осмысляет политику как феномен мирового развития и артефакт человеческой цивилизации; исторической наукой, которая собирает и описывает фактическую сторону эволюции политических институтов и идей; анализирует политическую историю стран и народов, в частности, России как часть мировой политической истории; социологией, которая изучает влияние социальной среды на политическую сферу, место политики в системе социальных отношений и ее роль в структурировании социума; становление этих научных дисциплин отмечено взаимосвязью и взаимообогащением (характерны работы Токвилля, Маркса, Вебера, Парсонса, Дарендорфа, Гидденса); юриспруденцией, которая рассматривает формально-нормативный аспект политических институтов, связь правовых и государственных норм; экономической наукой, которая в рамках новой политической экономии, теории общественного выбора, геоэкономики и др. выявляет взаимосвязь экономики и политики, экономические интересы и механизмы, связанные с политическими решениями и структурами, ресурсным обеспечением политического процесса, оценкой бизнес-рисков; различие между «политическим человеком» и «экономическим человеком», ориентирующимися, соответственно, на коллективную и индивидуальную рациональность действия. Политология взаимодействует с естественными науками — математикой, географией, статистикой, информатикой, которые помогают объяснять политические явления, анализировать динамику политических процессов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины «Политология»
В процессе освоения дисциплины «Политологии» обучающийся должен:

изучить:

- процесс становления политологии как науки;

- формирование мировой политической мысли;

- понятия «Политика» и «Власть»;

- мировые политические процессы.

По окончании изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

  • основные понятия и категории политической науки;

  • формы устройства современных государств;

  • институциональные аспекты политики;

  • структуру политической системы Российской Федерации, место и роль МЧС России и пожарной охраны в ней;

  • сущность и структуру властных отношений;

  • содержание принципа разделения властей;

  • Конституцию (Основной Закон) РФ, другие политико-правовые нормы.

уметь:

- анализировать проблемы политического характера;

- обосновывать и отстаивать государственные интересы и свои взгляды и убеждения;

- ориентироваться в современной политической ситуации в России и мире;

- использовать понятийный аппарат политической науки.

  • использовать полученные знания для анализа и оценки современных социально-политических реалий;

  • использовать нормативную политико-правовую документацию;

  • пользоваться справочной литературой по политологии, социологии, демографии.

иметь представление:

  • о политической жизни общества в целом;

  • о научных основах политики;

  • об основных этапах развития мировой политической мысли;

  • об особенностях современного мирового политического процесса;

  • об основных политико-идеологических течениях современности;

  • о политических явлениях и процессах современного российского общества;

  • о гражданском обществе и правовом государстве;

  • о проблемах политических элит и лидерства;

  • о типологии политических конфликтов и способах их разрешения;

  • о содержании важнейших документов, регулирующих социально-политическую жизнь России.

- о сущности власти и политической жизни;

- об основных функциях государства и механизме их реализации;

- о политических отношениях и процессах, о субъектах политики;

- о процессах в современной международной политической жизни, геополитической обстановке;

- о политических процессах в России, ее месте и статусе в современном мире, о современных концепциях политологии.

4. Структура и содержание учебной дисциплины «Политология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 часов.

4.1. Объем дисциплины «Политология» и виды учебной деятельности

(для очной формы обучения, 5 курс, 9 семестр)

Виды учебной деятельности

Всего часов

4 семестр

Общая трудоемкость дисциплины в часах

70

70

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах

2

2

Аудиторные занятия (всего)

40

40

В том числе:







Лекции

22

22

Семинарские занятия

18

18

Зачет







Самостоятельная работа (всего)

30

30

В том числе:







Другие виды самостоятельной работы







Вид аттестации

экзамен

экзамен

(для заочной формы обучения, 6 курс)

Виды учебной деятельности

Всего часов

4 семестр

Общая трудоемкость дисциплины в часах

70

70

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах

2

2

Аудиторные занятия (всего)

10

10

В том числе:







Лекции

10

10

Практические и семинарские занятия







Зачет







Самостоятельная работа (всего)

60

60

В том числе:







Другие виды самостоятельной работы







Вид аттестации

экзамен

экзамен

В ходе изучения учебной дисциплины «Политология» обучающийся по заочной форме обучения выполняет 1 контрольную работу. Контрольные работы выполняются в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ, разработанных кафедрой.
4.2 Разделы учебной дисциплины «Политология»

и виды занятий

(очная форма обучения)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общее количество часов – 70 ч., аудиторных занятий – 40 ч., самостоятельная работа – 30 ч.

№ п/п

Наименование

разделов и тем


Всего часов

Виды учебных занятий

Материально- техническое

обеспечение*


Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до

данной темы


Примечание

Место

проведения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа

1

Политология как наука

9

4

2

3




Философия

тема – 1







2

Этапы становления политической мысли

7

2

2

3













3

Политика и власть

7

2

2

3




Тема – 2,4







4

Политическая система и политические режимы.

7

2

2

3




Отечественная

история







5

Государство и гражданское общество

7

2

2

3













6

Политические партии и общественно-политические движения

7

2

2

3




Философия тема – 3, отечественная

История тема – 5, 7







7

Политические элиты и политическое лидерство

7

2

2

3




Тема – 6, 8







8

Политическая культуру и политическое сознание

7

2

2

3






Тема – 8, 10









9

Политические идеологии

7

2

2

3













10

Мировая политика и международные отношения

5

2




3




Тема – 6, 7










экзамен

6

























Всего по курсу

70

22

18

30














ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Политология»

для заочной формы обучения (срок обучения – 6 лет)

Общее количество часов – 70, аудиторных занятий – 10 ч.,

самостоятельная работа – 60 ч.



п/п

Наименование

разделов и тем


Всего часов

Виды учебных занятий

Материально- техническое

обеспечение*



Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до

данной темы


Примечание

Место

проведения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа

1

Политология как наука

10

4




6




Философия

тема – 1







2

Этапы становления политической мысли

6







6













3

Политика и власть

6







6




Тема – 2,4







4

Политическая система и политические режимы.

8

2




6




Отечественная

история







5

Государство и гражданское общество

6







6













6

Политические партии и общественно-политические движения

6







6




Философия тема – 3, отечественная

История тема – 5, 7







7

Политические элиты и политическое лидерство

8

2




6




Тема – 6, 8







8

Политическая культуру и политическое сознание


8

2




6




Тема – 8, 10







9

Политические идеологии

6







6













10

Мировая политика и международные отношения

6







6




Тема – 6, 7










экзамен

6

























Всего по курсу

70

10




60














4.3 Содержание дисциплины
Тема 1. Политология как наука
Политология как наука о политике, власти, политических системах и процессах. Структура политологии. Задачи курса «Политологии».

Этапы становления и развития политической науки на Западе. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

Объект, предмет и метод политической науки. Категории политологии, их специфика и система. Основные закономерности политологии.

Функции политологии. Политология как интегральная наука и ее место в системе общественных наук.

Современные политологические школы. Парадигмы политического знания. Методология познания политической реальности. Типы и уровни методов изучения политики. Общенаучные методы. Системно-функциональный и социологический, бихевиористский и психологический методы. Метод моделирования политических процессов (на основе эмпирических данных или на основе гипотез) с использованием ЭВМ. Сравнительный (компаративный) метод. Парадигмы политического знания. Смена парадигм. Методология познания политической реальности. Экспертное политическое знание, политическая аналитика и прогностика.

Роль политологии в формировании личности будущего пожарного специалиста, его гражданских качеств, политической культуры и политико-правового мышления.

Семинарское занятие. Политология как наука.

Самостоятельная работа. Изучить: значение изучения политологии для формирования личности будущего пожарного специалиста, его гражданских качеств и политической культуры; место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук; соотношение ее с философией, историей, социологией, экономическими науками, другими отраслями знаний.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 2, 3];

дополнительная [1, 2, 7, 10, 13].
Тема 2. Этапы становления политической мысли
История политических учений. Политические идеи Античности и Средневековья. Учение об идеальном государстве и его формах в трудах Платона, Аристотеля. Теологическое обоснование происхождения и сущности политики, власти и государства: Августин Блаженный, Фома Аквинский.

Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций в Европе. Идеи Н. Макиавелли о способах завоевания и удержания власти. Макиавеллизм в политике.

Идеи о договорной основе происхождения государства, о разделении властей, о неотъемлемых правах человека, о приоритете интересов личности и верховенстве закона в произведениях классиков политической мысли Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье. Идеи Г. Гегеля о гражданском обществе и И. Канта о правовом государстве. Развитие политической мысли в трудах «отцов основателей» американской Конституции (Вашингтона, Гамильтона, Джефферсона, Медисона). Политические идеи утопического социализма, марксизма.

Политические теории ХХ века. Развитие политических теорий в рамках науки о политике. Парадигмы политического знания:

Социальная парадигма как объединение множества теоретических взглядов объясняющих природу политики и власти социальными факторами: марксистская классовая теория; теория элит (В.Парето, Г. Моска); теория плюралистической демократии (Д. Дьюи, Г. Ласки); теория политического конфликта (Г.Зиммеля, Л.Козера, Р.Дарендорфа).

Биополитическая парадигма: бихевиористская школа (Ч. Мерриам, Г. Лассуэл); психологическое направление (Б.Рассел).

Особенности и основные направления русской политической мысли. Богословское обоснование самодержавной власти (митрополит Илларион, монах Филафей). Просветительские политические идеи эпохи «европеизации» (Ф. Прокопович, М.М. Щербатов).

Традиции русской политической мысли, популярность идеи этатистского сильного государства; идея патернализма (разделявшаяся и самыми консервативными, и самыми радикальными политическими направлениями); невостребованность идей о неотъемлемых правах человека и политических свободах личности; опора на культурологические феномены соборности и русской идеи.

Политические парадигмы декабристов. Политические взгляды славянофилов и западников, русских революционных демократов и народников.

Идеи Н.М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, Б.А. Кистяковского, Н.А. Бердяева о принципах формирования гражданского общества, правового государства, о защите прав и свобод личности.

Социалистические политические идеи: Г.В.Плеханов, В.И. Ленин. Политические теории времен сталинизма и застоя. Политический плюрализм в современной России.

Семинарское занятие. Этапы развития политической мысли.

Самостоятельная работа. Изучить: общую характеристику основных этапов становления и развития политической мысли от Античности до наших дней.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 2, 3];

дополнительная [1, 2, 4, 8, 10, 13].

Тема 3. Политика и власть
Политика как общественное явление, как регулятор общественных отношений. Условия возникновения и функционирования политики. Содержание мира политики (субъекты/ объекты, виды, функции). Роль и место политики в жизни современных обществ. Институциональные аспекты политики.

Социальные функции политики. Политика и экономика. Политика и право. Политика и нравственность. Политика и религия. Политика и идеология.

Власть как основа политики. Основные подходы к исследованию власти. Сущность, основные признаки и формы проявления власти. Виды власти.

Политическая власть. Сущность, особенности и закономерности функционирования политической власти. Структура политической власти, ее иерархия, элементы, органы и учреждения. Политическая и государственная власть: общее и особенное. Субъекты и объекты политической власти. Политическая жизнь и властные отношения.

Основания и ресурсы политической власти: экономические, социальные, психологические, информационные и др. Формы реализации политической власти: господство, координация, руководство, управление, организация, контроль.

Принцип разделения властей. Средства массовой информации как «четвертая» власть.

Легитимность и легальность политической власти. Типы легитимности (традиционная, харизматическая, легально – рациональная). Делегитимация власти.

Бюрократия и власть. Причины бюрократизации власти, злоупотребления ею и пути преодоления. Проблемы демократизации и повышения действенности власти в России.

Семинарское занятие. Политика и власть.

Самостоятельная работа. Изучить: функции власти; разделение властей – атрибут «демократического общества»; власть центра и власть мест; критерии эффективности власти; политическая власть и государственное управление, как средство реализации политики.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 5];

дополнительная [1, 2, 3, 4, 10, 13].
Тема 4. Политические системы и политические режимы
Политическая система. Системный и структурно – функциональный подходы к анализу политических систем. Структура политической системы. Институциональная, информационно – коммуникативная и нормативно – регулятивная подсистемы политической системы. Функции политической системы. Критерии классификации и типология политических систем. Англо-американская и континентально-европейские, доиндустриальные, индустриальные типы политических систем. Стабильные и нестабильные политические системы. Эволюция политических систем. Политическая система России, особенности ее становления и развития.

Понятие политического режима. Типология и виды политических режимов в современном мире.

Сущность тоталитарного режима и его характерные черты. Разновидности правого и левого тоталитаризма.

Авторитарный политический режим и его отличительные признаки. Основные типы авторитарных режимов: военный, популистский, бюрократический.

Демократический политический режим и его общие признаки. Формы и методы обеспечения свободного развития личности и защищенности ее интересов, законных прав и свобод в условиях демократических режимов.

Причины и способы смены политических режимов.

Семинарское занятие. Политические системы и политические режимы.

Самостоятельная работа. Изучить: Особенности организации и функционирования политических систем; общая характеристика тоталитарного, авторитарного, демократического, либерального, анархического политических режимов.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 2, 3];

дополнительная [1, 2, 7, 8, 10, 13].

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальный материал: А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р. Шуман «Дед Мороз», Г. Вихарева «Дед Мороз»
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconРеферат на тему: «Дед Мороз и Санта Клаус»
Перед новогодним праздником мы украшали класс, и учительница предложила нам нарисовать Деда Мороза. Когда мы принесли свои работы,...
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У деда Мороза сейчас много дел: приготовить всем подарки, развести их и каждому ребенку под ёлку положить. А вот ёлку нарядить Дед...
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconУчитель химии Латышева В. Н
Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconТема: «Деревянное зодчество г. Торопца» Разработала: старший воспитатель- латышева С. В
Доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх, эстафетах на воде
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconНо где же Дед Мороз?

Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф icon1. Даты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
...
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе в гости к бабушке, воспитатель Латышева Римма Александровна
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconОлег Павлович Мороз Главная ошибка Ельцина
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconРабочая программа по специальности 280104. 65 «Пожарная безопасность»...
Начальник кафедры организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Санкт-Петербургского
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconОлег мороз так кто же расстрелял парламент?
Комитета по скалолазанию, тренерского совета и спортсменов-скалолазов, членов сборной команды Украины
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconЮрий мороз «Бизнес. Пособие для гениев»
Целью дисциплины является изучение влияния комплекса факторов внешней среды на физиологическое состояние и продуктивные качества...
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconКонспект урока по музыке в 3 классе «Мороз и солнце, день чудесный…»
Цель урока: через изобразительное искусство, поэзию погрузиться в мир прекрасной музыки о зиме
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседа с детьми о зиме, как времени года. Чтение детям сказок: «Метелица», «Снегурушка», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»,...
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф iconУрок в 6 классе по теме «Знаки препинания при причастном обороте»
Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! За окном мороз и солнце, день чудесный! А какое у вас настроение? (Хорошее). Замечательно,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск