Храмовое зодчество





НазваниеХрамовое зодчество
Дата публикации09.07.2014
Размер91.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Тема: Храмовое зодчество
Цель урока:

  • образовательная: преподнести школьникам информацию о Храмовое зодчество, развивающая: развить в детях интерес к православной церкви;

  • воспитательная: воспитать в детях чувство ответственности и бережного отношения к храмом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе.


  1. Ознакомление с новым материалом

Отношение народа к построению храма.


Православный народ всегда приветствовал строительство православных храмов. Поскольку этот процесс укрепляет веру христиан ввиду того, что храмы всегда были местами оплотами веры православных христиан.

Христианское зодчество Беларуси.


Зодчество на протяжении многих столетий было основным видом архитектурного творчества белорусского народа. Изучение его национальной культуры, в том числе и архитектурного наследия, выявление прогрессивных традиций – проблема очень важная и остроактуальная. Бытовавшее одно время представление о красоте в архитектуре в основном как следствии грамотного решения лишь функциональных и технических вопросов оказалось бесперспективным. Важно не только выразить во внешнем облике здания его конструктивную суть или особенности использованных материалов. Не менее важны и заключенные в архитектуре богатства духовной культуры народа.

Народный строитель соединял в себе зодчего и потребителя. Он не только возводил постройки, сажал сады, формировал интерьер хаты, сооружал ограды, но и пользовался всем этим, проверяя насколько удобно или, наоборот, неудобно созданное им окружение, красиво ли оно, выгодно ли с точки зрения экономики.

Климат и природные богатства Восточно-Европейской равнины, часть которой занимает территория Беларуси, издавна притягивает к себе людей . Бескрайние леса играли огромную роль в их жизни.

СОЕДИНЕНИЯ. Прочность и надежность конструкций во многом обеспечивались соединениями, которые можно разделить на следующие группы: продольные горизонтальные, продольные вертикальные, поперечные, угловые, лобовая врубка над углом. Надежность соединений обеспечивалась высокой точностью изготовления стыкующихся элементов, учетом последующей усушки древесины. Для укрепления соединений применяли деревянные нагели («тэбли», (калки)), а также металлические изделия в виде гвоздей, хомутов, скоб.

ФУНДАМЕНТЫ. Первоначально нижний венец («подвалину») клали непосредственно на землю. Выбирали для этого стволы большего диаметра или из более прочной древесины. Примерно с 11 в. строители стали отрывать сруб от земли, подкладывая под углы камни, обрубки бревен, плинфу. Широкое применение находят фундаменты, выполненные из вкопанных в землю деревянных колод – свай, штандаров, палей, штемпалей, стояков.

ПОЛЫ. В большинстве хат даже в начале 20 в. деревянный пол был редкостью. Обычно он делался из плотно уложенной глины, что напоминало ток в гумне.

КРЫШИ. Деревянное зодчество Беларуси характеризуется разнообразием форм и типов крыш, материалов покрытий. Форма крыши, ее элементы во все времена, во всех типах зданий имели большое значение в архитектуре. Наибольшее распостранение имели двускатая, трехскатая, четырех скатая, особенно в 18 в., известны ломаная и мансардная крыши. Односкатые делали только над пристройками к основному объему, над боковыми фемами базиликальных храмов.

В народной архитектуре имелись вариации четырех скатых крыш: на Понеманье – с залобком, на Западном Полесье – с причелком. Из кровельных материалов наиболее употребимы солома, тросник, дранка, гонт, тес, пиленые доски. Изредка деревянные здания покрывались черепицей, жестью, медными листами.

Отличительные черты православного, римо-католического и протестантского храма.


Католический храм

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане — запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то — это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.
Протестантский храм

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор.3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян.19:9), в еврейских синагогах (Деян.18:4, 26;19:8), в еврейском храме (Деян.3:1), и в частных домах (Деян.2:46; 5:42; 18:7; Филип.1:2; 18:7; Кол.4:15; Рим.16:5 и 1-е Кор.16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян.16:13), в уличной толпе (Деян.2:14) и на площади (Деян.17:17). Нет ни одного свидетельства в Библии, что первые христиане проводили богослужения в церковном здании.

Архитектурные стили.


Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Наиболее известные архитектурные стили:

  • Ампир

  • Барокко (в т.ч. «русское барокко»)

  • Готика

  • Классицизм

  • Конструктивизм

  • Модерн, в т.ч. «Северный модерн» (называемый также скандинавским стилем, а в странах северной Европы — национальным романтизмом)

  • Модернизм

  • Неоклассицизм (в т.ч. ретроспективизм и отчасти сталинский ампир)

  • Постмодернизм (и Деконструктивизм)

  • Ренессанс

  • Романский стиль

  • Рококо

  • Романтизм

  • Эклектика, в т.ч. «русский классицизм», Неоготика (или псевдоготика), Псевдорусский стиль, Неовизантийский стиль


"Стиль эпохи" (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.

Великие стили - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.

Развитие стилей асимметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному, однако от сложного к простому он возвращается только в результате некоторого скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному и резко - от сложного к простому. Романский стиль сменяется готическим в течение более ста лет - от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль. Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей - первый. Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа стиля. Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении. Ее устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей.

Экскурсия в Минский Свято-Духов кафедральный собор.


Первая половина семнадцатого века знаменуется появлением большого числа церквей и монастырей на территории Беларуси. В это время в Минске открываются Доминиканский монастырь (1622), бернардинские монастыри (1628, 1642), Свято-Космодамиановский монастырь (1619) и другие. Связано это прежде всего с подписанием в 1596 году Брестской церковной унии, согласно которой папа Римский объявлялся первоиерархом над всеми православными людьми. Уния предполагала как реорганизацию существующих церковных институтов, так и построение новых.

История собора начинается в 1633-1642 годах, когда было построено здание, служившее католическим монастырем бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. А в 1852 году он был вообще упразднен и переведен в город Несвиж. Еще спустя несколько лет здание бывшего монастыря было передано русской православной церкви и освещено во имя Святого Духа. Там был устроен мужской монастырь, просуществовавший до 1922 года.

В настоящее время Свято-Духовная церковь является кафедральным собором Минска. В иконостасе собора содержится целый ряд замечательных икон, среди которых особо выделяется чудотворная икона Божьей Матери, обнаруженная в Минске в 1500 году.

Икону именуют Минской, но ее история восходит к евангельским временам. Согласно преданию ее написал Св. Лука Евангелист, и долгое время она хранилась в Византии, откуда была привезена Киевским князем Владимиром к себе на родину. Во время татарского нашествия икона была брошена в Днепр, но, уцелев, явилась белорусскому народу на реке Свислочь 15 августа 1500 года. Она была замечена благодаря своему необычному сиянию и помещена в Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

За последнее десятилетие целый ряд памятных событий были отмечены в Минском Свято-Духовом соборе торжественными соборными богослужениями.

В 1991 году, накануне празднования Собора Белорусских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого в истории Русской Православной Церкви визита Предстоятеля Московского Патриархата в пределы Беларуси, совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами.

22 июля 1995 года, во время второго апостольского путешествия по Беларуси, Его Святейшество служил Воскресную вечерню в храме. 24 сентября 1998 года, совершая третью паломническую поездку по белорусской земле, Святейший Патриарх посетил собор и поклонился его святыням.

12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе было совершено церковное прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви — священнослужителей, погибших в 1930–50-е годы за исповедание Православной веры.

Настоятелем столичного Свято-Духова кафедрального собора с 1995 года является протоиерей Геннадий Дзичковский.


  1. Закрепление изученного материала

Разработайте маршрут экскурсии «Храмовое зодчество Минска»


  1. Задание на дом

Разработайте маршрут экскурсии «Храмовое зодчество Беларуси»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Храмовое зодчество iconЛитература, зодчество, иконописание в Древней Руси

Храмовое зодчество iconЛитература 21
В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила средневековое зодчество
Храмовое зодчество iconБилеты по истории России
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Храмовое зодчество iconРефератов по дисциплине «Мировая и национальная культура»
Характерные черты культуры России в XVI в.: историческая литература, книгопечатание и наука, зодчество, живопись
Храмовое зодчество iconТема: «Деревянное зодчество г. Торопца» Разработала: старший воспитатель- латышева С. В
Доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх, эстафетах на воде
Храмовое зодчество iconДеревянное зодчество села Яльчики Работу
Основу народного искусства составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вышивка, вязание, узорное ткачество, шитьё...
Храмовое зодчество iconПояснительная записка программа курса «Народное зодчество»
Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск