Рабочая программа по учебному предмету русский язык





НазваниеРабочая программа по учебному предмету русский язык
страница1/10
Дата публикации30.06.2014
Размер1.34 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени А.И. Томилина


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

__________ /___________

от ___________ 20_____ г


Утверждено

Руководителя образовательного

учреждения

__________ /___________

от ___________ 20_____ г


Рассмотрено

Руководитель

МО

__________ /___________

от ___________ 20_____ г



Рабочая программа

по учебному предмету

русский язык

УМК «Развивающая система Эльконина-Давыдова»

Выполнила

Чернышова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

Советско-Гаванский муниципальный район

2012-2016 учебный год

Паспорт календарно-тематического планирования
Учебный предмет Русский язык

Класс (параллель классов) 1 - 4 класс_

Программа (примерная программа) Русский язык авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова_

Количество часов в неделю по учебному плану 5_

Общее количество часов за курс 767
Учитель Чернышова Наталья Николаевна_


  1. Пояснительная записка

    1. Направленность и педагогическая целесообразность рабочей  программы по русскому языку

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов  второго поколения,  утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова  и  комплексной программы по русскому  языку, авторов: В.В.Репкина, Т.В.Некрасовой, Е.В.Восторговой.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурные цели:

  • Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

  • формировать у детей полноценные лингвистические понятия, начиная с букварного периода (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.),

  • формировать навыки чтения и письма, составляющие необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения;

  • формировать умение членить высказывания, т.е. выделять в нём тему и рему;

  • развивать речь учащихся, воспитывать их речевую культуру;

  • обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно-регулируемым формам монологической речи – как устной так и письменной;

  • познакомить с особенностями языка как знаковой системы и важнейшим средством общения;

  • формировать элементарные графические навыки.




    1. Структура и место курса «Русский язык».

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвинистического образования и речевого развития учащихся.

Курс обеспечивает освоение обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку.  

Курс русского языка в начальной школе представлен двумя этапами:

  • обучением грамоте, нацеленным на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;

  • систематическим курсом изучения родного языка, нацеленным на дальнейшее формирование грамотного письма (орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи.

Уроки обучения грамоте (традиционно именуемого букварным перио­дом) представляют собой интегрированные занятия, включающие различ­ные виды практических работ, связанных с освоением первоклассниками элементарного письма и чтения:

  • игры и упражнения по звуковому и звукобуквенному анализу слов;

  • графические упражнения на начертание печатных и каллиграфических образцов букв и их элементов, их соединений; конструирование новых букв из элементов, складывание из проволоки, вырывание из бумаги, лепка из пластилина и пр.;

  • чтение и письмо слогов, слов, предложений, текстов;

  • прослушивание лучших образцов детской художественной литературы (в исполнении учителя или в аудиозаписи); разыгрывание сценок, разучива­ние небольших стихотворений, считалок, загадок, скороговорок и т. п.;

  • составление и моделирование высказываний, небольших рассказов по картинкам, всевозможные речевые и словесные игры (типа «Подскажи словечко», «Превращение слов» и т. п.).

Систематический курс «Русский язык» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4 го класса.

Систематический курс русского языка по программе рассчитан на 767 ч. Из них: 1 й класс – 257 ч (пропедевтический курс «Обучение грамоте» - 207 часов и русский язык – 50 часов), 2 – 4 й класс – по 170 ч в год.


    1. Основные содержательные линии курса «Русский язык».

Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями, каждая из которых имеет свою внутреннюю логику развития на протяжении 1- 4 классов:

  • формирование орфографического действия и пунктуцианного умения;

  • формирование представлений о знаковой системе языка;

  • развитие речи.

Каждая из указанных линий систематического курса имеет свои предпо­сылки в рамках периода обучения грамоте.

Задачи указанных трех содержательных линий решаются не изолированно. Центральной для 1—3 классов является линия формирования орфографического действия - задачи обучения грамотному письму. Задачи формирования представлений о знаковой системе языка в 1-3 классах решаются на основе первой линии, подчиняются ее задачам, т. е. языковые понятия изучаются в связи с необходимостью освоения тех или иных способов действий, обеспе­чивающих правописание. В 4 классе линия формирования представле­ний о знаковой системе языка выходит на первый план в связи с изучением грамматики - морфологии и синтаксиса, а линия формирования орфогра­фического действия дополняет ее. Линия развития речи, хотя и пере­секается с двумя другими, все же имеет свою внутреннюю логику, свою систему понятий и специфические виды работ в каждом классе.


    1. Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся.

Образовательный процесс по русскому языку организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

  1. урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

  2. урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

  3. урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

  4. урок-проектирование – место для решения проектных задач;

  5. учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами;

  6. групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

Самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

Кроме этого учитель организует следующие виды работ как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету:

  1. построение учебных диалогов;

  2. коллективные,  индивидуальные,  групповые формы обучения;

  3. начало работы в различных образовательных пространствах (черновик – чистовик, «место на оценку», «место сомнений»)

  4. начало работы со «столом помощником» и «столом заданий» - организация учебных занятий;

  5. публичное  представление  результатов  личных  достижений  учащихся.




    1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная и систематическая работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

- интеллектуальных (обобщение, анализ, сравнение, классификация);

- познавательных (целеполагание, мотивация, творческое самовыражение);

- организационных (групповая работа, сотрудничество, планирование, рефлексии ).

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, самостоятельно работать с учебником, пользоваться словарями, справочниками и другими пособиями.


    1. Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса.






Изменения

Обоснования

1


Изменение количества часов, отведённых на изучение тем учебного курса в 1 классе на 18 часов

Ведение в сентябре программы адаптационного межпредметного модуля « Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни», авторы Цукерман Г. А. , Поливанова К. Н. в количестве 30 часов, из них на курс русского языка и литературного чтения приходится 18 часов (10 и 8 соответственно).

Сокращение часов в теме № 3. «Формирование действий письма и чтения»

Было 158 часов – стало 140 часов




  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.




  1. Содержание курса

    1. Обучение грамоте

Формирование начальных представлений о слове

Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление слова и вещи). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова – «помощники – на примере предлогов и союзов).

Звуковой анализ слова

Звуки речи как «строительный материал» слов в языке. Слово как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структуры (анализ слов, полученных путём замены одного из звуков). Смыслоразличительная функции гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование действий письма и чтения

Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (я, ё, о, у, ы, э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (л, м, н ,р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных Обозначение твёрдости - мягкость согласных с помощью гласных букв (введение букв я, ё, ю, е), две «работы» гласных букв.

Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребления больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях рек, городов и т.п.). Основное правило переноса слов.

Отработка действия послеслогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости, твёрдости- мягкости: г-к, в-ф и т.д.).

Обозначение твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Обозначение звука (й) в разных позициях (буква й, буквы я, ё, ю, е, обозначающие сочетание звука (й) с последующим гласным). Обобщение сведений о «работе» гласных букв.

Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных, по твёрдости- мягкости (шипящих и ц): правописание сочетаний жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. Проблематичность употребления букв и-ы после ц, букв о-ё после шипящих (наблюдения).

Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция.

Русский алфавит.

    1. Систематический курс

Формирование орфографического действия

Звуки и буквы (систематизация материала, изученного в период обучения грамоте)

Буква как знак звука. Выбор букв для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после согласных, парных и непарных по твёрдости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука (й). Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящего и ц, разделительные знаки ъ и ь).

Позиционное чередование гласных звуков

Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограмм слабых позиций). Формирование умений выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма(письмо с пропусками безударных гласных).

Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости

Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости- глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных согласных).

Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря

Приёмы работы с орфографическим словарём.

Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций.

Проверка орфограмм по сильной позиции

Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как приём приведения звука к сильной позиции. Изменение слова как приём приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действие, по лицам, числам и временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.

Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабой позиции

Основа и окончание слова. Неприменимость способа про­верки орфограммы слабой позиции в окончании слот) путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.

Проверка орфограмм с помощью родственных слов

Понятие о родственных словах (слова, образованные от од­ного и того же слова).

Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных | слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация суффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка ор­фограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов. Правило правописания разделительных знаков ь и ъ.

Основной закон русского языка

Позиционное чередование звуков в разных частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередую­щихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фоне­мы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в сла­бой позиции к сильной позиции в той же части слова).

«Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы. Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематиче­ский принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфогра­фическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова).

Применение общего правила к разным частям слова. Чередование зву­ков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередо­вания звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроиз­носимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой -с. Слова с буквой з перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга).

Постановка задачи проверки орфограмм в окончаниях. Окончание как значимая часть слова

Работа окончания в словах, называющих предметы (указа­ние на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и перемен­ные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в выска­зывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.

Система падежных окончаний.

Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и си­нонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочета­нии. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с дру­гими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падеж­ных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.

Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре ос­новных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приве­дение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.

Постановка задачи проверки орфограмм в окончаниях. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям

Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, «закону русскою письма». Способ проверки орфограмм в падеж­ных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором па­дежных окончаний в сильных позициях). «Проверочные слова» для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Примене­ние способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, назы­вающим предметы и признаки (в единственном числе).

Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множест­венного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые о и е в этой падежной форме.

Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.

Постановка задачи проверки орфограмм в окончаниях. Нефонемные написания в падежных окончаниях

Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа «армия», «здание», «гербарий». Особенность осно­вы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, со­ответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе - в гербарии, я стене - в армии и т. п.).

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий приз­наков (буквы ы, и в окончании -ый (-ий), буква г в окончании -ого (-его). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции.

Несоответствие закону письма обозначения фонемы (о)в слабой пози­ции буквой е после шипящих и ц.

Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учетом наличия нефонемных написаний.

Постановка задачи проверки орфограмм в окончаниях. Правописание личных окончаний

Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжений). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе — указание на число и род, во множествен­ном—только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы — отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки ор­фограммы в формах на -ться, -тся.

Соответствие написания орфограмм в окончаниях прошедшего времени ос­новному закону письма.

Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Необхо­димость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных оконча­ний. Буквы ё и ь после шипящих в личных окончаниях.

Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжениям. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -«-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с за­меной -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хо­теть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов с прис­тавками.

Систематизация орфограмм и способов их проверки (работа с орфографической тетрадью- справочником)

Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем (звуков). Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем (звуков). Раздельное написание слов (предлоги и прис­тавки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов.

Орфограммы, связанные с обозначением фонем (звуков). Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение).

Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфог­раммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова).

Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-). Необходимость

Специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения). | Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих спе­циальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). «Непроверяемые» орфограммы.

Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.

Фонетика.

Фонетика. Звуковая оболочка слова

Звуки речи как «строительный материал» слов в языке.

Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, их смыслоразличительная роль.

Фонетика и графика

Буква как знак звука. Выбор буквы для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после coгласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Правила обозначения твердости-мягкости согласных звуков с помощью гласных букв и буквы ь. Выбор буквы для обозначения звука [й].

Фонетика и орфография. Позиционное чередование звуков

Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причи­на их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах).

Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных и согласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций).

Орфография и грамматика. Изменение слов в связной речи

Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, на­зывающих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называю­щих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.

Орфография и морфемика. Состава слова

Понятие о родственных словах (слова, образованные от од­ного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются но­вые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов.

Орфография и морфемика. Фонемы как строительный материал морфем

Значимые части слова: основа и окончание. Части осно­вы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции сов­падения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного соста­ва слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). «Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы.

Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематиче­ский принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфогра­фическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к силь­ной позиции в той же части слова).

Орфография и грамматика. Окончание как значимая часть слова (на примере падежных окончаний)

Работа окончания в словах, называющих предметы (указа­ние на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и перемен­ные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в выска­зывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.

Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и прис­тавки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.

Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре ос­новных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приве­дение слова к именительному падежу как способ определения набора его Падежных окончаний. Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих Признаки.

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.

Орфография и морфемика (систематизация)

Основа и окончание слова. Родственные слова. Наимень­шие значимые части слова (морфемы) и их работа. Сложные слова. Интер­фикс как особая (соединительная) морфема. Интерфикс -о- (-е-). Способы проверки орфограмм в разных морфемах (обобщение).

Морфология.

Морфология. Слово как часть речи

Лексическое значение слова21 (слово как название человека, предмета, признака, действия, состояния и т. п.). Лексическое значение слов-названий, слов-указателей (местоимений) и слов-«помощников» (служебных слов). Однозначные и многозначные слова. Слова-синонимы и слова-омонимы.

Грамматические значения слова (значения слова, появляющиеся в выска­зывании: обозначение действующего лица, адресата действия, количества на­зываемых предметов, времени действия и т. п.). Возможность выражения од­ним словом одновременно нескольких грамматических значений. Обязатель­ность противопоставленных вариантов одного и того же грамматического значения (единственное и множественное число; мужской, женский и средний род и т. п.).

Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений слова. Сохранение лексического значения слова при его изменении в речи (высказывании). Основа слова как средство выражения его лексического зна­чения. Различные изменения слова (словоформы) как средство выражения его грамматических значений. Лексическое значение как индивидуальное зна­чение отдельного слова. Типовой характер грамматических значений (грамматическое значение как значение, одинаковое для большой группы слов).

Грамматические значения слов как средство присоединения слова к дру­гим словам в высказывании. Зависимые и независимые, переменные и пос­тоянные грамматические значения слов. Разные грамматические модели слов, называющих предметы, действия и признаки, отражающие разный способ присоединения этих слов к другим словам в высказываниях.

Общее грамматическое значение слов, обозначающих предметы («пред­мет»), и средства его выражения. Его отличие от лексического значения этих слов («предмет» как носитель признака). Наличие общего грамматиче­ского значения у слов, называющих признаки («признак предмета») и действия («процесс»). Уточнение трех грамматических моделей слов: указа­ние на общее грамматическое значение.

Часть речи как слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значе­ние, т.е. построенные по одной и той же грамматической модели. Обуслов­ленность «поведения» слова в речи (способности присоединяться к другим словам и присоединять их к себе) его общим грамматическим значением.

Склоняемые (имена) и спрягаемые (глаголы) части речи. Общее и част­ные грамматические значения имени существительного, имени прилагатель­ного и глагола.

Морфология. Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола

Грамматические формы как словоформы одного и того же слова, отличающиеся друг от друга каким-то одним грамматиче­ским значением.

Падежные формы существительных (именительный, родительный и др.) и их значения (действующее лицо, адресат действия и пр.). Соотношение количества падежных форм имени существительного и количества его сло­воформ. Грамматическая форма падежа, выражающая определенное падеж­ное значение, как представитель грамматической категории падежа. Многозначность русских падежей (выражение с помощью одной и той же па­дежной формы разных падежных значений). Типы склонения существительных.

Грамматическая категория числа существительных. Формы числа существительных (единственное и множественное число) и их значения (указание на количество предметов: один или больше одного). Соотношение количест­ва форм числа имени существительного и количества его словоформ. Фор­мы числа существительных как «командир» для форм числа зависимых слов (прилагательных и глаголов).

Грамматическая категория рода существительных. Три формы рода су­ществительных (мужской, женский и средний род) и их значения (указание на пол: женский или мужской). Отсутствие значения рода у формы сред­него рода и форм рода существительных, называющих неживые предме­ты. Формы рода существительных как «командир» для форм рода зависи­мых слов (прилагательных и глаголов).

Грамматическая категория одушевленности-неодушевленности существи­тельных. Формы одушевленности-неодушевленности существительных и их значения (указание на живое существо или неживой предмет). Винительный падеж как средство выражения этого грамматического значения. Граммати­ческие категории имен прилагательных. «Дублирование» формами числа, па­дежа и рода прилагательных тех же форм существительных. Способ опреде­ления форм рода, числа и падежа имен прилагательных. Выражение грамма­тических значений неизменяемых существительных (типа пальто) с по­мощью форм зависимых слов (на примере прилагательных).

Грамматические категории глаголов. Формы лица (1-е, 2-е и 3-е) и их значения (указание на разных участников разговора: «делает(ют) тот (те), кто говорит», «делает(ют) тот (те), кому говорят», «делает(ют) тот (те), о ком говорят»). Формы времени глагола (настоящее, будущее и прошедшее) и их значения (отношение действия к моменту речи: «говорю и делаю одновре­менно», «сначала говорю, потом буду делать», сначала делал, потом гово­рю»). Особенности образования разных форм времени глаголов (личные окончания, суффикс -л- прошедшего времени, вспомогательный глагол быть в будущем времени). Связь форм лица и рода с формами времени. Формы наклонения глаголов (изъявительное, условное и повелительное) и их значения (оценка говорящим реальности-нереальности действия: «проис­ходит на самом деле», «могло бы произойти», «хочу, чтобы произошло»). Буква ь в формах повелительного наклонения глаголов.

Грамматическая характеристика имени существительного, имени прила­гательного и глагола.

Морфология. Система частей речи в русском языке

Имя числительное, его общее грамматическое значение («число», «количество предметов»). Грамматические формы числительного (формы падежа). Имена числительные и счетные существительные. По­рядковые прилагательные, образованные от числительных (третий, де­сятый и т. д.). Простые, сложные и составные числительные, некото­рые особенности их правописания (буква ь в числительных на -дцать и -десят).

Местоименные слова и их место в системе частей речи. Местоименные прилагательные как особая разновидность имен прилагательных. Место­именные числительные как особая разновидность имен числительных. Местоименные существительные как отдельная часть речи, имеющая особую грамматическую модель, отличную от грамматической модели существитель­ных. Общее грамматическое значение местоименных существительных («участники разговора»).

Наречие, его общее грамматическое значение («признак действия»). От­сутствие у наречия частных грамматических значений, прикрепляющих его к другим словам (неизменяемость наречий). Возможность присоединения на­речия к глаголам, прилагательным и существительным. Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса -о (-е). Особенности правописа­ния наречий (наречия с приставками и существительные с предлогами (наблюдения), суффиксы -о и -ев коние наречий после шипящих; буква ь в конце наречий после шипящих).

Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги как особая часть речи, их общее грамматическое значение. Союзы как служебная часть речи, их роль в языке. Знаки препинания при записи высказываний с союзами (наблюдения). Обязательность запятой перед союзами а и но. Частицы как служебная часть речи, их роль в языке. Употребление частицы не с разными частями речи (наблюдения). Раздельное написание частицы не с глаголами.

Междометия, их роль в языке. Междометие как особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Знаки препи­нания при записи высказываний с междометиями.

Система частей речи.

Синтаксис.

Синтаксис. Синтаксические единицы языка (словосочетания и предложения)

Типы грамматической связи между словами (подчинитель­ная, взаимная, сочинительная). Разные синтаксические единицы языка, об­разованные с помощью разного типа грамматической связи. Отличие син­таксических единиц языка как «составленных» говорящим от слов и морфем как «готовых», данных в языке.

Словосочетание как синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. Независимый и зависимый члены словосочетания, способ их разграничения. Работа словосочетания в речи (уточненное назва­ние предмета, действия или признака). Работа независимого члена (название предмета, действия, признака) и работа зависимого члена (уточнение назва­ния предмета, действия, признака). Типы уточнения зависимого члена сло­восочетания (дополнение, определение, обстоятельство). Способ определе­ния работы (типа уточнения) зависимого члена (по вопросу).

Предложение как синтаксическая единица, образованная с помощью взаимной связи и служащая для построения высказываний. Разные пред­ложения и разные формы одного и того же предложения. Грамматическое значение предложения (соотнесенность сообщения с действительностью), выражающееся с помощью разных форм предложения. Понятие о сказуемом как члене предложения, выражающем его грамматическое значение, способ нахождения сказуемого. Подлежащее как член предложения, от которого за­висят грамматические формы сказуемого. Возможность выражения сказуе­мого разными частями речи. Наблюдения над особенностями сказуемого, выраженного существительным и прилагательным (необходимость глагольной связки быть, ее опущение в настоящем времени). Две работы сказуемого в предложении: сообщение о подлежащем и выражение грамма­тического значения предложения.

Синтаксис. Типы предложений в русском языке

Предложения, содержащие сообщение, вопрос или побуж­дение (повествовательные, вопросительные и побудительные предложения). Предложения, различающиеся по эмоциональной окраске высказывания (восклицательные и невосклицательные предложения).

Уточнение содержания подлежащего и сказуемого с помощью граммати­чески зависимых от них слов. Грамматическая основа предложения. Нерас­пространенные (состоящие только из главных членов) и распространенные (состоящие из главных и второстепенных членов) предложения.

Предложения с одним и двумя главными членами.

Простые и сложные предложения. Средства грамматической связи между частями сложного предложения (союзы, интонация). Знаки пре­пинания (запятая) в сложном предложении (наблюдения).

Ряды однородных слов в предложении, средства связи между ними. Зна­ки препинания в предложениях с однородными словами.

Слова, являющиеся и не являющиеся членами предложения (на приме­ре обращений и междометий); средства выделения последних в устной речи и на письме.

Грамматическая характеристика простого предложения. Вид предложе­ния по пели высказывания, по эмоциональной окраске. Нераспространенное или распространенное предложение. Главные члены предложения, второсте­пенные члены предложения, уточняющие подлежащее и сказуемое. Наличие слов, не являющихся членами предложения.

Развитие речи

Высказывание

Сообщение, вопрос. Выражение цели высказывания с по­мощью интонации и ее обозначение на письме (знаки в конце высказыва­ния). Смысловые части высказывания (предмет сообщения и сообщение о предмете).

Значение слова

Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представление). Прямое и переносное значение слова.

Текст

Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в несколь­ких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие обшей темы) и наличие смысловой связи между сообще­ниями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) со­общения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли).

Диалог

Строение диалога, его элементы (реплики, поясняющие сло­ва автора), правила записи диалога (состоящего из реплик без слов автора).

Особенности поэтической речи

Рифма и ритм в поэтической речи. Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки).

Особенности употребления слов в речи

Многозначность слова. Слова-синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова. Антонимы, их стилистическая функция в поэтической речи. Устаревшие слова.

Образные значения слов (наблюдения). Сравнение как средство вырази­тельности художественной речи. Речевые особенности пословиц, поговорок, загадок. Толкование пословиц и поговорок. Фразеологизмы (без термина).

Высказывания репликами

Высказывание с репликой и словами автора, варианты его строения. Правила записи таких высказываний (случаи, в которых слова автора не прерывают реплику). Разные варианты выделения реплики: с по­мощью тире и красной строки; с помощью кавычек.

Части текста

Часть текста как развернутое (уточненное, дополненное) сообщение о предмете. Абзац (часть письменной записи текста, выделенная Не помощью красной строки).

План как средство понимания текста. Разные способы формулирования пунктов плана: в виде заголовков к каждой части и в виде вопросов. Изло­жение текста повествовательного или описательного характера по коллек­тивно составленному плану.

Типы текста

Повествование, описание, рассуждение, особенности их Приемы, усиливающие передачу событийности в тексте-повествовании: потребление связочных слов, детализация событий. Важность правильного отбора видо-временных форм глагола в повествовании

Особенности деловой и художественной речи

Деловое и художественное описание. Роль определений в художественной речи (эпитеты, без термина). Деловое и художественное по­вествование.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса
Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Русский язык в начальной школе составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по учебному предмету учебного плана Русский язык
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений русский язык 5-9 классы Авторы М. Т. Баранов, Т....
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа Курганской Жанны Алексеевны высшая квалификационная...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и Н. А. Николиной «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы» (Москва,...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 9 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconПротокол №1 от
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Программа по предмету «Русский язык» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 5 класс
Рабочая программа учебного курса русского языка для 5 класса составлена на основании
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по учебному предмету Русский язык 11 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» Тотемского района Вологодской...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа Черных Натальи Владимировны по учебному предмету «Русский язык»
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. И др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconРабочая программа Попеты Ольги Николаевны I квалификационная категория...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района Белгородской...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык iconУчебному предмету «русский язык» для 1 4 классов
В 2 ч. Ч. –М.: Просвещение, 2010 г.; Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват учреждений. /...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск