Скачать 218.39 Kb.
|
Российская Федерация Муниципальное образование Ленинский район Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Алешинская средняя общеобразовательная школа Целевой воспитательный проект по профессионально-трудовому воспитанию «Путь в мир профессий» (для учащихся 1-11 классов) Автор-составитель: Заместитель директора по ВР Кондратова Г.Г. Учитель физики Зверева Н.В. 2010год
Современное понимание профориентационной работы в школе заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии, другая - воспитательная концепция. Диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся. К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно и эффективно. Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями к профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры Особое место в профессиональном самоопределении подрастающего поколения должно принадлежать школе. К сожалению, существующая в школах методическая база для проведения профориентационной работы весьма слаба. Школьный курс по выбору профессии не ведется в полном объеме из-за отсутствия подготовленных педагогических кадров. Система профессиональной ориентации нуждается в согласовании профориентационных программ служб занятости с программами отделов народного образования. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития. Программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых актов:
2. Цель проекта Создание условий для воспитания сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Создание системы действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности. 3. Задачи проекта
4 Основные содержательные направления проекта:
Профессиональная информация предполагает полное и всестороннее знакомство учащихся с миром профессий, с правилами выбора профессии, с социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами выбора профессии, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору. Главной задачей профинформации является воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также в первую очередь должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Начинать эту работу можно с 1-го класса, постепенно, от класса к классу расширяя и усложняя круг сведений. Организатором этой работы должен быть классный руководитель. Вопросы профинформации должны органично войти в план воспитательной работы с классом. Это могут быть беседы, классные часы, диспуты, экскурсии профориентационной направленности. К проведению этих мероприятий вполне возможно привлечь и педагога-психолога, и школьного библиотекаря, и врача, и членов родительского комитета, и школьные молодежные организации, и представителей предприятий и организаций района, которые в соответствии со своей профессиональной компетентностью будут информировать учащихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения; Профориентационная диагностика предполагает - исследование мотивации выбора профессии; - исследование профессиональных интересов; - исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии; - исследование признаков, характеризующих отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии; Дальнейшие шаги в диагностике личности связаны с умением учителя выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут ученику осознать, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Только в конкретной работе возможно воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к профессии, в основе которого должна лежать любовь к труду, психологическая готовность к любой работе; Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. . На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Выявлять и поддерживать интересы школьника к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению заинтересовавшей его сферы деятельности. Для проведения профориентационной работы в рамках своего предмета, учитель-предметник должен иметь теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка включает: знание целом, задач профориентации, методов ее реализации в условиях соответствующего предмета, психолого-педагогические основы проблемы. Практическая подготовка включает: знание методики профориентационной работы в условиях преподавания соответствующего предмета, умений и навыков проведения различных мероприятий (беседы, встречи, экскурсии): знакомить учащихся с различными видами труда и профессии; изучать их наклонности, способности профессиональные интересы, формировать у них общественно-значимых мотивов выбора профессии; консультировать учеников по вопросам, связанные с продолжение обучения и трудоустройством. Учитель должен продумать, с какой профессией уместно ознакомить учащихся в рамках программной темы, учитывать общие основы профориентации при изучении различных учебных предметов. Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности. Профессиональная консультация - научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов. Профконсультация включает в себя: - всестороннее изучение личности школьника (интересов, наклонностей, способностей, психофизиологических качеств, состояние здоровья); - сопоставление уровня практической и психологической подготовленности школьника с требованиями профессии и совместный подбор наиболее соответствующей; - совместно со школьником определение путей компенсации недостающих профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения будущей профессией; - стимулирование самовоспитания и самооценки школьника путем систематического контроля его деятельности по достижению намеченной цели. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда Этапы в работе по профконсультации: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. 2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы. В роли консультанта в школе может выступать классный руководитель, педагог-психолог либо социальный педагог. В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей. На каждого учащегося профконсультант заводит портфолио. При сборе данных он обращается к педагогам и родителям школьников. В портфолио выделяются следующие разделы: успеваемость; результаты школьных тестов; социальное положение учащегося; сведения о его семье; перечисление "любимых" и "нелюбимых" школьных предметов; способности, интересы, склонности; физические данные, состояние здоровья, индивидуальные особенности учащегося; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы по профессии. Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе. В старших и выпускных классах основной акцент должен переноситься на конкретный выбор. При этом школьникам не надо давать готовых рекомендаций, а постепенно формировать готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Общая логика такой подготовки примерно следующая: сначала на специально подготовленных примерах (ситуациях) психолог-профконсультант (школьный психолог) показывает, как можно было бы выбирать профессию и реализовывать этот выбор. Далее на других примерах старшекласснику уже самому предлагается дать рекомендацию воображаемому сверстнику. В этом случае пример преобразуется в учебную задачу, где постепенно и формируется готовность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях профессионального самоопределения. Наконец, уже сформированное умение ориентироваться в профориентационных ситуациях старшеклассник использует в своем выборе, а роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося молодого человека. Профессиональные пробы Профессиональная проба — это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе профессиональных проб: учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов; Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс Для формирования у школьников способности к анализу профессиональной деятельности используются методические приемы: 1) обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий; 2) сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб; 3) разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику типа профессии, краткую характеристику технологических, психологических параметров деятельности профессионала, формулу профессии; 4) включение в практику индивидуальной профконсультации анализа характеристик профессиональной деятельности; 5. Этапы реализации проекта Первый этап - пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) - для учащихся 1 - 7 классов. Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. Для реализации этих задач необходимо увеличить число кружков дополнительного образования и факультативов, привлекать школьников к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Кроме того, необходимо создать портфолио и папки достижений, выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу на классных часах в 5 - 7 классах, проводить экскурсии на предприятия в 1 - 7 классах. У школьников младших классов (1-4) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности, формировать потребность быть полезным людям. У подростков (-4(5)—7 классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Второй этап - активно-поисковый - для учащихся 8-9 классов. Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной школы (9-го класса). На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9 классах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим организуются курсы планирования профессиональных и жизненных перспектив, ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы. В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Поэтому, важно познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку, самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно с этим должны рассматриваться, сравниваться и обсуждаться различные варианты построения своего предназначения. Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволит учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний. Третий этап – профессиональное определение учащихся 10-11 классов. Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора. Темы профориентационной работы: 8-й класс-- «Мир профессий». 9 -10-й классы - «Я и самопознание». 11-й класс - «Твой выбор». Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы. Методы и формы проведения занятий: - активизирующие профориентационные опросники и тесты; - читательские конференции по профориентационной тематике; - классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители; - приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают учащиеся; - работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; - индивидуальная работа с учащимися, требующими особого отношения и внимания; - вовлечение учащихся в работу кружков по интересам; - профориентационные игры с классом. Работа с родителями: тематические родительские собрания; классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию; организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога индивидуальные беседы совместные детско-родительские профориентационные игры. 1 этап – 8-й класс
2 этап – 9-й класс
3 этап – 10-й класс
4 этап – 11-й класс
6. Ожидаемые результаты реализации проекта - формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии; - выявление уровня готовности к обучению, уверенности в выборе профессии; - выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся; - формирование навыков нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения; - изучение психолого-педагогическая литературы по данной проблеме; - ознакомление с различными видами профессий; - создание учащимися «профессионального портфолио», «карточек профессий»; - с родителями расширение работы по профессиональному самоопределению детей Однако, абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, чтобы определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. В профориентации (как и в других направлениях психологии) остро стоит проблема соотношения количественных и качественных показателей эффективности. Количественные показатели: - количество проконсультировавшихся за определенное время; - удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько «охвачено» играми и т.п.); - количество учащихся, последовавших рекомендациям психолога; - количество выбравших профессию (самоопределившихся) от общего числа учащихся класса; - различные характеристики личной профессиональной перспективы ЛПП (устойчивость, обоснованность и т.п. профессиональных планов); В условиях российского рынка, на первый план выходят следующие количественные показатели: - престижность, которую также можно оценить количественно, например, сколько процентов учеников оценивают данную профессию как престижную; - величина предполагаемого заработка, например, чем больше (в процентах) ориентируются на высокооплачиваемые профессии, тем больше они уверенны в своих профессиональных способностях – Качественные показатели (существенные изменения, которые произошли в сознании школьника (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе). - появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора профессии (или укрепление существовавших ценностных ориентации); - формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы; - готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с профконсультантом). ... Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е.А. Климов Критерии эффективности профориентационной работы: 1) полнота учета основных факторов профессионального самоопределения; 2) осознанность планирования перспектив своего развития (согласованность целей и средств, непротиворечивость различных компонентов ЛПП, логическая преемственность действий по реализации целей и т.п.); 3) уровень самостоятельности при планировании перспектив развития; 4) уровень самостоятельности при реализации своих планов; 5) относительная устойчивость ЛПП (в ответственные периоды карьеры при принятии решения); 6) реалистичность и гибкость ЛПП; 7) перспективность ЛПП (ориентация на успех с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов); 8) этическая состоятельность ЛПП (разумное соответствие профессиональных выборов моральным и правовым нормам, а также -соответствие нравственной позиции самого самоопределяющегося человека); 9) оптимизм по отношению к своему будущему, вера в свои силы, в саму возможность достижения успеха, а также в свою готовность даже в самых сложных моментах карьеры не потерять собственного достоинства. Направления профессиональной ориентации в школе В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Реализация информационно-просветительское направление в. контексте работы школьной библиотеки Реализуя это направление, школьный библиотекарь готовит серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Он привлекает внимание учащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности, занимается формированием специального раздела фонда. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационная карта проекта Социальный паспорт участников проекта Диагностическое обоснование проекта | Программа информатизации школы в рамках внедрения пспо обоснование и актуальность вопроса Актуальность данного процесса информатизации заключается в обеспечении образовательного учреждения программным обеспечением, независящим... | ||
Мосальск Милевская Наталия Григорьевна приложение 1 Обоснование жизнеспособности проекта и его результатов после окончания проекта. 9 | 1 резюме цель проекта Целью бизнес-плана инвестиционного проекта является привлечение иностранных инвестиций и обоснование экономической эффективности... | ||
Знаменитые геодезисты Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1 страница | Обоснование проекта Приобщение обучающихся начальной школы и воспитанников дошкольного звена к идеалам и ценностям олимпийского движения путем целенаправленного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Общие положения Актуальность программы ( Обоснование социального заказа программы ) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» города Ижевска | ||
"Параметры в школьном курсе математики" Актуальность и перспективность... В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета и подготовки учащихся... | Актуальность, практическая и научная значимость изготовления токарной... Шкаев Андрей Васильевич, учитель технологии моу «Средняя общеобразовательная школа №51» г. Архангельска | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Раскрыть актуальность и значимость преобразований и убедиться в том, что реформы пошли по пути частичного совершенствования хозяйственного... | Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная... | ||
Актуальность проекта Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Теоретическое обоснование проекта Постановка проблемы ... | ||
Темы вашего учебного проекта В данном проекте обозначена актуальность использования прикладных программ для персональных компьютеров | Тема Демография как наука Актуальность демографической проблематики.... Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп |