Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий





Скачать 68.79 Kb.
НазваниеКомментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий
Дата публикации19.08.2014
Размер68.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий.
-Что такое комментарий?

-Каковы типы комментария текста?

-Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.
Можно выделить два типа комментария.

  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

  2.  При   концепционном  комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста,     её  актуальность,   столкновение различных   мнений  по  данному            вопросу и т. п.


Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.  Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Легенда

            Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

            Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.

Толпа весёлых, подвыпивших  моряков съехала на берег.

Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое  дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался  судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

            А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

            Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

            Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает  хлестать красная, горячая кровь…  Как  всё это сложно, глубоко и таинственно! Да,  в жизнь нужно входить не весёлым  гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейнымтрепетом,  как в священный лес,  полный жизни и тайны. (В.Вересаев)
  

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

Проблему смысла жизни,  отсутствия гармонии  в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды  о священном лесе, что посетили моряки  на острове Самои

- На чём заостряет внимание?

Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне

- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.

- Какие эмоции автора выражены в тексте?

 Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели  у туземцев:  развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а  живые  души   деревьев  мучаются и   страдают, так как не в силах  помочь погибшему собрату,  кокосовому дереву.

- Как выражено отношение автора к изображаемому?

Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело,   уже  никогда не улыбались

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Автор текста использовал  разнообразные художественные  средства, которые позволили  ему усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это эпитеты («судорожный  . .. шорох»  ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом»),   олицетворение ( «священный лес»,  « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу»,  «как в священный лес»),  гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»).

            Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный  в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

            Позиция автора такова

            Автор считает, что…

            Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

            Автор убеждает нас в том, что…

            Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

            В тексте доказывается мысль о том, что…

            Основная мысль текста заключается в том, что…

             Например:  Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в  жизнь  входить  каждый человек должен  «с благоговейным трепетом», «как в священный лес»,  тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной.

Определить авторскую позицию в тексте:

В.Вересаев. Всю жизнь отдала
            Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:

            - Лёвочка, нам тут сходить.

            Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его  рукою и сердито сказала:

            - Куда ты, мальчик, лезешь?

            Мать в негодовании вскричала:

            - Как вы смеете ребёнка толкать?!

            Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:

            - Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать!  Он идёт, - скажите пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа!.. Растите хулиганов, эгоистов!..

            Мать возмущённо отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину.

            Вагон остановился. Публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным рёвом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.

            - Ну, не плачь, мальчик мой милый!  Не плачь! Не обращай на него внимания!  Он, наверно, пьяный, не плачь!

            Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил её шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла:

            - Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!

            Мальчик стихал и крепко прижимался к матери.

            Пришли домой. Ужинали. Мать возмущённо рассказывала мужу, как  обидел в трамвае Лёвочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул:

            -Эх, меня не было! Я бы ему ответил!

            Она с гордостью возразила:

            - Я ему тоже отвечала хорошо…. Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты?.. Не бери сливу, она кислая.

            Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял её и снова положил перед собою.

            - Ну, детка моя, не ешь, она не спелая,  расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколад  «Золотой ярлык»…  Кушай шоколад.

            Она взяла сливу  и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился.

            - Кушай, мальчик мой, кушай!  Дай, я  тебе разверну.

            Отец сказал просительным голосом:

            - Лёвочка, дай мне кусочек шоколада!

            - Не-ет, это для Лёвочки! Специально для Лёвочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя… Ну что же ты, детка, не кушаешь?

            Мальчик молчал, капризно нахмурившись.

            - Ты, наверно, ещё не успокоился?

            Мальчик подумал и ответил:

            - Я ещё не успокоился.

            - Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?

            Мальчик молчал и не смотрел на шоколад.
            Через двадцать лет. Эта самая  дама, очень похудевшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку  и горько что-то шептала.

            Трудную жизнь она прожила. Ещё до революции муж её умер.Она собственным трудом воспитала своего мальчика, во всём себе отказывала, после службы давала уроки, переписывала на машинке. Сын кончил втуз инженером-электротехником, занимал место с хорошим жалованием. И вот – она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара под медленно падавшим снегом и горько шептала:

            - А я ему всю жизнь отдала!

            Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении её из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Лёвочка предусмотрительно вписал мать проживающею  «временно». Это больше всего её потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки…

            - А я ему всю жизнь отдала!..

            Снег пушистым слоем всё гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно,  горько шевеля губами.Кляла судьбу, в которую не верила, винила Бога, в которого полуверила. Не винила одну себя, что всю жизнь отдала на выращивание холодного эгоиста,  приученного ею думать только о себе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconТематическое планирование по литературе 6 класс
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития...
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconУрока. Основные виды деятельности учителя и учащихся Тема урока. Основное содержание
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития...
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
П ознакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака»; дать понятие об авторской позиции и способах ее выражения (портрет, пейзажная...
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconМетодика «Беседа о школе» модифицированный
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconКомментарий
Комментарий к статье «Гормональная заместительная терапия и успешная беременность у пациентки с преждевременной недостаточностью...
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий icon1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения,...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу «Средняя общеобразовательная школа c. Ягодная Поляна»
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconОписание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить,...
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconРефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Основная часть (анализ источников и литературы, изложение авторской позиции с опорой на авторите6ты и классиков)
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconКопилка активных приемов
«Подготовка педагогов к реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики», проходивших в боу дпо «ирооо» с 19 декабря...
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconВиды действий содержание действий возникающие проблемы
Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconПроекта
Введение, которое дает анализ, разъяснение актуальности и новизны, указание сферы применения, функционального назначения, выявление...
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составление связного ответа на вопрос: «Какие непрямые средства выражения авторской позиции вам известны?»
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий iconА. И. Балашов устойчивое развитие фармацевтической отрасли: проблемы и перспективы
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск