Скачать 68.79 Kb.
|
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий. -Что такое комментарий? -Каковы типы комментария текста? -Как выявить и сформулировать авторскую позицию? Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо. Можно выделить два типа комментария.
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Легенда Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны. А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка. Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались. Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейнымтрепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев) Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды о священном лесе, что посетили моряки на острове Самои - На чём заостряет внимание? Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию. - Какие эмоции автора выражены в тексте? Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели у туземцев: развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а живые души деревьев мучаются и страдают, так как не в силах помочь погибшему собрату, кокосовому дереву. - Как выражено отношение автора к изображаемому? Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело, уже никогда не улыбались Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Автор текста использовал разнообразные художественные средства, которые позволили ему усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это эпитеты («судорожный . .. шорох» ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом»), олицетворение ( «священный лес», « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу», «как в священный лес»), гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»). Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа: В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что… Например: Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в жизнь входить каждый человек должен «с благоговейным трепетом», «как в священный лес», тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной. Определить авторскую позицию в тексте: В.Вересаев. Всю жизнь отдала Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти: - Лёвочка, нам тут сходить. Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его рукою и сердито сказала: - Куда ты, мальчик, лезешь? Мать в негодовании вскричала: - Как вы смеете ребёнка толкать?! Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом: - Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать! Он идёт, - скажите пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа!.. Растите хулиганов, эгоистов!.. Мать возмущённо отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину. Вагон остановился. Публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным рёвом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала. - Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не плачь! Не обращай на него внимания! Он, наверно, пьяный, не плачь! Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил её шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла: - Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой! Мальчик стихал и крепко прижимался к матери. Пришли домой. Ужинали. Мать возмущённо рассказывала мужу, как обидел в трамвае Лёвочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул: -Эх, меня не было! Я бы ему ответил! Она с гордостью возразила: - Я ему тоже отвечала хорошо…. Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты?.. Не бери сливу, она кислая. Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял её и снова положил перед собою. - Ну, детка моя, не ешь, она не спелая, расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколад «Золотой ярлык»… Кушай шоколад. Она взяла сливу и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился. - Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе разверну. Отец сказал просительным голосом: - Лёвочка, дай мне кусочек шоколада! - Не-ет, это для Лёвочки! Специально для Лёвочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя… Ну что же ты, детка, не кушаешь? Мальчик молчал, капризно нахмурившись. - Ты, наверно, ещё не успокоился? Мальчик подумал и ответил: - Я ещё не успокоился. - Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да? Мальчик молчал и не смотрел на шоколад. Через двадцать лет. Эта самая дама, очень похудевшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала. Трудную жизнь она прожила. Ещё до революции муж её умер.Она собственным трудом воспитала своего мальчика, во всём себе отказывала, после службы давала уроки, переписывала на машинке. Сын кончил втуз инженером-электротехником, занимал место с хорошим жалованием. И вот – она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара под медленно падавшим снегом и горько шептала: - А я ему всю жизнь отдала! Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении её из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Лёвочка предусмотрительно вписал мать проживающею «временно». Это больше всего её потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки… - А я ему всю жизнь отдала!.. Снег пушистым слоем всё гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно, горько шевеля губами.Кляла судьбу, в которую не верила, винила Бога, в которого полуверила. Не винила одну себя, что всю жизнь отдала на выращивание холодного эгоиста, приученного ею думать только о себе. |
Тематическое планирование по литературе 6 класс Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития... | Урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся Тема урока. Основное содержание Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... П ознакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака»; дать понятие об авторской позиции и способах ее выражения (портрет, пейзажная... | Методика «Беседа о школе» модифицированный Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения | ||
Комментарий Комментарий к статье «Гормональная заместительная терапия и успешная беременность у пациентки с преждевременной недостаточностью... | 1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения,... Заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу «Средняя общеобразовательная школа c. Ягодная Поляна» | ||
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить,... Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции | Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» Основная часть (анализ источников и литературы, изложение авторской позиции с опорой на авторите6ты и классиков) | ||
Копилка активных приемов «Подготовка педагогов к реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики», проходивших в боу дпо «ирооо» с 19 декабря... | Виды действий содержание действий возникающие проблемы Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) | ||
Проекта Введение, которое дает анализ, разъяснение актуальности и новизны, указание сферы применения, функционального назначения, выявление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составление связного ответа на вопрос: «Какие непрямые средства выражения авторской позиции вам известны?» | ||
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать... Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций | А. И. Балашов устойчивое развитие фармацевтической отрасли: проблемы и перспективы Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... |