Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки»





Скачать 128.11 Kb.
НазваниеРефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Дата публикации02.03.2016
Размер128.11 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

на2013-2014 уч.г.


Структура реферата

Объем – до 30 печатных страниц.

Структура задания:

  • Титульный лист

  • Содержание (название глав и номер страницы)

  • Введение (формулируется проблема темы, прописывается цель и задачи исследования)

  • Основная часть (анализ источников и литературы, изложение авторской позиции с опорой на авторите6ты и классиков)

  • Заключение (общие выводы по проделанному исследованию и проблеме темы)

  • Список литературы (должен отражать литературу по проблеме темы)

  • Приложение (содержит иллюстрации и рисунки)

Введение

Введение должно быть лаконичным и не превышать по размерам 1-3 страниц.

Во введении необходимо отразить следующие вопросы:

а) научная актуальность темы;

б) характеристика использованных источников и литературы;

в) цели и задачи реферата.

Научная актуальность темы

Здесь нужно определить важность темы, место рассматриваемой проблемы в историческом процессе в целом, доказать практическую значимость изучаемого вопроса для настоящего времени.

Характеристика использованных источников и литературы

Дать оценку изучаемой при подготовке реферата литературы с точки зрения того, насколько полно, всесторонне, объективно и т.д. освещены в этих работах отдельные вопросы и тема в целом, чем каждая из работ важна для избранной темы. В конце следует подвести итоги, сформулировать свою оценку состояния разработанности темы. Это позволяет судить о количестве изученной студентом литературы и о качестве ее изучения. Необходимо, чтобы характеристика литературы не носила описательного характера, а содержала разбор основных положений, достоинств, и недостатков рассматриваемых трудов и источников. Возможна научная полемика с предшествующими исследователями, указание на фактические и смысловые неточности, противоречия и ошибки в публикациях, различие в толковании темы с позиций разных философских школ и направлений.

Цели и задачи реферата

На основе критического анализа литературы определяется степень изученности темы и намечается круг вопросов, подлежащих рассмотрению в реферате, определяются его задачи и цели.

Основная часть

Основная часть обычно состоит из нескольких глав, которые подразделяются на параграфы. Все пункты плана должны иметь четко сформулированные названия, в которых следует избегать дублирования с общим названием работы. Содержание разделов и параграфов должно точно соответствовать теме реферата, названию раздела ли параграфа. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Желательно содержание одного раздела полностью посвятить теоретико-методологическому анализу проблемы, а последующий – использованию исследованных теоретических основ для анализа бытия, в том числе социальной практики.

Нельзя включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры.

Каждая глава в тексте должна начинаться с особой страницы. Параграфы глав обозначаются двойными цифрами: первая указывает на порядковый номер главы, вторая – параграфы. В завершении каждого параграфа или главы обязательно делается вывод, где четко определяются причины и следствия изучаемого явления.

Основная часть должна составлять примерно 2\3 всей работы.

Заключение

Включает в себя последовательные, логически оформленные выводы и их соотношение с общей целью и задачами реферата, определенными во введении. А так же может включать практические рекомендации, вытекающие из содержания реферата. Важно выделить результаты авторского осмысления проблемы. Заключение должно составлять не более 3-х страниц.

Список использованной литературы состоит из трех рубрик: а) официальные документы; б) научные монографии (брошюры); в) статьи (в том числе из периодической печати). Внутри рубрик источники располагаются по алфавиту. В список, включаются только те материалы, которые автор изучал, использовал и цитировал в работе. Включаются не только цитируемые в рукописи работы, но и те, что изучались, но не упоминаются в тексте. Работы, не относящиеся к теме, и те, которые автор не читал, включать нельзя.

Приложение содержит ответы на практические задания по логике, помещенные в учебном пособии после раздела диаграммы, таблицы и другие материалы, иллюстрирующие общее содержание реферата.
Критерии оценки:

Оценка «5» ставится при условии выполнения всех пунктов плана и достаточном объеме текста. Учитывается самостоятельность в постановке проблемы, определения объекта, предмета и задач исследования, логичность и аргументированность изложения, творческий подход и корректность в оформлении научно-справочного аппарата.

Оценка «4» ставится при погрешностях оформления научно-справочного аппарата.

Оценка «3» ставится при отсутствии самостоятельной проблематизации темы, голословности выводов и утверждений, при несоответствии тезисов заключения задачам, сформулированным во введении.

Оценка «2» ставится при следующих условиях: работа не является самостоятельной, отсутствует или неграмотно оформлен научно-справочный аппарат, заключение не соответствует задача исследования и не вытекает из текста глав и параграфов работы.
Оформление реферата

Завершающим этапом работы над рефератом является его оформление.

Рекомендуемый объем реферата 25-30 машинописных страниц. Печатается работа на стандартных листах А 4 через 2 интервала (шрифт – Times New Roman, кегль – 14), отступив вверх листа на 25 мм, справа – 10 мм, слева внизу – 20 мм. Постраничные сноски печатаются через 1 интервал внизу листа (шрифт – Times New Roman, кегль – 12).

Все листы должны быть пронумерованы. Отсчет начинают с титульного листа, но номер на нем не ставиться. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля листа.

Введение, заключение и разделы основной части оформляются с новой страницы, а параграфы – нет.

Обязательно наличие заголовков, которые должны соответствовать пунктам оглавления. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Предложения, начинающиеся с «красной» (новой) строки, печатаются с абзацным отступом, равным 1,25 см.

Все подстрочные сноски перепечатываются через один интервал на той странице, к которой они относятся, без переносов на другую страницу или оборот листа.

После перепечатки текст реферата следует тщательно вычитать. Ошибки и опечатки необходимо исправить.

Наиболее типичные ошибки в рефератах

Наиболее типичной ошибкой, встречающейся в рефератах, является широкое толкование темы. Студент при этом пытается охватить все ее аспекты и включает в план реферата множество вопросов, не относящихся к изучаемой теме.

Мало внимания уделяется обоснованию темы, анализу исследовательской литературы и источников. Нередко студент ограничивается лишь перечнем или общей характеристикой использованных исследований и источников без их анализа.

Слабой стороной реферата является отсутствие связи между составными ее частями, недостаточная последовательность изложения, описательность и отсутствие анализа источников. Выводы нередко повторяют тезисные положения плана работы или заменяются перечнем изложения фактов.

Встречаются недостатки и в оформлении работы, отсутствуют или неправильно оформлены ссылки на использованные источники и литературу, неправильно выделены абзацы, допущены грамматические ошибки, имеются погрешности в стиле.

Оформление библиографических ссылок и сносок

Все цитаты и приводимый в реферате фактический и цифровой материал должны обязательно иметь правильно оформленные ссылки. В случае невозможности по тем или иным причинам сделать ссылку на конкретный источник, то соответствующая цитата либо факты не должны включаться в текст реферата.

Библиографические ссылки несут значительную библиографическую информацию, поэтому их нужно оформлять в соответствии с ГОСТ 7.0.5—2008. Они должны включать все обязательные элементы описания.

Ссылки бывают внутритекстовые, затекстовые и подстрочные, когда сноски располагаются внизу страницы, под текстом. Для реферата принято использовать подстрочные сноски. Сплошная нумерация сносок применяется в книгах и статьях, постраничная – в рефератах и дипломных работах.

Примеры оформления подстрочных сносок:

Книга:

Куницын В. Е., Терещенко Е. Д., Андреева Е. С. Радиотомография ионосферы. М.: Физматлит, 2007. С. 250—282.

Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян/пер., примеч. и послесл. С. И. Радцига. 3-е изд., испр. М.: Флинта: МСПИ, 2007. 233 с

Журналы и сеиальные издания:

Березницкий С. В. Верования и обряды амурских эвенков // Россия и АТР. — 2007. — № 1. — С. 67—75.

Электронный ресурс:

Московский Кремль [Электронный ресурс]: трехмер. путеводитель. М.: Новый Диск, 2007.1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

География: электрон. версия газ. 2001. № 15 (спец. вып.). URL: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200101502 (дата обращения: 13.03.2006)

В сноске допускается сокращать длинные заглавия, обозначая опускаемые слова многоточием с пробелом. Если ссылку приводят на многочастный (многотомный) документ, в отсылке указывают также обозначение и номер тома (выпуска, части и т. п.). Если сноска содержит сведения о нескольких источниках, группы сведений разделяют «знаком точка с запятой».

Повторная библиографическая ссылка.

Повторную ссылку на один и тот же документ (группу документов) или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него. В повторной ссылке указывают элементы, позволяющие идентифицировать документ, а также элементы, отличающиеся от сведений в первичной ссылке.

Примеры повторных сносок:


Первая ссылка:

–  Гаврилов В. П., Ивановский С. И. Общество и природная среда. М.: Наука, 2006. 210 с.

–  Геоинформационное моделирование территориальных рынков банковских услуг/А. Г. Дружинин [и др.]. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006.

Повторная ссылка:

–  Гаврилов В. П., Ивановский С. И. Общество и природная среда. С. 81.
–  Геоинформационное моделирование … С. 28.



При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же». В повторной ссылке на другую страницу к словам «Там же» добавляют номер страницы, в повторной ссылке на другой том (часть, выпуск и т. п.) документа к словам «Там же» добавляют номер тома. В повторных ссылках, содержащих запись на один и тот же документ, созданный одним, двумя или тремя авторами, не следующих за первичной ссылкой, приводят заголовок, а основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы заменяют словами «Указ, соч.» (указанное сочинение), «Цит. соч.» (цитируемое сочинение) В повторной ссылке на другую страницу к словам «Указ, соч.» (и т. п.) добавляют номер страницы, в повторной ссылке на другой том (часть, выпуск и т. п.) документа к словам «Указ, соч.» добавляют номер тома.

Цитаты следует воспроизводить точно, с сохранением всех особенностей подлинника. Цитируемые фразы заключаются в кавычки. Если в цитате необходимо пропустить часть текста, то на его месте ставится многоточие. Если цитирование производится не по первоисточнику, в сноске следует указать «Цит. по кн.:»

Требования к проверке реферата


На «отлично» оценивается реферат, дающий полное, логичное и законченное изложение темы или вопроса, основанное на изучении источников, имеющий правильно оформленный справочный аппарат.

Оценка «хорошо» выставляется за реферат, имеющий недочеты в оформлении и пробелы в раскрытии одного-двух аспектов темы.

Реферат, написанный с недостаточно полным использованием источников, с нарушением последовательности в изложении материала и недостаточно обоснованными обобщениями и выводами, но все же раскрывающий тему в целом, оценивается – «удовлетворительно».

Неудовлетворительная оценка выставляется в случае, если тема не раскрыта, реферат написан без использования источников и имеет грубые ошибки в оформлении и содержании.

У студента есть возможность улучшить свою оценку за реферат. Для этого надо сдать реферат в установленные сроки и после проверки доработать его с учетом замечаний преподавателя. На экзамене проходит защита реферата. Хорошая защита предполагает полные ответы студента на все поставленные по теме реферата вопросы преподавателя.

Образец оформления содержания реферата

Содержание.

Введение 3

Глава I. Проблема смысла жизни в творчестве В. Соловьева 5

1.1. Реализация Смысла жизни через развитие общества 5

1.2. Реализация смысла жизни в концепции «Цельного знания» 10

Глава II. Проблема Смысла жизни в творчестве Н. Бердяева 12

2.1. Реализация смысла жизни через творчество 15

2.2. Реализация смысла жизни через социальные преобразования 18

Заключение 21

Список использованных источников и литературы 23

Приложения 24

Примерные темы рефератов

  1. О проблеме взаимоотношений мифологии, религии, философии.

  2. Исторические типы философии и их особенности.

  3. Философия как система научного знания.

  4. Место и роль философии в системе гуманитарных и социальных наук.

  5. Философия как всеобщая методология.

  6. Характер и особенности философии Древнего Китая.

  7. Основные древнегреческие философские школы и их духовные лидеры.

  8. Философский метод Сократа.

  9. Философия Платона.

  10. Философия Аристотеля.

  11. Античные философы – материалисты и атомисты.

  12. Характер и особенности философии Средневековья.

  13. Философские взгляды Аврелия Августина (Блаженного).

  14. Фома Аквинат (Аквинский) и основные принципы его философии.

  15. Генезис философских идей эпохи Возрождения.

  16. Выдающиеся представители гуманизма эпохи Возрождения.

  17. Философы Нового времени и особенности их идей.

  18. Ф. Бэкон и «Новый Органон».

  19. Этика И. Канта и ее значение для нас.

  20. Субъективный идеализм И. Фихте.

  21. Натурфилософия Ф. Шеллинга.

  22. Философская система Г. Гегеля – высшее достижение немецкой классической философии.

  23. Критика идеализма и религии в философской конструкции Л. Фейербаха.

  24. Западные философы о человеке и его бытии в свете реальностей ХХ века (классика, неклассика, постклассика).

  25. Значение греческой патристики в становлении и развитии русской философии.

  26. Исихазм и мистика нестяжательства.

  27. Идеология московской централизации и духовные основы иосифлянства.

  28. Развитие материалистической традиции в русской философии.

  29. Философские аспекты идейного противостояния славянофилов и западников.

  30. Религиозно-философское реформаторство Л.Н. Толстого.

  31. Философия ненасилия Л.Н. Толстого и наше время.

  32. Ф.М. Достоевский и современный экзистенциализм.

  33. Теория «всеединства» В.С. Соловьева как попытка создания «нового религиозного сознания».

  34. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.

  35. Философские идеи Н.А. Бердяева.

  36. Интуитивизм Н. О. Лосского.

  37. Мистический гуманизм С. А. Франка.

  38. Философская концепция евразийства и ее современное значение.

  39. Философия русского космизма сегодня.

  40. В.И. Вернадский и его учение о ноосфере.

  41. Основные направления развития отечественной философии советского периода.

  42. Э.В. Ильенков – выдающийся отечественный философ.

  43. Философские идеи М.К. Мамардашвили.

  44. Место и роль русской философии (19-20 вв.) в отечественной и мировой духовной культуре.

  45. Проблема бессознательного в философии фрейдизма и неофрейдизма.

  46. Неотомизм и современное естествознание.

  47. Ж.-П.Сартр: экзистенциализм – это гуманизм.

  48. Бытие природы и общества: общее и особенное.

  49. Проблема бытия в философии экзистенциализма.

  50. Социальное пространство человеческого бытия.

  51. Современная религиозная картина мира.

  52. Современная научная картина мира.

  53. Современная философская картина мира.

  54. Сознание и самосознание в деятельности человека.

  55. Философский принцип всеобщей связи и его роль в познании объективного мира.

  56. Принцип развития и современная наука. Проблема универсальности развития в философии.

  57. Закон отрицания отрицания и его методологическое значение.

  58. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений и его методологическое значение.

  59. Закон единства и борьбы противоположностей и его методологическое значение.

  60. Проблема противоречия в философии.

  61. Система противоречий во взаимоотношениях личности и общества.

  62. Чувственное познание – основа эмоционального восприятия мира.

  63. Различные модели рациональности.

  64. Методы и формы современного научного познания.

  65. Научно-техническая революция: значение и последствия.

  66. Социальные функции науки и современность.

  67. Проблема соотношения свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

  68. Проблема человека в философии.

  69. Современное состояние проблемы происхождения человека (креационализм, эволюционализм).

  70. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.

  71. Философская концепция происхождения человека.

  72. Проблема соотношения цели, средства и результата в человеческой жизнедеятельности.

  73. Взаимосвязь жизни, смерти и бессмертия человека.

  74. Виртуальность в компьютерном мире и человеческом бытии.

  75. Информационная цивилизация: сущность, состояние, перспективы развития.

  76. Проблема взаимоотношений природы, человека в цивилизационном контекте.

  77. Философское понятие общества.

  78. Теория общественно-экономических формаций: философский аспект.

  79. Теория цивилизации и общественная динамика: социально-философский аспект.

  80. Проблема соотношения цивилизации и культуры.

  81. Общественное сознание и духовная жизнь общества: проблема взаимосвязей.

  82. Структура и формы общественного сознания.

  83. Социальные функции общественного сознания.

  84. Проблема свободы и ответственности личности: теория и реальность.

  85. Система глобальных проблем современности: содержание, генезис, состав.

  86. Глобальные проблемы и перспективы развития человечества.

  87. Глобальное моделирование и его значение для решения глобальных проблем современности.

  88. Насилие как социальное явление.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconТемы рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена...
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки»

Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» icon
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconРоссийскийсоюзбоевыхискусст в
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconРоссийскийсоюзбоевыхискусст в
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconНа правах рукописи
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconОтзыв научного
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconРождение нового мира
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для...
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
Темы рефератов по дисциплине «История и философия науки» для специальности «Психология»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
Темы рефератов по дисциплине «История и философия науки» для специальности «Экономика»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» icon«кубанский государственный медицинский университет»
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconТема Теоретические основы курса
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconОчищение сознания с помощью ушу*
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Рефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки» iconПрограммы послевузовского профессионального образования
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск