Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки»





Скачать 128.19 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки»
Дата публикации13.10.2014
Размер128.19 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»


УТВЕРЖДАЮ

_____________________

__________________________________________

__._____________._____


Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по дисциплине

«История и философия науки»
специальность 08.00.01 «Экономическая теория»

Оренбург

2011
Программа вступительного экзамена составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 1365.

Программу составила: к.ф.н., доцент, Джораева С.В.

Обсуждена утверждена на заседании кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» от __ _________ 2011 г., протокол № ___.

I Общие положения


В соответствии с «Положением о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (Приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. №814); поступающие в аспирантуру сдают конкурсный вступительный экзамен по истории и философии науки в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Вступительный экзамен в аспирантуру по истории и философии науки для научной специальности предусмотрен в форме устного экзамена. Нижеследующая программа составлена на основании общего курса философии, читаемого для высшего профессионального образования (специалитет) в Оренбургском государственном институте менеджмента. От сдающих экзамен требуется знание основных философских течений, классических философских концепций, общее представление о направлениях философской мысли в ХХ-XXI веков. В программе вступительного экзамена по философии учтена особая важность тех разделов истории и философии, знание которых будет способствовать лучшей подготовке к сдаче кандидатского экзамена по «Истории и философии науки». Вступительный экзамен проводится по прилагаемой программе и дополняется свободным собеседованием с учетом специальности поступающего в аспирантуру. Итоговая оценка определяется глубиной понимания основных философских проблем, навыками владения языком философии и эрудицией в области истории философской мысли. При подготовке к вступительному экзамену по философии поступающие в аспирантуру должны использовать учебную и специальную научную литературу, первоисточники, периодические издания.

1.1. Критерии оценки знаний и умений абитуриентов


При принятии экзамена необходимо иметь в виду следующие критерии:

  • Знание фактического материала по вопросу;

  • Знание историографии вопроса;

  • Умение апеллировать к документам по данной проблематике;

  • Умение излагать информацию в устной форме;

  • Умение увязать теоретические и эмпирические аспекты ответа;

  • Умение аргументировать и объяснять процессы, фигурирующие в вопросе;

  • Умение делать выводы.

Уровень знаний абитуриента определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» - ставится при полных, исчерпывающих, аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью в выражении мыслей и обоснованностью выводов, демонстрирующих знание источников, понятийного аппарата и умения ими пользоваться при ответе.

Оценка «хорошо» - ставится при достаточно полных и аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием понятийного аппарата и литературы по теме вопроса при незначительных упущениях при ответах.

Оценка «удовлетворительно» - ставится при неполных и слабо аргументированных ответах, демонстрирующих общее представление и элементарное понимание существа поставленных вопросов, понятийного аппарата и обязательной литературы.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится при незнании и непонимании абитуриентом существа экзаменационных вопросов.

Для допуска к сдаче вступительного экзамена, абитуриенту поступающему в аспирантуру необходимо подготовить реферат, исходя из интересующей его проблематики. Перечень примерных тем рефератов приведен в данной программе. В реферате поступающий должен показать степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку проблеме (произведению, факту, событию и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ и технологий.

Выбор темы реферата осуществляется абитуриентом самостоятельно. Для подготовки реферата следует использовать материалы научно-методических конференций и круглых столов, которые в последнее время обычно публикуются в Интернете на сайтах высших учебных заведений, российских образовательных порталах.

По составу и содержанию реферат должен включать: титульный лист (см. Приложение), лист с оглавлением (планом) работы; введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения (при необходимости).

По структуре, оформлению и объему реферат должен отвечать следующим требованиям:

- во введении (1-2стр.) – обосновать актуальность темы, сформировать цель работы и пути ее достижения, коротко осветить состояние научной разработки проблемы;

- в основной части (21-23стр.) – раскрыть содержание рассматриваемой темы (по отдельным вопросам (разделам, главам или параграфам). При этом рассуждения автора должны подкрепляться конкретными фактами, цифрами, документами (на каждый из них должны быть сделаны соответствующие сноски). Важно вычленять факторы, особенности, направления, характерные черты, содержание исследуемого процесса. Каждый вопрос (раздел, глава или параграф) должны заканчиваться выводом (логическим итогом рассуждений, умозаключением);

- в заключении (1-2 стр.) – обязательно сформулировать общие выводы по рассматриваемой теме (проблеме) и собственный взгляд на решение данной проблемы (на позиции авторов используемой литературы, источников информации и т.д.).

- в списке литературы – дать библиографическое описание литературы (перечислить использованные источники, в т.ч. адреса Internet. Список литературы должен содержать не менее 20 источников (монографии и научные статьи). Обязательно должны быть включены все произведения, из которых приведены цитаты. Все литературные источники располагаются в алфавитном порядке. В случае использования работ одного автора следует помещать их в хронологической последовательности издания;

- оформление реферата должно быть выполнено машинописным способом в соответствии со следующими требованиями: печатный шрифт – Times New Roman, кегль (размер) 14; листы бумаги – формата А4, все страницы должны быть пронумерованы, с размером полей по 2 см; междустрочный интервал – полуторный; абзац – с отступом первой строки 1,25 см; текст – должен быть выровнен по ширине и структурирован по главам (разделам, параграфам), сопровождаться ссылками на источники при использовании прямых («закавыченных») цитат и фрагментов опубликованных текстов, т.е. на такое использование источников должно быть явным образом указано в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Объем реферата, в целом, должен составлять 24-26 страниц машинописного текста.

Реферат сдается в отдел аспирантуры за 10 дней до вступительного экзамена по специальности. В данной программе приведен примерный перечень тем рефератов для поступающих в аспирантуру (см.Приложение).

Программа предусматривает список литературы, рекомендованный для подготовки к экзамену. Он включает тот минимум, который позволяет поступающему овладеть требуемыми знаниями и умениями.

II Примерные темы рефератов для аспирантов по курсу “История и философия науки”


  1. А. Смит о богатстве народов и их правах.

  2. Механизмы воздействия идей на экономику (М.Вебер).

  3. Исследовательские программы в экономической науке (натурализм и антинатурализм).

  4. Социальный порядок и экономика.

  5. Индивидуализм и экономический порядок.

  6. Роль протестантской этики в становлении западного капитализма.

  7. Роль ТНК в процессах глобализации.

  8. Влияние информатизации общества на развитие бизнеса.

  9. Риск в экономических отношениях.

  10. Интегрированное производство: проблема субъекта деятельности.

  11. Меркантилизм.

  12. Марксизм о классической школе политической экономии.

  13. Роль А.Смита и Д.Рикардо в развитии экономической теории.

  14. Причины, ход и значение маржиналистской революции.

  15. Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм.

  16. “Кейнсианская революция”: причины, содержание, итоги.

  17. Развитие неоклассической теории благосостояния в ХХ веке.

  18. Критика экономического детерминизма в «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова.

III Вопросы для поступления в аспирантуру по «Истории и философии науки»





        1. Предмет философии науки. Проблема определения предметных областей философии науки.

        2. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт и как особая сфера культуры. Современная философия науки. Специфика философии науки как научной дисциплины.

        3. Эволюция подходов к анализу науки. Позитивизм XIX века и его программные цели в философии науки.

        4. Критический рационализм К. Поппера.

        5. Теория научных революций Т. Куна.

        6. Плюралистическая методология П. Фейерабенда.

        7. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

        8. Особенности научного познания: критерии и нормы научного исследования, социальные функции науки.

        9. Отношение между наукой и другими формами познания: наука и философия, наука и искусство, наука и обыденное познание.

        10. Наука и ее функции в жизни индустриального и постиндустриального общества.

        11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

        12. Наука Нового времени: возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон).

        13. Формирование науки как профессиональной деятельности и возникновение технических и социальных наук.

        14. Технологическая детерминированность развития современной науки.

        15. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни познания, критерии их различения.

        16. Структура эмпирического знания (научные наблюдения и эксперимент, эмпирические факты, эмпирические законы). Проблема теоретической нагруженности факта.

        17. Структура теоретического знания. Абстрагирование и идеализация как условие и начало теоретического познания. Научные факты и их обобщение. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез.

        18. Научные законы. Виды научных законов. Научные теории, их структура и классификация.

        19. Основания науки. Структура оснований науки. Идеалы и нормы научного познания.

        20. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

        21. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

        22. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

        23. Гипотетико-дедуктивный метод познания.

        24. Структура и функции научной теории.

        25. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.

        26. Формирование первичных (частных) теоретических моделей и законов, выдвижение гипотез и их предпосылки. Роль аналогий в теоретическом поиске.

        27. Феномен научных революций. Научные революции как перестройка оснований науки.

        28. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классический тип, неклассический тип, постнеклассический тип научной рациональности.

        29. Главные характеристики современной, постнеклассической науки: дифференциация и интеграция наук, освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.

        30. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

        31. Сближение науки и производства. Технократизация научного мышления.

        32. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.

        33. Этика науки. Свобода научного поиска и моральная ответственность ученого.

        34. Наука как социальный институт. Институализация науки и научное сообщество. Исторические типы научных сообществ. Научные школы.

        35. Научные коммуникации как условие существования научных сообществ и школ.

        36. Наука в системе экономических, политико-правовых, социально-психологических, социально-организационных отношений.

        37. Специфика социально-гуманитарного познания как ценностно-смыслового постижения мира и человека.

        38. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Особенности общества и человека, его коммуникации и духовной жизни как объектов познания.

        39. Субъект социально-гуманитарного познания. Индивидуальный субъект (включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук). Принцип доверия субъекту.

        40. Знание, его природа и типология. Знание и вера. «Философская вера» (К. Ясперс).

        41. Рациональное и иррациональное в научном познании. Проблема рациональности в социально-гуманитарных науках. Коммуникативная рациональность.

        42. Объяснение и понимание в научном познании. Природа и типы объяснений.

        43. Интерпретация - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.

        44. Конвенция (соглашение) – универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании.

        45. Понимание в гуманитарных науках. Необходимость обращения в гуманитарных науках к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания.

        46. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

        47. Проблема истины в эпистемологии и философии науки. Истина в гуманитарном познании. Экзистенциальная истина. Истина и правда.

        48. Проблема социокультурной обусловленности познания в философии науки. Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности.

        49. Ценности в научном познании. Категория ценности в философии науки. Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора.

        50. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

        51. Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании.

        52. Язык как средство построения и развития науки. Особенности языка гуманитарных наук.

        53. Понятие предпосылочного знания. Картина мира в социально-гуманитарном познании. Стиль научного мышления.

        54. Культурно-исторические предпосылки и особенности возникновения экономической мысли в странах Западной Европы, в цивилизациях Востока, в России.

        55. Морально-философские и экономико-политические доктрины как предпосылки формирования экономической теории.

        56. Философия как наука об экономическом поведении; поиски новых оснований экономического анализа: метод интроспекции, обращение к психологии; первые опыты применения математики в экономике.

57.Неоклассический теоретический синтез Маршалла: временная размерность экономической деятельности как фактор интеграции экономического знания (инструментарий анализа рыночного равновесия, типология фирм и отраслей).

58. Эволюция традиционных направлений экономической мысли (неорикардианство, неомарксизм, неоавстрийская школа, традиционный институционализм.

59.Принцип ограниченной рациональности Саймона как основа исследовательской программы, альтернативной неоклассике; феномен экспериментальной экономики.

60.Философско-методологические предпосылки марксистской политэкономии: историзм и формационное деление политэкономии

61.Марксизм как критическая теория: характеристика противоречий капитализма, обоснование тенденций его самоотрицания.

62.«Протестанская этика и дух капитализма» в исследовательской программе Макса Вебера и экономическое обоснование религиозных картин мира.

IV Рекомендуемая литература


  1. Блауг М. Методология экономической науки. М.,2004.

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.,1994.

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. Произведения. М., 1990.

  4. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Под ред. В.Н.Черковца. М.,1987-1997.

  5. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (Христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. 1994. №2.

  6. История экономических учений (современный этап) / Под ред. А.Г.Худокормова. М.,1998.

  7. История экономических учений / Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.В.Макашевой. М.,2000.

  8. Козловски П. Принципы этической экономии. М.. 1999.

  9. Негиши Т. История экономической теории. М.,1995.

  10. Нобелевские лауреаты ХХ века. Экономика. Энциклопедический словарь. М., 2001.

  11. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени СПб,,2002.

  12. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.,1968.

  13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.1-2. М.. Л.,1931.

  14. Фукуяма Ф. Социальный капитал // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Р.Харрисона и С. Хантингтона. М.,2000.

  15. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.,2001.

  16. Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., 1999.

  17. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3 т. СПб,. 2001.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47....
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41....
По направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа теория и философия политики, история и
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconРефератов для вступительного экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Основная часть (анализ источников и литературы, изложение авторской позиции с опорой на авторите6ты и классиков)
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия»
Диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология животных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск