Темы контрольных работ по дисциплине «Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрения» для студентов 5 курса специальности «Религиоведение» заочной формы обучения философского факультета: Преподаватель – Иванов Е.М.
Общее понятие мировоззрения. Структурообразующие элементы мировоззрения.
Исторический характер мировоззрения.
Типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское, научное.
Миф как древнейший тип мировоззрения. Характеристика мифологического сознания. Смыслоорганизующая и познавательная роль мифологии.
Архаический миф и мифологическое мышление. Причины устойчивости мифологического сознания.
Миф и культура. Функции мифа в культуре.
Теории мифа от античности до XIX века.
Теории мифа ХХ столетия.
Специфика религиозного мировоззрения.
Критика религиозного учения о превосходстве веры над разумом
Критика теологических доказательств бытия Бога
Сакральная сфера и возникновение религии.
Миф как элемент религиозной системы.
Содержание мифолого-религиозной картины мира.
Характеристика философского мировоззрения.
Ценностные ориентации, вера, идеалы, убеждения. В филососфком мировоззрении.
Наука в системе культуры. Наука как выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Наука и жизненные ценности.
Специфика науки и формирование научного мировоззрения
Понятие научная картина мира.
Эволюция научной картины мира.
Проблема соотношения веры и разума.
Гуманизма как основа диалога
О взаимоотношении научной и религиозной картин мира
Общее понятие диалога. Возможен ли диалог мировоззрений?
Предпосылки диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений: а) социальные; б) гносеологические; в) исторические; г) философские и др.
Возможности и границы диалога. Формальные и реальные возможности достижения позитивных и негативных результатов в диалоге мировоззрений.
Диалог как фактор гармонизации и устойчивости человеческой цивилизации.
Проблема человека в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях.
Специфика религиозной антропологии.
Общая характеристика философской антропологии.
Научное познание о человеке.
Проблема антропогенеза. Эволюционизм и креационизм.
Специфика научного исследования антропогенеза.
Теологическая концепция модернизации креационизма.
К. Линней и Ч. Дарвин. Характеристика эволюционизма.
Религиозные трактовки происхождения человека от обезьяны. «Hомо» и его разновидности.
Гармонизация противоречий существования и сущности человека в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях.
Природа человека: добро и зло, доверие и духовность.
Телесное и духовное в природе человека с позиций религиозных учений. Основы религиозных концепций происхождения человека.
Понятие духовности человека в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. Становление духовной сущности человека.
Становление личности и индивидуальности. Развитие социальных потребностей, деятельная сущность человека.
Философия смерти. Проблема «жизни после жизни».
Психологизация танатологии.
Модернизм в эсхатологии.
Эсхатологическая концепция в русском православном богословии.
Научные исследования о переселении души. Философско-теологическая антропология и религиозный плюрализм.
Верны ли библейские рассказы о творении мира?
Изменения представлений о времени, пространстве и движении в границах средневековья.
Гелиоцентрическая система движения планет Н. Коперника.
Идея о множестве обитаемых миров Дж. Бруно.
Поддержка гелиоцентрической системы Г. Галилеем.
Гипотеза П. Лапласа о возникновении Солнца и планет.
Протестантизм и наука.
Освобождение естествознания от теологии.
Накопление положительных знаний в 19 веке и создание новой картины мира.
Ч.Дарвин и его теория естественного отбора.
Богословы-антидарвинисты о происхождении и многообразии видов.
Концепции теистического эволюционизма.
Влияние науки XX века на эволюцию мировоззрений.
Религия в системе научного познания.
Естествознание и религиозная картина мира.
Пределы научного познания.
Проблема синтеза веры, знания, творчества на современном этапе развития цивилизации.
О конфликтах религии и науки.
Зачем нужен союз науки и религии?
Религиозное истолкование социального статуса науки.
Как разграничить сферы компетенции теологии и науки?
Проблемы общества и божественный миропорядок. Правовые нормы и сакральный порядок.
Эволюция религий и процесс общественного развития.
Представления об обществе в родоплеменных, национальных и мировых религиях.
Основы человеческого общества и божественный миропорядок.
Креационизм, провиденциализм, телеология как принципы объяснения общества и принципы его функционирования.
Секуляризация общества.
Религиозный подход к пониманию общества.
Светские науки об обществе и общественном развитии.
Общество как относительно самостоятельная система и его закономерности. Обществоведение.
Религиозное и нерелигиозное объяснение общественных процессов.
Глобальные проблемы общества и человека в последние десятилетия в различных мировоззренческих системах.
Основные тенденции в объединении усилий в социальной деятельности.
Идея дарования морали человеку свыше в религиозном мировоззрении. Особенности религиозной морали. Библейский декалог.
Возможна ли безрелигиозная нравственность? Своеобразие критериев нравственного поведения человека в религиозном мировоззрении.
Общественные основы нравственных отношений.
Социально-корпоративные идеи и представления в системе религиозной морали.
Достоинство и уникальность человека.
Совесть, нравственное поведение, поиск смысла жизни в религиозных и нерелигиозных нравственных концепциях.
Соотношение искусства и религии. Общественная природа искусства. Особенности религиозного искусства.
Приоритет религиозной фантазии над художественной в религиозном мировоззрении.
Канон в церковном искусстве и его творческие возможности. Взаимодействие образов религиозного искусства с духовным миром личности.
Современное христианское объяснение искусства.
Эстетическое осмысление действительности в безрелигиозном искусстве. Понятие эстетического идеала.
Круг художественных решений, признаваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-философскими концепциями.
Художественно-эстетические подходы к религиозным образам и сюжетам. Взаимопроникновение образно-художественного материала и элементов философско-эстетической концепции.
Возможен ли диалог мировоззрений?
Проблема плюрализма мировоззрений.
Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих.
Диалог мировоззрений в решении общих проблем человечества и перспектив устойчивого развития.
|