Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)





Скачать 153.96 Kb.
НазваниеРабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дата публикации29.10.2014
Размер153.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы


Специальность

03.01.04 –биохимия (биологические науки)


Сокращенное изложение содержания

рабочей программы кандидатского экзамена КЭ.А.01

по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального

образования (аспирантура)

Сектор: социально-педагогических проблем физической активности.

Кандидатский экзамен по дисциплине: история и философия науки.

Индекс дисциплины (по учебному плану): КЭ.А.01

Курс: 1

Трудоёмкость в ЗЕТ - 1

Трудоёмкость в часах - 36
Руководитель дисциплины: кандидат философских наук, доктор педагогических наук, профессор Романенко Николай Васильевич.

Контактный телефон: 8911- 225-03-86. E-mail: aspirantura@spbniifk.ru
Рабочая программа кандидатского экзамена КЭ.А.01 по дисциплине «История и философия науки» составлена на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), программы-минимум и учебного плана подготовки аспирантов в ФГБУ СПбНИИФК по специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки).
Требования к сдаче кандидатского экзамена и критерии оценки знаний
Для допуска к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» необходимо выполнить следующие требования:

А). Для аспирантов очной формы обучения:

– посетить не менее 50 % лекций и семинарских занятий. Пропущенные занятия отработать по заданию преподавателя и сдать микрозачет;

– представить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена и получить допуск преподавателя к экзамену.

Б). Для аспирантов заочной формы обучения:

– представить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена и получить допуск преподавателя к экзамену;

– иногородним аспирантам и соискателям необходимо представить реферат не менее чем за 1,5 месяца до дня проведения экзамена по дисциплине и получить допуск преподавателя к экзамену.

Требования к составлению и оформлению реферата

Тема реферата в обязательном порядке должна быть согласована с преподавателем, ведущим дисциплину «История и философия науки». Титульный лист реферата должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом (форму титульного листа смотри в приложении). Объём реферата минимум 22-24 страницы. Текст должен быть набран в компьютерном варианте: шрифт  New Times Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5 и распечатан в формате А4 (параметры страницы стандартные).

Структура: реферат должен быть разбит на главы (минимум 2 главы) и параграфы (минимум 2 параграфа в каждой главе), содержать введение и заключение, список литературы. В списке литературы должно содержаться не менее 15 источников по теме реферата.

Представление реферата и получение допуска к сдаче экзамена до 23 мая Преподаватель, проводящий консультирование по подготовке к кандидатскому экзамену, проверяет реферат и осуществляет допуск к экзамену, визируя подписью на титульном листе реферата после выполнения всех требований, указанных выше.

Ответ на кандидатском экзамене включает три вопроса:

1. Первые два вопроса определяют уровень овладения аспирантами (соискателями) представленного в дисциплине теоретического материала, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий истории и философии науки, которые должны служить методологической основой, как при подготовке кандидатской диссертации, так и в дальнейшей научно-исследовательской работе.

2. Третий вопрос включает краткое содержание реферата по избранной теме.

Кандидатский экзамен является итоговой аттестацией по дисциплине «История и философия науки» и состоит из двух разделов:

1) типовой программы – минимум, включающей общие проблемы истории и философии науки, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации;

2) типовой программы – минимум, включающей вопросы по истории и философии биологии (для соискателей учёной степени кандидата биологических наук.)

Уровень теоретических знаний оценивается в соответствии со следующими критериями:

«отлично» – если все оценки не ниже «хорошо», при этом более половины полученных оценок «отлично»;

«хорошо» – если все оценки положительные, при этом более половины полученных оценок «хорошо»;

«удовлетворительно» - если все оценки положительные, при этом более половины полученных оценок «удовлетворительно» или, если получена одна неудовлетворительная оценка, но при этом другие оценки не ниже «хорошо»;

«неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Результаты экзамена оформления в установленном порядке в протоколе заседания экзаменационной комиссии на каждого соискателя, сдавшего кандидатский экзамен. Протокол подписывается председателем и членами экзаменационной комиссии и утверждается директором института в день проведения экзамена.

В случае, когда оценка соискателю была принята с занесением в протокол особого мнения членов экзаменационной комиссии, директор института рассматривает спорные вопросы и принимает окончательное решение до утверждения протокола.

Обсуждение результатов кандидатского экзамена проводится на закрытом заседании экзаменационной комиссии. Решение об оценке принимается простым большинством голосов членов экзаменационной комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов председатель экзаменационной комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Особое мнение членов экзаменационной комиссии, высказанные при выставлении оценки соискателю по результату экзамена, заносится в протокол.

Председатель экзаменационной комиссии после утверждения протокола объявляет оценку каждому соискателю и поздравляет его с завершением сдачи кандидатского экзамена.

Оформленный протокол с результатами сдачи кандидатского экзамена сдается в аспирантуру в день сдачи экзамена.

Общая оценка «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» выставляется в индивидуальный учебный план работы аспиранта (соискателя).

Основное содержание дидактических единиц


Раздел I. Общие проблемы истории и философии науки

Предмет и основные концепции современной философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики 'в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Наука в культуре современной цивилизации. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание.

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек -творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы ,и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

Динамика науки как процесс порождения нового знания. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этноса науки.

Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания.

Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизованного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия).

Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).

Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Раздел II. Философские проблемы биологии

Предмет и основные концепции истории и философии биологии. Предмет философии биологии. Соотношение внутринаучной и философской рефлексии. Предмет и структура биологического знания. Историческое изменение предмета биологии. Соотношение биологии и других форм знания о живом.

Разделение на науки о духи и науки о природе и статус биологического знания. Проблема «биологической реальности». Знание о живой природе в античной культуре. Античная фюзика и современная биология.

Преформизм и эпигенез. Исторические формы механицизма и витализма. Эволюционизм и креационизм: история и современность. Редукционизм и антиредукционизм в биологии.

Формирование эволюционистской парадигмы. Соотношение ламаркистской и дарвиновской эволюционных теорий. Эволюционизм как методологический принцип современной биологии. Глобальный эволюционизм. Проблема уровней организации живого. Методологические установки биологического мышления: организмоцентризм и популяционное мышление.

Проблема телеологии в современной эволюционной теории. Соотношение микро- и макроэволюции и проблемы верификации и фальсификации. Проблема направленности эволюционного процесса. Основные направления эволюции. Проблема жизни в биологии. Различные методологические подходы к пониманию сущности и происхождения жизни. Философские проблемы антропогенеза: между «голой обезьяной» и образом Бога.

Философия науки как процесс порождения нового знания. Биология и кибернетика. Общая теория систем. Теоретическая биология. Биофилософия. Биоэтика. Проблема альтруизма и эгоизма. Биоэтика. Проблема эвтаназии. Социобиология и проблема социальности человека. Этология человека. Проблема агрессии человека.

Понятие биосферы. Проблема соотношения человека с окружающей средой. Экофилософия. Урбоэкология.

Экология и техническое развитие современной цивилизации. Проблема пределов роста. Концепция устойчивого развития. Естественное и техническое в отношении человека к живой природе и к самому себе. Проблемы биотехнологий. Евгеника и проблема биологического совершенствования человека. История и современные проблемы. Трансгуманизм и перспектива появления пост-человека.

Кризисы и катастрофы в развитии биосферы. Методология катастрофизма Кювье. Экологические кризисы. Биоэстетика. Естественные основы прекрасного.

Проблема предельных возможностей человеческого организма. Возможности искусственной регуляции таких пределов и спорт больших достижений.

Перспективы человечества. Анализ возможных сценариев развития человечества.
Рекомендуемая литература
а) обязательная литература

  1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

  2. Вундт В. Введение в философию. – М.: Канон +, РООИ «Реабилитация», 2011. - 432 с.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия.- М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2011. - 568 с.

  4. Истореография естествознания на рубеже III-го тысячелетия. - СПб., 2008.

  5. Кожурин А.Я. Русская философия науки. - СПб., 2011.

  6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М., 2011.

  7. Корольков А.А. Духовная антропология. - М., 2008.

  8. Лебедев С.А. Философия науки. - М., 2010.

  9. Методология биологии: новые идеи. М., 2001.

  10. Никифоров А.Л. История и философия науки. - М., 2008.

  11. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - М., 2002.

  12. Природа биологического познания. М., 1991.

  13. Стрельченко В.И. Очерки истории и философии науки. - СПб., 2012.

  14. Тарантул В.З. Геном человека: энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М., 2003.

  15. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. - М., 2010.

  16. Философия природы сегодня. - М., 2009.

  17. Шпет Г.Г. Философия и наука. - М., 2010.



б) дополнительная литература

  1. Биофилософия М., 1997.

  2. Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987.

  3. Актуальные проблемы современной философии науки. - М., 2007.

  4. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990.

  5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - М., 2001.

  6. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. - М., 1999.

  7. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. - М., 2003.

  8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987.

  9. Грякалов А.А., Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека и антропология образования. - М., 2007.

  10. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995.

  11. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и транцендентальная философия. - М., 2005.

  12. Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Горизонты науки XXI в. - М., 2007.

  13. Карнап Р. Философские основания физики. - М., 2001.

  14. Кун Т. Структура научных революций. - М., 2001.

  15. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001.

  16. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

  17. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982.

  18. Пономарёв Г.Н., Романенко Н.В., Яцковец А.С. Методология научного познания: Учебное пособие для студентов физкультурных вузов. – СПб., 2008.- 177 с. (см. электронный вариант на странице аспирантура).

  19. Рьюз М. Философия биологии. - М., 1977.

  20. Светлов В.А. История научного метода. - М., 2008.

  21. Светлов В.А. Философия математики. - М., 2008.

  22. Современные философские проблемы естественных, технических и социогуманитарных наук. // Под ред. В.В.Миронова. - М., 2007.

  23. Сокол А., Брикман Дж. Интеллектуальные уловки. - М., 2004.

  24. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.

  25. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996.

  26. Холл М. Энциклопедическое изложение герметической, масонской, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - Нов-к., 1988.

  27. Хорган Дж. Конец науки. - СПб., 2001.

  28. Хюбнер К. Критика научного разума. - М., 1996.

  29. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М., 2009.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск