Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности
05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
ОД.А.00 Обязательные дисциплины
Аннотация рабочей программы дисциплины ОД.А.01 История и философия науки
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «История и философия науки» являются введение в общую проблематику философии науки, анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, получение представления о тенденциях исторического развития науки, ознакомление аспирантов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу «Обязательных дисциплин» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
В ходе изучения курса наука рассматривается как способ существования знания, особый вид духовной деятельности и социальный институт. Курс «История и философия науки» служит основой для изучения других дисциплин, касающихся философских вопросов конкретных научных областей.
Программа курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями по проблемам науки и освоение материала, позволяющего ставить и решать исследовательские задачи в данной области на современном уровне.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: содержание дисциплины "История и философия науки"; иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки; понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов.
Уметь: использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы; применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.
Владеть: принципами анализа различных философских концепций науки, навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений и затруднений в развитии науки.
| Содержание дисциплины
| Общие проблемы философии науки
Предмет и основные концепции современной
философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Возникновение науки и основные стадии ее
исторической эволюции
Структура научного знания
Динамика науки как процесс порождения нового знания
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Наука как социальный институт
Современные философские проблемы областей научного знания
Философские проблемы техники
История науки.
История библиотековедения,
библиографоведения и книговедения
| Виды учебной работы
| Лекции, семинары, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Контрольные вопросы для самостоятельной работы; оценка реферата по истории отрасли науки по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (английский)
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины по подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по английскому языку является совершенствование и дальнейшее развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, складывающейся из полученных знаний, развитие умений и навыков, необходимых для адекватного и эффективного общения в различных областях профессиональной и научной деятельности.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент владения английским языком, заложенного в бакалавриате (практика иностранного языка, теория родного языка), а также специальных гуманитарных дисциплин (лексикология, фонетика, синтаксис).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы английского языка (фонетика, грамматика, лексика современного английского языка).
Уметь:
- пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере;
- читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;
- максимально точно и адекватно извлекать основную информацию, содержащуюся в тексте, проводить обобщение и анализ основных положений предъявленного научного текста для последующего перевода на язык обучения, а также составления резюме на иностранном языке
- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;
- вести беседу по специальности.
Владеть:
- орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения;
- монологической речью на уровне самостоятельно подготовленного и неподготовленного высказывания по темам специальности и по диссертационной работе (в форме сообщения), а также неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуации официального общения в пределах программных требований;
- диалогической речью, позволяющей ему принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с его научной работой и специальностью.
| Содержание дисциплины
| 1. Повторение: английский алфавит, орфография, правила чтения, счет.
Лексика: Приветствие на английском языке, знакомство
Грамматика: Личные, указательные, притяжательные местоимения
2. Лексика: Профессия, семья
Грамматика: Mножественное число существительных, Present Continuous Tense
3. Лексика: Внешность, свободное время, рабочий день
Грамматика: Артикли, Предлоги
4. Лексика: Хобби, интересы
Грамматика: Present Indefinite Tense, Типы вопросов
5. Лексика: Планы на будущее, профессия
Грамматика: Оборот there is/are, степени сравнения имен прилагательных
6. Лексика: Воспитание, история, прошлые события
Грамматика: Past Simple (Indefinite) Tense, глагол “to be” в Past Simple
7. Лексика: Моя научная работа
Грамматика: Future Indefinite Tense, многоэлементные определения (атрибутивные комплексы)
8. Лексика: Описание диссертации (структура, цели, задачи)
Грамматика: Придаточные предложения условия+ Будущее время (If-clause + Future Indefinite Tense)
9. Лексика: Работа с научной литературой по теме исследования
Грамматика: Some / Any и их производные, обороты на основе неличных глагольных форм
10. Лексика: Обучение в аспирантуре
Грамматика: Present Perfect Tense, усеченные грамматические конструкции
11. Лексика: История вопроса по теме исследования
Грамматика: Past Perfect Tense, Past Continuous Tense
12. Лексика: Перспективы научного исследования по теме диссертации
Грамматика: Модальные глаголы, Passive Voice
(Страдательный залог)
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (немецкий)
-
Цели освоения дисциплины
| Основной целью изучения немецкого языка аспирантами всех специальностей является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе: свободно читать оригинальную литературу на немецком языке в соответствующей отрасли знаний; оформлять извлеченную из немецких источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на немецком языке на темы, связанные с научной работой аспиранта, вести беседу по специальности.
В задачи аспирантского курса «Немецкий язык» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по немецкому языку в различных видах речевой коммуникации.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы немецкого языка (фонетика, грамматика, лексика современного немецкого языка).
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на немецком языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
| Содержание дисциплины
| 1. Страны изучаемого языка: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы. Склонение имён существительных и имён прилагательных.
2. Научная мысль Германии: от истоков до современности. Истоки научной мысли Германии: средневековье и новое время. Развитие немецкой науки в 19-20 веках. Современная немецкая наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности немецкого синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, место подлежащего в немецком предложении).
3. Великие учёные Германии. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.
Грамматика: система спряжения глаголов немецкого языка, понятие залога (Aktiv, Passiv), понятие наклонения (Indikativ, Konjunktiv, Imperativ)
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (французский)
-
Цели освоения дисциплины
| Цель освоения дисциплины «Иностранный язык (французский)» является подготовка специалистов высокой квалификации, способных вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; использовать иностранный язык в научных исследованиях; анализировать и обрабатывать информацию, полученную в ходе изучения источников на иностранных языках; представлять итоги проделанной работы в виде рефератов и статей на иностранном языке.
В задачи аспирантского курса «Иностранный язык (французский)» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по французскому языку в различных видах речевой коммуникации.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и компетенциях, усвоенных обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы современного французского языка (фонетика, лексика, грамматика)
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на французском языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
| Содержание дисциплины
| 1. Страны изучаемого языка: Франция, Канада, Швейцария, Люксембург. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы.
2. Научная мысль Франции: от истоков до современности. Истоки научной мысли Франции: средневековье и новое время. Развитие французской науки в 19-20 веках. Современная французская наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности французского синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях).
3. Великие учёные Франции. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.
Грамматика: система спряжения глаголов французского языка, понятие залога, понятие наклонения.
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» являются формирование целостного представления о сущностном единстве библиотековедения, библиографоведения и книговедения как научной дисциплины.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» относится к циклу обязательных дисциплин.
Дисциплина базируется на компетенциях, приобретенных при освоении дисциплин информационно-коммуникационного и профессионального циклов, а также практик ООП направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
методологические подходы к рассмотрению библиотековедения, библиографоведения и книговедения как научных дисциплин;
методологию библиотековедения, библиографоведения и книговедения;
статус библиотековедения, библиографоведения и книговедения как единой научной дисциплины;
эволюцию взглядов на соотношение библиотековедения, библиографоведения и книговедения;
компоненты, общие для библиотековедения, библиографоведения и книговедения;
сущность понятий «документ», «электронный документ» и «электронная библиотека»;
читателя, пользователя книжной, документной продукции;
место библиотековедения, библиографоведения и книговедения в системе наук;
организационные проблемы общего значения для библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
Уметь:
– выделять организационные проблемы общего значения для библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
Владеть:
– нормативной базой библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
| Содержание дисциплины
| Введение. Методологические подходы к рассмотрению библиотековедения, библиографоведения и книговедения как научных дисциплин.
Статус библиотековедения, библиографоведения и книговедения как единой научной дисциплины.
Эволюция взглядов на соотношение библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
Компоненты, общие для библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
Сущность понятия «документ».
Электронный документ.
Читатель, пользователь книжной, документной продукции.
Электронная библиотека.
Место библиотековедения, библиографоведения и книговедения в системе наук.
Методология библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
Нормативная база библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
Организационные проблемы общего значения для библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Опрос, коллоквиум, реферат, тест.
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А 04 Методология исследований библиотечной сферы
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины являются: формирование мировоззренческих и методологических ориентиров в решении конкретных проблем научного познания библиотечной сферы, овладение методологией научного исследования.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А 04 «Методология исследований библиотечной сферы» относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплина по выбору) . Она логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», «История и философия науки», выступает основой для научно-исследовательской работы аспиранта.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать основные этапы развития методологии науки,научную терминологию, основные методологические подходы к научному исследованию библиотечной сферы.
Уметь определять методологические основы научного исследования библиотечной сферы, отбирать адекватные методы исследования.
Владеть навыками организации и проведения научного исследования в библиотечной сфере.
| Содержание дисциплины
| Методология и методы научного познания. Роль философии как мировоззренческой основы деятельности ученого.
Общенаучная и специальная методология в исследованиях библиотечной сферы.
Методы исследований библиотечной сферы.
Научная этика исследователя библиотечной сферы.
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Тест, опрос, реферат.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.04 Актуальные проблемы библиотековедения и библиографоведения
-
Цели освоения дисциплины
| Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы библиотековедения и библиографоведения» является формирование представления о современных концепциях и основных направлениях современных исследований ведущих отечественных и зарубежных библиотековедов и библиографоведов.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А.04 «Актуальные проблемы библиотековедения и библиографоведения» относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору аспиранта).
Дисциплина базируется на компетенциях, приобретенных при освоении дисциплин информационно-коммуникационного и профессионального циклов, а также практик ООП напрввления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
библиотечно-библиографическую терминологию;
основные направления развития российского библиотековедения и библиографоведения;
современные концепции развития библиотековедения и библиографоведения;
методологию современного библиотековедческого исследования;
международные аспекты библиографической деятельности.
Уметь:
применять системный подход к анализу библиотечно-библиографической практики;
сравнивать и делать выводы о закономерностях, тенденциях и перспективах развития библиографоведения и библиотековедения;
проводить научно-исследовательскую работу по библиотековедческой и библиографоведческой тематике;
сравнивать различные концепции библиотековедения и библиографоведения.
Владеть:
научной методикой библиотековедения и библиографоведения;
навыками организации библиотековедческого исследования;
навыками проблемного анализа;
навыками факторного анализа.
| Содержание дисциплины
| Библиотековедение и библиографоведение в системе смежных областей знания
Основные проблемы современного российского библиографоведения
Актуальные проблемы современного отечественного библиотековедения
Международные аспекты развития библиографоведения и библиотековедения на современном этапе
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Аналитическая записка, опрос, презентация, реферат, проблемный доклад.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.05 ОД.А. 05 «Социология библиотечного дела»
-
Цели освоения дисциплины
| Целью освоения дисциплины является формирование системы теоретических представлений в области социологии библиотечного дела и практических навыков изучения библиотечных проблем социологическими методами.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А. 05 «Социология библиотечного дела» относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплина по выбору аспиранта).
Она логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», «Методология исследований библиотечной сферы», выступает основой для научно-исследовательской работы аспиранта.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
- основные понятия социологии библиотечного дела;
- основные социологические концепции, используемые для анализа библиотечно-информационной сферы;
- социальные факторы, влияющие на развитие библиотек как социальных институтов;
- основные закономерности библиотечного дела как социальной деятельности;
- комплекс методов конкретно-социологического исследования проблем библиотечного дела.
Уметь:
- самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, связанную с социальными функциями библиотек,
- составлять программу социологического исследования проблем библиотечного дела,
- отбирать и использовать адекватные методы сбора социологической информации,
- формировать выборочную совокупность изучаемых объектов,
- проводить сравнительный анализ и формировать отчет по итогам исследования.
Владеть:
- методикой организации и проведения социологических исследований проблем библиотечного дела,
- навыками анализа и представления социологической информации,
- навыками оценки репрезентативности данных исследований,
- навыками составления отчетов об исследовании.
| Содержание дисциплины
| Раздел I. Теоретические аспекты социологии библиотечного дела.
Тема 1. Социология библиотечного дела: функции, задачи, тенденции развития
Тема 2. Социологические подходы к изучению библиотечного дела
Тема 3. Библиотека как социальный институт
Раздел 2. Конкретно-социологические исследования библиотечных проблем
Тема 4. Социология библиотечного дела в России во второй половине XIX-нач. XX вв.
Тема 5. Социология библиотечного дела в советский период.
Тема 6. Современное состояние социологии библиотечного дела в России
Тема 7. Развитие социологии библиотечного дела за рубежом
Тема 8. Организация и методы конкретно-социологического изучения библиотечных проблем
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Опрос, коллоквиум, тест, отчет об исследовании,
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.05 Профессиональные коммуникации в библиотечно-информационной сфере
-
Цели освоения дисциплины
| Цели освоения дисциплины «Профессиональные коммуникации в библиотечно-информационной сфере»:
– формирование целостного представления о профессиональных коммуникациях в библиотечно-информационной сфере;
– освоение технологий профессиональных коммуникаций в библиотечно-информационной сфере.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А.05 «Профессиональные коммуникации в библиотечно-информационной сфере» относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплина по выбору аспиранта).
Дисциплина базируется на компетенциях, приобретенных при освоении дисциплин информационно-коммуникационного и профессионального циклов, а также практик ООП направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
– понятие и сущность профессиональных коммуникаций;
– систему профессиональных коммуникаций;
– классификацию информационного обеспечения профессиональных коммуникаций;
– особенности формирования профессиональных сообществ в электронной среде на основе Интернет-технологий.
Уметь:
– осуществлять информационно-аналитическое сопровождение профессиональных коммуникаций;
Владеть:
– технологиями профессиональных коммуникаций.
| Содержание дисциплины
| Система профессиональных коммуникаций.
Технологии профессиональных коммуникаций.
Классификация информационного обеспечения профессиональных коммуникаций.
Информационно-аналитическое сопровождение профессиональных коммуникаций.
Электронная профессиональная коммуникация.
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Реферат
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| ФД.А.00 Факультативные дисциплины
Аннотация рабочей программы дисциплины
ФД.А.01 Методика преподавания специальных библиотековедческих дисциплин
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины являются: обучение педагогическим приёмам и методам преподавания специальных библиотековедческих дисциплин в образовательных учреждениях профильного профессионального образования.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к факультативным дисциплинам (ФД.А.01). Она логически и содержательно-методически связана с дисциплиной «Педагогика и психология высшей школы»,
Дисциплина базируется на компетенциях, приобретенных студентами при освоении дисциплин общего и профессионального циклов ООП бакалавриата и магистратуры по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», в частности «Педагогика» и «Психология».
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать современное состояние системы подготовки библиотечно-информационных кадров, основы дидактики.
Уметь применять образовательные технологии в преподавании библиотечно-информационных дисциплин.
Владеть методикой преподавания библиотечно-информационных дисциплин.
| Содержание дисциплины
| Система подготовки библиотечно-информационных кадров.
Специфика, формы и методы преподавания специальных библиотековедческих дисциплин.
Методы контроля усвоения преподавания библиотековедческих дисциплин.
Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе.
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Тест.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ФД.А.02 Педагогика и психология высшей школы
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» являются: формирование у аспирантов психолого-педагогической компетентности как составной части их профессионально-педагогической подготовки; раскрытие психологических (возрастных, личностных, познавательных) особенностей студентов; овладение базовыми психолого-педагогическими знаниями, лежащими в основе процесса подготовки будущих специалистов в вузе; формирование профессионального педагогического мышления; ознакомление с современными формами и методами организации учебного процесса в высшей школе.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Данная дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин ФД.А.00 и логически связана с такими дисциплинами, как философия, национальные образовательные системы и образовательная политика, методология и методы научных исследований, методики преподавания специальных дисциплин, педагогическая практика.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития педагогики и психологии; основные закономерности и этапы исторического развития высшего образования; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами взаимодействия и сотрудничества.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
- особенности содержания и организации целостного педагогического процесса в высшей школе;
- психологические особенности студентов;
- цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания в вузе;
- современные инновационные технологии в сфере высшего образования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;
- возможности использования педагогической теории и практики при решении социальных и профессиональных задач;
- методы профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
- современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса вузе;
- основные способы педагогического проектирования образовательного процесса в вузе.
Уметь:
- организовывать образовательно-воспитательный процесс в вузе в изменяющихся социокультурных условиях;
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс в вузе и его результаты;
- использовать современные инновационные технологии в сфере высшего образования;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности;
- систематизировать и распространять методический опыт в профессиональной области;
- проектировать различные компоненты образовательного процесса в высшей школе;
Владеть:
- использованием педагогической теории и практики вузовского обучения при решении социальных и профессиональных задач;
- навыками педагогического общения в различных профессиональных ситуациях;
- инновационными технологиями в современных социокультурных условиях для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;
- способами анализа, планирования и оценивания образовательного процесса в вузе и его результатов;
- навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности;
- способами обобщения и распространения методического опыта;
- способами проектирования различных компонентов образовательного процесса в высшей школе.
| Содержание дисциплины
| 1. Психолого-педагогические основания профессионально-личностного развития специалиста
2. Особенности развития личности студента
3. Психолого-педагогическое изучение личности студента
4. Профессионально-педагогическое общение преподавателя
5. Современная лекция в вузе
6. Традиционные и инновационные технологии обучения в вузе
7. Семинары и практические занятия в высшей школе
8. Основы педагогического контроля в высшей школе
9. Самостоятельная работа студентов
10. Основы педагогической конфликтологии
11. Построение индивидуальных образовательных траекторий профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса
12. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор интенсификации процесса профессионально-личностного развития
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Модульно-тестовые задания, творческие задания.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| |