Скачать 227.2 Kb.
|
ГОУ ВПО «CЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе и международным связям ____________Г.Н.Доровских _____________________ ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ Читаемый для соискателей и аспирантов курс состоит из трех блоков.
Итого: 100 часов Соискатель на базе прослушанного курса по истории своей дисциплины или самостоятельного изучения историко-научного материала выбирает тему реферата но согласованию с научным руководителем диссертации, специалистом кафедры философии и специалистом профильной кафедры, компетентным в вопросах истории развития данной отрасли науки. Избранная тема реферата регистрируется на кафедре философии. Экзамен по «Истории и философии науки» рекомендуется сдавать не ранее конца первого года обучения в аспирантуре. Экзамен проводится в два этапа. Контроль результатов обучения осуществляется в следующей форме: 1. Проверка подготовленного по истории научной дисциплины реферата проводится научным руководителем, который осуществляет первичную экспертизу, который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку. При наличии положительной оценки соискатель допускается экзамена по философской част дисциплины. 2. Соискатель сдает экзамен комиссии по философии пауки и философским проблемам соответствующей области знания в устной форме. 3. Оценка ответа соискателя (аспиранта) складывается из следуют составляющих: а) оценка реферата но истории профильной дисциплины; б) оценка ответа по философии науки (общая часть) и философским проблемам соответствующей области знания. В итоге соискатель (аспирант) получает результирующую оценку (впоследствии включаемую в форму 2.2), которая определяется как средняя из двух вышеназванных при условии, что обе они положительные. I. Общие проблемы философии науки ВведениеНастоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития науки. Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, СП6ГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии. 1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. 2. Наука в культуре современной цивилизации Традиционалистский и технсгенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. 4. Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Пере- стройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и па-ранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 8. Наука как социальный институт Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Рекомендуемая основная литература (для всех специальностей) 2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М„ 1978. 4. Кайре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. 5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. 6. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. 7. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М., 1998. 8. Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. М„ 1988. 9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 10. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. 11. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991. 12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. Кахановский В.П. и др. Философия науки. Уч. пособие. М., ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону. 2006. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. М.,: Изд-во Ирайт, 2011. Бессонов Б.М. История и философия науки. Учеб. Пособие. М., Юрайт, 2012. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей. М.,: ИНФРА. 2012. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. Пособие. М.: ИНФРА. 2010. Дополнительная литература (для всех специальностей) 1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987. 2. Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2001. ' 3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990. 4. Келле ВЖ. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. 5. Косарева. ЛД. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989. 6. Лекторский ВА. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. 7. Мамчур ЕЛ. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. 8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М„ 1995. 9. Наука в культуре. М., 1998. 10. Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 11. Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001. 12. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999. 13. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М„ 1996. 14. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. 15. Степан В.С., Горохов В.Г., Розов МА. Философия науки и техники. М., 1991. 16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 17. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М„ 2004. 18. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. Философские проблемы математики* 1. Антология философии математики / Отв. ред. и сост. А.Г. Барабашев и М.И. Панов. М.,2002. 2. Беляев ЕА., Перминов ВЯ. Философские и методологические проблемы математики. М.,1981, 3. Бесконечность в математике: философские и методологические аспекты / Под ред. А.Г. Барабашева. М„ 1997. 4. Бдехман И.И., Мышкис АД., Пановко Н.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. Киев, 1976. 5. Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты / Отв. ред. М.И. Панов. М., 1987. 6. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М., 1984. 7. Математика и опыт / Под ред. А.Г. Барабашева. М., 2002. 8. Перминов ВЛ. Философия и основания математики. М., 2002. 9. Пуанкаре А. О науке. М., 1990. 10. Стили в математике. Социокультурная философия математики / Под ред. А.Г. Барабашева. СПб., 1999 Философские проблемы физики* 1. Корнал Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 2003. 2. Квантовый компьютер и квантовые вычисления. Ижевск, 1999. 3. Латыпов Н.Н., Бейлин ВА., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М., 2001. 4. Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000. 5. Пригожим И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М„ 1994. 6. Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М.,2002. 7. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. 8. Физика в системе культуры. М., 1996. 9. Философия физики элементарных частиц. М., 1995. 10. Формирование современной естественно-научной парадигмы. М., 2001. 11. Чернаеский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004. Философские проблемы химии* 1. Азимов А. Краткая история химии. М., 1983. 2. Кембелл ДжА. Почему происходят химические реакции. М., 1967. 3. Кузнецов В.И., Печенкин АА. Концептуальные системы химии: структурные и кинетические теории /',/ Вопросы философии. 1971. № 1. 4. Печенкин АА. Взаимодействие физики и химии (философский анализ). М., 1986. Философские проблемы геологии* 1. Высоцкий Б.П. Проблемы истории и методологии геологических наук. М., 1977. 2. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. М., 2003. 3. Зубков И.Ф. Проблема геологической формы движения материи. М., 1979. 4. Клубов С.В., Прозоров ЛЛ. Геоэкология: история, понятия, современное состояние. М.,1993. 5. Круть И.В. Исследование оснований теоретической геологии. М., 1973. 6. Куражкоеская ЕА., Фурманов ГЛ. Философские проблемы геологии. М„ 1975. 7. Теория и методология экологической геологии / Под ред. В.Т. Трофимова. М., 1997. 8. Хаич В.Е„ Рябухин АТ. История и методология геологических наук. М., 1997. Э.Щербаков А. С. Философские вопросы геологии. М., 1999. 10. Экологические функции литосферы / Под ред. В.Т. Трофимова. М., 2000. Дополнительная литература1. Взаимодействие наук при изучении Земли. М., 1963. 2. Зубков И.Ф. От планетологии к геологии. М., 2000. 3. Комаров В.Н. Философские вопросы науки о Земле. Казань, 1974. 4. Принцип развития и историзма в геологии и палеобиологии / Отв. ред. В.Н. Ду-батолов, А.Т. Москаленко. Новосибирск, 1990. 5. Сорохтин О.Г., Ушаков СА. Глобальная эволюция Земли. М., 1991. 6. Жизнь Земли. Сборник музея землеведения МГУ. 1961. № 1. Философские проблемы биологии и экологии* 1. Биофилософия. М., 1997. 2. Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987. 3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 4. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999. 5. Гирусов Э.В. и. др. Экология и экономика природопользования. М., 2002. 6. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. М., 2003. 7. Данилов - Даншьян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000. 8. Жизнь как ценность. М„ 2000. 9. Карпинская Р.С., Лисеев И.К„ Огурцов АЛ. Философия природы: коэволюцион-ная стратегия. М., 1995. 10. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 2000. 11. Лось В А., Урсул АД. Устойчивое развитие. М., 2000. 12. Методология биологии: новые идеи. М., 2001. 13. Природа биологического познания. М., 1991. 14. Реймерс Н. Ф. Концептуальная экология. М., 1992. 15. Философия экологического образования / Отв. ред. И.К. Лисеев. М., 2001, 16. Фролов И.Т. Избранные труды. М., 2001-2003. Т. 1-3. Дополнительная литература1. Биологические аспекты эстетики. М., 1995. 2. Введение в биоэтику. М., 1999. 3. Глобальный эволюционизм.-М., 1994. 4. Мантпатпов В.В. Экологическая этика и устойчивое развитие. Улан-Удэ, 1998. 5. ОлескшА-В. Биополитика. М., 2001. Философские проблемы медицины* 1. Анохин АМ. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. М„ 1995. 2. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. М., 1998. 3. Иванюшкин АЛ. Профессиональная этика в медицине: Философские очерки. М.,1990. 4. Лисицын Ю.П. Теории медицины на стыке веков — XX и XXI. М., 1998. 5. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. Доктрина адаптивного реагирования. СПб., 1992. 6. Петрушин В.И., Петрушина Я-8. Валеология. М„ 2003. 7. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992. 8. Саркисов Д.С., Пальцев МА., Хитрое Н.К. Общая патология человека. 2-е изд. М., 1998. 9. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. 10. Философия здоровья. М., 2001. И.Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины // Философские проблемы естествознания. М., 1985. Дополнительная литература{.Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека — социальная ценность. М„ 1988. 2. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. Т. 14. 3. Петленко В.П. и др. Метамедицина. Т. 1—3, СПб., 1996. 4. Энциклопедия клинического обследования больного. М„ 1997. Философские проблемы информатики* 1. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993. 2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999. \«- 3. Бриллюэн Л. Наука и теория информации.М., 1959. 4. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1980. 5. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. 6. КастельсЭ. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001. 7. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М.,1999. 8. Микешина ЛА. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. 9. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. 10. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М., 2000. 11. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001. 12. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004. Дополнительная литература1. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002. 2. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М.,1999. 3. Соснин ЭА., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). Томск, 2000. 4. Тарасов В.Б. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М., 2002. Философские проблемы социально-гуманитарного знания* 1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М„ 1996. 2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI в. Новые направления исследования. М.,1998. 3. Вебер М. Смысл ^свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990. 4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 5.Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. 6. Дробницкий О.Г. Моральная философия / Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002. 7. Культура: теории и проблемы. М„ 1995. 8. Лекторский ВА. Эписте.мология классическая и неклассическая. М., 2001. 9. Леонтъев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М.. 1990. 10. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм. М., 1998. 11. Микешина ЛА. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. 12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. 13. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. 14. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного-поведения и морали. СПб., 1999. 15. Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001. 16. Степан В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. 17. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. 18. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004. Дополнительная литература1. Бек У. Общество риска. М„ 2000. 2. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.,1995. 3. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.,2003. 4. Итн АА. Социальная философия. М., 2003. 5. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. 6. Микешина ЛА. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. 7. Розов Н.С. Философия и теория истории. М„ 2002. 8. Степан В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М„ 2000. * Выбор литературы осуществляется соискателем или аспирантом в соответствии с избранной специальностью. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы (проверки) Какие задачи ставит перед собой философия при анализе науки? Каковы основные подходы к анализу научного знания? В чем их отличия? Каковы основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины? В чем основные достижения античной архаической науки? Перечислите социокультурные основания зарождения научно-теоретического способа мышления. Какова роль философии в становлении науки Нового времени? Какую роль сыграл кризис в физике конца XIX в. в развитии науки XX в.? Как изменилось место науки в развитии общества в результате научно-технической революции (НТР)? Что такое сцисптизм и антисциентизм? Как соотносятся научно-технический прогресс (НТП) и развитие общества? Какова роль личности в научном познании? Каковы основные характеристики рационализма и эмпиризма как идеалов научного знания? 'В чем заключается принцип верифицируемости как критерия научного знания? Каково основание деления наук на науки о природе и науки о культуре? Назовите основные уровни научного исследования. Что такое научный факт? Каковы основные познавательные функции науки? Что такое методология научного исследования? Назовите основные методологические программы XX в. Каковы основные методы научного познания? Что такое кумулятивистская концепция развития науки и каковы ее основные представители? В чем состоит концепция роста научного знания К. Поппсра? Каковы основные характеристики развития науки в концепции Т. Куна? Что такое эволюционная эпистемология? Как понимается истина в классической науке? Сформулируйте основные концепции истины неклассической философии науки. Как соотносятся истина и рациональность в концепции критического рационализма? Каковы основные положения позитивистской философии науки? В чем заключаются основные различия между философией науки позитивизма и постпозитивизма? Каковы основные особенности методологической программы структурализма? Каковы характеристики основных типов научных сообществ? Каковы взаимоотношения науки и образования? В чем состоят особенности трех стадий взаимоотношения науки и техники? Каковы основные особенности философско-культурологического и инженерно-технологического направлений в философии техники? Особенности логико-эпистемологического подхода к анализу научного знания. Социокультурные предпосылки зарождения теоретического мышления в Древней Греции. Значение Галилея для формирования эмпирического естествознания. Проблема метода в философии Рене Декарта. Сциентизм и антисциентизм как типы осмысления науки в системе мировоззренческой ориентации. Особенности рационалистического идеала научного знания. Верификационизм и фальсификационизм как критерии научности. Понятие парадигмы в философии науки Томаса Куна. Проверяемость, непротиворечивость и простота как методологические регулятивы построения и отбора гипотез. Фаллибилизм и гипотстизм как основание критического рационализма Карла Поппера. Структура исследовательских программ в концепции развития знания Имре Лакатоса. Особенности концепции истины в классической философии науки. Особенности развития науки в философии методологического анархизма П. Фейерабенда. Концепция власти знания в философии М. Фуко. Этика и ответственность ученого. Особенности философско-культурологического и инженерно-технократического направлений в философии техники. Соотношения мифа и знания, его интерпретация в истории философии (Просвещение, романтизм, онтологическая герменевтика и др.). Проблема возникновения «научного знания». Основные достижения архаической и классической греческой науки. Главные исследовательские программы. Александрийская школа — цивилизационный прообраз современной науки. Основные достижения науки Древнего Рима, их особенности. Особенности научных исследований Средневековья в контексте средневекового менталитета. Вклад научных исследований Средневековья в европейскую традицию научного мышления. Основные научные достижения эпохи Возрождения. Понятие «классический идеал» научного знания. Г. Галилей как основатель науки Нового времени. Вклад И. Ньютона в формирование классического идеала научного знания. Основные достижения науки XVII века. Наука и техника XVII—XIX вв.: основные достижения. Понятие «постклассическая наука» и специфика науки XX в. Российская наука, основные этапы развития, крупные научные достижения. Отношение к науке как мировоззренческая проблема. Основные аспекты включения науки в мировоззренческую проблематику. Дилемма «сциентизм-антисциентизм» и сфера ее действия. Социологический сциентизм и антисциентизм. Культурологический сциентизм и антисциентизм. Методологический сциентизм и антисциентизм. Основные признаки научного знания. Реализм, инструментализм, конвенционализм о природе научного знания. Логико-семантический и естественно-научный идеалы научного знания. «Третий позитивизм» о природе науки. Верифицируемость как критерий научного знания. Фальсифицируемость как критерий демаркации науки. Парадигмальная модель научности знания Т. Куна. Гуманитарный идеал научности знания. Уровни научного познания. Проблема как элемент научного знания. Понятие «научный факт», фактуальное знание и проблема его интерпретации. Понятие «закон науки», функции законов в научном познании. Научная теория как форма научного знания. Функции научного знания. Наблюдение как метод научного исследования. Эксперимент как метод научного исследования, Гипотеза как синтетический метод научного исследования. Социологическое измерение научной деятельности. Природа и структура философских оснований науки. Проблемы философии и методологии пауки в работе X. Г. Гадамера «Миф и разум». Проблемы философии и методологии науки в работе А. Пуанкаре «Ценность науки» (гл. XI). Проблемы философии и методологии науки в работе М. Хайдеггера «Время картины мира». Проблемы философии и методологии науки в работе К. Ясперса «Истоки истории и ее цель», часть 2, параграф 1. Проблемы философии и методологии науки в работе К. Поппера «Предположение и опровержение. Рост научного знания» (гл. 10). Проблемы философии и методологии науки в работе И. Лакатоса «Исследовательские программы». Проблемы философии и методологии науки в работе Т. Куна «Структура научных революций». Проблемы философии и методологии науки в работе П. Фейерабенда «Объяснение, редукция и эмпиризм». Проблемы философии и методологии науки в работе С. Тулмина «Человеческое понимание». Проблемы философии и методологии науки в работе К. Лоренца «Эволюция и априори». Проблемы философии и методологии науки в работе М. Фуко «Археология знания». Концепция роста научного знания К. Поппера. Понятие «исследовательская программа» И. Лакатоса. Критика И. Лакатосом попперовской модели развития науки. История науки как квазиэмпиричсский метод оценки методологических стратегий. Понятие «парадигма» Т. Купа и его различные интерпретации. Модель развития пауки Т. Куна. Закономерности развития научного знания: проблема направленности, взаимодействие внешних и внутренних факторов развития науки. Проблема преемственности в развитии научного знания. Форма итогового контроля. Формой итогового контроля являются экзамен. Рекомендуемые учебные пособия:
Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Уч. пособие. М., ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону. 2006. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. М.,: Изд-во Ирайт, 2011. Бессонов Б.М. История и философия науки. Учеб. Пособие. М., Юрайт, 2012. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей. М.,: ИНФРА. 2012. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. Пособие. М.: ИНФРА. 2010. Программа подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии 11 октября 2005 года, протокол № 2. Заведующий кафедройфилософии и культурологии Ю.Г.Козырев |