Скачать 345.77 Kb.
|
ПЕРЕЧЕНЬ вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук 1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. 2. Взаимосвязь истории науки и философии науки. 3. Уровни научного познания. 4. Методы научного познания. 5. Процедуры обоснования теоретических знаний. 6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. 8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности. 9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности. 10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре. 11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах. 12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения. 13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени. 14. Классическая наука XVIII–XIX вв . 15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм). 16. Главные характеристики современного этапа развития науки. 17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. 18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука 19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования. 20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы. 21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии. 22. Смысл диалектики и её системы. 23. Диалектика социального и биологического в природе человека. 24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители. 25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура 26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания. 27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках 28. Будущее и методы его прогнозирования. 29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии. 30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы. 31. Перспективы научно-технического прогресса, новые реалии информационного общества. 32. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. 33. Индустриальное и постиндустриальное общество. Понятие, признаки и основные характеристики информационного общества. 34. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. 35. Проблема смысла и сущности техники. Научные и технические знания. 36. Технический оптимизм и технический пессимизм: аналогия и культуркритика техники. 37. Ступени рационального общества в технике: частные и общие технологии, технические науки и системотехника. 38. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. 39. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания. 40. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. 41. Понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектированные исследования. 42. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. 43. Формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз. 44. Роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных дисциплин в сфере техники. 45. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического проектирования возможность и опасность социального проектирования. 46. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. 47. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. 48. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. 49. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблема охраны окружающей среды. 50. Проблема гуманизации и экологизации современной техники. 51. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка их взаимодействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики, их соотношение с социальной оценкой техники. 52. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход. 53. Научная и техническая рациональность и иррациональность последствия научно-технического прогресса. 54. Возможности управления риском и необходимости принятия решений в условиях неполного знания. 55. Эксперты и общественность – право граждан на участие в принятии решений и проблем активизации населении в научно-технической политике государства. 56. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах. 57. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. 58. Конструктивная природа информатики и её синергетический коэволюционный смысл. 59. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования. 60. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. Концепция информационной эпистемологии и её связь с кибернетической эпистемологией. Основная литература 1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/ С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф. Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007. 2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ. Проект. 2006. 3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011. 4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011. 5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012. 6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008. 7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008. Дополнительная литература 1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред. В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006. 2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004. 3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004. 4. В.Г.Горохов. Основы философии техники и технических наук. М.: Гардарики, 2007. – 335 с. Автор программы – Темнюк Николай Александрович кандидат философских наук, доцент Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г. (Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор) Заведующий кафедрой философии и культурологии Н.А.Темнюк Программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета гуманитарной подготовки от 26 марта 2013 г., протокол № 7. Декан Ф Г П О.И.Архангельский ПЕРЕЧЕНЬ вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам экономических наук и теории менеджмента 1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. 2. Взаимосвязь истории науки и философии науки. 3. Уровни научного познания. 4. Методы научного познания. 5. Процедуры обоснования теоретических знаний. 6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. 8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности. 9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности. 10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре. 11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах. 12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения. 13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени. 14. Классическая наука XVIII–XIX вв. 15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм). 16. Главные характеристики современного этапа развития науки. 17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. 18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. 19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования. 20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы. 21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии. 22. Смысл диалектики и её системы. 23. Диалектика социального и биологического в природе человека. 24. Философия русского космизма, её основные идеи и представители. 25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура. 26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания. 27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках. 28. Будущее и методы его прогнозирования. 29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии. 30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы. 31. Учения о личности и её экономической функции в истории философии и науки (античность, Средние века, эпоха Возрождения, Новое время, современность). 32. “Экономический человек” в работах А.Смита и Дж.С.Милля. 33. Психологические аспекты экономической теории Дж.М.Кейнса. 34. Анализ психологических факторов принятия экономических решений в условиях неопределённости и риска в работах Д.Канемана и А.Тверски. 35. Концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества. 36. Ф.П.Рамсей о роли теоретических терминов в научном познании. 37. Разработка концепции научной рациональности в работах Г.А.Саймона и Р.Коуза. 38. Эффективное применение средств символической логики в изучении соотношения процедур коллективного выбора и содержания индивидуальных ценностей (теорема К.Дж.Эрроу). 39. Линейное программирование и проблема оптимального распределения ресурсов (работы Л.В.Канторовича, Т.Купманса, Дж.Данцига). 40. Динамические модели глобального и экономического развития, построенные на основе системного анализа (Дж.Форрестер, Н.Н.Моисеев). 41. Демонстрация эффективности теоретико-игрового подхода к решению экономических задач (Дж. фон Нейман, О.Моргенштерн, Дж.Нэш). 42. Исследования в области финансов и разработка математического аппарата синергетики (Б.Мандельброт). 43.“Информационная экономика” (Дж.Стиглиц). 44.Философия менеджмента Г. Эмерсона. 45. “Человеческий фактор” как самый главный и дефицитный ресурс обеспечения социально-философские аспекты собственности эффективности управления. 46. Власть и ответственность. 47. Проблемы мотивации менеджеров и исполнителей. 48. Этика деловых отношений. 49. Трудности в принятии коллективных решений. 50. “Теорема невозможности” К.Дж. Эрроу и проблема построения коллективной теории принятия решений. 51. Значение кибернетики и теории информации для развития теории и практики менеджмента. 52.Философско-методологическое значение теории оптимального распределения ресурсов (Л.В. Канторович). 53. Деньги как социальный феномен. 54. Социально-философские аспекты собственности. 55. Модель экономической науки Л.Вальраса. 56. Проблема соотношения этики и экономики. 57. Коллективный выбор и индивидуальные ценности; теорема К.Дж.Эрроу; “эффект Кондорсе”. 58. Структура и развитие денежных систем. 59. Кредит как экономическая категория. 60. Финансирование инвестиционных проектов. Основная литература 1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/ С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф. Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007. 2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ. Проект. 2006. 3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011. 4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011. 5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012. 6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008. 7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008. Дополнительная литература 1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред. В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006. 2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004. 3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004. Автор программы – Темнюк Николай Александрович кандидат философских наук, доцент Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г. (Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор) Заведующий кафедрой философии и культурологии Н.А.Темнюк Программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета гуманитарной подготовки от 26 марта 2013 г., протокол № 7. Декан Ф Г П О.И.Архангельский ПЕРЕЧЕНЬ вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума (Философские проблемы экологии, биологических и сельскохозяйственных наук) 1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы 2. Взаимосвязь истории науки и философии науки 3. Уровни научного познания 4. Методы научного познания 5. Процедуры обоснования теоретических знаний 6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества 7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания 8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности 9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности 10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре 11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах 12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения 13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени 14. Классическая наука XVIII–XIX вв 15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм) 16. Главные характеристики современного этапа развития науки 17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания 18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука 19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования 20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы 21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии 22. Смысл диалектики и её системы 23. Диалектика социального и биологического в природе человека 24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители 25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура 26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания 27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках 28. Будущее и методы его прогнозирования 29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии 30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы. 31. Экологическая этика и её философские основания. 32. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере 33. Проблема экологической эпохи в современной западной философии (Б.Калликот, О.Леопольд, Р. Аттфильд) 34. Формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз 35. Проблема биологической реальности. Множество «образов биологии» в современной научно-технической и философской литературе 36. Сущность живого и проблема его происхождения в современной науке и философии 37. Структура и основные принципы эволюционной теории. Проблема биологического прогресса 38. Биология и формирование современной эволюционной картины мира 39. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе 40. Эволюция жизни как процесс «познания» 41. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора. 42. Проблема системной организации и целостность живых систем по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л.Фон Берталанфи, В.Н.Беклемешева 43. Категории искусства в биологической перспективе 44. Принципы системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной диференцированности современного знания о живой природе 45. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механистический детерминизм, акциденционализм, финализм 46. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь 47. Сущность и формы биологической гносеологии: феномен «целосообразности» строения и функционирования живых систем, целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов, функциональное описание и объяснение в структуре биологического биологического познания. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры 48. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции 49. Биоэтика в различных культурных контекстах, основные принципы и правила 50. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний 51. Ценность жизни различных культурных и конфессиональных дискурсах 52. Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений. Основные партнеры социального поведения в мире живых организмов и в человеческом обществе 53. Экологические и социально-биологические основания современных биополитических концепций. Проблема власти и властных отношений в биополитической перспективе 54. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Новые экологические аспекты ХХ века: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие 55. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса 56. Пути преодоления конечности материальных ресурсов планеты при одновременным поступательном развития общества 57. Концепция устойчивого развития в условиях глобализации 58. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения 59. Естественнонаучные и социогуманитарные знания в философии ветеринарии (экологии, биологических и сельскохозяйственных наук) 60. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни животных и растений |
Методические рекомендации для аспирантов и соискателей к курсу кандидатского... Эти позиции учитываются при работе на курсе кандидатского минимума по «Истории философии и науки», поэтому подготовка по программе... | Программа и методические материалы для аспирантов Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки.... | ||
Требования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов... | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы... | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011 ... | Закон и государство в учении Т. Гоббса «История и философия науки» для адъюнктов, аспирантов и соискателей Ростовского юридического института мвд россии при подготовке... | ||
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Подготовка аспирантов (соискателей) к сдаче кандидатского экзамена включает в себя | Программа-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки... Экзамен по «Истории и философии науки» рекомендуется сдавать не ранее конца первого года обучения в аспирантуре | ||
С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей... | С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей... | ||
Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке... Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине... | Информация по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума... Курс иностранного языка в системе послевузовского образования (аспирантура, соискательство) является обязательным компонентом профессиональной... | ||
Рабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для... Значение дисциплины «История и философия науки» заключается в том, чтобы сформировать у аспирантов и соискателей необходимые представления... | Инструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия... | ||
Карамова О. В., Н. М. Кишлакова., Пивоварова М. А., Скибицкий М. М Учебно-методический комплекс предназначен для аспирантов экономических специальностей, изучающих курс «Истории и философии науки».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного... |