План анализа лирического произведения





Скачать 124.46 Kb.
НазваниеПлан анализа лирического произведения
Дата публикации19.07.2013
Размер124.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
План анализа лирического произведения
1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее.
2.  Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько).
3.  Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения.
4.  Жанр стихотворения (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)
5.  Тема и идея:
а) о каких явлениях жизни говорит поэт.

б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.
6. Структура стихотворения:
а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура).

б) фоника (аллитерация, ассонанс).

в) ритмика (точная, неточная, мужская, женская рифмы).

г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа).

д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
7.   Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…).
8.   Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…).
9.   Лексико-морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы).
10. Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя определенного настроения?


  • Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано?

  • Представьте стихотворение в цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом. Почему цветовая гамма именно такая?

  • Нет ли в стихотворении чего-либо, требующего специального комментария — непонятных, устаревших слов, мифологических образов и т. п.?


План анализа лирического произведения
1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.
2. Биографический комментарий.
3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)
4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.
5. Анализ структуры произведения:

а) основные образы;

б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

г) стихотворный размер, рифма;

д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).


Помните:
1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.
2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.
3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.
4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?


Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жиз­ни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и собы­тие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности авто­ра, обретает общечеловеческое значение.
Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, пережи­вания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отож­дествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.



Мотивыобраз, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.
Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.
Пафос (от греческого pathos — страдание, вооду­шевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведе­ния (трагический, героический, сатирический пафос и др.).
Жанры лирики:

  1. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)

  2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)

  3. Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)

  4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)

  5. Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.

  6. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)

  7. Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.

  8. Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)

  9. Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)

  10. Лирические стихотворения

  11. Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.

  12. Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...»)

  13. Белый стих - нерифмованный стих.

  14. Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)


Изобразительно-выразительные средст­ва

1. Тропы — это обороты речи, в которых слова и выраже­ния употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Тропы:

  • Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. задумчивых ночей», «парус одинокий»). В народно-по­этическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.




  • Олицетворение — вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. (Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается ра­дость (Пушкин).




  • Метафора — троп, в котором употребляются слова и вы­ражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: Очарованный поток" Жуковский; Живая колесница мирозданья" Тютчев.)




  • Сравнение — троп, в котором одно явление или поня­тие объясняется посредством сопоставления его с дру­гим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).




  • Метонимия (от греческого metonumia — переиме­нование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии яв­ление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновремен­но два явления — кушанье и тарелку.)




  • Синекдоха — один из видов метонимии, в основе ко­торого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними со­отношения. Иначе говоря, сло­весный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­бые..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)




  • Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небе­сами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).




  • Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предме­та или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)




  • Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительно­сти. Суть их состоит в особом синтаксическом построе­нии речи.
Стилистические фигуры:


  • Аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)




  • Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный» Пушкин).




  • Анафора — повтор частей относительно самостоятель­ных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара». К.Симонов)




  • Противоположная анафоре эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.




  • Риторическое обращение — придание авторской инто­нации торжественности, патетичности, иронии и т. п. «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов).




  • Риторический вопрос — такое построение речи, при ко­тором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усили­вает эмоциональность высказывания. (И над отечест­вом ... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).




  • Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении «Люблю я Кавказ» названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.)




  • Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)




  • Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. (Люблю Отчизну я, но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)




  • Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)




  • Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко под­разумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермон­тов). Пропущен глагол - вышли.




  • Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).




  • Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я вла­дею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).




  • Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличе­ние) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).




  • Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. (Ваш шпиц, прелестный шпиц,не более наперстка (А Грибоедов).




  • Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Чехов)



3. Звукопись:

    • Аллитерация — повторение согласных звуков, пре­имущественно в начале слов. Пора, перо покоя просит...» Пушкин.)




    • Ассонанс — повторение гласных звуков, преимуще­ственно ударных, в стихотворной строке.





Особенности поэтической речи и стихосложения
Стих — строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя­ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не­велика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про­стейшие строфы — четверостишия и двустишия, кото­рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).
I. Строфика:

  • Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.




  • Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.




  • Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.




  • Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов




  • Октава — восьмистишие ABABABCC




  • Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)




  • Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)


II. Метрика — наука о стихотворных размерах
Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической ос­новой стиха, по ней определяется стихотворный раз­мер.
Стихотворные раз­меры силлабо-тонического стиха.
1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)

  • Хорей - размер, в котором ударение приходит­ся на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)


  • Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть мо­жет..." Пушкин.)
Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)
2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударно­го и двух безударных слогов.)

  • Дактиль — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).


  • Амфибрахий — трехсложный метр с ударени­ем на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).


  • Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жад­но глядишь на дорогу..." Некрасов).
III. Рифма - созвучие концов стихов.
Рифмы:

  • Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге

  • Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

  • Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.

  • Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.


IV. Рифмовка:

Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифму­ющиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

Перекрестная — в четверостишии, ког­да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема — АБАБ.

Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.
Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема — ААББ.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План анализа лирического произведения iconТайна слов «трилогия вочеловечения». Анализ лирического произведения...
Известны требования, предъявляемые к письменной работе по лирике. Необходимо написать о твор­честве писателя в целом, о связи произведения...
План анализа лирического произведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения; через хорошо прочитанный текст...
План анализа лирического произведения iconВеликая Отечественная война в стихотворениях
Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с творчеством К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа...
План анализа лирического произведения iconКонспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв
Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;...
План анализа лирического произведения iconУрок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...
План анализа лирического произведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность...
План анализа лирического произведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь...
План анализа лирического произведения iconПрограмма дисциплины " Эконометрика-2" для направления 080100. 68...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
План анализа лирического произведения iconУрок внеклассного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования
План анализа лирического произведения iconУчебник для 10 кл общеобразоват учеб завед
Цель урока: формировать умение формулировать выводы при истолковании лирического произведения
План анализа лирического произведения iconВ учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом...
Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения...
План анализа лирического произведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: пробудить интерес учащихся к творческому исследованию лирического произведения
План анализа лирического произведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения
План анализа лирического произведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ)
План анализа лирического произведения iconРешение заседания кафедры
В качестве материала для анализа и интерпретации предлагаются как классические произведения русского и зарубежного искусства прошлых...
План анализа лирического произведения iconУрока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск