Скачать 124.46 Kb.
|
План анализа лирического произведения 1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее. 2. Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько). 3. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения. 4. Жанр стихотворения (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.) 5. Тема и идея: а) о каких явлениях жизни говорит поэт. б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни. 6. Структура стихотворения: а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура). б) фоника (аллитерация, ассонанс). в) ритмика (точная, неточная, мужская, женская рифмы). г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа). д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая). 7. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…). 8. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…). 9. Лексико-морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы). 10. Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя определенного настроения?
План анализа лирического произведения 1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала. 2. Биографический комментарий. 3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.) 4. Идейное содержание: а) ведущая тема; б) основная мысль; в) эмоциональная окраска чувств; г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него. 5. Анализ структуры произведения: а) основные образы; б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза); в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен); г) стихотворный размер, рифма; д) звукопись (аллитерация, ассонанс); е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа). Помните: 1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее. 2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. 3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства. 4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему? Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика» Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение. Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности. Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей. Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал. Пафос (от греческого pathos — страдание, воодушевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведения (трагический, героический, сатирический пафос и др.). Жанры лирики:
Изобразительно-выразительные средства 1. Тропы — это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении. Тропы:
2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительности. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи. Стилистические фигуры:
3. Звукопись:
Особенности поэтической речи и стихосложения Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). I. Строфика:
I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения. II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене. I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы. II терцет - развязка. (Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.) II. Метрика — наука о стихотворных размерах Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. 1. Двусложные размеры: (В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)
(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)
(„Я вас любил, любовь еще, быть может..." Пушкин.) Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов. („Три девицы под окном" Пушкин) Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов. („Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.) 2. Трехсложные размеры: (Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.)
(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).
(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).
(„Что ты жадно глядишь на дорогу..." Некрасов). III. Рифма - созвучие концов стихов. Рифмы:
IV. Рифмовка: Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА. Перекрестная — в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема — АБАБ. Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА. Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й. Схема — ААББ. |
Тайна слов «трилогия вочеловечения». Анализ лирического произведения... Известны требования, предъявляемые к письменной работе по лирике. Необходимо написать о творчестве писателя в целом, о связи произведения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения; через хорошо прочитанный текст... | ||
Великая Отечественная война в стихотворениях Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с творчеством К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа... | Конспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;... | ||
Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. С. Пушкина; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь... | Программа дисциплины " Эконометрика-2" для направления 080100. 68... Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,... | ||
Урок внеклассного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования | Учебник для 10 кл общеобразоват учеб завед Цель урока: формировать умение формулировать выводы при истолковании лирического произведения | ||
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом... Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: пробудить интерес учащихся к творческому исследованию лирического произведения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ) | ||
Решение заседания кафедры В качестве материала для анализа и интерпретации предлагаются как классические произведения русского и зарубежного искусства прошлых... | Урока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения) Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения |