В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»





НазваниеВ учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Дата публикации24.07.2014
Размер74.8 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник




Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения в 6 классе по учебнику Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

Орлова Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Ермаковской средней общеобразовательной школы


Одна из особенностей анализа художественного произведения в школе состоит в том, что он призван способствовать удовлетворению духовных потребностей ребенка:

- стремлению к идеальности,

- стремлению быть хорошим,

- чувству наслаждения красотой внутреннего содержания поэтических творений.

Поэтому, размышляя над тем, что надо увидеть детям в художественном произведении, мы, в первую очередь, должны иметь в виду его духовно-нравственную проблематику.

Понятие «нравственная проблематика» вводится по программе Г.В.Москвина Н.Н.Пуряевой Е.Л.Ерохиной в 6 классе в теме «Как человек относится к людям и ко всему живому». Из статьи учебника мы узнаем, что в основе «нравственной проблематики лежат «вечные» темы, связанные с душой: любовь, дружба, сострадание к людям, верность своему призванию, жизненный выбор»1. Значит, анализируя художественное произведение, мы призваны научить детей «видеть добро и сопереживать ему»2. Это важно, но непросто. Учебник литературы Г.В.Москвина дает нам такую возможность.

На примере урока по анализу рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»

рассмотрим, как учебник помогает раскрыть духовно-нравственное содержание произведения.

Начнем с того, что рассказ «Чудесный доктор» - выбор авторов учебника, потому что Стандарт основного общего образования по литературе указывает на изучение одного произведения А.И.Куприна по выбору. И в данном случае выбор авторов безупречен, ведь «Чудесный доктор» - подлинное сокровище

( кроме того, авторы предлагают для изучения в 6 классе еще рассказ Куприна «Белый пудель» тоже с богатейшим духовно-нравственным содержанием).

В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»3», которая может подсказать учителю план работы над произведением.

Прежде чем говорить о содержании рассказа, надо ввести понятие «рождественский рассказ»: оно станет ключом к анализу произведения. «В таких рассказах события совершаются в рождественские дни (уточним: в Сочельник, т.е. 6 января по новому стилю и 24 декабря по старому – уточнение мое,О.О.)»; «всюду радостное ожидание праздника, Но где-то, может быть, совсем рядом, человеческое горе, нищета, отчаяние»4.И вот этот мир нищеты и отчаяния в ночь Рождества Христова обязательно озаряется чудом:

«В таких рассказах всегда происходит чудесная встреча»5.

Далее автор учебника помогает учителю при анализе текста расставить акценты:
а/ «Семья Мерцаловых оказалась на краю бездны: в их каморке царит ужасная нищета с ее запахом6 » «керосинового чада, детского грязного белья и крыс»7. На это надо обратить внимание детей, чтобы понятие милосердия не стало для них легковесным: тому, кто дурно пахнет труднее благотворить.

б/ Авторы учебника ставят важный для комментария эпизода чуда вопрос: «Как же автор покажет чудо?»8 Когда началось чудо? Как оно происходило? Сразу ли жаждущий чуда Мерцалов понял, что оно с ним произошло?

в/ В статье не только указывается главный эпизод рассказа, но раскрывается его духовно-нравственный смысл: «…все пропало, все безнадежно. И тогда отец решил опять уйти на улицу, и во что бы то ни стало раздобыть денег на лекарство умирающей дочке. Это и есть самый решающий эпизод в рассказе: в самый безнадежный момент человек должен совершить последнее усилие, и тогда…»9 совершиться чудо. «Через этот эпизод Куприн стремиться донести до нас вечную истину: даже в самой глубине тьмы и отчаяния мы должны верить и надеяться».10

г/ Имя чудесного доктора, замечательного русского врача Н.И.Пирогова автор статьи, как и А.И.Куприн, называет в конце и объясняет, зачем о нем надо говорить на уроке:«Участие в истории Куприна реального Пирогова свидетельствует о том, что описанный случай – правда. А значит, чудо было, и чудеса бывают, и всегда случаются»11 . А ниже статьи задание: проверь себя: рождественский рассказ. Замечательное сочетание, позволяющее в результате сделать вывод: чудо происходит в Рождество Христово с человеком, оказавшимся на грани отчаяния, но последнее усилие совершившим: «… ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий… ищущий находит, и стучащему отворят». (Мф.,7 7-8)

Перед чтением рассказа авторы предлагают: «Обратись к словарю и определи значение слова « милосердие»12. Если это будет «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, то ученики найдут определения идеально соответствующие духовно-нравственному содержанию рассказа: «Милосердие – любовь на деле, жалостливость, мягкосердие»13.Потом это «мягкосердие» отзовется в ответе на вопрос В5 : «Как особенности речи и портрет незнакомого старика характеризуют его?»14 Вопрос помогает детям услышать, как звучит и выглядит милосердие: «голос мягкий, ласковый», «дружелюбный, но серьезный тон», «что-то ласковое и убедительное в голосе», «в необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов без малейшей утайки …передал свою историю».15

Кроме того, перед чтением рассказа авторы предлагают поразмышлять над вопросом: «Можно ли считать проблему милосердия главной в рассказе?»16 И если соединить эти размышления с работой над словарем В.И.Даля с однокоренным «милосердию» словом «милость», то мы будем иметь возможность душеполезного анализа купринского рассказа. «Милость, по Далю, - сниходительная любовь».17 Снисходительная – буквально сходящая вниз, т.е. туда, где дурно пахнет, где сырость, грязь и крысы, где люди одеты в отребье, глаза у них «провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца»18 Милосердие – это деятельная любовь к тем, мимо кого в чудесный сверкающий праздник большинство пробегает мимо или бьет по затылку, чтобы не мешали веселиться, ибо оскудела в людях такая любовь

( и в нас в том числе?). Действительно, проблема милосердия – основная в этом рассказе. Сходящая вниз любовь-ласка, любовь-действие живет в сердце доктора и это такая редкость, что доктор, действительно, чудесный.
На изучение рассказа «Чудесный доктор» программа отводит 1 час, поэтому учитель не может позволить роскошь комментированного чтения всего рассказа, но прежде чем задать рассказ для домашнего чтения может прочесть первый абзац и задать вопрос В 1 : «Зачем уже в первой строке рассказа Куприн подчеркивает, что все, рассказанное им, не является вымыслом?»19 Тогда ученики с большим доверием воспримут произведение: ведь это было на самом деле. Воспитательное воздействие «Чудесного доктора» усилится.

Для глубокого анализа духовно-нравственного содержания рассказа учителю вполне достаточно вопросов В и З после текста .

Например, вопрос В 4 останавливает наше внимание на пейзаже в зимнем саду. Мы знаем, как не любят пейзажи ученики до тех пор, пока не научатся их глубокому пониманию. Итак, авторы предлагают: «Перечитай внимательно пейзаж в зимнем саду. Укажи олицетворения, С какой целью автор использует этот прием?»20 Вот они, эти олицетворения: «Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад вдруг пробудили в… душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия и такой же тишины…»21

Олицетворения помогают нам почувствовать, что этот сад живой, в нем незримо присутствует настоящая жизнь без блеска огней и суеты вокруг развлечений и угощений, жизнь, полная величия, покоя, тишины и глубины.

Интересно, а почему деревья в ризах, а не в шубах, если дело только в том, чтобы сравнить снег с верхней одеждой? Значит, Куприн хочет вызвать в нашей памяти еще одно значение слова « риза»: облачение священников во время богослужения. Получается, что в этом дивном саду идет невидимая глазу служба Родившемуся Христу. Выбежав из дома попытаться еще просить милостыню ( « милостыня – подаяние Христа ради »)22 , измученный Мерцалов «машинально свернул в калитку»23 и оказался в саду, где «было тихо и торжественно»24 , и «нестерпимо возжаждал такой же тишины и такого же спокойствия».25 Христос уже обнял исстрадавшегося человека, но загнанный скорбями Мерцалов не сразу это ощутил. Поэтому читателю действительно важно внимательно прочитать пейзаж и подумать над олицетворениями в нем. Любовь Христова победительно подействует на героя, светясь в лице незнакомого старика.

В конце урока, отвечая на вопрос Е 1: «Считаешь ли ты , что семья Мерцаловых достойна чуда, которое с ними произошло?»26, мы вспомним этот бег Мерцалова за милостыней, за милостью, чтобы помиловали, т.е. пощадили, изъявили любовь и ласку. Он не знал, где найти эту любовь, но бежал за нею, пока были силы, а значит, имел надежду. И Бог откликнулся.

« Главное – никогда не падайте духом,»- этот совет чудесного доктора чудесно подтвержден рассказом.

И подводя итог урока, зададим вопрос Е 2: «Как следует понимать слова о том «великом, мощном и святом», что было в докторе Пирогове?»27

Полагаю, теперь дети скажут, что речь идет о душе доктора, которая была озарена светом Той Любви, что сошла на землю в день Рождества Христова и зовется милосердием.

Авторы поместили рассказ «Чудесный доктор» в раздел «Как человек относится к людям и ко всему живому», открыв его статьей «Идея и проблематика литературного произведения». В конце статьи сказано: «Бесконечны и разнообразны проявления нашей души. Читая литературу, учись находить лучшие из них и сопереживать добру».28 Чтобы эти верные и мудрые слова осуществились, авторы учебника сделали все возможное._


1 Г.В.Москвин Н.Н.Пуряева Е.Л.Ерохина «Литература.6 класс» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2.- М., «Вентана-Граф» 2009 -стр59 (далее ссылки на эту книгу)

2  Там же стр. 59

3Там же стр. 112, 113

4Учебник, стр. 112

5 Учебник там же

6 Учебник там же

7 Учебник стр. 117

8 Учебник стр. 113

9 Учебник там же

10 Учебник там же

11 Учебник там же

12 Учебник стр. 114

13 В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка».том 2-М., «Русское слово»,2002,стр. 326,даллее сноски на эту книгу

14 Учебник стр. 125

15 Учебник стр.121-122

16 Учебник стр. 114

17 В.И.Даль там же стр. 326

18 Учебник стр. 118

19 Учебник стр. 125

20 Учебник стр. 125

21 Учебник стр. 120

22 В.И.Даль стр.326

23 Учебник стр. 120

24 Учебник там же

25 Учебник там же

26 Учебник стр. 125

27 Учебник стр. 125

28 Учебник стр. 59


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconТема добра и милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»
Цель: формирование нравственных ценностей на основе анализа рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconРассказ о своей семье Русский язык
Литературное чтение — выразительное чтение произведения А. Н. Куприна «Слон», дать характеристику одному из главных героев, стр....
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconПрограмма: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени»
...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconУрока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconСтатья первая
Субетто А. И., доктор экономических наук, доктор философских наук, Заслуженный деятель науки рф, профессор
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Рецензия как один из жанров публицистического стиля»
Работа с рецензией на рассказ А. И. Куприна «Анафема» и составление собственной рецензии
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconСтатья «Особенности изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Восьмиклассники обогащают свои представления о Лермонтове-художнике, знания о теме и идее литературного произведения, о воплощении...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconАудирование (30 минут) в тесте по аудированию перед каждым заданием...
В тесте по аудированию перед каждым заданием дана пауза с тем, чтобы вы смогли просмотреть вопросы к заданию, а также паузы после...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconВведение в методику демоскопии
Перевод с немецкого, вступительная статья – доктора философских наук С. Н. Масурова
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconСтатья студентки 4-го курса, специальности государственное и муниципальное...
В общем случае плагиатом является умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconУрок по литературе 5 класс Тема: «Человек обострённой совести и герои его произведения»
Продолжить работу по изучению произведения и биографии В. М. Гаршина. Привлечь внимание к ситуации, в которой могут пострадать люди,...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconВыбрана обучающейся в соответствии с личным интересом к творчеству А. И. Куприна
...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconКонспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество»
Рассказ В. В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» icon"Иосиф Прекрасный". Уроки батюшки Артемия. Выпуск 4
Описание: Перед вами рассказ протоиерея Артемия Владимирова о великом ветхозаветном святом- иосифе Прекрасном. Размышляя над основными...
В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом этого произведения «Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» iconПояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск