Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира





Скачать 377.68 Kb.
НазваниеПояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира
страница1/3
Дата публикации03.12.2014
Размер377.68 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

п. Ханымей Пуровского района


Рассмотрена на заседании

УТВЕРЖДАЮ

методического совета

Протокол № 1

«31» августа 2012г.

Директор МБОУ ДОД «ДДТ»

п. Ханымей

___________ М.Г. Крылосова



« _ » ______ 2012 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«БУМАЖНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 6-12 лет

Разработал: Ситдикова Галина Андреевна,

педагог дополнительного образования


п. Ханымей

2012 год

Пояснительная записка
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А.Сухомлинский
В настоящее время все острее ощущается необходимость в людях, способных творчески мыслить, искать новые пути решения тех или иных проблем, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста.

Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях конструирования. Занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.

Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую практику, так как через привлекательную для детей деятельность способствуют гармоничному развитию их личности. Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь.  Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. В процесс создания фигурки оригами вовлекаются самые разнородные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата (в том числе для игры или подарка, сделанного своими руками). Если воспитанник утомляется, он может переключиться на другой элемент работы: от складывания переходит к игре с готовой фигуркой, рисует последовательность складывания понравившейся фигурки оригами, читает новые схемы, компонует готовые элементы в панно. Такая смена внимания предупреждает перенапряжение и переутомление воспитанников при насыщенной и разнообразной моторной и мысленной работе.

Работа с бумагой - наименее хлопотное дело в отличие от других видов изобразительной деятельности. Небольшой перечень простых инструментов, наличие бумаги – все это не составит трудностей в организации занятий конструированием.

Бумагопластика позволяет создавать полу объемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей, они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения.

Образовательная программа «Бумажное моделирование» рассчитана на младшую возрастную категорию обучающихся (6-12 лет). Разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы УДОД.

Образовательная программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.

Дополнительная образовательная программа «Бумажное моделирование» наиболее полно охватывает различные виды конструирования из бумаги: оригами, аппликация, квиллинг, модульное оригами. В основу программы включается работа с бумагой – материалом, обладающим конструктивными и пластическими свойствами и знакомым каждому ребенку.

Основная идея данной программы  создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация.

Практическая значимость заключается в интеграции двух образовательных областей: конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении интерьеров, создании макетов книг, прослеживается взаимодействие двух деятельностей: конструкторской и изобразительной.

При работе с бумагой по данной образовательной программе воспитанники познакомятся со следующими техниками:

- оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги;

- аппликация — техника декоративно-прикладного искусства (отрывная аппликация, плоскостная, объемная, с элементами оригами, аппликация из полосок, коллаж); вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

- квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции;

- модульное оригами - техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Занятия детей в студии продуктивной деятельностью создадут уникальную основу для самореализации личности. Главной задачей педагога, проводящего занятия, является забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Образовательная программа «Бумажное моделирование» является программой нового поколения, так как основой для полного погружения в изучаемый исторический период времени предусмотрено использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) и методов проектно-исследовательского обучения.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения художественным способом конструирования из бумаги.

Задачи программы

Обучающие:

- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга, оригами;

- обучать различным приемам работы с бумагой;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, оригами, аппликации.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развивать пространственное воображение.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к искусству бумажного моделирования;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, на которых основана данная программа:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Бумажное моделирование», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения, основана на постепенном углублении знаний и умений. Реализация поставленных задач производится поэтапно.

1 этап – ознакомительный – рассчитан на один учебный год, 144 часа в год с одной группой воспитанников 6-9 лет. На первом году знакомятся с основами оригами, учатся разбираться в схемах, условных обозначениях, описаниях хода работы при изготовлении изделий.

2 этап – совершенствования – рассчитан на один учебный год, 144 часа в год с одной группой воспитанников 9-11 лет. Предусматривает дальнейшее совершенствование знаний и умений. Изготавливают аппликации из видов многогранной техники аппликаций (отрывная аппликация, плоскостная, объемная, с элементами оригами, аппликация из полосок, коллаж).

3 этап – закрепительный – рассчитан на один учебный год обучения, 144 часа с одной группой воспитанников 11-12 лет. Предполагает дальнейшее расширение знаний и умений в области бумагопластики. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для самообразования и самовоспитания. На последнем этапе создаются композиции, поделки, открытки с помощью техник квиллинг и модульного оригами. Дети опираются на предложенный образец.

Режим занятий


Этапы обучения

Кол-во часов \ занятий в неделю

Общее кол-во часов

1 год обучения

2\2

144

2 год обучения

2\2

144

3 год обучения

2\2

144


В программе отводятся часы на индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки к конкурсам и мероприятиям или для занятий с воспитанниками, которые по каким-либо причинам отстали от программы, а также с высокомотивированными детьми.

Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек.

Занятия состоят из теоретической части – рассказ педагога, изучение чертежей, образцов и т.д.; вторая часть – практическая (изготовление изделий). Объяснение материала следует сочетать с применением наглядных пособий, технологических карт. Для того чтобы увлечь детей, нужно первые занятия начинать с изготовления простых моделей. Работа над ними не сложна и не требует много времени.

На занятиях важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Программа предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно.

Для наилучшей активизации деятельности детей рекомендуется сочетать различные формы и методы обучения.

Наиболее приемлемые формы и методы:

- практическая работа,

- творческая работа,

- создание самостоятельных творческих работ и работ по шаблону на основе теоретических знаний;

- подготовка к выставке.

Ожидаемые результаты

По завершению изучения программы воспитанники должны знать:

- свойства различных видов бумаги;

- материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;

- различные виды красок для работы по бумаге;

- виды технологий их выполнения;

- технологию изготовления изделий в технике оригами, аппликация, квиллинг, модульное оригами.

По завершению изучения программы воспитанники должны уметь:

- пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;

- выполнять различные формы для выполнения изделий;

- читать и записывать схемы оригинальных поделок;

- самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;

- выполнять эскизы декоративной отделки изделий;

А также у детей должны быть воспитаны любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость, интерес к декоративно-прикладному искусству.

Способы проверки результатов

Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с помощью следующих методов диагностики:

- устный опрос,

- наблюдение,

- анкетирование, тестирование,

- практическое задание,

- просмотр работ,

- опросы в игровых формах: кроссворд, конкурсы, импровизированные экскурсии.

А также при оценке знаний и умений учитывается факт участия в выставках-конкурсах декоративно-прикладного творчества, стабильность посещения занятий и интерес к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается удовлетворенность работой в творческом объединении детей и родителей на основе собеседований, анкет.

Формы подведения итогов реализации программы:

- организация и проведение выставок в Доме детского творчества;

- организация и проведение тематических выставок;

- мастер-класс;

- открытое занятие;

- защита творческих проектов;

- просмотр-защита индивидуальных итоговых работ.
Учебно-тематический план

первого года обучения



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Оригами












Вводное занятие. Материалы, инструктаж по т/б.

2

1

1



Изготовление модели «Кузнечик»

2

1

1



Изготовление модели «Тюльпан»

2




2



Изготовление модели «Цветка»

2




2



Изготовление модели «Ирис»

2




2



Изготовление модели «Голова цыпленка»

2




2



Изготовление модели «Голова медведя»

2




2



Изготовление модели «Простой самолет»

2




2



Изготовление модели «Божья коровка»

2




2



Изготовление модели «Муравей»

2




2



Изготовление модели «Попугай»

2




2



Изготовление модели «Голубь»

2




2



Изготовление модели «Голубь почтовый»

2




2



Изготовление модели «Воробей»

2




2



Изготовление модели «Пингвин»

2




2



Изготовление модели «Цветная вертушка»

2




2



Изготовление модели «Простая лодка»

2




2



Изготовление модели «Двойная лодка»

2




2



Изготовление модели «Яхта»

2




2



Изготовление модели «Катамаран»

2




2



Изготовление модели «Тюлень»

2




2



Изготовление модели «Слон»

2




2



Изготовление модели «Кит»

2




2



Изготовление модели «Лягушка»

2




2



Изготовление модели «Шлем самурая»

2




2



Изготовление модели «Фотоаппарат»

4

1

3



Изготовление модели «Водяная бомба»

2




2



Изготовление модели «Елка»

6

1

5



Изготовление модели «Звезда»

4

1

3



Изготовление модели «Рождественский сапог»

2




2



Изготовление модели «Гирлянда»

6

1

5



Изготовление модели «Бабочка»

2




2



Изготовление модели «Райская птица»

2




2



Изготовление модели «Лебедь»

2




2



Изготовление модели «Жук»

2




2



Изготовление модели «Конфетница»

4

1

3



Изготовление модели «Простая корзина»

4

1

3



Изготовление модели «Коробочка»

4

1

3



Изготовление модели «Звезда-12 лучей»

4

1

3



Изготовление модели «Лисенок»

2




2



Изготовление модели «Летучая мышь»

2




2



Изготовление модели «Корзина для цветов»

6

1

5



Изготовление модели «Веер»

2




2



Изготовление модели «Павлин»

4

1

3



Изготовление модели «Кит»

2




2



Изготовление модели «Крокодил»

6

1

5



Изготовление модели «Цветочный шар»

8

1

7



Изготовление модели «Заяц с морковкой»

4

1

3



Изготовление модели «Кувшинка»

4

1

3



Изготовление модели «Салфетница»

4

3

3



Итоговое занятие. Выставка

2




2




Итого:

144

17

127


Содержание курса первого года обучения

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconМосковский государственный областной университет (мгоу)
Исторические науки и археология, по специальности 07. 00. 03 – Всеобщая история (история древнего мира и средних веков). По окончании...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка Целью
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconРабочая программа по технологии 2 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа 2 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т е учебная трудовая...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено...
Освоение знаний: о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает...
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе...
...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconИстория Древнего мира. 5 класс
Пояснительная записка с. 3
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка Введение в пятом классе историческое образование...
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconИсследователь. Преподаватель-исследователь
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью...
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка Общая характеристика курса
Тот урок хорош, где ребёнок самостоятельно работает все 40минут. Сегодня сам работа – это способ добывания новых знаний
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира icon1. этапы развития и предмет экономической теории
Экономическая теория. По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Исследователь», «Преподаватель-исследователь»
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка Статус документа рабочая программаразработана...
«История Древнего мира 5 кл.» под ред. А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. М. Просвещение, 2013 г
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира iconПояснительная записка
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Пояснительная записка Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира icon1. Пояснительная записка
У детей появляется другое видение мира, отражающее значимость и взаимосвязь конкретных явлений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск