Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний





Скачать 109.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний
Дата публикации17.11.2014
Размер109.79 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
c:\documents and settings\user\мои документы\программы 2013 - 2014\новая папка\документ 00222.jpg

Пояснительная записка.

Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • Освоение знаний: о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира.




  • Овладения умениями: обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных биологических технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах.



  • Развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, гипотез в ходе работы с различными источниками информации.




  • Воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде и собственному здоровью.




  • Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдения мер профилактики заболеваний и правил поведения в природе.


Исходными документами для составления рабочей программы являются:
1) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденные Министерством образования РФ от 09.03.2004г. №1312.

2) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089.
3) Программа (Захаров В.Б. «Общая биология. 10-11 кл» в Сборнике нормативных документов. Биология. – М,: Дрофа, 2004 г.), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерных программ;
4) Примерный учебный план вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Ярославской области от 28.05.2009 г. №2116/01-10.
5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год от 19.12.2012г. № 1067.
6) Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебный году.

Учебно-методический комплект.

  1. Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 кл.

  2. Захаров В.Б. и др. Общая биология. 10 кл. – М.: Дрофа, 2008 г.

  3. Козлова Т.А. и др. Общая биология. 10-11 кл. Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2001 г.

  4. Никишов А.И., Петросова Р.А. и др. Биология в таблицах для 6-11 классов. – М.: Илекса, 1998 г.


Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

- основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, учения В.И. Вернадского;

- строение биологических объектов (вид и экосистема);

- сущность биологических процессов (действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, круговорота веществ в биосфере, превращения энергии и веществ в экосистема);

- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

Уметь:

Объяснять: -роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира (эволюцию животного и растительного мира, происхождение человека);

- взаимоотношения организма и среды, взаимоотношения между организмами, взаимосвязь природы и общества;

- основные закономерности эволюции;

Составлять: схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цели питания);

Описывать: особей видов по морфологическому критерию;

Выявлять: приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах;

Сравнивать: природные экосистемы и агросистемы; естественный и искусственный отборы; пути достижения биологического прогресса;

Находить: информацию о биологических объектах в различных источниках и оценивать её.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В связи с тем, что в 2013-2014 учебном году не был открыт 11 класс (не набрано 9 человек), поэтому обучение биологии будет осуществляться через индивидуальные занятия с учащимися. Для них будут проводиться индивидуальные консультации, но основной объем работ будет выполняться дома. Учащиеся пишут рефераты, готовят сообщения, составляют проекты.

Основной формой контроля останутся зачеты. Они проводятся после изучения одной или нескольких тем. К зачету допускаются учащиеся, выполнившие все положенные по плану лабораторные, практические и контрольные работы. Зачеты позволяют привести в систему и оценить имеющиеся у учащихся знания.

Рабочая программа рассчитана на 20 часов.


Тематическое планирование (20 часов)




Наименование тем

Всего

час

Из них

Практические

работы

Лабораторные работы

Контрольные

работы

1

1.1
1.2.

1.3.
1.4.
1.5.

Раздел I. Эволюционное учение.

Развитие представлений об эволюции живой природы до Дарвина.

Дарвинизм.

Микроэволюция. Синтетическая теория эволюции.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

Контрольная работа №1 по теме «Эволюционное учение».

Зачет №1

8

1
2

2
2
1





№ 1

№ 2, 3

№1

2

2.1.
2.2.

Раздел I I. Развитие органического мира

Основные черты эволюции животного и растительного мира.

Происхождения человека.

3

2
1


№1
№2





3
3.1.
3.2.

3.3.

3.4.

Раздел I I I. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Понятие о биосфере. Жизнь в сообществах.
Взаимоотношения организма и среды.

Взаимоотношения между организмами

Контрольная работа №2 по теме «Развитие органического мира и взаимоотношения организма и среды».

Зачет№2

6
1
3

1

1

№3,4


№4,5



№2

4

4.1.
4.2.

Раздел I V. Биосфера и человек.

Взаимосвязь природы и общества. Охрана природы.

Бионика.

3

2
1


№5,6









Итого:

20

6

5

2


Поурочное планирование по биологии 11 класс (базовый уровень) – 20часов.





п/п

урока в теме

Темы

Практическая часть

Дата

Раздел 1. Эволюционное учение (8часов)

1. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина (2 часа)

1

1

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период.

Работы К.Линнея. Первые русские эволюционисты.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.







2. Дарвинизм (2 ч.)

2


2


Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Основные положения теории Дарвина.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.







3


3


Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование. Изменчивость.

Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида.

Л/Р№1 «Выявление изменчивости особей одного вида».

Л/Р №2 «Описание особей по морфологическому критерию».




3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. (2 ч.)

4


4


Синтетическая теория эволюции. Эволюционная роль мутаций.

Генетические процессы в популяциях.

Формы естественного отбора в популяциях.







5


5


Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании.

Пути и скорости видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Л/Р №3 «Изучения приспособленности организмов к среде обитания».




4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. (2 ч.)

6

6

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.







7


7


Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

Результаты эволюции - основа устойчивости биосферы. Многообразие видов, органическая сообразность, постепенное усложнение организации.







8

8

К\р № 1 «Эволюционное учение».

Зачёт №1 по теме «Эволюционное учение».







Раздел 2. Развитие органического мира (3часов)

1. Основные черты эволюции животного и растительного мира (2 ч.)

9


1


Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотезы.

Современные взгляды на возникновение жизни.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

П/Р№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».




10

2

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

Многообразие органического мира. Принципы современной классификации.







2. Происхождение человека (1 ч.)








11



1

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе органического мира.

Предпосылки и основные этапы эволюции человека. Предшественники человека. Древнейшие люди.

Древние люди – неандертальцы.

Современные люди – кроманьонцы.

Расы человека.

Видовое единство человечества. Антинаучная сущность расизма.

П/Р№2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».




Раздел 3. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (6 часов)

1. Понятие о биосфере. Жизнь в сообществах (1 ч.)

12

1

Биосфера. Учение В.И.Вернадского.

Состав, структура и компоненты биосферы.
















Понятие о сообществе. Формирование сообществ живых организмов.







2. Взаимоотношения организма и среды (3 ч.)

13


2


Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

Биоценозы. Компоненты биоценозов.

Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.







14


3


Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.

Поток энергии, пищевые цепи.

Экологические пирамиды.

Причины устойчивости экосистем.

П/Р№3 «Составление схем передачи веществ и энергии».

Л/Р№4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»




15

4

Система экосистем. Влияние человека на экосистемы. Агроценозы. Экосистемы своей местности.

Л/Р№5 «Выявление антропогенного изменения экосистем своей местности».

П/Р №4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности».




4. Взаимоотношения между организмами. (1 ч.)

16



5



Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения.

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения: симбиоз, кооперация, мутуализм, комменсализм.













17

6

Контрольная работа №2 по теме «Развитие органического мира и взаимоотношения организма и среды».

Зачет №2 по теме: «Развитие органического мира и взаимоотношения организма и среды».







Раздел 4. Биосфера и человек. (3часа)

1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. (2 ч.)

18

1

Человек – элемент биосферы.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды

П/Р№5 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения».




19


2



Правила поведения человека в природной среде.

Проблемы рационального природопользования. Охрана природы (заповедники, заказники, Национальные парки, Красная книга).

П/Р№6 «Решение экологических задач».




2. Бионика (1 ч.)

20

3

Бионика: использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка содержание среднего (полного) общего образования...
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение...
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка изучение информатики и информационных технологий...
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных...
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на...
Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Формирование у учащихся знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Изучение информатики и информационно-коммуникационных...
...
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconРабочая программа 11 класс (2 часа в неделю всего 70 часов резерв 4ч.) Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний
...
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение биологии на базовом уровне основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение биологии на базовом уровне основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение биологии на базовом уровне основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний iconПояснительная записка Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск